Фото: Стас Левшин

7 мая, в день рождения одного из крупнейших композиторов XIX века, Иоганнеса Брамса, в Большом зале Петербургской филармонии прозвучат оба фортепианных концерта, написанных композитором: на сцене – Заслуженный коллектив России под управлением народного артиста России Феликса Коробова, солист – известный петербургский пианист Петр Лаул. Музыканты не впервые представят собрание фортепианных концертов одного автора в одной программе: в 2021 году они исполнили все пять фортепианных концертов Бетховена в один вечер.

Иоганнес Брамс – эстетический наследник великого Бетховена: во второй половине XIX века, когда композиторы были увлечены сочинением одночастных, поэмных, программных пьес, он сохранял верность чистой музыке и циклической форме. Находились те, кто обвинял Брамса в старомодности, но время все расставило по местам, сегодня его симфонии и фортепианные концерты – важнейшая часть мирового симфонического репертуара.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1858) стал первым крупным оркестровым сочинением Брамса. Судьбоносным для молодого композитора стало знакомство с Робертом и Кларой Шуманами в 1853 году: Роберт – один из крупнейших немецких композиторов своего времени – провозгласил юношу гением, тем самым прославив его имя и возложив на него колоссальную ответственность, он же побуждал молодого автора к созданию крупной оркестровой формы. Важность этого человека для Иоганнеса была необычайной. Известно, что вскоре после попытки Шумана покончить с собой, за которой последовало принудительное помещение его в дом для душевнобольных, Брамс сделал первые наброски драматических, мятежных тем, которые в итоге вошли в его первый фортепианный концерт.

Второй концерт появился на свет спустя долгие двадцать два года после Первого, за это время автор из хрупкого и застенчивого юноши превратился в признанного мастера. Разница жизненных обстоятельств и самоощущения композитора нашла отражение в характере концертов: Первый – воплощенный порыв, Второй – зрелая уравновешенность.

Не будет преувеличением сказать, что важную роль в создании обоих концертов сыграла Клара Шуман. Безусловно, соблазн связывать самую проникновенную брамсовскую лирику с образом этой выдающейся пианистки, незаурядного композитора и супруги Роберта Шумана велик: немногочисленные дошедшие до нас письма свидетельствуют о том, что, еще юношей влюбившись в Клару, Брамс пронес чувство к ней, как бы оно ни менялось с годами, через всю жизнь. Однако о связи фортепианных концертов с Кларой можно говорить и в самом конкретном смысле: Брамс сам признавался, что медленная часть Первого концерта – не что иное, как ее «нежный портрет», а проникновенная мелодия виолончели, открывающая медленную часть Второго концерта восходит, по мнению исследователей, к Фортепианному концерту самой Клары.

Феликс Коробов – главный дирижер Московского театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Сотрудничал с выдающимися балетмейстерами – Джоном Ноймайером, Олегом Виноградовым, Юрием Григоровичем. Ввел в театре практику симфонических концертов, представив вечера музыки Рахманинова, Равеля, Шостаковича, Бетховена и др. В качестве солистов в концертах оркестра театра участвовали Пауль Бадура-Шкода (Австрия), Дмитрий Башкиров, Денис Мацуев, Саяка Сёдзи, Хибла Герзмава, Сергей Лейферкус, Владимир Галузин и другие исполнители. В московском театральном репертуаре Феликса Коробова свыше 30 оперных спектаклей, в том числе пять опер Н.А.Римского-Корсакова, оперы Чайковского, Россини, Пуччини. Сотрудничал с симфоническими оркестрами в России, в Германии, Финляндии, Италии, Китае, Эстонии, Латвии, Испании, Грузии, США. Первый исполнитель (как виолончелист и дирижер) многих произведений современных композиторов. С 2017 года сотрудничает с театром alla Scala — постановки «Онегин» (2017), «Манон» (2018), «Спящая красавица» (2019), Баланчин/Килиан/Бежар (2019), «Онегин» (2019).

Пётр Лаул – один из самых известных и востребованных петербургских пианистов: он концертирует не только в лучших залах Санкт-Петербурга и Москвы – в Большом и Малом залах Петербургской филармонии, Концертном зале Мариинского театра, Большом и Малом зале Московской консерватории, Концертном зале им. П.И. Чайковского, Светлановском и Камерном залах Московского дома музыки, но и на престижных концертных площадках Парижа, Нью-Йорка, Амстердама, Утрехта, Бремена, Базеля, Монпелье, Токио, Брюсселя, Монако и Лиона. Пианист активно сотрудничает с Radio France Classique (Франция), Radio Bremen (Германия), радио «Орфей» (Россия), а также с телеканалами Arte (Франция), «Культура», «РТР» и «Санкт-Петербург — 5 канал» (Россия). Записи Петра Лаула выпущены фирмами Naxos, Aeon, Onyx, Harmonia mundi, Querstand, Integral Classic, King Records. Среди значительных работ в этой сфере – диски с записью произведений Скрябина (2006), всех трио и виолончельных сонат Брамса (2007, 2008), скрипичных сонат и трио Шумана (2010).

Фото: Стас Левшин

27 апреля в Большом зале Петербургской филармонии абонемент «Мастер и Маргарита», посвященный 50-летию публикации полной версии романа Булгакова в СССР, продолжился исполнением монументальных «Страстей по Иоанну» Иоганна Себастьяна Баха – сочинения,  описывающего последние события земной жизни Христа – те, что составляют одну из сюжетных линий романа. Исполнение было приурочено к 300-летию со дня премьеры «Страстей», состоявшейся в апреле 1724 года в Лейпциге.

Фрагменты романа прочел народный артист России Николай Мартон, музыка Баха прозвучала в исполнении Камерного оркестра Заслуженного коллектива России и Хора Петербургской консерватории под управлением известного немецкого дирижера Лео Кремера, солисты – сопрано Александра Репина, меццо-сопрано Дарья Рябоконь, тенор Егор Семенков, баритон Иван Васильев, бас Юрий Мончак.

«Я родился в Германии, и, когда мне было восемь-девять лет, я слушал эту музыку в церкви, пел мальчишкой в хоре – и с тех пор, когда я обращаюсь к этой партитуре, чувствую, что я будто возвращаюсь в свой дом, в детство, каким его помню, – рассказал Лео Кремер, – Эта музыка не только для церкви, церкви Святого Фомы в Лейпциге, это послание для людей по всему миру. И для меня это настолько удивительное ощущение и большое счастье – работать с этим оркестром, этим хором, солистами. Это дар божий для всех нас, и это удивительный момент в жизни каждого из нас. У нас как будто бы есть антенна, чтобы принять это послание. И что нам еще остается? Только одно — каждое утро благодарить за такое чудо». 

Страсти, созданные Иоганном Себастьяном Бахом, стали вершиной в многовековой истории развития жанра, до наших дней дошли две партитуры – «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну». Монументальное целое Страстей складывается из звучания проникновенных, поразительной красоты арий, драматических хоров, сосредоточенных хоралов и речитативов Евангелиста. Выстроив из этих компонентов стройную композицию, Бах создал один из величайших шедевров в истории музыки, сочетающий высоту религиозного чувства с захватывающей театральностью повествования.

Абонемент Петербургской филармонии «Мастер и Маргарита» объединяет шесть разножанровых программ: наряду с симфоническими концертами в исполнении оркестров филармонии в его программе состоялись джазовый концерт и хоровой концерт-перформанс.

Название каждой из программ абонемента, как и их содержание отсылает к темам, образам или ситуациям романа: здесь и знаменитые вальсы Штрауса, звучавшие на балу у Воланда, и сцена массового помешательства конторских работников, против воли распевающих «Славное море – священный Байкал», и фокстрот «Аллилуйя», под который неистово танцевали еще ничего не подозревающие члены МАССОЛИТа в тот роковой день, когда Аннушка разлила масло… Текст романа в концертах абонемента звучит в исполнении известных актеров – Александра Галибина, Андрея Урганта, Николая Бурова.

Завершится абонемент в мае программой «Великий бал полнолуния»: музыка Гуно, Сен-Санса, Мусоргского, Вьетана и Иоганна Штрауса прозвучит в исполнении Академического симфонического оркестра филармонии под управлением Максима Алексеева, солист – скрипач Андрей Зубенко, фрагменты романа «Мастер и Маргарита» прочтут Александр Галибин и Ирина Савицкова.

Фото: Анна Флегонтова

23 апреля в Большом зале Петербургской филармонии вместе с Академическим симфоническим оркестром под управлением известного азербайджанского дирижера Эйюба Кулиева выступили выдающиеся пианисты: народный артист СССР, Лауреат Государственной премии Азербайджанской ССР, композитор и педагог Фархад Бадалбейли и народный артист Азербайджана Мурад Адыгезалзаде. Концерт прошел при поддержке Министерства культуры Азербайджанской Республики.

В программу вошли сочинения крупнейших азербайджанских композиторов XX века: симфонические гравюры «Дон Кихот» Кара Караева, созданные на основе музыки композитора к одноименному кинофильму Григория Козинцева, а также Концерт для фортепиано с оркестром на арабские темы, написанный Фикретом Амировым в соавторстве с Эльмирой Назировой. В нем наряду с использованием подлинных арабских мелодий применяются характерные для азербайджанской музыки принципы развития, средствами симфонического оркестра имитируется звучание арабских инструментов. 

Также в этот вечер прозвучали знаменитое Итальянское каприччио Петра Чайковского и – впервые в Петербурге – Сюита № 2 для двух фортепиано Сергея Рахманинова в версии для двух фортепиано с оркестром Александра Варенберга.

«В программу включили музыку двух наших самых выдающихся композиторов – и сочинения величайших композиторов России и всего мира – Рахманинова и Чайковского. При этом версию сюиты Рахманинова для двух фортепиано с оркестром специально по нашей просьбе сделал Александр Варенберг, – рассказал Фархад Бадалбейли, – Важно отметит, что Кара Караев связан с Петербургом: он – ученик Дмитрия Шостаковича, здесь, в Мариинском театре, состоялась премьера его балета “Тропою грома” – я был тогда ребенком, но помню, как приезжал тогда в Ленинград, в начале шестидесятых. В целом, наши музыкальные связи с Петербургом очень прочные, это родной и любимый для нас город».

18 и 19 апреля в Перми прошли посвященные теме блокады лекции доктора исторических наук, заместителя директора Петербургской филармонии Юлии Кантор. Лекции состоялись в рамках Пермского краевого плана мероприятий, посвященных 80-летию полного освобождения Ленинграда от блокады. Регион в годы Великой Отечественной войны принял наибольшее количество учреждений культуры, эвакуированных  с берегов Невы.  

18 апреля в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете Юлия Кантор, являющаяся членом Пермского краевого оргкомитета по проведению мерприятий, посвященных юбилею, выступила с лекцией «Отзвук Ленинграда. Музыкальные учреждения в эвакуации: Урал, Приуралье, Сибирь, Узбекская ССР». На следующий день учащиеся Пермского хореографического училища, появление которого стало следствием эвакуации в Молотов (Пермь) Ленинградского хореографического училища (Академии русского балета  им А.Я.Вагановой) и Театра оперы и балета им С.М.Кирова (Мариинского театра), а также учащиеся художественного училища, музыкального колледжа и Гимназии имени С.П.Дягилева  услышали лекцию «Звуки блокадного города. Музыка в эфире, на сцене, на линии фронта». В режиме онлайн к встрече также присоединились и учащиеся Белорусской государственной хореографической гимназии-колледжа (Минск).

«Молодежь должна знать историю, это то, что связывает поколения. Историю обязательно нужно изучать во всей ее полноте, это принципиально важно для создания единого информационного пространства исторической памяти, – отмечает Юлия Кантор, – Лекции были адаптированы для молодых слушателей – и получили у этой аудитории очень живой отклик, я получила массу вопросов, касавшихся быта эвакуированных музыкантов, их связей с регионами, которые их приняли и стали им не только второй родиной, но и местом спасения, ребят интересовало, где были семьи ленинградских музыкантов, которые оставались в блокадном городе – и многое другое».

Учебные заведения, организовавшие лекции, а также авторы лучших вопросов получили в дар книгу «Побратимы», посвященную регионам, принявшим эвакуированных ленинградцев: автором ее идеи и ответственным редактором была Юлия Кантор. 

27 января, в день 80-летия освобождения Ленинграда от блокады, в Большом зале Петербургской филармонии в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии, народного артиста России Николая Алексеева прозвучала Седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича. Перед концертом состоялась презентация изданной под эгидой Петербургской филармонии книги Юлии Кантор «Ленинградская симфония. Партитура памяти» – первого целостного повествования об исполнениях Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича в годы Второй мировой войны. Один из ключевых сюжетов книги – легендарная блокадная премьера симфонии в осажденном Ленинграде. Она состоялась 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии в исполнении Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета, ныне — Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии. 5 апреля презентация книги прошла в Минске.

Фото: Марина Кузнецова

18 апреля в Большом зале Петербургской филармонии музыка русских и иранских композиторов прозвучала в исполнении Молодежного камерного оркестра Заслуженного коллектива России, в составе которого также выступили музыканты из Исламской Республики Иран. Концерт прошел под управлением руководителя и дирижера Молодежного камерного оркестра Ярослава Забояркина, солировал известный петербургский виолончелист Дмитрий Ганенко. Концерт состоялся в рамках проекта «Музыкальный мост Санкт-Петербург – Тегеран», который реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Важную роль в организации проекта играет Посольство Российской Федерации в Исламской Республике Иран.

После выступления на исторически самой важной сцене России – в Большом зале Петербургской филармонии – музыканты дадут концерт в тегеранском The Vahdat Hall – на главной академической площадке столицы Исламской Республики Иран. 

«В рамках такого совместного международного проекта должна звучать музыка, вызывающая отклик у представителей любых культур – максимально известная, понятная, затрагивающая основные человеческие чувства, – рассказал Ярослав Забояркин, – Конечно, в этот вечер мы не могли не исполнить сочинение Михаила Глинки – основоположника русской классической музыки, совершенно невозможно представить подобный концерт и без музыки одного из самых исполняемых русских композиторов – Петра Чайковского. Выбирая же для программы сочинения иранского композитора, мы помнили о важнейшей миссии нашего оркестра – исполнять современную музыку, написанную в XX и XXI веках, поэтому выбрали музыку композитора XX века Самина Багчебана». 

В программу концерта вошли «Камаринская» Глинки, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром и Серенада для струнных Чайковского, пьесы для струнного оркестра «Руины» и «Солнце» Самина Багчебана – выпускника Тегеранской консерватории, получившего образование также в Государственной консерватории Анкары.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»