Роман Насонов. Фото: Стас Левшин

2 и 4 июля Малый зал Петербургской филармонии принял три события совместного проекта старейшей концертной организации и крупнейшего музыкального вуза России: студенты и ассистенты-стажеры Факультета исторического и современного исполнительского искусства представили в роскошных интерьерах бывшего Дома Энгельгардта музыку Ренессанса и барокко. Участие во всех событиях – двух концертах традиционного формата и концерте-беседе – принял известный музыковед, специалист в области истории старинной музыки, доцент Московской консерватории Роман Насонов.

Проект ознаменовал начало сотрудничества Петербургской филармонии и Московской консерватории: Соглашение, закрепляющее это сотрудничество, было подписано директором Петербургской филармонии Ильей Черкасовым и и. о. ректора Московской консерватории Александром Соколовым 25 июня.

«Сочетание великолепных интерьеров Дома Энгельгардта и старинной музыки, которую исполняют лучшие студенты Факультета исторического исполнительства, – важные составляющие нашего проекта, – рассказывает Роман Насонов. – Это первая ласточка, начало долгосрочного сотрудничества Петербургской филармонии и Московской консерватории, двух старинных и уважаемых российских культурных институций. В Москве, конечно, тоже немало замечательных исторических зданий и роскошных интерьеров, но такой красоты как в Малом зале Петербургской филармонии всё-таки не так много. Думаю, что именно в этих пространствах погружение в красоты старинной музыки особенно уместно».

Фото: Стас Левшин

Поздним вечером 2 июля в Малом зале филармонии танцевальная музыка XVI–XVII веков в исполнении Консорта блокфлейт Московской консерватории чередовалась с сольными пьесами для клавесина в исполнении Ирины Красной. Мелодии из разных европейских стран – итальянские, французские, английские, немецкие – прозвучали в изысканных аранжировках. На сцене зрители увидели образцы исторического танца в исполнении Светланы Зверевой, в заключительной части концерта музыканты представили «академический» репертуар — инструментальные пьесы Генделя, Локателли. Слушатели могли убедиться, что скромная блокфлейта в умелых руках становится виртуозным инструментом – об этом свидетельствовали овации, которых удостоились переложения пьес Ф. Куперена в интерпретации Маргариты Канашкиной. А на бис художественный руководитель ансамбля Алексей Шеин порадовал публику блестящими пассажами в Бранле Я. ван Эйка.

Фото: Анна Флегонтова

Программа 4 июля («Барочная практика») состояла из двух частей: дневной концерт-беседа «Французская увертюра» и поздневечерний «Итальянский концерт». Перед началом первого мероприятия, прошедшего в Красном фойе Малого зала, Роман Насонов осветил культурно-исторический контекст формирования двух больших национальных стилей в музыке барокко. Прозвучавшие далее произведения Маре, Ф. Франкёра и Клерамбо предварялись экскурсами в особенности барочной практики, с которыми выступили соответственно Рене Строжевская (сменившая блокфлейту на виолу да гамба), клавесинистка Ульяна Ловчикова и певица Мария Ладыгина. Интерпретация всех сочинений, в том числе такого большого и сложного ансамбля, как сольная кантата Клерамбо «Орфей», отличалась прекрасным качеством и вкусом.
Необычайно увлекательным оказался заключительный «номер» программы – ток-шоу с участниками проекта. Такой жанр стал «пробой пера» в практике Петербургской филармонии. Студенты поведали множество увлекательных подробностей о происхождении своих инструментов и особенностях их использования, рассказали жизненные истории, благодаря которым избрали старинную музыку своей профессией; состоялся откровенный разговор о том, каковы перспективы барочного музыканта в нашей стране и какие жизненные стратегии приходится избирать для того, чтобы сохранить верность любимому делу. Благодаря эмпатии петербургской публики и интересным вопросам из зала беседа продлилась почти час (вместо запланированных 20 минут). «Для нас принципиально важна не только собственно музыкальная составляющая проекта, но и именно историко-просветительская. Возможность «обратной связи» - диалога исполнителей с публикой - дает редкую возможность культурологического сотворчества», - подчеркнула заместитель директора Филармонии Юлия Кантор. Она также отметила, что такого рода взаимодействие музыкантов и аудитории позволяет привлечь к   старинной музыке, а значит, – и увлечь историей, молодежь.

Фото: Стас Левшин

Вечерняя программа – «Итальянский концерт» – была выдержана в традиционном формате, прозвучали сочинения Генделя, Вивальди, А. Скарлатти, Бибера и других композиторов: инструментальные сонаты и сюиты для разных составов чередовались с барочным вокалом. Об успехе предшествующей части фестиваля свидетельствовало отсутствие в зале свободных мест – энтузиазм публики подогревало эмоциональное вступительное слово Романа Насонова. Далее ведущий передал микрофон автору концепции этого вечера Ульяне Ловчиковой, которая кратко и содержательно анонсировала номера.

Основу концерта составил дуэт Ловчиковой и скрипачки Кристины Тахи, покорившей публику свободным, страстным и стилистическим тонким исполнением разнообразного репертуара. В заключительном номере, Трио-сонате соль мажор Генделя, французская и итальянская манера пришли к согласию, а к героиням вечера присоединились участники всех трех частей фестиваля – Рене Строжевская с гамбой и Сергей Насонов с траверс-флейтой.

Особенно тепло публика приветствовала вокальные номера – кантату Генделя и арию из кантаты А. Скарлатти – в интеллигентной интерпретации Марии Ладыгиной. Досрочным бисом и виртуозной вершиной концерта стало сольное выступление Ульяной Ловчиковой – с переложением арии из оперы Генделя «Ринальдо». По словам Ульяны, знакомство с подобными пьесами помогает ей вырабатывать собственную, стремящуюся к максимальной исторической достоверности манеру импровизации континуо – наука и музыкальная практика в барочном исполнительстве идут рука об руку.

Выступления молодых артистов были встречены с большим энтузиазмом отзывчивой петербургской публикой. В свою очередь, участники концертов от всей души благодарят администрацию филармонии и всех трудившихся над проектом сотрудников за возможность показать свое мастерство. Приведем в заключение их слова.

Кристина Таха:

Замечательный фестиваль «Барокко в белые ночи» запомнится мне чуткой и интересующейся публикой, невероятным отношением Филармонии к музыкантам (что достойно особой благодарности!), возможностью поиграть любимые сочинения в прекрасном зале. Расцениваю это важное для моей артистической карьеры событие как настоящий праздник искусства!!!

Ульяна Ловчикова:

Я очень рада, что администрация Филармонии проявила интерес к барочному репертуару и аутентичному методу исполнения музыки этой эпохи, предоставила свободу выбора концепции и конкретных сочинений. Исторически информированное исполнительство продолжает развиваться, распространяться, оказывать влияние и на слушательское восприятие, и на профессиональных музыкантов. Можно смело заявить, что проект, воплощенный в Малом зале, стал новым этапом в его российской истории. Именно здесь репертуар XVII и XVIII веков звучит особенно естественно. Для меня рассказывать об исполняемых произведениях и выступать в Филармонии – большая радость и честь. Годы учебы на ФИСИИ Московской консерватории позволили подойти к реализации проекта профессионально, с аутентичной стороны, отчего я чувствую себя счастливой. Очень интересно было познакомиться с публикой Петербурга и встретить теплый, воодушевляющий прием!

Фото: Анна Флегонтова

1 июля в Петербургской филармонии запустила регулярные экскурсии по зданию Большого зала, в ходе которых можно не только узнать о происходивших здесь событиях, ставших частью истории России, но и увидеть закулисье, интерьеры которого сохранились с дореволюционных времен. Проект приурочен к 185-летию Зала Дворянского собрания – ныне Большого зала Петербургской филармонии.

Рассказывает Маргарита Самойлова, специалист по библиотечно-экспозиционной деятельности Петербургской филармонии:
«Санкт-Петербург, 1 июля, 11:58, термометры застыли на рекордных +32. Изнывая от жары у здания Филармонии собираются счастливые обладатели билетов на экскурсию в бывший дом Санкт-Петербургского Дворянского собрания. Им первым стало известно, что Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича запустила экскурсии по зданию Большого зала. Музыкальный сезон закончен, но теперь это повод побывать в филармонических залах, увидеть и услышать историю знаменитого дома № 2 по Михайловской улице. Часы на Думской башне отбивают полдень – путешествие начинается...

 

В течении полутора часов Дом открывает тайны своей дофилармонической и филармонической жизни: построенный Полем Жако по проекту Карло ди Джованни Росси, в 1839 году он стал местом не только музыкальной, но и общественной жизни. В нём решали проблемы дворянства Петербургской губернии, обсуждали вопросы народного образования, устраивали «Балы невест», благотворительные Концерты-маскарады и базары. Здесь в 1872 году проходил первый Международный статистический конгресс, инициатором и руководителем которого являлся Семёнов Тян-Шанский. А в 1906-1908 годах Большой зал Дворянского собрания арендовал для своих заседаний Государственный Совет. Подробности этих и многих других событий, происходивших в указанном доме узнали экскурсанты. Кульминацией маршрута стало знакомство с устройством филармонического органа, возможность услышать его звучание и задать вопросы профессиональному органисту. Главный вопрос первого дня: «А правда, что у вас специальная обувь?».

В заключении экскурсанты побывали в Императорской гостиной, узнали где перед концертом настраиваются на выступление солисты и дирижёр, посидели на диванах и креслах Императорского вестибюля и покинули бывший дом Дворянского собрания через Императорский подъезд.

В Филармонию уже начали поступать восторженные отзывы, чему мы несказанно рады, поскольку все наши авантюрные (как нам иной раз кажется) проекты, мы придумываем для Вас, петербуржцы и гости города.

К слову, билеты на июльские экскурсии уже раскуплены, но если поспешите, то станете счастливым обладателем билета на одну из августовских экскурсий. До встречи!»

Фото: Анна Флегонтова

25 июня в Бетховенском фойе Большого зала Петербургской филармонии состоялась церемония подписания Соглашения о сотрудничестве между Петербургской филармонией и Московской консерваторией. Участие в церемонии приняли директор Петербургской филармонии Илья Черкасов и и.о. ректора Московской консерватории Александр Соколов. Соглашение стало не только первым в истории двух крупнейших музыкальных организаций страны, но и первым Соглашением, которое Московская консерватория подписала с концертной организацией.

«Подписание Соглашения – своего рода итог наших давних и добрых отношений: в современной истории они в достаточной степени были определены личностью маэстро Юрия Хатуевича Темирканова, – рассказал Илья Черкасов, – На протяжении ряда лет Заслуженный коллектив России под управлением маэстро принимал участие в концертных программах в Большом зале консерватории. Последние мастер-классы, которые давал Юрий Хатуевич, прошли как раз в Московской консерватории, впоследствии он был удостоен звания “почетный профессор” и очень дорожил – и званием, и возможностью показать молодым музыкантам, что такое профессия дирижера».

«Я также воспринимаю подписание Соглашения как духовное завещание Юрия Хатуевича, – сказал Александр Соколов, – Делая следующий шаг, мы благодарно кланяемся маэстро и определяемся, в каком направлении можем устремиться сообща».

Илья Черкасов и Александр Соколов выразили готовность объединить усилия возглавляемых ими организаций для увековечения памяти Юрия Темирканова.

Илья Черкасов также отметил, что из всех направлений сотрудничества для него особой важностью обладает именно научная и выставочная деятельность, в рамках которой, благодаря объединению усилий, уникальные памятники истории музыкального и исполнительского искусства, хранящиеся в Музыкальной библиотеке филармонии, станут общественным достоянием. 

Александр Соколов рассказал, что в качестве исполнительских сил, представляющих Московскую консерваторию на сцене Петербургской филармонии, он видит не только отдельных исполнителей, но и коллективы консерватории. Одним из перспективных направлений совместной работы в русле концертных программ и.о. ректора видит аутентичное исполнительство.

Руководители организаций отметили, что в силу естественной, длящейся десятилетиями, связи Петербургской филармонии с Петербургской консерваторией, а Московской консерватории с Московской филармонией, подписание подобных соглашений между этими организациями не выглядит необходимым шагом.

«Сотрудничество же между Петербургской филармонией и Московской консерваторией – шаг исключительный, именно поэтому он и является предметом специального Соглашения. Такие шаги должны проникать в публичную сферу, быть на виду и являться примером части нашей культурной жизни» – отметил Илья Черкасов.

Александр Соколов подчеркнул, что Соглашение с Петербургской филармонии для Московской консерватории обладает особенным значением: в числе около пятидесяти двухсторонних Соглашений, участником которых выступает консерватория, это первый и единственный документ, подписанный не с учебным заведением, а с концертной организацией.

Кураторами проектов, реализуемых в рамках Соглашения, со стороны Московской консерватории стали проректор по концертной деятельности Виталий Катков и научный руководитель Студенческого научно-творческого общества Роман Насонов. Со стороны Петербургской филармонии куратором проекта выступает заместитель директора по просветительской работе и внешним коммуникациям Юлия Кантор, координатором – заведующая отделом по связям с общественностью Марина Монахова.

Фото: Анна Флегонтова

Первым совместным проектом Петербургской филармонии и Московской консерватории станет «Барокко в белые ночи»: два концерта традиционного формата (2 и 4 июля, начало в 22.00) и один концерт-беседа (4 июля, 15.00), которые пройдут в роскошных интерьерах Малого зала филармонии – бывшего Дома Энгельгардта. Студенты и ассистенты-стажеры Факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории исполнят музыку Ренессанса и барокко. Участие во всех событиях примет известный музыковед, специалист в области истории старинной музыки, доцент Московской консерватории Роман Насонов.

«Начало концертов, запланированных в рамках проекта “Барокко в белые ночи”, намечено на 22 часа — это сознательный шаг, мы рассчитываем, что на программы, которые исполнят молодые силы Московской консерватории, придут также молодые слушатели, — рассказал Илья Черкасов, — У нас перед глазами хороший пример — акция “Ночь музеев”, в которую филармония в свое время вошла с концертами-марафонами, продолжающимися до утра, и из года в год это аншлаги, нон-стоп. Публика этих концертов – в первую очередь очень молодые люди, которых на других программах в наших залах мы в таком количестве не видим. Глядишь, зайдя случайно, в ночи, они заинтересуются классической культурой надолго. Вот на них и расчет».

«Проект “Барокко в белые ночи” – прекрасная иллюстрация того, что подписанный документ фиксирует de jure то, что существует de facto: проект, реализуемый в рамках Соглашения, был спланирован и анонсирован задолго до фактического подписания. Уверен, что в процессе дальнейшего общения мы наверняка найдем возможности, которые будут связаны с демонстрацией всех наших ресурсов и не только концертных, но и научных, – отметил Александр Соколов, – Сейчас неизгладимое впечатление я получил от раритетов, хранящихся в Музыкальной библиотеке Петербургской филармонии. Это ценнейший материал, который, конечно, нужно хранить и реставрировать, но также и изучать, оцифровывать, делать доступным для молодежи. У нас есть программа “Возрождение русской оперной классики”, в рамках которой находки редчайших партитур оборачиваются подготовкой их к исполнению, а затем и научной атрибуцией.  Уверен, что в анналах филармонии немало таких шедевров, которые совместными усилиями мы можем представить публике, исполнителям и ученым. Перспектива эта крайне разнообразная и привлекательная».

Петербургская филармония – старейшая в стране: организация была учреждена в 1921 году, но ее пред-история уходит вглубь XIX века – к 1882 году, когда был образован Придворный оркестр, ныне под именем Заслуженный коллектив России входящий в состав Петербургской филармонии; и далее, к 1839 году, когда был построен Зал Дворянского собрания, ныне – Большой зал Петербургской филармонии – в котором уже в первой половине XIX века началась концертная жизнь.

Московская консерватория стала вторым высшим музыкальным учреждением России: она была открыта в 1866 году, спустя четыре года после Петербургской.

Сегодня Московская консерватория носит имя Петра Чайковского – одного из крупнейших российских композиторов, первого профессора по классу композиции в истории учебного заведения. Творческая жизнь Чайковского теснейшим образом была связана как с Петербургом в целом, так и с Залом Дворянского собрания в частности, где неоднократно звучала его музыка, в том числе и под управлением автора: именно здесь Чайковский дирижировал последним в своей жизни концертом.

Дмитрий Шостакович, биография которого неотделима от истории Ленинградской филармонии, с 1975 года носящей его имя, где состоялись мировые премьеры множества его сочинений, также преподавал в Московской консерватории.

Почетным профессором Московской консерватории был Юрий Темирканов – один из крупнейших дирижеров нашего времени, возглавлявший Петербургскую филармонию и Заслуженный коллектив России до ухода из жизни в ноябре 2023 года.

Фото: Ирина Туминене

25 июня Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии завершил свой сезон.  Под управлением дирижера оркестра, профессора Петербургской консерватории Владимира Альтшулера прозвучали Вторая симфония Рахманинова и Скрипичный концерт Чайковского, солистом выступил один из самых востребованных музыкантов своего поколения, скрипач Гайк Казазян. 

Новый концертный сезон оркестр откроет  30 сентября: это будет первый концерт под управлением нового главного дирижера коллектива Димитриса Ботиниса. Об этом назначении в мае 2024 года  объявил главный дирижер Петербургской филармонии Николай Алексеев. 

Коллектив, входящий в число лучших российских оркестров, работал без главного дирижера с 2018 года, когда Александр Дмитриев, возглавлявший коллектив с 1977 года, принял решение оставить свой пост: маэстро был удостоен почетного пожизненного титула дирижера-лауреата оркестра. 

В грядущем сезоне абонемент Академического симфонического оркестра будет посвящен 90-летию Александра Дмитриева.

Фото: Анна Флегонтова

23 июня в Большом зале филармонии Заслуженный коллектив России исполнил под управлением одного из самых авторитетных отечественных музыкантов Александра Рудина шедевры XIX века. Прозвучали блестящее рондо "Приглашение к танцу" Вебера, знаменитая Пятая симфония Бетховена и Пятый скрипичный концерт Вьетана, солистом в котором выступил известный петербургский скрипач, второй концертмейстер Заслуженного коллектива России Павел Попов.

Фото: Анна Флегонтова

21 июня в Большом зале Петербургской филармонии состоялась мировая премьера сочинения Настасьи Хрущевой, написанного специально по заказу филармонии. «Книга меланхолии» для фортепиано с оркестром прозвучала в исполнении Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии под управлением Юрия Лебедева, сольную партию исполнила автор. Во втором отделении прозвучал Первый фортепианный концерт Чайковского, солистом выступил один из самых востребованных петербургских пианистов Мирослав Култышев. Концерт завершил программу абонемента «Классика. Новое», ведущим концертов которого выступает известный музыковед Ярослав Тимофеев. В следующем сезоне в концертах абонемента, программы которого сочетают шедевры классической музыки с сочинениями XX-XXI веков, прозвучит музыка Альфреда Шнитке, Александра Радвиловича, Кшиштофа Пендерецкого и Лучано Берио. 

«Для меня невероятная честь получить заказ от Большого зала филармонии. Я к этому отношусь с намного большим трепетом чем к любым и зарубежным заказам, и к заказам от лучших драматических и музыкальных театров, потому что Большой зал Петербургской филармонии – совершенно особый для петербургского музыканта, я даже не буду говорить, какие факты истории этому способствуют, думаю, все это понимают. И дело не только в фактах истории, а в том, что я сюда приходила с детства, для меня это абсолютный храм музыки в самом полном смысле слова. Для меня эта премьера – главное событие года», – говорила накануне премьеры  Настасья Хрущева. 

Композитор отмечает, что этот заказ – не первый, полученный ей от Петербургской филармонии, до этого по заказу филармонии были написаны «Красота» – три песни для голоса с оркестром, и «Медленно и неправильно» для фортепиано с оркестром.

«В каком-то смысле это новое произведение стало продолжением моего фортепианного сочинения «Русские тупики», его оркестровым вариантом, – говорит композитор, – Мне очень понравилось название, которое филармония предложила для программы, в рамках которой состоялась премьера, – “Алхимия русской ностальгии”: в первом отделении прозвучала моя пьеса «Книга меланхолии», во втором – Первый фортепианный концерт Чайковского. Вообще мне везет на соединение в программах с Петром Ильичом, и для меня это соседство очень важно, сакрально в некотором смысле. В процессе сочинения я занималась изучением русского кода XIX века – чем в том числе является и Чайковский, и одновременно искала ответ на вопрос, чем является Чайковский сегодня для нас».

Настасья Хрущева – одна из самых ярких петербургских и российских композиторов наших дней. Ученица одного из мэтров XX века Сергея Слонимского, сегодня она – автор шести балетов, поставленных в России и Германии, музыки более чем к тридцати пяти драматическим спектаклям, включая постановки БДТ им Г.А. Товстоногова и Александринского театра. Автор книги «Метамодерн в музыке и вокруг нее», которая была удостоена премии им. Сергея Курёхина и премии Андрея Белого. Симфонические и камерные произведения Настасьи Хрущевой выпускаются лейблами «Мелодия» и FANCYMUSIC.

Абонемент «Классика. Новое», программы которого объединяют признанные шедевры, сочинения новой музыки и комментарий музыковеда Ярослава Тимофеева, продолжится в следующем концертном сезоне. Абонемент доступен для покупки в кассах и на сайте. В его рамках запланировано исполнение сочинений Альфреда Шнитке, Кшиштофа Пендерецкого, Александра Радвиловича, Лучано Берио.

Фото: Анна Флегонтова

4 июня в Большом зале филармонии Заслуженный коллектив России под управлением известного немецкого дирижера Лео Кремера исполнил Сороковую симфонию Моцарта и Девятую симфонию Брукнера. Концерт был посвящен дню рождения одного из крупнейших дирижеров XX века Евгения Мравинского, на протяжении полувека возглавлявшего оркестр, тогда носивший имя Заслуженный коллектив Республики. 

Музыка Брукнера занимала в репертуаре Евгения Мравинского важное место: «В декабре 1938-го Мравинский дирижирует Четвертую симфонию, повторит ее в 1942-м в эвакуации, в декабре 1939-го – Седьмую, которую исполняет до 1974-го, в 1971-м – Пятую и в течение сорока лет – Девятую симфонию (музыкант возвращается к ней раз в десятилетие, последний раз 30 января 1980 года)», –  сообщает статья о дирижере на сайте  Digital-проекта «Столетие филармонии». Девятой симфонией Брукнера Евгений Мравинский не только неоднократно дирижировал, но также сделал ее запись. В своих программах он чаще всего сочетал ее с симфониями Моцарта.

Концерт Заслуженного коллектива России под управлением Лео Кремера прошел в рамках абонемента «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик», который Петербургская филармония посвящает двухсотлетию со дня рождения композитора: эту дату весь мир отмечает в 2024 году.

В центре каждой абонементной программы – одна из симфоний Брукнера, абонемент продолжится в следующем концертном сезоне, приобрести его можно в кассах и на сайте филармонии

Фото: Анна Флегонтова

3 июня в фойе Большого зала Петербургской филармонии открылась выставка «Пушкин и музыка», приуроченная к 225-летию со дня рождения поэта. В проекте представлены: уникальные партитуры, нотные автографы, афиши и программки концертов из коллекции Музыкальной библиотеки Петербургской филармонии, а также копии рукописных автографов и зарисовок Пушкина из собрания Института русской литературы РАН. Выставка продлится до конца концертного сезона филармонии: он завершится 28 июня. Выставка доступна для слушателей концертов Большого зала филармонии.

«Связь Пушкина и музыки многообразна. На сюжеты его произведений – как стихотворных, так и прозаических – написано огромное количество гениальных музыкальных произведений. Но ведь и в произведениях Пушкина звучит музыка – и это тоже предмет для изучения как филологов, историков, так и музыковедов. Собственно это обстоятельство и стало стержнем концепции той выставки, которую вы видите, – отметила Юлия Кантор, заместитель директора Петербургской филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям, – Выставка размещена в знаковом месте для Петербурга – для его истории, литературы и музыки. Здесь – Большой зал Петербургской академической филармонии имени Шостаковича, здесь – Петербургское Дворянское собрание, со светской жизнью которого связана биография Пушкина».

Фото: Анна Флегонтова

«Институт русской литературы Российской академии наук сохраняет свое историческое название – Пушкинский дом. Наверное, в академической системе нет другого такого учреждения, института, который бы носил такое теплое, уютное название, – рассказала Татьяна Краснобородько, ведущий научный сотрудник Института русской литературы РАН, ученый хранитель Пушкинского рукописного фонда, – Я бы определила Пушкинский дом как то единственное место в мире, где хранится полный Пушкин – практически весь, 98% всех известных рукописей. Режим хранения строгий, регламентный, поэтому рукописи не покидают стен Института. Но в торжественные юбилеи мы отпускаем рукописи поэта (конечно, не оригиналы, а копии) по всей стране – как посланцев Пушкинского дома.

Накануне 225-летия со дня рождения поэта сканы его рукописей переданы в Румянцевский музей – филиал Музея истории города, они отправляются в Архангельское в гости к князьям Юсуповым, в Юсуповскую усадьбу, в Оренбург, по местам Пугачевского восстания и – в Петербургскую филармонию».

«Решение Петербургской филармонии сотрудничать с Институтом русской литературы очень естественно и исторически обусловлено – не только потому что обе наши организации играют важную роль в истории русской культуры. Хочу напомнить, что Петербургская филармония, являясь наследницей Придворного оркестра, ведущего историю от 1882 года, как институциональная организация возникла все же в 1921 году и находилась она в ведомстве Главнауки, которое было тогда подразделением Народного комиссариата просвещения, куда входил и Пушкинский дом тоже, так что мы в каком-то смысле родственники», – отметил Павел Дмитриев, заведующий Музыкальной библиотекой Петербургской филармонии. 

В выставочном проекте представлены уникальные партитуры, нотные автографы, афиши и программки концертов из коллекции Музыкальной библиотеки Петербургской филармонии, а также копии рукописных автографов и зарисовок Пушкина из собрания ИРЛИ РАН.

Среди экспонируемых реликвий: экземпляр партитуры оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о Царе Салтане». Данный экземпляр был приобретен Придворным оркестром в Санкт-Петербурге 5 марта 1903 года, о чем свидетельствует надпись и подпись издателя Василия Бесселя, подтверждающая право владения приобретенным экземпляром. Кроме того, на выставке можно увидеть партитуру Торжественной кантаты Александра Глазунова, написанной в память столетия со дня рождения Пушкина, изданную в Лейпциге издательством Митрофана Беляева в 1900 году. Партитуры опер Александра Даргомыжского «Русалка» и «Каменный гость» из библиотеки Николая Финдейзена, музыкального критика, издателя «Русской музыкальной газеты», заведующего музеем Петроградской (Ленинградской) филармонии.

Среди прочих редких изданий и рукописных нотных альбомов на выставке представлен нотный автограф Михаила Гнесина 1936 года «Песня Лауры» к «Каменному гостю» с пометкой автора о специальном сочинении для Ленинградской филармонии, а также каталоги и справочники советского периода о выходе в печать музыкальных произведений, созданных по мотивам произведений Пушкина, статьи и монографии о роли музыки в жизни и творчестве поэта и его роли в музыкальном искусстве.

Кураторы не оставили без внимания и серию памятных мероприятий, проходивших в Советском Союзе и за рубежом в 1937 году, посвященных 100-летию со дня смерти поэта. Ленинградская филармония принимала участие в юбилейных днях, в ее стенах проходила выставка «А.С. Пушкин в музыке» и был создан рукописный Альбом с одноименным названием. Сегодня эти реликвии из фондов Музыкальной библиотеки филармонии также представлены на выставке «Пушкин и музыка».

Фото: Стас Левшин

30 мая концерт Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева открыл программу XVII Международного фестиваля «Музыкальная коллекция». Оркестр и дирижер, вернувшиеся в начале этой недели с триумфальных гастролей по Китаю, исполнили Первую симфонию Густава Малера и Третий фортепианный концерт Бетховена, солистом выступил один из ведущих российских пианистов Николай Луганский.

Фестиваль «Музыкальная коллекция» продлится с 30 мая по 28 июня: восемнадцать его концертов объединяют выступления филармонических коллективов – Заслуженного коллектива России и Академического симфонического оркестра, а также ведущих российских и зарубежных дирижеров и солистов.

Акценты в программе фестиваля – концерты открытия и закрытия, которые Заслуженный коллектив России исполнит под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева (солисты – Николай Луганский и Александр Рами), а также программа с сочинениями Рахманинова и Лютославского (дирижёр – Феликс Коробов, солист – Борис Березовский), концерт-посвящение ко дню рождения Евгения Мравинского, моноспектакль Константина Райкина к 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина, фортепианные вечера Дмитрия Шишкина и Мирослава Култышева, вокальный вечер Юлии Музыченко, мировая премьера сочинения Настасьи Хрущевой, написанного по заказу филармонии.

Фестиваль проходит при поддержке Комитета по культуре Санкт‑Петербурга. Полная программа доступна на странице фестиваля.

31 мая Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии выступил на Дворцовой площади в рамках масштабного проекта «Классика на Дворцовой»: в исполнении коллектива прозвучала музыка Моцарта, Верди, Россини, Делиба, Пуччини, Дворжака, Бизе, Гершвина и других композиторов. С оркестром под управлением Артема Абашева выступили оперные звезды из России, Италии, Армении, ЮАР, Израиля, Бразилии.

Проект «Классика на Дворцовой», задуманный как современное шоу на основе классического репертуара в исполнении лучших голосов планеты на фоне естественных декораций Зимнего дворца и легендарной петербургской белой ночи, состоялся уже в тринадцатый раз. Четвертый раз ключевым участником проекта – симфоническим коллективом, исполняющим всю программу – стал Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии.

В концерте приняли участие звезды мировой сцены: сопрано Пумеза Матшикиза и Юлия Музыченко, меццо-сопрано Майя Гоур, тенора Витторио Григоло и Игорь Морозов, баритон Семен Антаков, бас Матеус Франса, виолончелист Борислав Струлёв.

Проекту «Классика на Дворцовой» дважды – в 2018 и 2023 годах – был присвоен статус Национального события России.

«”Классика на Дворцовой” – уникальный праздник, где слилось все лучшее, что свойственно нашему городу: страсть к прекрасному и увлечение новыми технологиями, имперский размах и внимание к деталям, яркие краски и утонченный стиль. Здесь музыка вдохновляет, хореография впечатляет, декорации потрясают, а профессионализм – поражает» – говорится на официальном сайте проекта.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»