Фото: Стас Левшин

2 ноября исполнился год с даты ухода из жизни Юрия Темирканова – выдающегося дирижера, более 35 лет возглавлявшего Петербургскую филармонию и входящий в ее состав Заслуженный коллектив России – старейший в стране и один из лучших мировых оркестров.

В день памяти Юрия Темирканова в Большом зале филармонии выступил Заслуженный коллектив России, чье имя на протяжении десятилетий для всего мира было неотделимо от имени маэстро. Под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева, прозвучали сочинения Шуберта, Шумана и Брамса. Сольную партию исполнила Елизавета Леонская – прославленная пианистка, неоднократно выступавшая с Юрием Темиркановым на лучших сценах мира.

В этот же день в Малом зале филармонии открылась выставка «Юрий Темирканов. Мгновения…»: 3 ноября в ее пространстве прошла открытая встреча с концертмейстером ЗКР Львом Клычковым, получившая название «Юрий Темирканов. Непрошедшее время».

Фото: Стас Левшин

2 ноября в Большом зале филармонии на концерте, посвященном памяти маэстро Юрия Темирканова, прозвучали шедевры романтической эпохи: антракт из музыки к драме В. фон Чези «Розамунда» Шуберта, Фортепианный концерт Шумана и Вторая симфония Брамса – самая безмятежная и гармоничная в наследии композитора, партитура, будто бы сотканная из света.

Заслуженный коллектив России выступил под управлением народного артиста России, главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева: творческая судьба музыканта неразрывно связана с судьбой Юрия Темирканова – по его приглашению в 2000 году Николай Алексеев занял пост дирижера Заслуженного коллектива России, по решению Маэстро в 2022 году был назначен главным дирижером оркестра.

Сольную партию в Концерте Шумана исполнила Елизавета Леонская – прославленная пианистка, неоднократно выступавшая с Юрием Темиркановым на лучших сценах мира. Исполнительница признавалась, что помнит все концерты, на которых выступала с Юрием Темиркановым, да и все его концерты, которые она слушала из зала, памятны ей не меньше. Самый первый из них состоялся в Большом зале Ленинградской филармонии: в партере – Елизавета Леонская, еще студентка Московской консерватории, на сцене – совсем молодой Юрий Темирканов. Звучала Седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича.

«Главное открытие, которое я сделала благодаря Юрию Хатуевичу – поняла, какая колоссальная преобразующая сила заключена в дирижерском жесте. Его сила воздействия на оркестр была необыкновенной, это была магия, настоящее волшебство. Вот он появляется на репетиции – всегда в костюме, в галстуке, – сухо всех приветствует, деловито надевает очки, делает первый жест – и оркестр сразу звучит так, что я думаю: “А зачем, собственно, репетировать?” – вспоминала Елизавета Леонская, – Не раз я была свидетелем тому, как Юрий Хатуевич вставал за пульт знакомых мне оркестров, и под его руками, с первых же нот они преображались до неузнаваемости, звучали так, будто бы на сцене находился совершенно другой коллектив. Объяснить это иначе как магическим излучением, которым обладал Юрий Темирканов, я не могу».

Фото: Екатерина Степанова

В стремлении объединить чествованием маэстро Темирканова все филармонические пространства, 2 ноября филармония открыла выставку «Юрий Темирканов. Мгновения…» в фойе Малого зала. Документальную часть экспозиции составили афиши избранных концертов музыканта – от первого выступления двадцативосьмилетнего Юрия Темирканова в Большом зале, в рамках абонемента «Дебюты молодых дирижеров», 15 января 1967 года, до последнего концерта 12 января 2020 года. Также на выставке представлены фото Юрия Темирканова разных лет – знаменитая серия портретов, выполненная в 1970-е годы Валерием Плотниковым, а также разнохарактерные фотомгновения, запечатленные такими фотохудожниками, как Валентин Барановский, Павел Маркин, Виктор Самсонов, Анна Флегонтова.

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, посетивший открытие выставки в день памяти дирижера, поделился впечатлениями: «Филармонические афиши на выставке не только рассказывают о Маэстро Юрии Темриканове, о его творческом пути, но и дают возможность узнать об истории нашего города. А фото интересно рассматривать, погружаясь в  атмосферу творчества Мастера и в воспоминания о встречах с ним... Юрий Темирканов прожил яркую насыщенную жизнь, умел ей радоваться, но умел и держать удар. Он как-то сказал: "Зло можно победить только добром". И это очень много говорит о нем и как о музыканте, и как о человеке». 

Открытие выставки также посетили вице-губернатор Борис Пиотровский и председатель комитета по культуре администрации Санкт-Петербурга Федор Болтин.

«Выставка условно поделена на три пространства памяти, образующих единое целое. В первом вы видите человека, увлеченного городом, его архитектурой и его природой. Здесь есть чудесная фотография, сделанная на берегу Финского залива, где „есть покой и воля“, — рассказывает Юлия Кантор, заместитель директора филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям, — Вообще, Юрий Хатуевич всегда говорил о том, что Петербург его создал как творческую личность. И он очень любил русскую классику — достаточно вспомнить легендарные постановки, сделанные в Мариинском театре: „Евгения Онегина“ или „Пиковую даму“, например, и то, с каким пиететом, с каким глубоким знанием русской литературы и поэзии он работал над произведениями уже наших современников. Здесь мы показываем разные этапы жизни Темирканова, от молодости до творческой зрелости через пространство залов Филармонии, Мариинского театра.

Следующий зал полностью посвящен афишам, и по ним можно реконструировать творческую биографию: здесь — афиши филармонических залов, афиши-свидетели творческих союзов Юрия Темирканова с крупнейшими музыкантами современности, афиши важнейших зарубежных гастролей, например, в легендарном театре Ла Скала.

Третий зал, очень камерный по интонации, — это пространство дирижерского жеста. Там все говорит жест — и о человеке, и о произведении. Иногда по фотографиям даже видно, какое произведение сейчас репетируется. И мы показываем это пространство от первого до последнего концерта, последнего ухода из зала и ухода из жизни. Но уход из жизни не означает уход из исторической и культурной памяти».

3 ноября в пространстве выставки «Юрий Темирканов. Мгновения…» в Малом зале филармонии прошла открытая встреча с концертмейстером  Заслуженного коллектива России, народным артистом России Львом Клычковым – в беседе с Юлией Кантор музыкант поделился воспоминаниями о маэстро, с которым работал теснейшим образом более 35 лет.

Фото: Анна Флегонтова

27 октября в Большом зале Петербургской филармонии открылся второй сезон абонемента «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик», посвященный 200-летию со дня рождения одного из величайших симфонистов в истории. В этот вечер Заслуженный коллектив России исполнил под управлением немецкого дирижера Лео Кремера Шестую симфонию Антона Брукнера и знаменитую Восьмую «Неоконченную» симфонию Франца Шуберта. Концерт прошел при переполненном Большом зале.

200-летие со дня рождения Антона Брукнера Петербургская филармония отмечает два концертных сезона исполнением всех его симфоний: в прошлом сезоне прозвучали «Нулевая», Третья, Четвертая, Седьмая и Девятая, в этом сезоне запланировано исполнение Первой, Второй, Пятой, Шестой и Восьмой симфоний. Каждая из них  прозвучит в сопоставлении с сочинениями других композиторов – Моцарта, Бетховена, Шуберта, Листа, Малера, вписывающими брукнеровскую музыку в разный стилистический и смысловой контекст. 

В концертах абонемента за пульт обоих филармонических оркестров – Заслуженного коллектива России и Академического симфонического оркестра наряду с Лео Кремером встанут дирижер Академического симфонического оркестра Владимир Альтшулер, главный дирижер Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Феликс Коробов и представитель прославленной дирижерской династии Дмитрий Юровский. Солистом в заключительной программе абонемента станет Денис Мацуев, также публику ждет встреча с такими известными пианистами, как Андрей Коробейников и Мирослав Култышев.

Лео Кремер – органист и дирижер, профессор Высшей школы музыки в Саарбрюккене и Высшей школы музыки и исполнительских искусств в Мангейме.  В качестве дирижера выступает в Германии, Италии, Японии, Корее, Мексике, России. Регулярно выступает с Камерным оркестром Заслуженного коллектива России, представляя стили от раннего барокко до позднего романтизма и экспрессионизма. В прошлом сезоне Лео Кремер с большим успехом исполнил вместе с Заслуженным коллективом России Девятую симфонию Брукнера в Большом зале Петербургской филармонии.

Антон Брукнер – «наполовину гений, наполовину простак», как охарактеризовал его дирижер Ганс фон Бюлов, глубоко религиозный человек, посвятивший одну из своих симфоний «Возлюбленному Богу», стремился выразить в своей музыке величие Вселенной. От большинства великих композиторов Брукнера отличает поздно пришедшее признание. Кажется, что путь Брукнера к признанию продолжается до сих пор, и его юбилейный год – лучший повод исполнить в Большом зале Петербургской филармонии все симфонии композитора: опередившие свое время, монументальные, величественные, обращенные будто бы не к земному, а к небесному слушателю.

Следующий концерт абонемента «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик» состоится 13 февраля: Заслуженный коллектив России исполнит под управлением Дмитрия Юровского Первую симфонию Брукнера и Концерт № 27 для фортепиано с оркестром Моцарта, солистом выступит Мирослав Култышев

Открылся прием заявок на Международную научную конференцию «Будни и подвиги: музыкальная жизнь во время Великой Отечественной войны», посвященную 80-летию Победы. Конференция, которую в рамках Соглашения о сотрудничестве организуют Петербургская филармония и Московская консерватория, пройдет 26–29 апреля 2025 года в Петербурге и Москве. 

К участию приглашаются музыковеды, историки, музейные работники, студенты и аспиранты. Подробности — в информационном письме конференции

Петербургская филармония объявила программу XXIV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств»: один из крупнейших российских фестивальных проектов, основанный маэстро Юрием Темиркановым в 1999 году, вновь соберет в Петербурге звезд мировой классической музыки. В этом году фестиваль пройдет с 14 по 24 декабря и будет посвящен 25-летию со дня основания.

XXIV Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств»  откроется 14 декабря мировой премьерой Симфонии Валерия Воронова. Композитор посвятил сочинение Заслуженному коллективу России и главному дирижеру Петербургской филармонии Николаю Алексееву – в их исполнении Симфония прозвучит в Большом зале Петербургской филармонии. Также в программе – фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Чайковского и Второй фортепианный концерт Рахманинова, солист – Денис Мацуев. 

«В этом году “Площади Искусств” исполняется четверть века, и впервые в истории фестиваля формирование его программы проходило без участия Юрия Хатуевича Темирканова, – отмечает Евгений Петровский, заместитель директора Петербургской филармонии, – Отрадно, что дело Маэстро живет, что в декабрьский Петербург как и прежде съезжаются всемирно известные музыканты, почитающие за честь выступить в Санкт-Петербургской филармонии, на фестивале, основанном выдающимся дирижером».

Среди участников XXIV Международного фестиваля «Площадь Искусств» – крупнейшие российские исполнители, звезды мировой классической музыки.

На сцене Большого зала Петербургской филармонии наряду с концертами филармонических Заслуженного коллектива России и Академического симфонического оркестра также запланированы выступления Национального филармонического оркестра России, Симфонического оркестра Мариинского театра, Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова, Камерного ансамбля «Солисты Москвы».

Дирижерами фестивальных программ выступят главный дирижер Петербургской филармонии Николай Алексеев, художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра филармонии Димитрис Ботинис (Россия/Греция), а также – Владимир Спиваков, Валерий Гергиев, Александр Лазарев, Александр Сладковский, Юрий Башмет.

Солисты фестивальных программ – пианисты Денис Мацуев, Николай Луганский, Элисо Вирсаладзе, Иван Бессонов, сопрано Хибла Герзмава и меццо-сопрано Ольга Бородина, скрипачи Вадим Репин и Гайк Казазян, виолончелисты Александр Князев и Мария Зайцева (лауреат XVII Международного конкурса имени Чайковского и победительница Международного конкурса ARD (2024) дебютирует на фестивале).

Заметным событием фестивальной программы станет выступление стипендиатов Международного фонда культурных инициатив маэстро Юрия Темирканова.

В афише – симфонические и камерные концерты, фортепианные, скрипичные, виолончельные вечера в Большом и Малом залах Филармонии. Свои события —  выставки, спектакли, концерты — представят на фестивале партнеры Филармонии: Государственный Русский музей, Михайловский театр, Театр музыкальной комедии, Храм Воскресения Христова (Спас на крови).

Наряду с новейшей музыкой – мировой премьерой Симфонии Валерия Воронова – в программе фестиваля традиционно представлены русские и западноевропейские шедевры: сочинения Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Прокофьева, Элгара, Малера, Вагнера, Р. Штрауса, Шопена, Баха, Верди, Пуччини, Чилеа и других композиторов.

 

Впервые прошедший по инициативе маэстро Юрия Темирканова в 1999 году Международный фестиваль «Площадь Искусств» объединяет не только различные виды искусств: в его орбиту традиционно вовлечены культурные институты Санкт-Петербурга, расположенные вокруг площади, давшей фестивалю имя. В числе его постоянных участников: Государственный Русский музей (художественные выставки), Михайловский театр (оперный или балетный спектакль), Театр музыкальной комедии (музыкальная комедия), Храм  Воскресения Христова (Спас на крови) (хоровой концерт). Основную часть программы проводит в своих Большом и Малом залах Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича.

Подробности фестивальной программы и билеты доступны в кассах и по ссылке.

Фото: Анна Флегонтова

20 октября в Большом зале Петербургской филармонии выступила звезда мировой оперы, сопрано Хибла Герзмава. Вместе с органистом, лауреатом международных конкурсов Иваном Царевым певица представила уникальную программу из музыки для голоса и органа: прозвучали сочинения трех столетий – от Перселла и Баха до Масканьи и Ана.

С «королем инструментов» Хиблу Герзмава связывают особые отношения: его неповторимый тембр стал неотъемлемой частью ее детства, прошедшего вблизи Концертного зала Пицундского храма, где постоянно звучала органная музыка. Хибла Герзмава признается, что хотела стать органисткой. «Но орган – это все же отдельное дело. Ему нужно отдать практически всю жизнь, точно так же, как и пению. Поэтому в определенный момент мой путь все-таки был дальше уже связан с пением, и я очень рада этому», – рассказывает певица.

Хибла Герзмава – обладательница Гран-при Международного конкурса имени П.И. Чайковского, неоднократная обладательница Национальной премии «Золотая маска», Лауреат Государственной премии Российской Федерации за вклад в развитие отечественного и мирового искусства. 

Следующее выступление звезды мировой оперы в Большом зале Петербургской филармонии состоится 15 декабря, в рамках XXIV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств»: вместе с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова певица исполнит арии из опер Верди, Пуччини, Чилеа. 

Фото: Анна Флегонтова

19 октября в Большом зале Петербургской филармонии выступил Новосибирский академический симфонический оркестр. Под управлением художественного руководителя и главного дирижера Димитриса Ботиниса коллектив исполнил Пятую симфонию Сергея Прокофьева и Третий фортепианный концерт Сергея Рахманинова, солистом выступил лауреат международных конкурсов, один из самых ярких пианистов своего поколения Арсений Тарасевич-Николаев. 

Концерт был посвящен столетию со дня рождения Арнольда Каца – выдающегося дирижера, выпускника класса Ильи Мусина, с чьим именем история Новосибирского академического симфонического оркестра была неразрывно связана на протяжении более чем пятидесяти лет. Арнольд Кац неоднократно выступал в Ленинграде —  Петербурге – как вместе с возглавляемым им Новосибирским академическим симфоническим оркестром, так и как приглашенный дирижер. 

Художественный руководитель и главный дирижер Новосибирского академического симфонического оркестра Димитрис Ботинис в сентябре 2024 года также возглавил Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии: сейчас дирижер совмещает руководство новосибирским и петербургским коллективами. 

Концерт прошел в рамках абонемента «Оркестровая география России», представляющего на сцене Большого зала Петербургской филармонии выступления ведущих симфонических и камерных коллективов страны. 

Следующим концертом в рамках абонемента станет выступление Академического симфонического оркестра Московской филармонии под управлением Юрия Симонова 15 ноября, солист – скрипач Равиль Ислямов.

Фото: пресс-служба филармонии

16 октября, в преддверии пушкинского Лицейского дня, в Музыкальной библиотеке Петербургской филармонии состоялась встреча со старшим научным сотрудником Государственного Эрмитажа Анной Конивец – автором-составителем монографии «Полина. Переписка пушкинского времени, найденная в Зимнем дворце». Ведущим выступил заведующий Музыкальной библиотекой филармонии Павел Дмитриев. Встреча открыла новый просветительский проект филармонии – «Библиотечная среда», под таким названием в читальном зале Музыкальной библиотеки будут проходить обсуждения изданий музыкальной и культурно-исторической проблематики.

Несколько лет тому назад во время ремонта в Зимнем дворце под полом была обнаружена пачка старых бумаг. Разрозненные, загрязненные, местами поврежденные водой листочки оказались частью архива Прасковьи (Полины) Арсеньевны Бартеневой (1811–1872), фрейлины и выдающейся певицы своей эпохи. Сенсационная находка существенно расширяет представления о жизни столичной интеллектуальной элиты, и, в частности, – «пушкинского круга».

Всего было найдено 14 писем; в них упоминается множество известных фамилий первой половины ХIХ века. Практически все эти люди принадлежат к пушкинскому окружению, а кто-то, как, например, граф Михаил Юрьевич Виельгорский или Елизавета Михайловна Хитрово – к числу близких друзей поэта.

В 1835 году Полина Бартенева была приглашена в Петербург из Москвы по указанию императрицы Александры Федоровны и поселилась в Зимнем дворце, вскоре став фрейлиной. Бартенева выступала не только для узкого круга придворных, но и принимала участие в благотворительных концертах в пользу раненых, а также ветеранов сцены, проходивших в великолепном зале Дворянского собрания (ныне – Большой зал филармонии).

«Письма принадлежат перу самой Полины, ее матери Федосьи Ивановны Бартеневой, урожденной Бутурлиной, и отца – Арсения Ивановича Бартенева, который в царствование Александра I служил курским губернатором.  В них подробно и колоритно описываются майские гулянья в Москве с участием Николая I, императрицы Александры Федоровны и их августейших детей. Арсений Иванович сообщает дочери, что представлялся царской чете, беседовал с министром Двора светлейшим князем Петром Михайловичем Волконским, виделся с генерал-губернатором Москвы светлейшим князем Дмитрием Владимировичем Голицыным, встречался с графом Михаилом Юрьевичем Виельгорским, – рассказывает Анна Конивец, – Письма Федосьи Ивановны Бартеневой к дочери отправлены из Петербурга в Царское Село, куда Полина уехала на лето вместе с Двором. В них упоминаются близкая знакомая Пушкина Елизавета Михайловна Хитрово, ее дочь, фрейлина Екатерина Тизенгаузен, графиня Репнина-Волконская и ее дочь Варвара Репнина; Мария Васильевна Кочубей (жена канцлера Виктора Павловича Кочубея, в доме которого Пушкин часто бывал); Юлия Федоровна Баранова (воспитательница царских детей); княгиня Наталия Степановна Голицына (внучка княгини Наталии Петровны Голицыной, пушкинской «Пиковой дамы») и многие другие, чьи имена хорошо известны как по историческим источникам, так и по литературным».

В книге помимо текстов самих писем есть рассказы о людях, которые в них упоминаются, о работе почтового ведомства в пушкинское время, а также приводятся материалы, обнаруженные в Пушкинском Доме и в Отделе рукописей Российской Национальной библиотеки.

После презентации книги перед собравшимися выступила Татьяна Краснобородько, ученый хранитель Пушкинского рукописного фонда. Она, в частности, отметила, что находка, обнаруженная в Зимнем дворце – чрезвычайная удача для исследователя повседневности русского двора пушкинской эпохи, а также – важный источник, добавляющий штрихи к портрету входивших в «пушкинский круг», характеризующий звучавшую там музыку. По мнению пушкиноведа, история обнаружения писем вполне может стать основой для художественного произведения, подобного, например, «Рукописи, найденной в Сарагосе» Яна Потоцкого и «Рукописи, найденной под кроватью» Алексея Толстого.

Сюрпризом в завершение встречи стала демонстрация книжного раритета из фонда Музыкальной библиотеки Филармонии: Павел Дмитриев представил собравшимся изданную в Петербурге в 1861 году книгу "L'Art du Chant" – «Искусство пения» из собрания графа Матвея Юрьевича Виельгорского – представителя династии, многократно фигурирующей как в истории музыкального искусства в Российской империи, так и в монографии «Полина. Переписка, найденная в Зимнем дворце».

Фото: Стас Левшин

2 и 15 октября в фойе Чайковского Большого зала Петербургской филармонии прошли концерты, на которых впервые с 1914 года публично зазвучал уникальный, созданный в единственном экземпляре «золотой рояль» – Steinway из коллекции императора Александра III, подаренный самодержцем созданному им Придворному музыкантскому хору. Ныне этот коллектив называется Заслуженным коллективом России и входит в состав Петербургской филармонии, более того, сама филармония была учреждена в 1921 году – первой в стране – чтобы сохранить этот уникальный оркестр.

На концертах «Соло для Императорского рояля» выступил артист Петербургской филармонии, известный петербургский пианист и композитор Николай Мажара. Он вернул голос уникальному музыкальному инструменту. «Золотой» Steinway с уникальными росписями многие десятилетия был безмолвным свидетелем смены исторических эпох: к его клавиатуре прикасались большие музыканты, поскольку какое-то время рояль размещался в артистической Большого зала, но его голос не звучал публично больше века.

«Он звучит немножко по-другому [по сравнению с современными инструментами], разговаривает с нами другим голосом. И я специально подобрал программу из сочинений, современных роялю. Это поздние сочинения Михаила Глинки, произведения Петра Чайковского, Модеста Мусоргского, Александра Бородина. Вся эта музыка была написана довольно близко ко времени создания рояля, то есть сегодня мы можем услышать ее примерно так, как слышали ее создатели», – рассказывает пианист Николай Мажара.

 

«Инструмент пережил революции и войны, он был здесь и в блокаду. Начиная с 1960-70-х годов этот великолепный инструмент находился в так называемой свитской – пространстве за сценой, где императора, когда он появлялся в столичном Дворянском собрании, ждала свита. После революции она стала артистической Большого зала, ныне известной как Красная гостиная», – рассказала Юлия Кантор, заместитель директора Петербургской филармонии.  

 

Сегодня рояль – один из ключевых экспонатов выставки «Застывшая музыка. К 185-летию здания Дворянского собрания», которая продлится до 5 ноября. Выставка доступна к посещению слушателями концертов в Большом зале филармонии и на экскурсиях.

Фото: Стас Левшин

12 октября в Большом зале филармонии открылся абонемент «Великие симфонии военных лет», посвященный 80-летию Победы. Симфония № 2 «С колоколом» Арама Хачатуряна прозвучала в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением Карена Дургарян – известного армянского дирижера, отмеченного сотрудничеством с крупнейшими европейскими оркестрами, музыкального руководителя Армянского национального театра оперы и балета. Также были исполнены Праздничная увертюра Александра Арутюняна и Героическая баллада для фортепиано с оркестром Арно Бабаджаняна, солистом выступил известный армянский пианист Ваг Папян. 

«Я должен поблагодарить руководство оркестра и сам оркестр, потому что получить такое приглашение – большая честь для меня. Это наша вторая встреча, впервые я выступал с Заслуженным коллективом России в начале двухтысячных – это легендарный, очень высокого уровня оркестр, поэтому для меня было важно не делать ничего лишнего и, как я люблю говорить, не мешать оркестру, – рассказал Карен Дургарян, – Программу концерта предложил я, и идея эта была филармонией поддержана. Для меня было важно исполнить именно Вторую симфонию Хачатуряна, потому что она редко исполняется. Все знают «Танец с саблями», «Гаянэ», «Спартак», Скрипичный концерт. Вторая же симфония редко звучит, и для меня большая честь представлять армянскую музыку, притом военных лет. Все произведения этой программы относятся к периоду 1940-50-х годов. Военные, послевоенные годы – это период, когда весь народ был сплочен одной идеей – быть счастливыми людьми. А для этого нужно было пройти все трудности войны. И в музыке всего этого периода наряду со всеми военными символами вы слышите, что всё-таки на первом месте – счастье человека». 

Симфония Хачатуряна, благодаря составу оркестра и важности в ней темы набата получившая название «Симфония с колоколом», впервые прозвучала 30 декабря 1943 года в Большом зале Московской консерватории: ее замысел, возникший с началом войны, вызревал постепенно, музыка же была написана стремительно, за два месяца. «Моя новая, Вторая симфония, – писал Арам Хачатурян, – не имеет литературной программы; создавая ее, я старался воплотить в обобщенных музыкальных образах те думы и чувства, которыми живет сегодня наш народ». 

Характерные для стиля Хачатуряна ориентальная красота мелодий дополнились в этой музыке героико-трагической образностью. Национальное ладовое своеобразие музыкального языка сочетается с традициями европейского симфонизма: в симфонии звучит тема знаменитой средневековой секвенции Dies irae («День гнева»), танцевальные темы скерцо переливаются скрытой в них зловещей сущностью – традиция подобных Danse macabre восходит к XIX веку.

Абонемент «Великие симфонии военных лет» объединяет партитуры, созданные ведущими отечественными композиторами во время Великой Отечественной войны. Героизм и трагедия этого времени оживают на страницах симфоний Сергея Прокофьева, Николая Мясковского, Мечислава Вайнберга, Арама Хачатуряна. Программа абонемента невозможна без великих сочинений Дмитрия Шостаковича, неразрывно связанных с историей Ленинградской – Петербургской филармонии, носящей ныне имя композитора.

Одна из самых монументальных и трагичных в наследии Шостаковича, Восьмая симфония, прозвучит в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева: автор посвятил симфонию Евгению Мравинскому – соавтору множества мировых премьер своих сочинений, легендарному дирижеру, возглавлявшему Заслуженный коллектив Республики на протяжении полувека, вплоть до ухода из жизни в 1988 году. 

Седьмая «Ленинградская» симфония, чью вошедшую в историю блокадную премьеру осуществил Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета 9 августа 1942 года под управлением Карла Элиасберга в Большом зале филармонии, прозвучит в исполнении этого же коллектива, ныне носящего имя Академический симфонический оркестр филармонии, под управлением его главного дирижера Димитриса Ботиниса.

80-летию Победы наряду с концертным абонементом «Великие симфонии военных лет» также посвящены лекционный абонемент «Слушай, Ленинград!» и запланированная на весну 2025 года грандиозная, основанная на уникальных артефактах, выставка «Возвращение», посвященная реэвакуации оркестра Ленинградской филармонии и концертной афише Филармонии 1944-45 годов.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ имени Д.Д. ШОСТАКОВИЧА объявляет конкурс в Академический симфонический оркестр филармонии на замещение следующих вакантных должностей:


- Первые скрипки – заместитель концертмейстера 2-й пульт 3 место и одно место в группе

- Вторые скрипки – заместитель концертмейстера 1-й пульт 2 место

- Фаготы – регулятор группы

- Трубы – концертмейстер группы; четвертая труба (регулятор 2-й и 3-й труб, второй пистон)

- Валторны – концертмейстер группы; регулятор 2-й и 4-й валторны

- Тромбоны – концертмейстер группы

Конкурс проводится с 13 по 15 января 2025 года в Большом зале филармонии

Конкурсная программа на замещение вакантных должностей включает обязательное произведение и произведение по выбору участника, а также исполнение оркестровых партий из репертуара оркестра.

По специальности «первые скрипки» и «вторые скрипки»:

  1. Моцарт. Концерт № 3 для скрипки с оркестром (I часть с каденцией), или 
    Моцарт. Концерт № 4 для скрипки с оркестром (I часть с каденцией), или 
    Моцарт. Концерт № 5 для скрипки с оркестром (I часть с каденцией)
  2. Произведение по выбору участника (часть или части концерта, либо развернутая пьеса)

По специальности «фагот»:

  1. Моцарт. Концерт для фагота с оркестром (I, II части, каденция в первой части).
  2. Сен-Санс. Соната для фагота и фортепиано (I, II части)

По специальности «труба»:

  1. Гайдн. Концерт для трубы с оркестром (I, II части; на трубе in B)
  2. Щелоков. Этюд № 1

По специальности «валторна»:

  1. Моцарт. Концерт № 2 или № 4 (с каденцией в I части) - только I часть
  2. Р. Штраус. Концерт № 1 для валторны с оркестром (I часть)

По специальности «тромбон»:

  1. Давид. Концертино (I часть)
  2. Гильман. «Симфоническая пьеса»

Список документов для участия в конкурсе:

Анкета

Автобиография

Характеристика с места работы/учебы или заверенная копия трудовой книжки

Фотография (для документов, не больше 6х6 см)

Согласие на обработку персональных данных

Аудиозапись или видеозапись сольного исполнения длительностью от пяти минут на цифровом носителе (цифровой носитель остается у администрации оркестра до конца конкурса).

Обязательное произведение для аудио/видео записи специальность скрипка – Бах 3,4 части из сонаты соло соль минор или ля минор или до мажор, либо 3,4 части из партиты ре минор.

 

Приём документов производится с 21 октября по 26 декабря 2024 года по рабочим дням с 11:00 до 13:00 и с 14:00 до 17:00 в администрации Академического симфонического оркестра филармонии по адресу: Санкт-Петербург, Михайловская ул. 2, отдел кадров филармонии (каб. № 411).

Результаты предварительного отбора и список участников, допущенных к конкурсному прослушиванию, будут опубликованы 10 января 2025 года

Обращаем внимание, что филармония не предоставляет аккомпаниатора.

Справки по телефонам: (812) 314-90-50, (812) 318-69-35 с 11:00 до 13:00 и с 14:00 до 17:00.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»