Фото: Стас Левшин

5 марта в Большом зале Петербургской филармонии Академический симфонический оркестр под управлением дирижера коллектива Владимира Альтшулера исполнит шедевры австро-немецкого симфонизма, две великие симфонии, объединенные темой прощания – Симфонию № 45 Йозефа Гайдна и «Песнь о Земле» Густава Малера. Солистами выступят артисты крупнейших музыкальных театров страны – меццо-сопрано Екатерина Сергеева (Мариинский театр) и тенор Илья Селиванов (Большой театр).

Симфония № 45 (1772) Гайдна, позже так и названная – «Прощальная» – была написана сорокалетним композитором во время службы при дворе князя Эстергази. При всей классицистской стройности эта партитура отмечена обостренным чувствованием и патетикой движения «Буря и натиск», предвосхитившего романтизм: позже оно же вдохновило и знаменитую Сороковую симфонию Моцарта. Названием симфония обязана своему удивительному финалу: один за другим музыканты оркестра постепенно покидают сцену, последние ноты доигрывают две скрипки. При жизни Гайдна музыканты, уходя со сцены, гасили свечи на пультах – и последние такты симфонии звучали почти в полной темноте.

Густав Малер, приступая к сочинению новой симфонии, каждый раз создавал новую Вселенную: ни один из его симфонических циклов не похож на другой, они отличаются и по количеству частей, и по составу, и, безусловно, каждый из них уникален концептуально. «Песнь о Земле» (1909) – симфония в песнях (на этом определении настаивал сам автор), написанная на стихи китайских поэтов XVIII-IX веков в вольном переводе на немецкий Ганса Бетге.

По словам крупнейшего исследователя музыки Малера Инны Барсовой, в этих текстах композитора, пережившего потерю маленькой дочери и узнавшего о своей тяжелой болезни, привлекла «...исключительно тонко выраженная, проникнутая тихой печалью гармония осеннего и зимнего пейзажа и — человеческой старости, заката солнца и — ухода человека из жизни».

Фото: Анна Флегонтова

22 февраля новый абонемент Петербургской филармонии «Мастер и Маргарита» продолжился хоровым концертом-перформансом «Славное море, священный Байкал»: фрагменты романа прочел Николай Буров, в исполнении Хоровой коллегии Санкт-Петербурга под управлением Николая Бурова прозвучали сочинения композиторов трех веков – от Франца Шуберта до Игоря Корнелюка.

Абонемент «Мастер и Маргарита» объединяет шесть разножанровых программ, в следующих его концертах публику ждет выступление Jazz Philharmonic Orchestra, исполнение «Страстей по Иоанну» И.С.Баха и шедевров симфонической музыки. Фрагменты романа прозвучат в исполнении Николая Бурова и Николая Мартона.

В марте Петербургская филармония примет на своей сцене звезд мировой академической музыки Дениса Мацуева и Ольгу Перетятько, известного актера Андрея Мерзликина и немецкого дирижера Лео Кремера, отметит юбилейные даты композиторов Антона Брукнера, Николая Римского-Корсакова и Валерия Гаврилина, представит программу из музыки XX века и концерт, солировать в котором будет один из самых удивительных музыкальных инструментов – терменвокс.

7 марта Заслуженный коллектив России под управлением Александра Соловьева исполнит программу из шедевров русской и зарубежной симфонической музыки. Солист – один из самых ярких пианистов своего поколения, лауреат многочисленных международных конкурсов Филипп Копачевский. Прозвучит Антракт из музыки Франца Шуберта к драме «Розамунда», Фортепианный концерт Роберта Шумана и Первая симфония Петра Чайковского.

5 марта Академический симфонический оркестр под управлением дирижера коллектива Владимира Альтшулера исполнит шедевры австро-немецкого симфонизма, солистами выступят артисты крупнейших музыкальных театров страны – меццо-сопрано Екатерина Сергеева (Мариинский театр) и тенор Илья Селиванов (Большой театр). Прозвучат Симфония № 45 Йозефа Гайдна и «Песнь о Земле» Густава Малера.

Звездные гастролеры – солисты и оркестры: Денис Мацуев, Александр Сладковский и Госоркестр Республики Татарстан, Ольга Перетятько, Андрей Мерзликин, Лео Кремер

1 марта проект «Чтения со смыслом» представит на сцене Большого зала Петербургской филармонии литературно-музыкальную программу «Петрикор». В основе постановки – рассказ писательницы Ирады Берг. Главные роли исполнят известный актер Андрей Мерзликин и автор текста Ирада Берг.

2 марта известный немецкий дирижер Лео Кремер продирижирует в Большом зале Торжественной мессой Людвига ван Бетховена – ее мировая премьера состоялась в 1824 году в Петербурге и стала единственным исполнением, осуществленным при жизни композитора. Концерт входит в абонемента «Филармония от “Сотворения мира”», объединяющего великие сочинения, чьи премьеры стали вехами в филармонической истории Петербурга.

3 марта новый абонемент Большого зала «Оркестровая география России», объединивший пять концертов ведущих камерных и симфонических коллективов страны, продолжится выступлением Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан. За пультом – народный артист России, народный артист Республики Татарстан Александр Сладковский, солист – один из крупнейших пианистов современности Денис Мацуев.

8 марта на сцену филармонии вернется звезда мировой оперы Ольга Перетятько: программа «Сопрано тет-а-тет» представит уникальный голос певицы в самых разных амплуа – в музыке русских и европейских композиторов, в оперном и камерном репертуаре. Одна из самых востребованных сопрано в мире, петербурженка Ольга Перетятько получила международное признание после победы на престижном конкурсе Пласидо Доминго Operalia. С тех пор ее имя не сходит с афиш самых известных оперных театров и концертных залов мира.

Юбилейные даты: Римский-Корсаков, Валерий Гаврилин, Антон Брукнер, «Мастер и Маргарита»

15 марта Петербургская филармония, присоединяясь к Общероссийскому фестивалю «День Римского-Корсакова», представляет в Большом зале филармонии симфоническую программу, в которой симфоническая сюита Римского-Корсакова «Антар» прозвучит вместе с сюитой из балета «Жар-птица» самого талантливого ученика Римского-Корсакова – Игоря Стравинского. Также в программе – Рапсодия на тему Паганини Сергея Рахманинова, к которому Римский-Корсаков относился с глубоким и взаимным уважением: именно он был первым, кто продирижировал в Петербурге музыкой совсем молодого композитора. На сцене – Академический симфонический оркестр филармонии под управлением известного дирижера Андрея Аниханова, солист – победитель XVII Международного конкурса имени Чайковского Сергей Давыдченко.

                В марте исполняется 180 лет со дня рождения одного из крупнейших российских композиторов Николая Римского-Корсакова – титанической фигуры, без которой судьба русской музыки сложилась бы иначе, менее счастливо и плодотворно.

16 марта – продолжение абонемента «Мастер и Маргарита», посвященного 50-летию публикации полной версии романа Булгакова в СССР. Название каждой из программ абонемента, равно как и их содержание отсылает к темам, образам или ситуациям романа: здесь и знаменитые вальсы Штрауса, звучавшие на балу у Воланда, и сцена массового помешательства конторских работников, против воли распевающих «Славное море – священный Байкал», и фокстрот «Аллилуйя», под который неистово танцевали еще ничего не подозревающие члены МАССОЛИТа в тот роковой день, когда Аннушка разлила масло…

В четвертой программе – «Было дело в Грибоедове» – тот самый знаменитый фокстрот прозвучит вместе с другими джазовыми композициями, популярными во время московских событий романа. На сцене – известный петербургский коллектив Jazz Philharmonic Orchestra и народный артист России Николай Буров.

Концерт 23 марта филармония посвящает 85-летию со дня рождения одного из крупнейших отечественных композиторов XX века Валерия Гаврилина. В исполнении Концертного хора Санкт-Петербурга под управлением Владимира Беглецова прозвучит самое масштабное сочинение композитора – хоровая симфония-действо «Перезвоны».

Судьба Валерия Гаврилина была тесно связана с Ленинградом: здесь он окончил музыкальное училище и консерваторию, здесь работал, здесь проходили премьеры его сочинений, отмеченных впоследствии множеством профессиональных наград.

24 марта абонементный цикл «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик», посвященный двухсотлетию со дня рождения композитора, продолжится исполнением Седьмой симфонии: ее исполнит Заслуженный коллектив России под управлением известного дирижера, представителя музыкальной династии Дмитрия Юровского. Также в программе концерта – Второй фортепианный концерт Шопена, солист – всемирно востребованный петербургский пианист, победитель престижных конкурсов Мирослав Култышев.

Особенными событиями филармонической афиши станут концерт абонемента «Концерты во фраках и в джинсах», на котором будет звучать уникальный инструмент – терменвокс, а также концерт Московского ансамбля современной музыки.

19 марта абонемент «Концерты во фраках и в джинсах», любимый и востребованный публикой больше десяти лет, продолжится концертом, посвященным одному из самых удивительных музыкальных инструментов – терменвоксу. Его звук, напоминающий человеческий голос, рождается из воздействия исполнителя на электромагнитные поля, или, как может показаться со стороны, просто из воздуха.

Наряду с переложениями для терменвокса знаменитых композиций Рахманинова, Гершвина, Вила-Лобоса, Пьяццоллы прозвучит уникальная партитура: специально написанная для терменвокса и симфонического оркестра Первая аэрофоническая сюита Иосифа Шиллингера. На сцене – Академический симфонический оркестр под управлением Евгения Бушкова, солисты – Олеся Ростовская (терменвокс) и Николай Мажара (фортепиано), ведущий абонемента – Александр Малич.

20 марта Московский ансамбль современной музыки – один из немногих в нашей стране коллективов, ставящих своей целью исполнение сочинений XX и XXI века и обладающих в этой области экспертным статусом – исполнит в Большом зале филармонии программу «Голос кита 2.0». Прозвучит музыка авангардиста Джорджа Крама, композитора и философа Джона Кейджа, одного из основоположников минимализма Стива Райха, обладателя Пулитцеровской премии и премии Grammy, постминималиста Дэвида Лэнга.

Фото: Стас Левшин

Один из крупнейших российских пианистов, Борис Березовский в течение февраля дважды выступил в Большом зале Петербургской филармонии: 11 февраля – вместе с Заслуженным коллективом России под управлением Андрея Аниханова, 24 февраля – с сольной программой, продолжая цикл, в рамках которого звучат фортепианные сонаты Бетховена.

11 февраля Борис Березовский вместе с Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром филармонии под управлением Андрея Аниханова исполнил Фортепианный концерт Александра Скрябина, также в исполнении оркестра в этот вечер прозвучали симфоническая поэма «Сирены» Рейнгольда Глиэра, морскую звукопись которой сравнивают с лучшими страницами музыки Римского-Корсакова, и Третья симфония Сергея Рахманинова – одна из немногих партитур, созданных композитором в эмиграции.

Музыка Скрябина занимает в репертуаре Бориса Березовского особое место, в 2022 году, когда весь мир отмечал 150-летие со дня рождения композитора, пианист стал художественным руководителем Первого международного музыкального фестиваля А.Н.Скрябина, он говорил тогда: «Скрябин – это космос, самостоятельная галактика. Есть ранний Скрябин, сочинявший прелюдии, которые все обожают, этюды, постоянно звучащие на конкурсах. Есть Скрябин зрелого периода, которого также все любят, и поздние вещи – их понимают и ценят немногие. Я люблю Скрябина всех периодов, и какое-то время назад стал много играть его музыки».

24 февраля сольным концертом в Большом зале филармонии Борис Березовский продолжил цикл, в рамках которого в этом сезоне он исполняет фортепианные сонаты Людвига ван Бетховена: прозвучат Сонаты с Седьмой по Одиннадцатую, в том числе – знаменитая Соната № 8 «Патетическая». Также в программу вошли сочинения русских композиторов: «Лезгинка» Ляпунова и восточная фантазия «Исламей» Балакирева. Первый концерт «бетховенского» цикла в Петербурге пианист дал в сентябре 2023 года.

«Борис Березовский — пианист редкого сценического обаяния. Его игра отличается невероятной техникой и глубоким звуком, изумительной "летучестью" и потрясающе красивым пиано. Бесспорно, он – истинный последователь великой русской фортепианной школы», – отмечал обозреватель влиятельного журнала Gramophone.

Один из самых востребованных пианистов мира, Борис Березовский отмечен сотрудничеством с крупнейшими оркестрами, среди которых Нью-Йоркский и Берлинский филармонические, Филадельфийский симфонический, Лондонская «Филармония» и Симфонический оркестр Би-Би-Си, Мюнхенский филармонический оркестр и Симфонический оркестр радио Франкфурта, Национальный оркестр Датского радио и Филармонический оркестр Осло, Оркестр Амстердамского Концертгебау, Национальный оркестр Франции и многие другие.

В обширной дискографии пианиста около 40 сольных и ансамблевых CD и DVD. Они были неоднократно отмечены экспертами изданий Le Monde de la Musique, Diapason, BBC Music Magazine, Independent on Sunday, становились выбором журналов Le Monde de la Musique и Gramophone, были удостоены премий Diapason d'Or и RTL d'Or, «Эхо-Классик», Премии немецких критиков и британского журнала BBC Music Magazine.

23 февраля на сцену Петербургской филармонии вернулся молодой дирижер Муртуза Бюльбюль: представитель знаменитой музыкальной династии, он успешно дебютировал здесь год назад с Академическим симфоническим оркестром филармонии, теперь им предстоит новая встреча. В праздничный день в исполнении коллектива и дирижера прозвучали знаменитые симфонические миниатюры: полька Иоганна Штрауса, фрагмент из музыки балета «Щелкунчик» Чайковского, Венгерские танцы Брамса и другие популярные сочинения академического репертуара.

Любовь к музыке передалась молодому дирижеру по наследству: он – музыкант в третьем поколении, внук оперного певца, народного артиста СССР, профессора Муртузы Мамедова (более известного как Бюльбюль), сын известного композитора и певца, народного артиста Азербайджана, профессора Полада Бюльбюль оглы.

Несмотря на молодой возраст, Муртуза Бюльбюль сотрудничает с такими коллективами, как Российский национальный оркестр, Российский государственный оркестр кинематографии, Новосибирский академический симфонический оркестр, оркестр Московской государственной консерватории, аккомпанирует ведущим певцам, среди которых Анна Нетребко, Эльчин Азизов, Динара Алиева.

Дирижерский дебют четырнадцатилетнего музыканта состоялся в 2015 году в Баку с Азербайджанским государственным симфоническим оркестром. С тех пор география выступлений молодого дирижёра значительно расширилась, он выступал в городах Германии, Италии, России, Туркменистана и Казахстана.

Ярослав Забояркин. Фото: Анна Флегонтова

21 февраля в Большом зале Петербургской филармонии впервые в России прозвучала «Эпитафия 2 Федерико Гарсиа Лорке» для флейты и камерного оркестра Луиджи Ноно – итальянского авангардиста, одного из крупнейших композиторов XX века. Исполнение посвящено 100-летию со дня его рождения. Также в программе – знаменитые концерты «Времена года» Антонио Вивальди, Адажио для органа и струнных, Концерт для струнных и континуо Томазо Альбинони.

На сцене в этот вечер выступили Молодежный камерный оркестр Заслуженного коллектива России под управлением Ярослав Забояркина и солисты – флейтистка Марианна Мурзина, скрипачка, солистка Санкт-Петербургского Дома Музыки Анна Савкина. Ведущий концерта – Ярослав Тимофеев – один из самых ярких и востребованных российский музыковедов нового поколения, обладающий талантом говорить о музыке ярко и интересно, глубоко и емко.

Концерт 21 февраля продолжил программу нового абонемента Петербургской филармонии «Классика. Новое». Поскольку все композиторы, чья музыка прозвучит в этот вечер, родились в одной из крупнейших музыкальных столиц мира – Венеции – концерт получил название «Три великих венецианца».

Ярослав Тимофеев. Фото: Анна Флегонтова

Абонемент «Классика. Новое» открылся 25 ноября концертом к 100-летию со дня рождения Дьердя Лигети. В четырех концертах абонемента известная музыка прошлого сочетается с музыкой современности: от Вивальди, Чайковского и Дебюсси до Дьердя Лигети, Луиджи Ноно и Тору Такемицу. В июньской программе абонемента запланирована мировая премьера: специально по заказу филармонии петербургский композитор Настасья Хрущева создаст совершенно новое сочинение для симфонического оркестра. Четыре концерта абонемента – это увлекательный маршрут сквозь время по главным музыкальным стилям, знакомство (или новая встреча) с шедеврами великой классики и погружение в новую музыку.

«Эпитафия 2 Федерико Гарсиа Лорке» (1952-1953) – раннее сочинение Луиджи Ноно. Одна из трех эпитафий, посвященных погибшему в 38 лет испанскому поэту, она не содержит вокальной партии, зато предваряется заголовком из стихотворения «Погребальный плач по Игнасио Санчесу Мехиасу» – знаменитому тореадору, другу Лорки, смертельно раненому на арене: «Y su sangre ya viene cantando» – «Льется кровь его, как песня». Ноно воссоздает в звуках атмосферу текста, используя солирующую флейту и поручая развернутые сольные фрагменты другим оркестровым инструментам.

Луиджи Ноно – один из крупнейших композиторов-авангардистов XX века. Он стал одной из центральных фигур знаменитых Дармштадтской курсов в первые годы их существования: важнейший центр обмена опытом в области радикальных музыкальных практик, существующий и сегодня, сыграл ведущую роль в развитии музыки второй половины XX века. 

Именно Ноно принадлежит сам термин «Дармштадтская школа»: так он описал музыку, созданную в 1950-е годы им самим, а также такими крупнейшими авангардистами, как Пьер Булез, Бруно Мадерна, Карлхайнц Штокхаузен. Композитор сравнивал значение школы с ролью течения Баухаус в изобразительном искусстве и архитектуре.

Член итальянской коммунистической партии, Луиджи Ноно неоднократно приезжал в СССР. В 1975 году выдающийся режиссер Юрий Любимов осуществил первую постановку оперы Ноно «Под жарким солнцем любви» на сцене миланского театра Ла Скала.

Фото: Анна Флегонтова

Одна из самых востребованных российских певиц, Хибла Герзмава вернулась на сцену Петербургской филармонии с сольным концертом: 18 февраля в Большом зале вместе со своим постоянным творческим партнером, пианисткой Екатериной Ганелиной она исполнила романсы и циклы русских композиторов – Глинки, Рахманинова, Мясковского, Прокофьева, Ипполитова-Иванова.

Хибла Герзмава – ведущая солистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, первая в истории обладательница Гран-при Международного конкурса имени Чайковского, неоднократная обладательница Национальной премии «Золотая маска», Лауреат Государственной премии Российской Федерации за вклад в развитие отечественного и мирового искусства, народная артистка России и Абхазии.

В Петербурге наряду с романсами Глинки и Рахманинова в исполнении Хиблы Герзмава и Екатерины Ганелиной прозвучали циклы: «Пять японских стихотворений» (на слова неизвестных авторов и поэта XIII-XIV веков Тимонори) Михаила Ипполитова-Иванова, Сюита «Мадригал» Николая Мясковского на стихи Константина Бальмонта, «Пять стихотворений Анны Ахматовой» Сергея Прокофьева и «Шесть стихотворений» Сергея Рахманинова на стихи Александра Блока, Андрея Белого, Игоря Северянина, Валерия Бросова, Федора Сологуба, Константина Бальмонта. 

Хибла Герзмава – звезда мировой оперы, она пела в Шатле и Шанз-Элизе в Париже, в театре Коммунале во Флоренции, в Софийской опере, в Театро дель Лисеу в Барселоне и Палау де лес Артс Рейна София в Валенсии, в Мариинском театре и в токийском Бунка Кайкан, в Королевском оперном театре Ковент Гарден в Лондоне и на сцене Метрополитен-опера, в Баварской государственной и Римской операх.

Фото: Стас Левшин

13 февраля известный актер Александр Галибин прочел фрагменты романа Булгакова «Мастер и Маргарита» в Большом зале Петербургской филармонии.

Концертом «Отрезанная голова Берлиоза» продолжился абонемент «Мастер и Маргарита», посвященный 50-летию со дня публикации полной версии романа в СССР. Текст романа в этот вечер прозвучал в исполнении Александра Галибина, сыгравшего Мастера в экранизации романа Владимира Бортко. Произведения Берлиоза, Петрова и Шнитке исполнил Академический симфонический оркестр филармонии под управлением Максима Алексеева.

По результатам конкурсного прослушивания по специальности «первые скрипки» в Академический симфонический оркестр филармонии принимаются: 

Богодухова Татьяна

Столповских Сергей

Чернышева Евгения

По результатам конкурсного прослушивания по специальности «вторые скрипки» в Академический симфонический оркестр филармонии принимаются: 

Чуба Адриана

Евтихова Екатерина

По результатам конкурсного прослушивания по специальности «альты» в Академический симфонический оркестр филармонии принимаются: 

Балакирева Лидия

Кирсанов Александр

По результатам конкурсного прослушивания по специальности «контрабасы» в Академический симфонический оркестр филармонии принимаются: 

Черников Михаил

Потапов Артемий

По результатам конкурсного прослушивания по специальности «трубы» в Академический симфонический оркестр филармонии принимаются: 

Черезов Роман

Шобухов Иван

Амбарцумян Максим

По результатам конкурсного прослушивания по специальности «тромбоны» в Академический симфонический оркестр филармонии принимаются: 

Богданов Северьян

Петров Николай

Антонюк Дмитрий

Синявский Антон

Фото: Ася Минеева

10 февраля в Большом зале Петербургской филармонии с сольным концертом выступил Илья Папоян – известный петербургский пианист, в июне 2023 года ставший лауреатом одного из самых престижных в мире Международного конкурса имени Чайковского. Концерт, на котором прозвучат сочинения Скрябина, Рахманинова и Метнера, станет для музыканта первым сольным выступлением в этом зале в статусе лауреата Конкурса имени Чайковского. Предыдущий сольный концерт Ильи Папояна здесь состоялся в декабре 2022 года.

На концерте прозвучали 24 прелюдии Александра Скрябина, Фортепианная соната Николая Метнера и Первая фортепианная соната Сергея Рахманинова – сочинения, созданные на рубеже XIX и XX веков, в эпоху, в истории литературы известную как Серебряный век: характерные для нее утонченность, мистицизм, тревожное предчувствие грядущего, поиск новых средств выразительности – отразились во всех без исключения видах искусства.
Илья Папоян – победитель множества международных конкурсов, он сотрудничает с ведущими российскими оркестрами, в числе которых – Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Петербургской филармонии, Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Ф.Светланова,  Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан.

Пианист регулярно выступает вместе с Заслуженным коллективом России под управлением главного дирижера, народного артиста России Николая Алексеева. В августе 2023 года Илья Папоян участвовал в концертах оркестра на федеральной территории Сириус и в Нальчике, родном городе Юрия Темирканова. Выступления в Нальчике были посвящены юбилею дирижера, который Петербургская филармония надеялась отметить в декабре 2023.

В октябре 2023 года Илья Папоян вместе с Заслуженным коллективом России под управлением Николая Алексеева открыл программу главного абонемента Петербургской филармонии – «Оркестр Юрия Темирканова». 10 декабря 2023 года Илья Папоян вместе с Заслуженным коллективом России под управлением Николая Алексеева выступил в Большом зале Петербургской филармонии на концерте «В день рождения Юрия Темирканова» – это был первый день рождения Маэстро, который Петербургская филармония отметила без него.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»