Петербургская филармония отмечает Международный день музыки общедоступным концертом-марафоном 1 октября. Поскольку все билеты на концерт проданы, мы, стремясь разделить важнейший для себя праздник с самой широкой аудиторией, превосходящей по численности количество мест в любом из наших залов, 1 октября предоставляем слушателям возможность приобрести билеты на большинство концертов октября и ноября со скидкой 30%. Скидка доступна по промокоду День музыки.

1 октября при покупке билетов в кассе (в часы работы кассы) и на официальном сайте филармонии (с 0 до 23 часов 59 минут), скидка распространяется на билеты в партер Большого зала филармонии и на все билеты в Малый зал филармонии. На 2 концерта октября в Большом зале действуют специальные фиксированные цены на билеты в партер.

Полный список концертов, участвующих в акции, приведен ниже.

2 октября, понедельник 20:00
Гайдн. «Сотворение мира»

Концерт абонемента «Филармония от "Сотворения мира"»
Камерный оркестр Заслуженного коллектива России, хор Михайловского театра
Дирижер – Лео Кремер (Германия)
Солисты: Анна Денисова (сопрано), Александр Тимченко (тенор), Илья Мазуров (бас), Елизавета Свешникова (сопрано), Иван Васильев (баритон)

Все билеты по 300 рублей по промокоду День музыки 2 октября

 

21 октября, суббота 20:00
Малер. Симфония № 2

Симфонический оркестр и хор Московского театра Новая Опера им.Е.В.Колобова
Дирижер – Ян Латам-Кёниг
Солисты: Кристина Пономарёва (сопрано), Валерия Пфистер (меццо-сопрано)

Все билеты по 500 рублей по промокоду День музыки 21 октября

Концерты Большого зала, участвующие в акции:

5 октября, четверг 20:00
Концерт абонемента «Первый симфонический оркестр России»

Дирижер – Димитрис Ботинис
Солист – Александр Ключко
Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии
Вагнер. Увертюры к операм «Тангейзер», «Нюрнбергские мейстерзингеры», вступление и «Смерть Изольды» из музыкальной драмы «Тристан и Изольда», вступление к опере «Лоэнгрин», траурный марш из музыкальной драмы «Гибель богов»
Лист. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром

6 октября, пятница 20:00
Концерт абонемента «Популярная классика»

Академический симфонический оркестр филармонии
Дирижер –  Андрей Аниханов
Солист – Валерий Кулешов (фортепиано)
Рахманинов. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, Римский-Корсаков. «Светлый Праздник», Скрябин. «Поэма экстаза»

10 октября, вторник 20:00
Концерт абонемента «Оркестр Юрия Темирканова»
Дирижер – Николай Алексеев
Солист – Илья Папоян

Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии
Прокофьев. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
Рахманинов. Симфонические танцы

8 октября, воскресенье 15:00
Концерт абонемента «Шесть шедевров»
Академический симфонический оркестр филармонии

Дирижер – Андрей Аниханов
Солист – Станислав Соловьев (фортепиано)
Ведущая – Наталия Энтелис
Римский-Корсаков. «Светлый Праздник», Скрябин. «Поэма экстаза», Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром

8 октября, воскресенье 20:00
Вивальди. «Времена года»

Программа исполняется на исторических инструментах
Солисты: Сергей Фильченко (скрипка), Павел Фильченко (скрипка), Мария Крестинская (скрипка, виола д'амур), Александр Гулин (виолончель), Константин Яковлев (гобой, фагот)
Вивальди. «Времена года», Концерт для струнных соль минор, Концерт для фагота, Концерт для виолы д'амур, струнных и континуо, Концерт для скрипки, гобоя, струнных и бассо континуо, Концерт для двух скрипок, виолончели и струнного оркестра

12 октября, четверг 20:00
Концерт абонемента «Оркестровая география России»

Уральский академический филармонический оркестр
Дирижер – Дмитрий Лисс
Солист – Никита Борисоглебский (скрипка)
Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром
Рахманинов. Симфония № 2

13 октября, пятница 20:00
«Невидимка, двойник, пересмешник…»
Литературный вечер Светланы Крючковой

Стихи Марины Цветаевой и Анны Ахматоваой

14 октября, суббота 20:00
Музыка компьютерных игр
"Game Brass"

Ансамбль медных духовых "New Life Brass"
Моцарт. Турецкое рондо, Дворжак. Юмореска, Дж. Беллини. Тубиссимо
Родригес. Кумпарсита, Фучик. Марш гладиаторов, Андерсон. Парад трубачей
Музыка из видеоигр «Чип и Дейл», «Контра», «Мортал Комбат», «Супер Марио», «Бомбермен», «Макс Пэйн», “Mass Effect”,  «Гримм Фанданго», «Скайрим», “Fallout 2"

15 октября, воскресенье 20:00
«Свой среди чужих, чужой среди своих»
Концерт абонемента «Концерты во фраках и в джинсах»

Академический симфонический оркестр филармонии
Хор Санкт-Петербургской консерватории, детский хор Филармонического общества Санкт-Петербурга
Дирижер – Алексей Ньяга
Солисты – Андрей Лефлер (тенор), Ольга Шуршина (сопрано), Юрий Семёнов (орган)
Ведущий – Александр Малич
Артемьев. «Девять шагов к Преображению» и музыка к кинофильмам «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Сибирский цирюльник», «12», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», «Сибириада»

20 октября, пятница 20:00
Чайковский. Симфония № 5
Концерт абонемента «Все симфонии П.И.Чайковского»

Академический симфонический оркестр филармонии
Дирижер – Димитрис Ботинис
Прокофьев. Фрагменты музыки балета «Ромео и Джульетта»
Чайковский. Симфония № 5

24 октября, вторник 20:00
Академический симфонический оркестр филармонии

Дирижер – Антон Шабуров
Солист – Евгений Изотов (фортепиано)
Мендельсон. Увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера», Григ. Концерт для фортепиано с оркестром, Сибелиус. Симфония № 1

25 октября, среда 20:00
Концерт абонемента «Первый симфонический оркестр России»

Дирижер – Павел Бубельников
Солистка – Елизавета Леонская
Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии
Бетховен. Концерт № 4 для фортепиано с оркестром
Дворжак. Симфония № 8

27 октября, пятница 20:00
Вечер инструментальных концертов

Академический симфонический оркестр филармонии и лауреаты XVII Международного конкурса им. П.И.Чайковского
Дирижер – Анатолий Рыбалко
Солисты: Сергей Давыдченко (фортепиано, лауреат I премии), Фёдор Освер (гобой, лауреат II премии), Иван Сендецкий (виолончель, лауреат IV премии)
Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
И.С. Бах. Концерт для гобоя и струнных ре минор
Сен-Санс. Концерт № 1 для виолончели с оркестром ля минор

28 октября, суббота 20:00
Органный вечер
Хироко Иноуэ (Япония) и Жан-Пьер Стайверс (Нидерланды)

Бах. Увертюра и Ария из Оркестровой сюиты № 3, две фуги из «Искусство Фуги»
Меркель. Соната №1 для органа в четыре руки и четыре ноги
Рогг. Интродукция и пассакалия (в романтическом стиле)
Ёсимацу. Пять пьес из «Танцев плеяд»
Стравинский. Фрагменты из музыки балета «Весна священная» (Весенние гадания. Пляски щеголих, Игра умыкание, Вешние хороводы, Выплясывание земли)

29 октября, воскресенье 15:00
«Сказка о царе Салтане»
Концерт абонемента «Сказки А.С.Пушкина»

Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии
Дирижер – Анатолий Рыбалко
Ведущая – Анна Михалкова
Лядов. «Кикимора», Мусоргский. «Ночь на Лысой горе», Радвилович. «Очень страшная музыка», Римский-Корсаков. Сюита из оперы «Сказка о царе Салтане»

29 октября, воскресенье 20:00
Арам Хачатурян и его знаменитые ученики
К 120-летию со дня рождения Арама Хачатуряна

Симфонический оркестр Ленинградской области
Дирижер – Михаил Голиков
Ведущий – Александр Малич
Хачатурян. «Маскарад», сюита из музыки к балету «Спартак», лезгинка из балета «Гаянэ»
Дашкевич. Музыка к т/ф «Зимняя вишня» и к к/ф «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»
Таривердиев. «Маленький принц», тема дороги из т/ф «17 мгновений весны», вальс из к/ф «Ирония судьбы или с легким паром»
Рыбников. Музыка из к/ф «Тот самый Мюнхауезн», «Большое космическое путешествие»
Эшпай. Фанфары, Минков. Попурри «Старый рояль»

1 ноября, среда 20:00
Моцарт. Реквием
Концерт абонемента «Филармония от "Сотворения мира"»

Академический симфонический оркестр филармонии, Хоровая коллегия Санкт-Петербурга
Дирижер – Павел Балефф (Германия / Болгария)
Солисты: Кристина Гонца (сопрано), Екатерина Сергеева (меццо-сопрано), Олег Лосев (тенор), Илья Банник (бас)
Моцарт. Симфония № 25, Реквием для солистов, хора и оркестра

3 ноября, пятница 20:00
«Черная магия и ее разоблачение»
Концерт абонемента ««Мастер и Маргарита»» (с чтением фрагментов романа)

Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии
Дирижер – Алексей Ньяга
Солисты: Павел Райкерус (фортепиано), Юрий Воробьев (бас)
Чтение фрагментов романа – Андрей Ургант 
Шуберт, Лист, Чайковский, Гуно, Римский-Корсаков, Стравинский, Шостакович

4 ноября, суббота 20:00
Русские картины
«Терем-квартет»

Гаврилин, Рахманинов, А.Петров, Грибоедов, «Терем-Квартет»

5 ноября, воскресенье 20:00
Академический симфонический оркестр филармонии
Дирижер – Николай Алексеев

Солисты – Людмила Берлинская, Артур Ансель
Равель. «Моя матушка гусыня», Пуленк. Концерт для двух фортепиано с оркестром, Бетховен. Симфония № 4

6 ноября, понедельник 20:00
Вечер вальсов

Дирижер – Александр Канторов
Государственный Санкт-Петербургский симфонический оркестр «Классика»
Глинка,  Глазунов, Чайковский, Свиридов, Хачатурян, Вальдтейфель, И. Штраус (сын)

8 ноября, среда 20:00
«Классика, джаз и мюзикл»
Концерт абонемента «Концерты во фраках и в джинсах»

Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии
Дирижер – Михаил Леонтьев
Солист – Дмитрий Хрычёв (виолончель)
Ведущий – Александр Малич
Дебюсси. «Лунный свет» из «Бергамасcкой сюиты»,  Бернстайн. «Вестсайдская история», Лоу. Симфоническая сюита из мюзикла «Моя прекрасная леди», Гульда. Концерт для виолончели и духовых (в джазовом стиле)

11 ноября, суббота 20:00
Концерт абонемента «Оркестровая география России»

Государственный академический камерный оркестр России
Дирижер и солист (гобой) – Алексей Уткин
Мария Чепурина – флейта
Моцарт. Маленькая ночная серенада, Гендель. Концерт для гобоя и струнных, Телеман. Концерт для гобоя и флейты с оркестром ми минор, Чайковский. «Воспоминание о Флоренции»

12 ноября, воскресенье 20:00
Концерт абонемента «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик»
К 200-летию со дня рождения композитора

Академический симфонический оркестр филармонии
Дирижер – Владимир Альтшулер
Солист – Олег Вайнштейн (фортепиано)
Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром, Брукнер. Симфония № 4 «Романтическая»

13 ноября, понедельник 20:00
Рахманинов. Вечер фортепианных концертов
Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии

Дирижер – Максим Алексеев
Солист – Борис Березовский (фортепиано)
Рахманинов. Вокализ, Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром

16 ноября, четверг 20:00
Жолт Месарош. Органный вечер

И.С. Бах, Вагнер, Лист, Вьерн, Месарош, Донаньи

17 ноября, пятница 20:00
Концерт абонемента «Все симфонии П.И.Чайковского»

Академический симфонический оркестр филармонии
Дирижер – Александр Соловьев
Художественное слово – Сергей Маковецкий
Чайковский. Симфония № 2, Свиридов. «Метель», музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина

19 ноября, воскресенье 20:00
«Эволюция танго»
Астор Пьяццолла

Ансамбль "Remolino"

20 ноября, понедельник 20:00
Академический симфонический оркестр филармонии

Дирижер – Алексей Асланов
Солистка – Анна Савкина (скрипка)
Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром, Славянский марш, Бородин. Симфония № 2 «Богатырская» 

25 ноября, суббота 20:00
«Заклинание времени»
Концерт абонемента «Классика. Новое»

Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии
Дирижер – Алексей Ньяга
Солист – Александр Гиндин (фортепиано)
Ведущий – Ярослав Тимофеев
Бизе - Щедрин. «Кармен-сюита», Лигети. Концерт для фортепиано с оркестром, Равель. Болеро

26 ноября, воскресенье 15:00
«Бука», сказка для детей и не только (в сопровождении песочной анимации)

Академический симфонический оркестр филармонии
Дирижер – Петр Максимов
Художественное слово – Максим Матвеев и Ирада Берг
Песочные иллюстрации – Ева Соснина 
Чайковский, Р.Штраус, Массне

26 ноября, воскресенье 20:00
Джазовый вечер
Трио Олега Бутмана

"Feeling Good", "Puttin’ On the Ritz"; "Someone Like You"; "Autumn Leaves"; "Love Me or Leave Me"; Summertime", "The Man I Love" и оригинальные джазовые композиции

29 ноября, среда 20:00
Опера vs рок
Ансамбль «Бис-Квит»

Ансамбль «Бис-квит» и Вокальный ансамбль «Супермотив»
Солисты: Ольга Пудова (сопрано), Эвелина Агабалаева (меццо-сопрано), Дмитрий Григорьев (бас), Юрий Власов (бас), Борис Степанов (тенор), Филипп Евич  (баритон)

30 ноября, четверг 20:00
Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии
Дирижер – Павел Бубельников
Солистка – София Виланд (флейта)

Моцарт.  Увертюра к опере «Волшебная флейта», К.-Ф.-Э. Бах. Концерт для флейты и струнных соль мажор, Бетховен. Симфония № 

Концерты Малого зала, участвующие в акции:

6 октября, пятница 19:00
Золотые мелодии джаза
Ансамбль Мелодия Георгия Гараняна

Дирижер – Сергей Богданов
Армине Саркисян - вокал
Овагем Султанян - альт-саксофон
Полина Ильина - тенор-саксофон, вокал

8 октября, воскресенье 19:00
Валерий Кулешов. Фортепианный вечер
Концерт абонемента «Фортепианные вечера»

Шуман. Три романса соч. 28, Венский карнавал, «Карнавал»

11 октября, среда 19:00
Артисты Академического симфонического оркестра филармонии
Концерт абонемента «Артисты оркестров филармонии соло и в ансамблях»

Шопен. Скерцо № 3, Массне. «Размышление» для скрипки с оркестром из оперы «Таис», Гершвин. Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром, Дуглас. «Ирландский дух» для маримбы и кларнета, Мартину. «Кухонное ревю» сюита из балета для кларнета, фагота, трубы, скрипки, виолончели и фортепиано, Бриттен. Сюита, Моцарт. Струнный квартет № 22

14 октября, суббота 19:00
Вечер камерной музыки
Концерт абонемента «Musica dа сamera»

Солисты: Петр Федотов (скрипка), Елена Серова (фортепиано)
Григ. Соната № 3 для скрипки и фортепиано, Прокофьев. Соната № 2 для скрипки и фортепиано, Венявский. Фантазия на темы из оперы «Фауст», Цимбалист. Фантазия на темы из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Золотой петушок», Сен-Санс. Интродукция и Рондо-каприччиозо

15 октября, воскресенье 19:00
Hang Made Project
Концерт абонемента «В легком жанре»

Hang Made Project при участии струнного квартета
А. Назарко. «Медитация», «Нет проблем», «Паттерны», «Глубина», «Тропическая река», «Курд», «Берёзка», «Вращение», «Ночной поезд», «Босса-Нов’город», «Океан», «Нино»
 А.Шалимов. «Соло», Н.Живкович – HangMade Project. «Сербская игра»

17 октября, вторник 19:00
Александр Пироженко. Фортепианный вечер
Концерт абонемента «Вечера популярных фортепианных программ»

Рахманинов. Этюды-картины, соч. 39, «Сирень», «Маргаритки»
 Бизе. Менуэт из музыки к драме А. Доде «Арлезианка»
Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»
Римский-Корсаков. «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»
Шуберт. «Куда?» из вокального цикла «Прекрасная мельничиха»
Чайковский. «Колыбельная»
Крейслер. «Муки любви», «Радость Любви»

18 октября, среда 19:00
Вечер камерной музыки
Концерт абонемента «Ансамблевые вечера»

Солисты: Граф Муржа (скрипка), Глеб Степанов (виолончель), Юрий Фаворин (фортепиано)
Бетховен. Соната № 4 для скрипки и фортепиано ля минор, Соната № 3 для виолончели и фортепиано ля мажор
Брамс. Фортепианное трио № 2
Берлинер. «Сон Иакова»

19 октября, четверг 19:00
Музыка духовых: из XIX в XXI век

Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга
Дирижер – Антон Лубченко
Солисты: Андрей Коробейников (фортепиано), Гайк Казазян (скрипка)
Чайковский. Интродукция к опере «Иоланта», Вайль. Концерт для скрипки, духовых, ударных и контрабасов, Стравинский. Концерт для фортепиано, духовых, литавр и контрабасов, Лубченко. «Антикризисная рапсодия» (Рапсодия без темы Паганини) для фортепиано, духовых, ударных и контрабасов

20 октября, пятница 19:00
Великие фортепианные шедевры

Солисты: Петр Аверин (фортепиано), Елена Дроздова (фортепиано)
Брамс. Вариации на тему Паганини и интермеццо (соч. 116-118)
Лист. Соната си минор, Сонет Петрарки № 104, Ноктюрн № 3 «Грёзы любви»

21 октября, суббота 19:00
Корелли, Вивальди. Инструментальные концерты
К 370-летию со дня рождения А.Корелли и 345-летию со дня рождения А.Вивальди

Концерт абонемента «В кругу великих имен»
Камерный ансамбль «Солисты Санкт-Петербурга»
Художественный руководитель, скрипка – Михаил Гантварг

22 октября, воскресенье 19:00
Вечер камерной музыки

Солисты: Михаил Славин (виолончель) и Татьяна Брижанева (фортепиано)
Брамс, Форе, Глазунов, Вебер, Чайковский, Элгар, Шуберт, Сен-Санс, Валентин

4 ноября, суббота 19:00
«Экспромт-Квинтет»
Концерт  абонемента «Музыка для всех»

Глинка, Бородин, Свиридов, Гаврилин, Хачатурян, К.Хачатурян – «Экспромт-Квинтет», Б.Чайковский, Таривердиев – «Терем-Квартет», Шостакович, Афанасьев, Шалов, Цыганков

5 ноября, воскресенье 19:00
Александр Кашпурин. Фортепианный вечер
Концерт абонемента «Фортепианные вечера»

Лист. 12 трансцендентных этюдов, Рахманинов. Соната № 1 ре минор

7 ноября, вторник 19:00
Концерт  абонемента «Лучшее и новое. Сезон второй. Камерный оркестр «Дивертисмент»»

Камерный оркестр «Дивертисмент»
Художественный руководитель, скрипка – Илья Иофф
Солист: Николай Мажара (фортепиано)
Херрманн. Сюита из музыки к к/ф «Психо», Карманов: GreenDNK, Цфасман. Джазовая cюита для фортепиано с оркестром, Канчели. Twilight, «Маленькая Данелиада»

8 ноября, среда 19:00
Вечер серенад
Концерт абонемента «I love оркестр!»

Государственный Санкт-Петербургский симфонический оркестр «Классика»
Художественный руководитель, дирижер - Александр Канторов
Моцарт. Маленькая ночная серенада, Дворжак. Серенада, Чайковский. Серенада для струнного оркестра

10 ноября, пятница 19:00
Евгений Зарецкий. Фортепианный вечер

Концерт абонемента «Вечера популярных фортепианных программ»
Шопен. Ноктюрн ля-бемоль мажор, Соната № 2, Рахманинов. Пьесы-фантазии для фортепиано (посвящены А.Аренскому). Скрябин. Соната-фантазия № 2

11 ноября, суббота 19:00
Дмитрий Хрычёв
Вечер музыки для виолончели

Концерт абонемента «Артисты оркестров филармонии соло и в ансамблях»
Бах. Сюита для виолончели соло, Регер. Сюита для виолончели соло, Бриттен. Сюита для виолончели соло, Лигети. Соната для виолончели соло

12 ноября, воскресенье 19:00
Концерт абонемента «В легком жанре»

Государственные ансамбль скрипачей «Виртуозы Якутии»
Солистка – Надежда Петрова (фортепиано)
И.С. Бах, Вивальди, Паганини, Чайковский, Мендельсон, Сарасате, Рахманинов, Хачатурян, Монти, Пьяццолла

20 ноября, понедельник 19:00
Шуман. Вокальные ансамбли
Концерт абонемента «Ансамблевые вечера»

Солисты: Татьяна Гаврилова (сопрано), Екатерина Михновец (меццо-сопрано), Юрий Городецкий (тенор), Илья Мазуров (бас), Полина Задрейко (фортепиано), Дмитрий Зубов (фортепиано)

21 ноября, вторник 19:00
Элисо Вирсаладзе и Квартет имени Танеева
Концерт абонемента «Артисты оркестров филармонии соло и в ансамблях»

Дворжак, Шуман. Фортепианные квинтеты

25 ноября, суббота 19:00
Александр Рамм (виолончель) и Анна Одинцова (фортепиано)
Концерт абонемента «Смычку волшебному послушна…»

Шуберт. Соната для виолончели и фортепиано («Арпеджионе»), Бриттен. Соната для виолончели и фортепиано, Барбер. Соната для виолончели и фортепиан

2 октября в Большом зале Петербургской филармонии выступит немецкий дирижер Лео Кремер: под его управлением прозвучит монументальная оратория Йозефа Гайдна «Сотворение мира» – позднее сочинение великого композитора. Ораторию исполнят Камерный оркестр Заслуженного коллектива России и Хор Михайловского театра. Солистами станут известные певцы, артисты ведущих российских театров – сопрано Анна Денисова и Елизавета Свешникова, тенор Александр Тимченко, баритон Иван Васильев, бас Илья Мазуров. Концерт откроет программу абонемента «Филармония от “Сотворения мира”», посвященного легендарным филармоническим премьерам.

С исполнения оратории Гайдна «Сотворение мира» в Петербурге в 1802 году началась история Санкт-Петербургского филармонического общества, которую сегодня продолжает Петербургская филармония. Более того, можно говорить, что с тех концертов в целом началась история филармонического дела в России.

В других концертах исторического абонемента «Филармония от “Сотворения мира”» прозвучат, в частности, Торжественная месса Бетховена, мировая премьера которой состоялась в Петербурге, симфоническая сюита «Шехеразада» Римского-Корсакова, первым исполнением которой в зале Дворянского собрания дирижировал автор, Пятая симфония Шостаковича, мировую премьеру которой в Большом зале Ленинградской филармонии осуществил Заслуженный коллектив Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) под управлением Евгения Мравинского. Также в концертах абонемента прозвучат сочинения Чайковского, Прокофьева, Рахманинова, Шенберга, в исполнении которых в зале Дворянского собрания принимали участие их авторы. В концертах абонемента вместе с Заслуженным коллективом России, Академическим симфоническим оркестром Петербургской филармонии, Хоровой коллегией Санкт-Петербурга, Хором Петербургской консерватории выступят такие дирижеры, как Владимир Альтшулер, Павел Балефф (Болгария), Феликс Коробов, Анатолий Рыбалко, солистами выступят пианисты Андрей Коробейников, Мирослав Култышев, Иван Рудин, сопрано Кристина Гонца, меццо-сопрано Екатерина Сергеева, тенор Олег Лосев, бас Илья Банник.

Формально Петроградская филармония была образована в 1921 году, но все перечисленные концерты по праву считаются частью ее большой истории, которая неотделима и от истории образованного в 1882 году Придворного оркестра (ныне – Заслуженный коллектив России), и от истории построенного в 1839 году зала Дворянского собрания, в котором в том числе проходили концерты – ныне это здание – Большой зал Петербургской филармонии. И, безусловно, филармония является преемницей Санкт-Петербургского филармонического общества.

Оно возникло в 1802 году, когда в Петербурге впервые было организовано исполнение оратории Гайдна «Сотворение мира». Ажиотаж на венской премьере был необычайным, и, благодаря известию об исполнении этой партитуры в 1801 году в пользу венского Общества вдов и сирот музыкантов, у петербургских любителей музыки возникла мысль об исполнении оратории в Петербурге с той же благотворительной целью. Сбор от первых исполнений «Сотворения мира» в столице Российской империи, прошедших весной 1802 года, превзошел все ожидания. Эти концерты и стали днями рождения Санкт-Петербургского филармонического общества, историю которого продолжает сегодня Петербургская филармония.

Лео Кремер – органист и дирижер, профессор Высшей школы музыки в Саарбрюккене и Высшей школы музыки и исполнительских искусств в Мангейме.  В качестве дирижера выступает в Германии, Италии, Японии, Корее, Мексике, России. Регулярно выступает с Камерным оркестром Заслуженного коллектива России, представляя стили от раннего барокко до позднего романтизма и экспрессионизма

26 сентября один из крупнейших российских пианистов Борис Березовский исполнил в Большом зале филармонии программу, в которой сонаты Бетховена сочетаются с музыкой XIX и XX веков – сочинениями Мендельсона, Крейслера – Рахманинова, Прокофьева. Фортепианный вечер стал одним из первых концертов нового, 103-го концертного сезона Петербургской филармонии: сезон пройдет под знаком 85-летия художественного руководителя Филармонии и Заслуженного коллектива России, одного из крупнейших дирижеров современности Юрия Темирканова.

 

«Я – пианистический Гаргантюа, мне хочется играть много, и не только Бетховена, поэтому я буду разбавлять его сонаты эффектными и красивыми вкраплениями из музыки других авторов, – объясняет идею программы Борис Березовский, – С бетховенскими сонатами соседствуют разные сочинения. Иногда это сюрпризы – пьесы, редко исполняемые, но заслуживающие восхищения – например, три этюда Мендельсона, короткие и безумно красивые, в концертах они не звучат. Иногда сочинения совпадают по тональности и настроению, иногда это – сочетание на контрастах».

Борис Березовский отмечен сотрудничеством с крупнейшими оркестрами, среди которых Нью-Йоркский и Берлинский филармонические, Филадельфийский симфонический, Лондонская «Филармония» и Симфонический оркестр Би-Би-Си, Мюнхенский филармонический оркестр и Симфонический оркестр радио Франкфурта, Национальный оркестр Датского радио и Филармонический оркестр Осло, Оркестр Амстердамского Концертгебау, Национальный оркестр Франции и многие другие. В обширной дискографии пианиста около 40 сольных и ансамблевых CD и DVD. Они были неоднократно отмечены экспертами изданий Le Monde de la Musique, Diapason, BBC Music Magazine, Independent on Sunday, становились выбором журналов Le Monde de la Musique и Gramophone, были удостоены премий Diapason d'Or и RTL d'Or, «Эхо-Классик», Премии немецких критиков и британского журнала BBC Music Magazine.

Концертный сезон Петербургской филармонии откроется 25 сентября, в день рождения композитора Дмитрия Шостаковича, чье имя филармония носит. В этот вечер Заслуженный коллектив России – старейший и один из исторически самых важных оркестров страны – исполнит под управлением главного дирижера, народного артиста России Николая Алексеева Десятую симфонию Шостаковича, чьи премьера состоялась в этом же зале 70 лет назад.

События нового концертного сезона Петербургской филармонии проходят при поддержке ее генерального партнера ПАО «НК «Роснефть». В течение многих лет «Роснефть», продолжая традиции меценатства, поддерживает проекты Петербургской филармонии, направленные на сохранение национальных ценностей и развитие отечественной культуры.

Петербургская филармония открыла концертный сезон в день рождения Дмитрия Шостаковича – композитора, чье имя с гордостью носит.

25 сентября на сцене – главный оркестр филармонии, старейший симфонический оркестр страны – Заслуженный коллектив России и его главный дирижер – народный артист России Николай Алексеев. Прозвучала Десятая симфония Шостаковича, исполнение было приурочено к 70-летию мировой премьеры партитуры, которую осуществил 17 декабря 1953 года в Большом зале Ленинградской филармонии этот же оркестр, тогда носивший имя Заслуженный коллектив Республики, под управлением Евгения Мравинского. Также в программе – музыка Сергея Рахманинова: симфоническая поэма «Остров мертвых» и Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром, солист – лауреат Международного конкурса имени Чайковского и других престижных состязаний, один из лучших российских пианистов нового поколения Дмитрий Шишкин.

30 сентября свой сезон откроет Академический симфонический оркестр филармонии: под управлением Николая Алексеева прозвучат Вариации на тему Гайдна Иоганнеса Брамса, Концерт № 23 для фортепиано с оркестром Моцарта и Девятая симфония «Из Нового Света» Дворжака. Солист – лауреат международных конкурсов, один из самых востребованных молодых российских пианистов Филипп Копачевский

Фото: Стас Левшин

Ключевое событие, под знаком которого пройдет весь новый концертный сезон Петербургской филармонии, – юбилей художественного руководителя филармонии и Заслуженного коллектива России Юрия Темирканова. В декабре дирижеру исполнится 85 лет. Этой дате посвящены оба главных абонемента Заслуженного коллектива России: Абонемент № 1 «Оркестр Юрия Темирканова» и Абонемент № 3 «Первый симфонический оркестр России».

Под знаком юбилея пройдет XXIII Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств». «Фестиваль пройдет с 14 по 24 декабря и, хотя его программа пока официально не объявлена, хочу приоткрыть завесу и назвать имена некоторых участников, – рассказал на пресс-конференции, приуроченной к открытию сезона Евгений Петровский, заместитель художественного руководителя Петербургской филармонии, – Главным событием концерта-открытия фестиваля станет исполнение Тринадцатой симфонии Дмитрия Шостаковича, которая, наряду с другими симфониями композитора, занимает одно из ключевых мест в репертуаре маэстро Темирканова. Симфония будет исполнена Заслуженным коллективом России под управлением главного дирижера Николая Геннадиевича Алексеева при участии Хора Большого театра России, солист – бас Алексей Тихомиров. На фестивале также вместе с Юрием Башметом и Константином Хабенским выступит Камерный ансамбль «Солисты  Москвы», Академический симфонический оркестр даст концерт под управлением Димитриса Ботиниса, солист – Фредди Кемпф, будет такой необычный концерт на сцене Большого зала как “Музыка и танцы эпохи барокко” с участием Фаруха Рузиматова, Илзе Лиепа, Ивана Васильева и восходящей звезды мировой оперной сцены Василисы Бержанской. Заслуженный коллектив России выступит вместе с дирижером Ионом Марином, на юбилейный фестиваль Юрия Хатуевича приедет Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» вместе с Владимиром Спиваковым, будет у нас и Госоркестр имени Светланова с Николаем Луганским, с сольным концертом выступит Денис Мацуев. Закроется фестиваль гала-концертом, также посвященным юбилею Юрия Хатуевича».

Предстоящему юбилею маэстро Темирканова также были посвящены выступления Заслуженного коллектива России под управлением Николая Алексеева в Нальчике, родном городе Юрия Темирканова, они состоялись 29 и 30 августа. Солистом выступил лауреат XVII Международного конкурса имени Чайковского и других престижных состязаний, пианист Илья Папоян.

«В течение этого сезона в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением Николая Геннадиевича Алексеева прозвучат три симфонии Шостаковича – Десятая, Тринадцатая – на открытии Международного фестиваля “Площадь Искусств” и Седьмая – в день 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, и это, как мне кажется, своеобразный предыкт, прелюдия к 2025 году – году пятидесятилетия со дня смерти Шостаковича и, соответственно, пятидесятилетия присвоения Ленинградской – Петербургской филармонии его имени. Таким образом, совершенно естественно вырисовывается год Шостаковича в Петербургской филармонии – 2025-й», – отметил на пресс-конференции, приуроченной к открытию сезона Евгений Петровский, заместитель художественного руководителя Петербургской филармонии.

События нового концертного сезона Петербургской филармонии пройдут при поддержке ее генерального партнера ПАО «НК «Роснефть». В течение многих лет «Роснефть», продолжая традиции меценатства, поддерживает проекты Петербургской филармонии, направленные на сохранение национальных ценностей и развитие отечественной культуры.

Билеты на концерт-открытие сезона Петербургской филармонии 25 сентября и концерт-открытие сезона Академического симфонического оркестра 30 сентября доступны в кассах и на официальном сайте Петербургской филармонии.

29 и 30 августа Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Петербургской филармонии выступит под управлением главного дирижера, народного артиста России Николая Алексеева в Музыкальном театре Нальчика – родного города Юрия Темирканова, художественного руководителя Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича. Выступления пройдут под знаком приближающегося юбилея Маэстро: 10 декабря Юрию Темирканову исполнится 85 лет. Концерты Заслуженного коллектива России в Нальчике организует Петербургская филармония совместно с Министерством культуры Кабардино-Балкарской Республики.

Основу двух программ оркестра составили шедевры русских композиторов, исполнение которых Заслуженным коллективом России высоко ценится и считается эталонным во всем мире: в первый вечер прозвучат Первый фортепианный концерт и Пятая симфония Чайковского; во второй вечер – Второй фортепианный концерт Рахманинова и Четвертая симфония немецкого композитора Иоганнеса Брамса – одна из важнейших партитур в репертуаре оркестра. Солистом в концертах 29 и 30 августа станет молодой петербургский пианист, лауреат Международного конкурса имени Чайковского (2023), Международного конкурса имени Рахманинова (2022) и других престижных состязаний Илья Папоян.

Юрий Темирканов – один из крупнейших мировых дирижеров. С 1988 года  маэстро возглавляет Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Петербургской филармонии – старейший симфонический коллектив страны, один из лучших оркестров мира. 

Под управлением Маэстро Заслуженный коллектив России выступал на самых престижных сценах мира. Юрий Темирканов также сотрудничает с такими ведущими оркестрами Европы, как Берлинский филармонический, Венский филармонический, Дрезденская государственная капелла, Лондонский филармонический, Лондонский симфонический, оркестр «Филармония», Королевский оркестр Концертгебау, оркестры Академии Санта-Чечилия в Риме, театра Ла Скала в Милане и многими другими.

15 июня концертом в Национальном центре исполнительских искусств в Пекине Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Петербургской филармонии триумфально открыл программу гастрольного тура по Китаю. Под управлением главного дирижера оркестра Николая Алексеева прозвучали Вторая симфония и Второй фортепианный концерт Рахманинова, солист – лауреат Международного конкурса имени Чайковского (2015), пианист Даниил Харитонов.

На выступлении Заслуженного коллектива России в Пекине присутствовал Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Китайской Народной Республике Игорь Моргулов. Прием китайской публики был очень теплым, в ответ на продолжительные аплодисменты музыканты исполнили два сочинения на бис –прозвучали пьеса английского композитора Элгара «Салют d'Amour» и «Китайский танец» из балета «Щелкунчик» Чайковского. Уже сегодня, 16 июня, турне старейшего симфонического оркестра России продолжится выступлением в Тяньцзине.

Гастроли в Китай – первая зарубежная поездка Заслуженного коллектива России после трехлетнего перерыва. Уже за месяц до выступлений все билеты на концерты старейшего симфонического оркестра России, одного из лучших мировых симфонических коллективов, были раскуплены, сообщали организаторы тура, компания Wu Promotion.

Гастроли проходят при поддержке Банка ВТБ. Такое сотрудничество помогает расширению культурных связей между Россией и Китаем.

10 июня Филармония начнет продажу абонементов Большого зала сезона 2022/2023. Покупка абонементов станет доступна 10 июня как в кассах Большого зала, так и онлайн на сайте филармонии. 

Ознакомиться с абонементами Большого зала можно уже сейчас.

Фото: Стас Левшин
Фото: Анна Флегонтова

6 июня Петербургская филармония провела презентацию обновленной системы «Говорящий город», обеспечивающей комфорт слепых и слабовидящих посетителей в обоих филармонических залах.

Филармония – единственное учреждение культуры в Петербурге, обеспечившее работу системы «Говорящий город» не только снаружи, но и внутри своих помещений в таком серьезном объеме.

При этом Филармония – единственный партнер системы «Говорящий город», который предоставляет ее пользователям не только информацию, необходимую для навигации, но и справочную информацию об истории и жизни Филармонии сегодня.

Программу по развитию доступной среды Петербургская филармония реализует при поддержке Банка ВТБ.

После пресс-конференции, на которой речь шла как об уникальных возможностях установленной в Филармонии обновленной системы «Говорящий город», так и о работе Филармонии по созданию доступной среды в целом, работа системы была продемонстрирована слепым человеком – Максимом Озеровым, библиотекарем Издательского отдела Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих. Ориентируясь на сигналы радиомаяков, установленных снаружи и внутри здания Большого зала филармонии, а также на инструкции приложения «Говорящий город» в своем смартфоне (для удобства участников пресс-тура они передавались не в наушники пользователя, а в портативную колонку и были слышны всем), он без посторонней помощи прошел по маршруту от входа в здание Большого зала филармонии через гардероб, вверх по центральной лестнице – до зоны контроля билетов и далее ко входу непосредственно в концертный зал, сориентировался относительно расположения и прошел в направлении туалетных комнат, зрительского фойе и буфетов.

Фото: Анна Флегонтова

Уникальная система, позволяющая незрячим посетителям ориентироваться внутри помещений, а также узнать об истории и актуальной жизни Филармонии заработала в Большом и Малом залах в мае.

При этом специальные радиоинформаторы и звуковые маяки, помогающие незрячим людям найти основной вход, а также кассовое фойе Большого зала филармонии, были установлены на здании еще в 2016 году, когда Петербургская филармония только присоединилась к проекту «Говорящий город».

В 2023 году Большой зал, а вместе с ним и Малый зал Петербургской филармонии были оснащены дополнительным оборудованием – радиоинформаторами и звуковыми маяками, размещенными внутри зданий: теперь незрячие и слабовидящие посетители могут не только найти вход в здания филармонических залов и получить информацию, о том, как безопасно подойти к ним, но и имеют возможность самостоятельно сориентироваться внутри помещений – представить, где расположены гардеробы, кассы, лестницы, буфеты, туалетные комнаты.

Филармония – единственное учреждение культуры в Петербурге, обеспечившее работу системы «Говорящий город» не только снаружи, но и внутри своих помещений в таком серьезном объеме.

При этом Филармония – единственный партнер системы «Говорящий город», который предоставляет ее пользователям не только информацию, необходимую для навигации, но и справочную информацию об истории и жизни Филармонии сегодня.

Справочно-информационные блоки, подготовленные Петербургской филармонией для системы «Говорящий город», посвящены истории организации, выступавшим в филармонических залах великим артистам, знаменитым симфоническим оркестрам Филармонии, архитектурным особенностям и внутреннем убранстве ее зданий.

«Филармонические залы во многом были адаптированы для визита слушателей с ограниченными возможностями и ранее, большую работу в этом направлении мы ведем достаточно давно, но в последний год Филармония выбрала работу по созданию доступной среды одним из принципиальных своих приоритетов – и успела сделать в этом направлении достаточно много, – рассказала Мария Угрюмова, специалист по доступной среде Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича, – Мы провели два круглых стола – с врачами и с представителями учреждений культуры, имеющих соответствующий опыт – чтобы понять, как грамотно построить свою работу. В результате мы достаточно предсказуемо удостоверились в том, что люди с нарушением слуха в визите в филармонию не заинтересованы: кроме того, установка индукционных петель – специальных устройств, купирующих посторонние звуки и позволяющих пользователям сосредоточиться на главном источнике звука, в наших залах невозможна в силу большого объема помещений. Сложно обеспечить комфорт и при посещении филармонии и слушателей с ментальными особенностями: в этом случае очень высока индивидуальность нарушений, учесть все их варианты – если, например, человек не готов к громкому звуку, яркому свету или боится скоплений людей – невозможно. Получается, основные две группы слушателей с особенностями здоровья, на обеспечении чьего комфорта мы сосредоточены – это слушатели с нарушением опорно-двигательного аппарата и слушатели с нарушением зрения».

Мария Угрюмова рассказала, что для комфорта слушателей с нарушением опорно-двигательного аппарата Большой зал филармонии уже более 15 лет оборудован подъемной платформой и лифтом, – это большая редкость для исторического здания. Малый зал филармонии в скором времени будет оборудован аппарелями, возможность размещения в здании лифта находится в стадии согласования.

Для комфорта слушателей с нарушением зрения Большой зал оборудован табличками с шрифтом Брайля (от обеспечения здания мнемосхемами после интервью с потенциальными их пользователями Филармония сознательно отказалась), в гардеробе таким слушателям выдаются тактильно-рельефные альбомы, содержащие информацию как о конфигурации помещения, так и об истории филармонии, составе симфонического оркестра, установленном в Большом зале филармонии органе. Установка и обновление системы «Говорящий город» – одно из важнейших и технологически самых сложных направлений в этой работе.

«Наш проект зародился более 10 лет назад и первой нашей задачей было повышение безопасности людей с нарушениями зрения при переходе улиц, в итоге получились «говорящие» светофоры. Сейчас помимо «говорящих» светофоров у нас есть «говорящий» транспорт, метро, здания, – правда для всех нас они молчат, но при этом неслышно для окружающих общаются с нашими пользователями через специальные устройства, – рассказала Мария Ромашова, генеральный директор компании «Говорящий город», – Классическая музыка доступна для всех, но вот места, где к ней можно прикоснуться в массе своей – к сожалению, нет. Таблички со шрифтом Брайля не помогут найти входную дверь, не подскажут, какие препятствия находятся рядом – и эти задачи успешно решает система радиоинформирования и звукового ориентирования.

Ряд объектов культуры уже подключился к нашему проекту, но в Филармонии он работает в уникальном формате: здесь объединяются как его функция обеспечения ориентирования в пространстве, так и возможность получения информационно-исторической справки, позволяющей погрузиться в атмосферу особенного места перед прослушиванием концерта. Эта идея – инициатива специалистов Филармонии: от себя, и от лица наших пользователей мы благодарим коллег не только за инициативу, но и за понимание существующих проблем, за креативный подход и за социальную ответственность.

Задача нашего проекта в целом – создавать доступную среду с помощью умных технологий, которые помогают людям с ограниченными возможностями передвигаться более безопасно, комфортно и при этом самостоятельно в сложных условиях города. Проект, который мы сегодня демонстрируем – прекрасный пример для построения доступной среды».

«Для меня как для пользователя cистема «Говорящий город» в Филармонии впервые стала аудиогидом – предоставила возможность интересно и познавательно провести время в ожидании начала концерта. Как в детском стишке: ”Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять – И почитать!”» – рассказал Максим Озеров, библиотекарь Издательского отдела Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих.

Фото: Анна Флегонтова

Юрий Левченко, старший вице-президент Банка ВТБ, при поддержке которого Филармония реализует программу по развитию доступной среды, рассказал о том, как банк обеспечивает комфорт своим клиентам с особенностями здоровья: делает офисы физически доступными для людей с ограниченными возможностями, оснащает банкоматы специальными программами для слабовидящих, совместно с Всероссийским обществом инвалидов реализует программы финансовой грамотности.

«У нас обширная программа поддержки учреждений культуры по всей стране, и несколько лет назад мы, осуществляя тот или иной совместный проект, начали обращать внимание на то, как этим учреждением решаются вопросы инклюзивности. Это не жесткое требование для оказания поддержки банком, но желательное, – отметил Юрий Левченко, – Музей-заповедник «Петергоф», Театральный музей, музей-заповедник «Павловск», Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Пушкинский музей – это навскидку те партнеры, с которыми мы уже прошли значительный совместный путь, в работе с кем есть результаты.

Петербургскую филармонию я хотел бы назвать в этом ряду особо – конечно, она как организация должна была сделать что-то в смысле обеспечения доступной среды в соответствии с требованиями, но коллеги подошли к реализации проекта совсем не формально: они вкладывают душу, силы, средства – и являются своего рода паровозом этого процесса, показывая хороший пример всему нашему обществу, как нужно жить».

В канун Дня Победы на официальном сайте Петербургской филармонии разместились цифровые копии первых отреставрированных Санкт-Петербургским институтом истории РАН афиш, относящихся к периоду работы Ленинградской – Петербургской филармонии в эвакуации в Новосибирске. Эти копии – первые результаты работы в рамках масштабного проекта «Военная летопись Филармонии», который продлится три года и завершится в 2025 году, в год 80-летия Победы.

На сайте Петербургской филармонии представлены фото афиш до и после реставрации, они относятся к концертам, прозвучавшим в Новосибирске с февраля 1942 по июнь 1943 года в исполнении Заслуженного коллектива Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) под управлением Евгения Мравинского, Николая Рабиновича, Курта Зандерлинга с такими солистами, как Даниил Шафран, Борис Гольдштейн, Яков Зак, со вступительным словом к одному из этих концертов выступил художественный руководитель Ленинградской филармонии Иван Соллертинский.

В июне копии отреставрированных афиш войдут уже не в виртуальную, а в реальную экспозицию, посвященную 120-летию со дня рождения Евгения Мравинского – дирижера, 50 лет возглавлявшего Заслуженный коллектив Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) Ленинградской – Петербургской филармонии. Выставка разместится в фойе Большого зала филармонии.На сайте Петербургской филармонии представлены фото афиш до и после реставрации, они относятся к концертам, прозвучавшим в Новосибирске с февраля 1942 по июнь 1943 года в исполнении Заслуженного коллектива Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) под управлением Евгения Мравинского, Николая Рабиновича, Курта Зандерлинга с такими солистами, как Даниил Шафран, Борис Гольдштейн, Яков Зак, со вступительным словом к одному из этих концертов выступил художественный руководитель Ленинградской филармонии Иван Соллертинский.

«Первый опыт сотрудничества нашего института и Петербургской филармонии посвящен истории военного времени, он дает возможность не только реконструировать концертную деятельность филармонии в блокадном Ленинграде, но и рассказать о военной повседневности оркестра филармонии, во главе с Евгением Мравинским находившегося в эвакуации в Новосибирске, – рассказывает Юлия Кантор, заместитель директора Санкт-Петербургского института истории РАН, куратор проекта "Военная летопись Филармонии", – В целом в реставрации будет находиться более 700 афиш, а также пригласительные билеты и программки.

Проект рассчитан на три года, он разделен на три этапа, на первом этапе, сейчас, реставраторы Петербургского института истории занимаются восстановлением 75 афиш, относящихся к жизни Заслуженного коллектива Республики во главе с Евгением Мравинским в эвакуации. В конце июня отреставрированные афиши вернутся домой, в Музыкальную библиотеку Петербургской филармонии, и к нам на реставрацию приедут афиши блокадного времени, их около двухсот.

К настоящему моменту отреставрировано в общей сложности около двух десятков афиш, 15 программок и пригласительные билеты на первое исполнение Седьмой “Ленинградской” симфонии Дмитрия Шостаковича в Новосибирске».

«Первый этап реставрации проекта “Военная летопись Филармонии” совершенно сознательно связан с именем Евгения Мравинского – крупнейшей фигуры в истории музыки, – отмечает Павел Дмитриев, заведующий Музыкальной библиотекой Петербургской филармонии, – В начале июня исполнится 120 лет со дня рождения дирижера, этой дате будет посвящена большая выставка, связанная с жизнью и творчеством Евгения Александровича. Конечно, в экспозицию войдут копии афиш его выступлений, в том числе – афиш концертов в эвакуации, отреставрированных Санкт-Петербургским институтом истории РАН».

«Афиши – это расходный материал, который печатался на бумаге не самого лучшего качества, а в условиях военного времени часто использовали и вовсе любую подходящую и доступную бумагу – оберточную, упаковочную, так называемую “сахарную”, в которую расфасовывали сахар, поэтому некоторые афиши сохранились даже хуже, чем иные документы, написанные или напечатанные на добротной, дорогой бумаге, произведенной в XVIII веке. Именно поэтому реставрация афиш военного времени требует самой высокой квалификации и самого нежного подхода, – рассказывает Татьяна Базарова, руководитель проекта "Военная летопись Филармонии", – Перед началом процесса реставрации обязательно собирается совет, в который входят и реставраторы, и историки, и хранители. Вместе они определяют план реставрации и ее методы. Каждый документ проходит через несколько этапов – сухая чистка, промывка, увлажнение, восполнение утрат и заключительный этап – прессование. После прессования афиша приобретает практически тот вид, который она имела раньше, с учетом, конечно, того, что этой бумаге уже не один десяток лет».

Генеральный партнер Филармонии
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2023
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»