Войти
Регистрация
Персоны
Иоганн Себастьян Бах
31.03.1685
— 28.07.1750
Композитор
Биография
Иоганн Себастьян Бах - немецкий композитор и органист. Принадлежал к многочисленному роду Бахов из Тюрингии, давшему на протяжении 17-18 вв. несколько поколений музыкантов. Пользуясь славой как органист, Бах при жизни не привлёк достаточного внимания как композитор. Его биография, типичная по внешним событиям для рядового немецкого музыканта 18 века, находится в противоречии с его гениальным творчеством, являющимся одной из вершин философской мысли в музыке.
Основополагающую роль в формировании искусства Баха сыграла преемственная связь с протестантским движением и его музыкальной культурой, развивавшейся в русле хорового и органного жанров. За 50-летний период творчества лишь в течение 5 с небольшим лет интересы Баха были сосредоточены на светской музыке. Большую часть своей жизни он работал при церкви. Его творческие искания тесно связаны с лютеранской традицией. Национальные и демократические тенденции творчества Баха ведут начало от протестантского хорала, один из известных образцов которого ("Ein' feste Burg ist unser Gott") был назван P. Энгельсом "Марсельезой XVI века". Бах, отдавший дань почти всем областям музыкального творчества, миновал ведущий жанр своего времени - оперу. Композитору с его углублённым строем мысли, далёким от всего поверхностного и развлекательного, придворная опера была абсолютно чужда. Творческим исканиям Баха соответствовала атмосфера собора. Важнейшей особенностью искусства Баха стала также органичная связь с музыкальными школами и жанрами разных европейских стран начиная с 16 в. Внешние формы произведений Баха не выходят за пределы жанров, принципов формообразования и интонационного строя, утвердившихся в музыке 17 в. Бах, наравне с Г. Ф. Генделем, - последний великий композитор эпохи барокко.
В музыке Баха обобщены и завершены почти все значительные течения предшествующего полуторавекового периода. Творчество Баха подготовили и нашли в нём отражение хоровая полифония эпохи Возрождения, протестантский хорал, немецкая песня, вокально-инструментальные духовные произведения Г. Шюца, итальянская и немецкая органная музыка, итальянская опера и итальянская скрипично-ансамблевая и оркестровая школа, немецкая оркестровая сюита, ведущая происхождение от инструментальной школы Ж. Люлли, французская клавесинная музыка, итальянская клавирная школа и английская музыка. Вместе с тем язык Баха неизмеримо более выразителен и более сложен, чем у его предшественников. Продолжая внешне оставаться в рамках определённых жанров, он обогащал их чертами, заимствованными из других жанров и видов музыкального творчества. Наиболее ярко эта тенденция выявляется при анализе соотношения творчества композитора и современной ему оперной культуры. Опера в 17 и начале 18 вв. была самым распространённым видом музыкального искусства и центральной "творческой лабораторией" нового стиля. При всей отдалённости Баха от эстетики придворной оперы, важнейшие художественные завоевания музыкальной драмы глубоко проникли в его творчество, отразились в образной сфере и в особенностях музыкального языка. Под влиянием оперы в творчестве Баха появился новый вид полифонии - на гармонической основе, определились характер инструментального тематизма и принципы развития хоровой и сольной вокальной и инструментальной музыки и, что особенно важно, "коллективно-обезличенная", суровая музыка лютеранства преобразилась в лирико-драматическое искусство, отмеченное необычайной эмоциональной силой.
Свободное скрещивание и взаимопроникновение черт разных жанров и национальных школ вообще характерно для Баха. Так, он переложил для органа и клавира скрипичные концерты А. Вивальди и по их образцу создал концерты для клавира. Кроме того, форма концертного аллегро легла в основу ряда клавирных и некоторых органных фуг Баха, придав им большую пластичность и завершённость. В свою очередь, Бах обогатил традиционные итальянские формы концерта для скрипки и для клавира, ввёл в них полифонию. Особенности полифонических жанров, в свою очередь, оказали влияние на традиционный облик скрипичной итальянской литературы (контрапункт, использование принципов имитационной разработки). Скрещивание многоголосной линеарности с гармонической аккордовой структурой породило в произведениях Баха неведомое до него богатство созвучий. На ясный функциональный план классичесской гармонии наслаиваются сложные хроматические последования, далёкие аккордовые сопоставления.
Интонационный строй музыки Баха родствен музыке многих его предшественников - Д. Букстехуде, И. Пахельбеля, Я. П. Свелинка и Дж. Фрескобальди, а также композиторов А. Вивальди, Дж. Легренци, А. Корелли, Г. Ф. Генделя, Г. Ф. Телемана, Г. Пёрселла, представителей болонской школы 17 в. Ощутимы черты сходства вокальных мелодий Баха с мелодикой оперных арий. Вместе с тем в каждой детали музыкального языка Баха сосредоточена индивидуальная выразительность. При всей явной принадлежности своему времени, музыкальный язык Баха выходит за рамки современной ему эпохи, предвосхищая более поздние музыкальные стили.
Бах превзошёл всех своих предшественников и в мастерстве формы. В его творчестве достигнута вершина полифонического искусства после нидерландской школы. Приёмы полифонического развития, разработанные этой школой, сочетаются в творчестве Баха с выразительными возможностями гомофонии. Произведения Баха отличаются единством всех элементов, уравновешенной, связанной крепкой внутренней логикой музыкальной структурой, строгой архитектоникой, бесконечным разнообразием приёмов варьирования одного и того же материала. Строгость и стройность архитектоники являются столь же важными чертами стиля Баха, как и поэтическая атмосфера и яркая эмоциональная выразительность его произведений.
Громадное творческое наследие Баха включает более 1000 произведений разных жанров. Его можно разделить на 3 основные сферы: вокально-драматическую, органную, инструментальную - связанную с светскими традициями. Каждая сфера творчества Баха относится в основном к определённому периоду. Вокально-драматические произведения в большинстве написаны в "лейпцигский период" (1723-50), во время пребывания Баха в должности кантора Томаскирхе.
Произведения для клавира, скрипки и других инструментов связаны главным образом с периодом работы придворным музыкантом в Кётене (1717-23). Всё самое значительное для органа было создано в "веймарский период" (1708-1717), когда, переменив ряд мест в провинциальных городах Тюрингии (Арнштадт, Мюльхаузен), композитор служил в Веймаре органистом придворной церкви.
Виртуоз-исполнитель на органе, Бах создал для этого инструмента произведения, которые явились вершиной развития органной литературы. В становлении неповторимого органного стиля Баха огромная роль принадлежит хоральным прелюдиям, трактованным композитором как своеобразный интимный, романтический дневник художника. В этих лирических поэмах зарождался сложный красочный музыкальный язык, опережавший своё время. В свободных фантазиях сплавлялись воедино народное и высокопрофессиональное начала, что определяло доступность этих, равно как и других, произведений Баха. Хоральные фантазии отмечены смелостью художественных исканий, широким диапазоном выразительных средств, образов и форм. Многие из них воплощают одно настроение или образ и отличаются единством господствующего тембрового колорита.
В жанрах прелюдии и фуги, фантазии, токкаты Бах выступает как преемник немецкой органной школы, и в особенности своих непосредственных предшественников - Я. А. Рейнкена и Д. Букстехуде. От Букстехуде, к которому Бах ездил учиться в годы юности, он воспринял свободный поэтический характер органных импровизаций, ораторский пафос, блестящую концертную декоративность. Для органных произведений Баха характерны эмоциональное богатство, глубокая внутренняя сосредоточенность, драматический размах при пышности звучаний и свободе формы. Бах объединял в двухчастные циклы полярные по своей выразительности части - импровизационную токкату, фантазию или прелюдию (часто с жанровыми ассоциациями) гомофонно-гармонического характера и строгую полифоническую фугу. Органные фуги отмечены большим размахом и свободой воображения, для них по сравнению с клавирными характерны мощные драматические нагнетания, грандиозные кульминации в конце. Эти произведения предельно используют динамические и тембровые ресурсы инструмента. Крупномасштабные фантазии, вариации и фуги построены на ярких колористических и динамических контрастах.
К произведениям "веймарского периода" относится большинство зрелых органных прелюдий и фуг Баха (c-moll, D-dur, e-moll, g-moll, G-dur, f-moll и др.), фантазия (C-dur), фуга (g-moll), токката и фуга (d-moll, C-dur), пассакалья и др.
Творчество Баха ознаменовало и вершину многовекового развития органной музыки, ведущей своё начало от раннего Возрождения, и её завершение. Влияние органного творчества Баха ощутимо во многих других произведениях композитора (кантаты, сольные скрипичные сонаты, прелюдии и фуги).
Бах первым написал концертные произведения для клавира (по образцу скрипичных), утвердив самостоятельное значение этого инструмента. Невзирая на несовершенство современных ему инструментов (клавесин, клавикорд, ранние типы фортепиано) и их ограниченные исполнительские возможности, Бах создал для клавира литературу, наиболее устремлённую в будущее. В области клавирной музыки Бах не столько завершил искания своих предшественников (И. Я. Фробергер, И. Кунау, Ж. Шамбоньер, Ф. Куперен), сколько открыл новые пути. Расцвет его клавирного творчества наступает в период работы при дворе в Кётене, где были созданы 1-й том "Хорошо темперированного клавира", "Хроматическая фантазия и фуга", блестящий виртуозный стиль, драматизм и патетика которой свидетельствуют о перенесении в сферу клавирной музыки выразительных приёмов, характерных для органных токкат и фантазий. Тогда же были написаны Маленькие прелюдии, Английские и Французские сюиты, токкаты (fis-moll, c-moll), переложения 16 концертов (А. Вивальди, Г. Ф. Телемана и др.). В "лейпцигский период" увидели свет Партиты, Итальянский концерт, Гольдберговские вариации (в сб. "Клавирные упражнения"), ряд концертов для одного, двух, трёх и четырёх клавиров и 2-й том "Хорошо темперированного клавира". В "Хорошо темперированном клавире", вызванном к жизни идеей новой темперации, композитор в лаконичной, отточенной форме и в высоко поэтич. преломлении запечатлел жанровые и стилевые направления своей эпохи. Прелюдии и по характеру тематизма, и по принципам формообразования ассоциируются с разл. видами музыки 17 - нач. 18 вв. Фуги знаменуют собой вершину мирового полифонического стиля, они отмечены компактностью, строгостью, симметрией формы, вместе с тем каждая из них ярко экспрессивна. В этом цикле Бах не только показал громадные модуляционные перспективы новой темперированной системы, разработанной А. Веркмейстером, но и выявил возможности эмоциональной окраски каждой ладотональности.
В Английских и Французских сюитах и в Партитах ощутимы влияния итальянского клавирного стиля. Каждая часть их превращается в лирическую поэму или в глубокое размышление, в то время как до Баха танцевальная сюита являлась лишь изящным дивертисментом.
Среди произведений Баха для других инструментов (почти всецело относящихся к "кётенскому периоду") выделяются 6 Бранденбургских концертов для оркестра, принадлежащих к жанру concerto grosso и продолжающих традиции А. Вивальди. Быстрые части отмечены энергичным движением, часто танцевального характера, пластичной уравновешенностью формы, применением высоко развитой инструментальной техники. Концерты отличаются масштабностью, полифонизацией фактуры, симфоническим единством в соотношении солирующих и аккомпанирующих инструментов, яркой индивидуальностью, углублённостью образов. В каждом из концертов солируют различные инструментальные составы. (Обычный состав оркестра Баха - струнные, гобои, фаготы, валторны, трубы, ударные, иногда гобой-д'амур, гобой да качья и корно да качья). И хотя Баха стремился в духе своего времени не столько к индивидуализации темброво-красочных эффектов, сколько к выявлению и подчёркиванию полифонической логики, его партитуры отмечены непрерывными поисками новых инструментальных комбинаций.
Произведения Баха для скрипки соло (3 сонаты и 3 партиты), отличающиеся сложной многоголосной структурой, отмечены свободой выражения, несмотря на рамки жанровых ограничений. Свободные прелюдии, фуги, вариации чередуются в них с изящными танцами. В сонатах для скрипки ярко проявилась сила воображения композитора, сумевшего восторжествовать над всеми ограничениями традиционной формы, материалом и техническими возможностями инструмента.
Вокально-драматическое творчество Баха включает около 300 духовных кантат, ряд ораторий - "Страсти по Иоанну", "Страсти по Матфею", "Страсти по Марку" (утеряны), "Магнификат", "Рождественскую ораторию", "Пасхальную ораторию", большую Мессу h-moll, 4 мессы (F-dur, A-dur, g-moll, G-dur), мотеты, хоралы и др. Основа вокально-драматического творчества Баха - кантата. Образы человека, лежащие в основе художественного замысла кантат Баха, раскрываются не в конкретном преломлении, а как символ определённой этической идеи. Разнообразие кантат Баха чрезвычайно велико. Среди них - духовные пасторали, библейские картины, лирико-эпические поэмы, драматические сцены, приближающиеся к ораториям, произведения молитвенно-созерцательного характера. Кантаты Баха включают такие сложившиеся в его время формы, как вступительные симфонии, арии да капо, оперные ариозо и речитативы, увертюры и танцевальные сюиты и др. В кантатах большое место занимает протестантский хорал. В последний период творчества Бах совсем отказался от арий и вернулся на новой основе к т. н. хоральной кантате. Вместе с тем музыка кантат Баха свободна от мистицизма. В мировоззрении композитора преобладает чувство беспредельной красоты и радости жизни. В выражении образов ликования и скорби Бах достигает огромной силы и напряжённости. Его трактовка проблемы жизни и смерти свободна от атмосферы подавления личности. Выразительный стиль кантат Баха, охватывающих широчайший диапазон идей и настроений, определил облик и др. хоровых произведений композитора. Черты кантат явно проступают в структуре ораторий ("Рождественская оратория"), пассионов, в Мессе h-moll - одном из величайших творений Баха. Месса отмечена грандиозными масштабами и небывалым даже для Баха разнообразием формообразующих приёмов, тематизма, интонационного строя. Двойные хоры, достигающие колоссальной мощи звучания, чередуются с колоратурной арией в стиле неаполитанской оперы, мягкими дуэтами камерного характера; в Мессе есть ряд хоровых фуг с участием оркестра; встречаются пасторальные мелодии, фанфарные героические интонации, углублённые Lamenti.
Два дошедших до нас пассиона Баха - "Страсти по Матфею" (1729) и более ранние "Страсти по Иоанну" (1723) преемственно связаны со старинными традициями народных представлений о последних днях жизни и смерти Христа. Благодаря драматизированному сюжету, конкретным действующим лицам, пассивны тяготеют к опере больше, чем др. хоровые произведения Баха. В "Страстях по Матфею" достигнуто исключит. единство многоплановой структуры. Евангельский текст, излагаемый речитативом, который по тонкости в передаче выразительных нюансов не имеет себе равных в итальянской опере, лирические арии и хоры (на текст, принадлежащий Пикандеру), протестантские хоралы а капелла и в сопровождении органа - образуют 3 различных плана в раскрытии трагической идеи оратории. "Страсти по Иоанну" отличаются меньшими масштабами. В отличие от "Страстей по Матфею", в которых при огромном нарастании драматизма всё же господствует размышление, "Страсти по Иоанну" близки собственно драме. Автор основывался на свободных поэтических текстах Брокеса. Музыка обоих пассионов принадлежит к вершинам баховского творчества. Она воплощает идею нравственной стойкости и самопожертвования ради блага народа.
Светские кантаты Баха (около 30) написаны, как правило, "на случай" и мало отличаются по стилю от духовных. Не исключено, что некоторые из них исполнялись со сценическим оформлением. Особый интерес представляют "Крестьянская" и "Кофейная" кантаты, предвосхищающие комическую оперу. В "Крестьянской" введены номера народно-бытового, песенно-танцевального характера. Сатирическая кантата "Состязание Феба и Пана" ставит проблему соотношения народной и профессиональной музыки (предвосхищает идею "Нюрнбергских мейстерзингеров" Вагнера).
При жизни Баха его гениальное творчество не было по-настоящему оценено. Музыку Баха высоко ценили такие выдающиеся композиторы, как В. А. Моцарт и Л. Бетховен. Вместе с тем подлинный интерес к творчеству Баха возникает в 20-е гг. 19 в.; начало ему положило организованное Ф. Мендельсоном и состоявшееся под его управлением публичное исполнение "Страстей по Матфею" (1829, Берлин). К столетию со дня смерти Баха (1850) в Лейпциге было создано Баховское общество (во главе которого стояли М. Хауптман, О. Ян, Р. Шуман, К. Беккер), ставившее своей целью выявление и издание всех сохранившихся рукописей Баха. Ежегодные публикации, начавшиеся в 1851 (издательство "Брейткопф и Хертель"), завершились 46-м томом на рубеже 20 в. Уже первые издания вызвали к творчеству Баха широкий интерес, каким не пользовался ни один др. композитор его эпохи. В 20 в. интерес к творчеству Баха вновь вырастает в связи с усилением роли полифонии в современной музыке. Шире, чем ранее, исполняются сочинения Баха, устраиваются конкурсы на лучшее исполнение произведений Баха.
В. Конен
Основополагающую роль в формировании искусства Баха сыграла преемственная связь с протестантским движением и его музыкальной культурой, развивавшейся в русле хорового и органного жанров. За 50-летний период творчества лишь в течение 5 с небольшим лет интересы Баха были сосредоточены на светской музыке. Большую часть своей жизни он работал при церкви. Его творческие искания тесно связаны с лютеранской традицией. Национальные и демократические тенденции творчества Баха ведут начало от протестантского хорала, один из известных образцов которого ("Ein' feste Burg ist unser Gott") был назван P. Энгельсом "Марсельезой XVI века". Бах, отдавший дань почти всем областям музыкального творчества, миновал ведущий жанр своего времени - оперу. Композитору с его углублённым строем мысли, далёким от всего поверхностного и развлекательного, придворная опера была абсолютно чужда. Творческим исканиям Баха соответствовала атмосфера собора. Важнейшей особенностью искусства Баха стала также органичная связь с музыкальными школами и жанрами разных европейских стран начиная с 16 в. Внешние формы произведений Баха не выходят за пределы жанров, принципов формообразования и интонационного строя, утвердившихся в музыке 17 в. Бах, наравне с Г. Ф. Генделем, - последний великий композитор эпохи барокко.
В музыке Баха обобщены и завершены почти все значительные течения предшествующего полуторавекового периода. Творчество Баха подготовили и нашли в нём отражение хоровая полифония эпохи Возрождения, протестантский хорал, немецкая песня, вокально-инструментальные духовные произведения Г. Шюца, итальянская и немецкая органная музыка, итальянская опера и итальянская скрипично-ансамблевая и оркестровая школа, немецкая оркестровая сюита, ведущая происхождение от инструментальной школы Ж. Люлли, французская клавесинная музыка, итальянская клавирная школа и английская музыка. Вместе с тем язык Баха неизмеримо более выразителен и более сложен, чем у его предшественников. Продолжая внешне оставаться в рамках определённых жанров, он обогащал их чертами, заимствованными из других жанров и видов музыкального творчества. Наиболее ярко эта тенденция выявляется при анализе соотношения творчества композитора и современной ему оперной культуры. Опера в 17 и начале 18 вв. была самым распространённым видом музыкального искусства и центральной "творческой лабораторией" нового стиля. При всей отдалённости Баха от эстетики придворной оперы, важнейшие художественные завоевания музыкальной драмы глубоко проникли в его творчество, отразились в образной сфере и в особенностях музыкального языка. Под влиянием оперы в творчестве Баха появился новый вид полифонии - на гармонической основе, определились характер инструментального тематизма и принципы развития хоровой и сольной вокальной и инструментальной музыки и, что особенно важно, "коллективно-обезличенная", суровая музыка лютеранства преобразилась в лирико-драматическое искусство, отмеченное необычайной эмоциональной силой.
Свободное скрещивание и взаимопроникновение черт разных жанров и национальных школ вообще характерно для Баха. Так, он переложил для органа и клавира скрипичные концерты А. Вивальди и по их образцу создал концерты для клавира. Кроме того, форма концертного аллегро легла в основу ряда клавирных и некоторых органных фуг Баха, придав им большую пластичность и завершённость. В свою очередь, Бах обогатил традиционные итальянские формы концерта для скрипки и для клавира, ввёл в них полифонию. Особенности полифонических жанров, в свою очередь, оказали влияние на традиционный облик скрипичной итальянской литературы (контрапункт, использование принципов имитационной разработки). Скрещивание многоголосной линеарности с гармонической аккордовой структурой породило в произведениях Баха неведомое до него богатство созвучий. На ясный функциональный план классичесской гармонии наслаиваются сложные хроматические последования, далёкие аккордовые сопоставления.
Интонационный строй музыки Баха родствен музыке многих его предшественников - Д. Букстехуде, И. Пахельбеля, Я. П. Свелинка и Дж. Фрескобальди, а также композиторов А. Вивальди, Дж. Легренци, А. Корелли, Г. Ф. Генделя, Г. Ф. Телемана, Г. Пёрселла, представителей болонской школы 17 в. Ощутимы черты сходства вокальных мелодий Баха с мелодикой оперных арий. Вместе с тем в каждой детали музыкального языка Баха сосредоточена индивидуальная выразительность. При всей явной принадлежности своему времени, музыкальный язык Баха выходит за рамки современной ему эпохи, предвосхищая более поздние музыкальные стили.
Бах превзошёл всех своих предшественников и в мастерстве формы. В его творчестве достигнута вершина полифонического искусства после нидерландской школы. Приёмы полифонического развития, разработанные этой школой, сочетаются в творчестве Баха с выразительными возможностями гомофонии. Произведения Баха отличаются единством всех элементов, уравновешенной, связанной крепкой внутренней логикой музыкальной структурой, строгой архитектоникой, бесконечным разнообразием приёмов варьирования одного и того же материала. Строгость и стройность архитектоники являются столь же важными чертами стиля Баха, как и поэтическая атмосфера и яркая эмоциональная выразительность его произведений.
Громадное творческое наследие Баха включает более 1000 произведений разных жанров. Его можно разделить на 3 основные сферы: вокально-драматическую, органную, инструментальную - связанную с светскими традициями. Каждая сфера творчества Баха относится в основном к определённому периоду. Вокально-драматические произведения в большинстве написаны в "лейпцигский период" (1723-50), во время пребывания Баха в должности кантора Томаскирхе.
Произведения для клавира, скрипки и других инструментов связаны главным образом с периодом работы придворным музыкантом в Кётене (1717-23). Всё самое значительное для органа было создано в "веймарский период" (1708-1717), когда, переменив ряд мест в провинциальных городах Тюрингии (Арнштадт, Мюльхаузен), композитор служил в Веймаре органистом придворной церкви.
Виртуоз-исполнитель на органе, Бах создал для этого инструмента произведения, которые явились вершиной развития органной литературы. В становлении неповторимого органного стиля Баха огромная роль принадлежит хоральным прелюдиям, трактованным композитором как своеобразный интимный, романтический дневник художника. В этих лирических поэмах зарождался сложный красочный музыкальный язык, опережавший своё время. В свободных фантазиях сплавлялись воедино народное и высокопрофессиональное начала, что определяло доступность этих, равно как и других, произведений Баха. Хоральные фантазии отмечены смелостью художественных исканий, широким диапазоном выразительных средств, образов и форм. Многие из них воплощают одно настроение или образ и отличаются единством господствующего тембрового колорита.
В жанрах прелюдии и фуги, фантазии, токкаты Бах выступает как преемник немецкой органной школы, и в особенности своих непосредственных предшественников - Я. А. Рейнкена и Д. Букстехуде. От Букстехуде, к которому Бах ездил учиться в годы юности, он воспринял свободный поэтический характер органных импровизаций, ораторский пафос, блестящую концертную декоративность. Для органных произведений Баха характерны эмоциональное богатство, глубокая внутренняя сосредоточенность, драматический размах при пышности звучаний и свободе формы. Бах объединял в двухчастные циклы полярные по своей выразительности части - импровизационную токкату, фантазию или прелюдию (часто с жанровыми ассоциациями) гомофонно-гармонического характера и строгую полифоническую фугу. Органные фуги отмечены большим размахом и свободой воображения, для них по сравнению с клавирными характерны мощные драматические нагнетания, грандиозные кульминации в конце. Эти произведения предельно используют динамические и тембровые ресурсы инструмента. Крупномасштабные фантазии, вариации и фуги построены на ярких колористических и динамических контрастах.
К произведениям "веймарского периода" относится большинство зрелых органных прелюдий и фуг Баха (c-moll, D-dur, e-moll, g-moll, G-dur, f-moll и др.), фантазия (C-dur), фуга (g-moll), токката и фуга (d-moll, C-dur), пассакалья и др.
Творчество Баха ознаменовало и вершину многовекового развития органной музыки, ведущей своё начало от раннего Возрождения, и её завершение. Влияние органного творчества Баха ощутимо во многих других произведениях композитора (кантаты, сольные скрипичные сонаты, прелюдии и фуги).
Бах первым написал концертные произведения для клавира (по образцу скрипичных), утвердив самостоятельное значение этого инструмента. Невзирая на несовершенство современных ему инструментов (клавесин, клавикорд, ранние типы фортепиано) и их ограниченные исполнительские возможности, Бах создал для клавира литературу, наиболее устремлённую в будущее. В области клавирной музыки Бах не столько завершил искания своих предшественников (И. Я. Фробергер, И. Кунау, Ж. Шамбоньер, Ф. Куперен), сколько открыл новые пути. Расцвет его клавирного творчества наступает в период работы при дворе в Кётене, где были созданы 1-й том "Хорошо темперированного клавира", "Хроматическая фантазия и фуга", блестящий виртуозный стиль, драматизм и патетика которой свидетельствуют о перенесении в сферу клавирной музыки выразительных приёмов, характерных для органных токкат и фантазий. Тогда же были написаны Маленькие прелюдии, Английские и Французские сюиты, токкаты (fis-moll, c-moll), переложения 16 концертов (А. Вивальди, Г. Ф. Телемана и др.). В "лейпцигский период" увидели свет Партиты, Итальянский концерт, Гольдберговские вариации (в сб. "Клавирные упражнения"), ряд концертов для одного, двух, трёх и четырёх клавиров и 2-й том "Хорошо темперированного клавира". В "Хорошо темперированном клавире", вызванном к жизни идеей новой темперации, композитор в лаконичной, отточенной форме и в высоко поэтич. преломлении запечатлел жанровые и стилевые направления своей эпохи. Прелюдии и по характеру тематизма, и по принципам формообразования ассоциируются с разл. видами музыки 17 - нач. 18 вв. Фуги знаменуют собой вершину мирового полифонического стиля, они отмечены компактностью, строгостью, симметрией формы, вместе с тем каждая из них ярко экспрессивна. В этом цикле Бах не только показал громадные модуляционные перспективы новой темперированной системы, разработанной А. Веркмейстером, но и выявил возможности эмоциональной окраски каждой ладотональности.
В Английских и Французских сюитах и в Партитах ощутимы влияния итальянского клавирного стиля. Каждая часть их превращается в лирическую поэму или в глубокое размышление, в то время как до Баха танцевальная сюита являлась лишь изящным дивертисментом.
Среди произведений Баха для других инструментов (почти всецело относящихся к "кётенскому периоду") выделяются 6 Бранденбургских концертов для оркестра, принадлежащих к жанру concerto grosso и продолжающих традиции А. Вивальди. Быстрые части отмечены энергичным движением, часто танцевального характера, пластичной уравновешенностью формы, применением высоко развитой инструментальной техники. Концерты отличаются масштабностью, полифонизацией фактуры, симфоническим единством в соотношении солирующих и аккомпанирующих инструментов, яркой индивидуальностью, углублённостью образов. В каждом из концертов солируют различные инструментальные составы. (Обычный состав оркестра Баха - струнные, гобои, фаготы, валторны, трубы, ударные, иногда гобой-д'амур, гобой да качья и корно да качья). И хотя Баха стремился в духе своего времени не столько к индивидуализации темброво-красочных эффектов, сколько к выявлению и подчёркиванию полифонической логики, его партитуры отмечены непрерывными поисками новых инструментальных комбинаций.
Произведения Баха для скрипки соло (3 сонаты и 3 партиты), отличающиеся сложной многоголосной структурой, отмечены свободой выражения, несмотря на рамки жанровых ограничений. Свободные прелюдии, фуги, вариации чередуются в них с изящными танцами. В сонатах для скрипки ярко проявилась сила воображения композитора, сумевшего восторжествовать над всеми ограничениями традиционной формы, материалом и техническими возможностями инструмента.
Вокально-драматическое творчество Баха включает около 300 духовных кантат, ряд ораторий - "Страсти по Иоанну", "Страсти по Матфею", "Страсти по Марку" (утеряны), "Магнификат", "Рождественскую ораторию", "Пасхальную ораторию", большую Мессу h-moll, 4 мессы (F-dur, A-dur, g-moll, G-dur), мотеты, хоралы и др. Основа вокально-драматического творчества Баха - кантата. Образы человека, лежащие в основе художественного замысла кантат Баха, раскрываются не в конкретном преломлении, а как символ определённой этической идеи. Разнообразие кантат Баха чрезвычайно велико. Среди них - духовные пасторали, библейские картины, лирико-эпические поэмы, драматические сцены, приближающиеся к ораториям, произведения молитвенно-созерцательного характера. Кантаты Баха включают такие сложившиеся в его время формы, как вступительные симфонии, арии да капо, оперные ариозо и речитативы, увертюры и танцевальные сюиты и др. В кантатах большое место занимает протестантский хорал. В последний период творчества Бах совсем отказался от арий и вернулся на новой основе к т. н. хоральной кантате. Вместе с тем музыка кантат Баха свободна от мистицизма. В мировоззрении композитора преобладает чувство беспредельной красоты и радости жизни. В выражении образов ликования и скорби Бах достигает огромной силы и напряжённости. Его трактовка проблемы жизни и смерти свободна от атмосферы подавления личности. Выразительный стиль кантат Баха, охватывающих широчайший диапазон идей и настроений, определил облик и др. хоровых произведений композитора. Черты кантат явно проступают в структуре ораторий ("Рождественская оратория"), пассионов, в Мессе h-moll - одном из величайших творений Баха. Месса отмечена грандиозными масштабами и небывалым даже для Баха разнообразием формообразующих приёмов, тематизма, интонационного строя. Двойные хоры, достигающие колоссальной мощи звучания, чередуются с колоратурной арией в стиле неаполитанской оперы, мягкими дуэтами камерного характера; в Мессе есть ряд хоровых фуг с участием оркестра; встречаются пасторальные мелодии, фанфарные героические интонации, углублённые Lamenti.
Два дошедших до нас пассиона Баха - "Страсти по Матфею" (1729) и более ранние "Страсти по Иоанну" (1723) преемственно связаны со старинными традициями народных представлений о последних днях жизни и смерти Христа. Благодаря драматизированному сюжету, конкретным действующим лицам, пассивны тяготеют к опере больше, чем др. хоровые произведения Баха. В "Страстях по Матфею" достигнуто исключит. единство многоплановой структуры. Евангельский текст, излагаемый речитативом, который по тонкости в передаче выразительных нюансов не имеет себе равных в итальянской опере, лирические арии и хоры (на текст, принадлежащий Пикандеру), протестантские хоралы а капелла и в сопровождении органа - образуют 3 различных плана в раскрытии трагической идеи оратории. "Страсти по Иоанну" отличаются меньшими масштабами. В отличие от "Страстей по Матфею", в которых при огромном нарастании драматизма всё же господствует размышление, "Страсти по Иоанну" близки собственно драме. Автор основывался на свободных поэтических текстах Брокеса. Музыка обоих пассионов принадлежит к вершинам баховского творчества. Она воплощает идею нравственной стойкости и самопожертвования ради блага народа.
Светские кантаты Баха (около 30) написаны, как правило, "на случай" и мало отличаются по стилю от духовных. Не исключено, что некоторые из них исполнялись со сценическим оформлением. Особый интерес представляют "Крестьянская" и "Кофейная" кантаты, предвосхищающие комическую оперу. В "Крестьянской" введены номера народно-бытового, песенно-танцевального характера. Сатирическая кантата "Состязание Феба и Пана" ставит проблему соотношения народной и профессиональной музыки (предвосхищает идею "Нюрнбергских мейстерзингеров" Вагнера).
При жизни Баха его гениальное творчество не было по-настоящему оценено. Музыку Баха высоко ценили такие выдающиеся композиторы, как В. А. Моцарт и Л. Бетховен. Вместе с тем подлинный интерес к творчеству Баха возникает в 20-е гг. 19 в.; начало ему положило организованное Ф. Мендельсоном и состоявшееся под его управлением публичное исполнение "Страстей по Матфею" (1829, Берлин). К столетию со дня смерти Баха (1850) в Лейпциге было создано Баховское общество (во главе которого стояли М. Хауптман, О. Ян, Р. Шуман, К. Беккер), ставившее своей целью выявление и издание всех сохранившихся рукописей Баха. Ежегодные публикации, начавшиеся в 1851 (издательство "Брейткопф и Хертель"), завершились 46-м томом на рубеже 20 в. Уже первые издания вызвали к творчеству Баха широкий интерес, каким не пользовался ни один др. композитор его эпохи. В 20 в. интерес к творчеству Баха вновь вырастает в связи с усилением роли полифонии в современной музыке. Шире, чем ранее, исполняются сочинения Баха, устраиваются конкурсы на лучшее исполнение произведений Баха.
В. Конен
Концерты
10
декабря,2024
19:00
22
декабря,2024
20:00
29
декабря,2024
19:00
03
января,2025
15:00
18
января,2025
20:00
24
января,2025
19:00
25
января,2025
20:00
28
января,2025
19:00
28
ноября, 2024
19:00
20
ноября, 2024
20:00
20
ноября, 2024
19:00
17
ноября, 2024
19:00
09
ноября, 2024
20:00
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»
Создание сайта — Интернет-Технологии, 2016 год