Новости
19 декабря в Большом зале Петербургской филармонии рамках XXIV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением одного из самых востребованных российских дирижеров Александра Сладковского прозвучит Третья симфония Густава Малера, солистка – обладательница Grammy, звезда мировой оперы Ольга Бородина. Филармония посвящает этот концерт памяти Мариса Янсонса. Всемирно признанный дирижер, чей профессиональный путь начинался в Большом зале Ленинградской филармонии и долгие годы теснейшим образом был с ним связан, ушел из жизни пять лет назад. Участие в концерте примут Хоровая коллегия Санкт-Петербурга и Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга.
«С этим восхитительным залом связана вся моя жизнь, в которой ему принадлежит особое место. Он стал моим вторым домом, подарив мне прекрасную музыку, интересные встречи и радость дирижирования», – написал в «Золотой книге» Петербургской филармонии Марис Янсонс.
Выбор симфонии для памятного концерта обусловлен огромным значением, которым обладала музыка Густава Малера для Мариса Янсонса. Третья симфония – грандиозное симфоническое полотно, которое Малер называл своим «самым зрелым и своеобразным сочинением». Он писал: «Мое произведение представляет собой музыкальную поэму, которая объемлет все ступени развития в постепенном нарастании. Начинается от безжизненной природы и поднимается до божественной любви… до хрупкой плоти человеческого сердца, которое стремится возвыситься над этой плотью и подняться к Богу… Моя симфония должна стать чем-то таким, чего еще не слышал мир! В ней вся природа обретает голос…».
Александр Сладковский – один из самых востребованных российских дирижеров. С 2010 года музыкант возглавляет Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан, в истории которого с приходом Александра Сладковского начался новый этап. Сегодня оркестр входит в число лучших российских коллективов, принимает участие в крупнейших фестивалях, выпускает записи на престижном лейбле SONY MUSIC, активно гастролирует за рубежом.
Ольга Бородина – звезда мировой оперы, выступающая на самых значительных оперных и концертных сценах мира, среди которых Ковент-гарден, Ла Скала, Метрополитен-опера, Венская государственная опера, Опера Сан-Франциско, Вашингтонская опера, Лирическая опера Чикаго и Парижская опера, Зальцбургский фестиваль. Дискография Ольги Бородиной включает более 20 записей, осуществленных совместно с дирижерами Валерием Гергиевым, Бернардом Хайтинком, сэром Колином Дэвисом, Николаусом Арнонкуром, Зубином Метой, Туганом Сохиевым.
В 2011 году запись Реквиема Верди с Ольгой Бородиной и Чикагским симфоническим оркестром под управлением Риккардо Мути получила две премии Grammy – «Лучший классический альбом» и «Лучшее хоровое исполнение».
XXIV Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств» откроется 14 декабря концертом Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева. В программе – мировая премьера посвященной оркестру и дирижеру Симфонии современного композитора Валерия Воронова, фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Чайковского и Второй фортепианный концерт Рахманинова, солист – всемирно известный пианист Денис Мацуев.
XXIV Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств», один из крупнейших российских фестивальных проектов, основанный Юрием Темиркановым в 1999 году, соберет в Петербурге звезд мировой классической музыки и ведущие российские коллективы с 14 по 24 декабря. В этом году фестиваль посвящен 25-летию со дня основания.
Елизавета Леонская прилетела в Петербург из Вены, чтобы принять участие в концерте в Большом зале Филармонии 2 ноября, в годовщину кончины Юрия Хатуевича Темирканова. После триумфального концерта я попросила ее поделиться воспоминаниями о маэстро, впечатлениями о «связующих нитях» культуры памяти, которые сильнее времени и выше границ.
– Когда Вам поступило приглашение из Петербургской филармонии сыграть концерт памяти Юрия Темирканова, какая была первая мысль?
– Откровенно говоря, я засомневалась: мне казалось, что есть музыканты, которые чаще с ним играли, лучше его знали. А ответственность была огромной. Но Филармония рассеяла мои сомнения, и программу, очень интересную, предложила тоже она…Я ведь не была той солисткой, с которой Юрий Хатуевич часто выступал. Я рано уехала из Советского Союза, и мы начали что-то делать вместе уже после 1991 года. Я очень робела, когда впервые с ним встретилась. Но робость очень быстро улетучилась – такой живой всегда был процесс репетиций и обсуждений. Юрий Хатуевич, кстати, был немногословен. Но как-то… точен что ли. Несколько слов очерчивали смысл предлагаемой им трактовки. Он был очень глубок. И – прост. Без всякого панибратства или высокомерия.
– С каким залом можно сравнить Большой зал филармонии?
– С амстердамским Концертгебау, при всех внешних различиях и особенностях акустики.
– Вы ассоциируете себя с советской, российской фортепианной школой, или с европейской?
– Не задумывалась… Ведь российская фортепианная школа такая разная, такая многоплановая. Даже московская и петербургская ее ветви различаются. И знаете, почему? Московские концертирующие пианисты традиционно редко преподавали, это было скорее исключение, нежели правило. А ленинградские, петербургские – преподавали практически все. И две эти модели формировали два «почерка».
– Когда Вы приезжаете в Москву и Санкт-Петербург, чувствуете разницу в атмосфере этих городов?
– Я даже могу описать это ощущениями первых минут по прибытии. В Москве все пышет паром, энергией, которая просто бьет через край, захлестывает тебя, несет. А в Петербурге делаешь несколько шагов с перрона Московского вокзала, выходишь на Невский, и – полный покой, размеренность такая. Смотришь на эту «стрелу» проспекта, уходящего к Неве, и все успокаивается внутри, как бы выравнивается, что ли.
– Дмитрий Хворостовский как-то, проводя творческую встречу в Малом зале филармонии, сказал, что в Москве ему «привольнее» нежели в Петербурге, северная столица – строже. Это очень симпатичное слово, характеризующее ощущение, – привольнее. Как Вам кажется, – Петербург держит в напряжении?
– Нет, просто в Петербурге сохранился стиль, несмотря ни на что. Знаете, в Петербурге даже осанка людей другая, и то, как люди друг к другу обращаются. А в Москве – некое смешение, не требующее стиля… Может, дело в этом.
– Раз мы говорим о Петербурге, не могу не спросить о Вашей дружбе с Иосифом Бродским, посвятившим Вам два стихотворения.
– Было бы нескромно называть это дружбой. Я бы назвала это приятельским отношениями. Он был всегда дружелюбен ко мне, называл меня «Лизка». Кстати, первое стихотворение он посвятил мне, даже еще не будучи лично знакомым.
– И с ошибкой в фамилии – в посвящении стоит «Лионская», – видимо, он предполагал, что фамилия происходит от названия города Лион, а не от имени Леон?
– О стихотворении я узнала от моих друзей, литературоведов Вероники Шильц и Александра Сумеркина, который жил в Нью-Йорке и помогал Иосифу с переводами и перепиской. Это был «немузыкантский» кружок. Там, в этом стихотворении, рояль фигурирует…
– Полированный парус рояля.
«И ночной аквилон, рыхлой мышцы ища волокно,
как возможную жизнь, теребит взбаламученный гарус,
разодрав каковой, от земли отплывает фоно
в самодельную бурю, подняв полированный парус…»
– А личная встреча с ним когда произошла?
– Гораздо позже, семь лет спустя. Тогда – появилось его второе стихотворение, мне посвященное. Я думаю, он меня пожалел.
– В каком смысле?
– Я приехала в Нью-Йорк – записывать с Куртом Мазуром концерты Чайковского. По пятницам в одном из камерных залов шли дневные общедоступные концерты для пожилых людей, я, пока была в Нью-Йорке, в них участвовала. Иосиф пришел на этот концерт. Он грустно пошутил, глядя на возрастную публику: «Ну что сказать, – одним словом, артрит». Я с трудом тогда играла – была страшно простужена, да еще и накануне ногу подвернула, даже не знала, дойду ли до рояля, смогу и ли на педаль нажимать: на правой ноге был лангет. И Иосиф с Марией (Мария Соццани – жена Бродского – Ю.К.) это видели. И вот на следующий день он прислал мне это стихотворение.
В воздухе — сильный мороз и хвоя.
Наденем ватное и меховое.
Чтоб маяться в наших сугробах с торбой —
лучше олень, чем верблюд двугорбый.
– Когда была следующая встреча? Она ведь оказалась последней…
– Это было 24 января… В ту неделю я играла с оркестром Нью-Йоркской Филармонии. По пятницам концерты начинались в 2 часа дня. В программе – Чайковский. Иосиф отказался прийти на концерт: Чайковский – «не его» композитор, но после концерта мы с Сумеркиным пошли к нему на ужин. Все было замечательно: он был оживлен, шутил, мне даже показалось, что Иосиф был в лучшей физической форме, чем обычно. Он был очень обаятельным хозяином уютного дома. Иосиф вдруг спросил: «Лизка, а у Вас есть моя последняя книжка? Нет?». Тогда он принес томик, открыл, написал карандашом несколько строк и отдал мне:
«Дарю стихи Елизавете,
Пускай простит меня за эти
Стихи, как я, в душе рыча,
Петра простил ей, Ильича».
– Чайковского он не любил, а какая музыка была – его?
– Бах. Еще Гайдн, Перселл… В тот пятничный вечер мы засиделись допоздна. Потом он поднялся к себе в кабинет на второй этаж, и мы поднялись к нему и еще долго сидели, болтали. А утром в воскресенье я узнала, что он умер. И я поехала туда… Сердечная атака.
– Из стихотворения, Вам посвященного:
«Ничего на земле нет длиннее, чем жизнь после нас,
воскресавших со скоростью, набранной к ночи курьерским».
Юрия Хатуевича также связывала с Бродским долгая дружба, как сам маэстро говорил, это было «общение двух людей, созданных одним городом». Он говорил: «Петербург меня, как бы это сказать точнее, – сконструировал, что ли. Я вообще не представляю, что мог бы жить где-то в другом месте. Люблю ездить, люблю бывать в разных странах и разных залах, но жить хочу и могу только в Петербурге». И при этом с матерью, братьями общался на родном, кабардинском… Охарактеризовать Маэстро одной фразой или одним словом – сможете?
– Пожалуй, – магия. Магический человек – и за пультом, и в жизни. В нем была магия, иным словом ощущения от общения с ним, творческого и человеческого, и не назовешь. Это очень элегантный бы человек. Он, конечно, петербургский, но и кавказское нечто в нем оставалось всегда – чувство собственного достоинства.
Беседовала Юлия Кантор
2 декабря в фойе Большого зала Петербургской филармонии открылась выставка «Площадь милосердия», посвященная 110-летию организации в этом здании госпиталя Красного Креста и Петроградского дворянства.
Госпиталь открылся 2 (14) декабря 1914 года: предназначенный для воинов низших чинов, раненных на фронтах Первой мировой войны, он стал первым такого рода учреждением, созданным в общественном пространстве столицы Российской Империи. Госпиталь в Доме Петроградского Дворянского собрания просуществовал до начала 1918 года.
Спустя три года, в 1921 году, это здание унаследовала Петроградская филармония – первая в стране.
«Страница истории здания Дома Петроградского Дворянского собрания, ныне – Большого зала филармонии, связанная с работой здесь госпиталя, совершенно неизвестна, обойдена вниманием биографов и беллетристов. И открывающаяся выставка призвана, на наш взгляд, восстановить эту очень важную, я бы сказала – лирико-драматическую страницу в истории нашего города и нашей страны, – отметила на открытии выставки Юлия Кантор, автор идеи и руководитель проекта, заместитель директора Петербургской филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям, – Дело в том, что госпиталь Красного креста и Петроградского дворянства был первым лазаретом, открывшимся в общественном пространстве тогдашней столицы – Петербурга, Петрограда. Известно, что госпиталь был открыт в Зимнем дворце – город и страна узнали об этом благодаря прекрасной выставке, представленной несколько лет назад в Эрмитаже: но тот госпиталь открылся в 1915 году – почти на год позже, чем госпиталь в Дворянском собрании. Сегодня мы открываем свою выставку – для того, чтобы все знали, как история тесно переплетается с литературой и музыкой, и насколько медицина и ее история вписаны в историю страны и политическую историю».
Юлия Кантор рассказала, что на протяжении всего времени существования госпиталя в здании Дворянского собрания, в нем не переставала звучать музыка: «Музыканты старейшего в нашей стране – Придворного оркестра, ныне – Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Петербургской филармонии, в прямом смысле окормляли страждущих, вместе с медиками врачевали тела и души: здесь были концерты. И, реконструируя те события, мы проведем в пространстве выставки «концерты в палатах»: место, где мы сейчас находимся, известное как Бетховенское фойе, – это тоже госпитальная палата. Войдя в этот зал, вы видели фотографию 1915-го года, дающую представление о том, как этот зал выглядел в период работы госпиталя. Мы вообще решили не ограничивать пространство экспозиции фойе Чайковского, где разместились основные экспонаты, но разместили в разных частях здания фотографии с их же изображениями из уникального фотоальбома сестры милосердия, который хранится в Музыкальной библиотеке Петербургской филармонии — для того, чтобы каждый зритель, слушатель, который придет на концерты, мог представить, как было и как стало. Так оживает визуальная память».
«Ключом» к исследованию, легшему в основу выставки «Площадь милосердия», стал фотоальбом Татьяны Дмитриевны Носович – сестры милосердия госпиталя Красного Креста и Петроградского Дворянства. Переданный наследниками в 2015 году в дар в Музыкальную библиотеку филармонии, фотоальбом и масштабированные фотографии из него стали центральными экспонатами выставки, публике они представлены впервые.
Еще одна реликвия из филармонической библиотеки – капельмейстерская книга программ Придворного оркестра (ныне – Залуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии) – дает представление о концертах, которые этот уникальный оркестр, учрежденный императором Александром III в 1882 году, давал для раненых. В книге содержатся записи о выступлениях в госпитале с указанием состава музыкантов и программами концертов.
Артисты Заслуженного коллектива России также приняли участие в формировании выставки: предоставили музыкальные инструменты начала XX века из личных коллекций. Предполагается, что в январе музыканты оркестра выступят в пространстве выставки с концертами, реконструирующими программы их коллег, звучавшие здесь 110 лет назад.
Объемная картина обстоятельств работы госпиталя воссоздана с привлечением экспонатов, предоставленных партнерами Филармонии.
В частности, в ходе научно-исследовательской работы, проведенной для формирования концепции выставки, в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга были выявлены уникальные документы: журналы заседаний Попечительного Комитета; материалы о методах лечения, работе медицинского и обслуживающего персонала, а также об административно-финансовой стороне его содержания. Они дают представление о том, каким нелегким и дорогостоящим делом была организация и содержание госпиталя в неприспособленном для этих целей общественном пространстве, а также об огромном вкладе, внесенном в работу госпиталя пожертвованиями граждан и общественных организаций.
На выставке представлены медицинские инструменты и инвентарь, больничный халат пациента военного лазарета – аутентичные экспонаты времен Первой мировой войны из собрания Военно-медицинского музея. Облачение сестры милосердия 1914 – 1918 годов – реконструкция, переданная на выставку из частного собрания. Заняв достойное место в выставочном пространстве, эти реликвии позволяют составить представление о медицинском быте тех лет и придают законченность художественному образу выставки.
Заметное место уделено сведениям об организованном в лазарете обучении раненых «мирным» профессиям, как и теме социализации пациентов, удовлетворению их духовных потребностей: сюжет с упомянутыми концертами Придворного оркестра продолжает организация богослужений (о чём свидетельствуют фото из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга), а также театральных представлений.
Выставка «Площадь милосердия» – свидетельство неразрывной связи времен, возможность в неожиданном ракурсе увидеть историю Дома Дворянского Собрания – Петербургской филармонии на фоне глобальных событий. Выставка рассказывает о гуманистическом локусе на карте событий Первой мировой, где Медицина и Музыка исцеляли тела и души. Она – и дань уважения тем, кто сохранил Память, оказавшуюся сильнее забвения.
Выставка доступна к посещению слушателям концертов Большого зала филармонии. Также, начиная с 4 декабря, в ее пространстве организованы экскурсии, расписание и билеты доступны по ссылке.
Выставка «Площадь милосердия» организована Санкт-Петербургской государственной академической филармонией им. Д.Д. Шостаковича совместно с Военно-медицинским музеем Министерства обороны Российской Федерации, Центральным государственным историческим архивом Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), Центральным государственным архивом кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб) и Российской национальной библиотекой (РНБ).
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»