Новости
25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича, Петербургская филармония, носящая имя композитора, открыла 104-й концертный сезон. Шестая симфония Шостаковича прозвучала в этот вечер в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии, народного артиста России Николая Алексеева. Именно этот оркестр, чья история тесно связана с биографией композитора, осуществил мировую премьеру симфонии 85 лет назад под управлением Евгения Мравинского. Также на открытии сезона прозвучал Второй фортепианный концерт Брамса, солист – лауреат Международного конкурса имени Чайковского Илья Папоян.
В этот же день в фойе Чайковского Большого зала филармонии открылась выставка «Застывшая музыка», посвященная 185-летию здания Дворянского собрания.
«Всем известна формула: “застывшая музыка” – это архитектура. Посмотрев на Площадь Искусств, конкретно на здание Большого зала, нетрудно убедиться, что это – истина в первой инстанции, – отметила на открытии выставки Юлия Кантор, заместитель директора Петербургской филармонии по просветительской деятельности, – Здание Петербургского, тогда столичного, Дворянского собрания – это творение архитекторов России и Жако. Это здание вписано в музыкальную и общественно-политическую историю нашего города, нашей страны и мира. Здесь и в XIX, и в XX веке звучала музыка, звучит она, конечно, и в XXI веке. Нам показалось важным рассказать о том, что здесь было помимо музыки. Подавляющее большинство документов и подлинных экспонатов, сохранившихся в Филармонии вопреки войнам и революциям, экспонируется впервые: они рассказывают о том, кто здесь творил историю и музыку, о том, как строилось это здание и что оно помнит».
Один из ключевых экспонатов выставки – уникальный «золотой рояль», подарок императора Александра III Придворному музыкантскому хору, ныне всемирно известному Заслуженному коллективу России, который не звучал публично более века. 2 и 15 октября его голос вновь зазвучит на концертах, которые пройдут в пространстве выставки.
Также 25 сентября в Музитории филармонии состоялась первая лекция одного из шести лекционных абонементов – новшества сезона 2024-2025. Впервые в новейшей истории Петербургская филармония предложила слушателям абонементы не только в Большой и Малый залы, но и в Музиторий. Шесть тематических лекционных абонементов посвящены различным историко-музыкальным сюжетам ХVIII-ХХ веков.
30 сентября свой сезон откроет Академический симфонический оркестр филармонии: концерт станет первым выступлением коллектива под управлением Димитриса Ботиниса в его новом статусе – с началом сезона он вступает в должность художественного руководителя и главного дирижера оркестра. Солист – один из ведущих российских виолончелистов, лауреат международных конкурсов Александр Рамм, прозвучат Симфония-концерт для виолончели с оркестром Сергея Прокофьева и Симфонические танцы Сергея Рахманинова. Концерт будет посвящен 100-летию со дня рождения дирижера Арнольда Каца.
Наряду с билетами на концерты остаются доступными для покупки отдельные абонементы Большого и Малого залов филармонии.
25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича, Петербургская филармония, носящая имя композитора, откроет 104-й концертный сезон. В этот день музыку Шостаковича исполнит старейший симфонический оркестр страны, чья история неотделима от его личной и творческой биографии: Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Петербургской филармонии выступит под управлением главного дирижера филармонии, народного артиста России Николая Алексеева. Прозвучит Шестая симфония Шостаковича, мировую премьеру которой в этом зале этот же оркестр (тогда – Заслуженный коллектив Республики), осуществил 85 лет назад, в 1939 году, под управлением Евгения Мравинского. Также прозвучит Второй фортепианный концерт Брамса, солист – лауреат Международного конкурса имени Чайковского Илья Папоян.
30 сентября свой сезон откроет Академический симфонический оркестр филармонии: концерт станет первым выступлением коллектива под управлением Димитриса Ботиниса в его новом статусе – с началом сезона он вступает в должность художественного руководителя и главного дирижера оркестра. Солист – один из ведущих российских виолончелистов, лауреат международных конкурсов Александр Рамм, прозвучат Симфония-концерт для виолончели с оркестром Сергея Прокофьева и Симфонические танцы Сергея Рахманинова. Концерт будет посвящен 100-летию со дня рождения дирижера Арнольда Каца.
В новом сезоне в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии Николая Алексеева прозвучат два сочинения, написанные в XXI веке: исполнение Данте-симфонии № 5 «Рай» Бориса Тищенко будет посвящено 85-летию со дня рождения композитора (в 2009 году оркестр и дирижер осуществили мировую премьеру сочинения), на открытии XXIV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» в декабре прозвучит мировая премьера симфонии современного композитора Валерия Воронова, посвященной Заслуженному коллективу России.
«Борис Иванович Тищенко был, не побоюсь этого слова, мои старшим другом. Мы очень уважительно относились друг к другу, и я просто люблю его музыку, поэтому, собственно, она и будет исполнена, – рассказал на пресс-конференции перед открытием сезона Николай Алексеев, народный артист России, главный дирижер Петербургской филармонии, – С Валерием Вороновым мы знакомы лет двадцать – и его музыку я исполню впервые. Он – ученик Кшиштофа Мейера, композитора и автора замечательной книги о Дмитрии Шостаковиче, его сочинения довольно часто звучат в нашей стране – в Перми, в Екатеринбурге, их часто исполняет Юрий Башмет, не так давно Фортепианный концерт звучал в Мариинском театре – так что имя Валерия Воронова известно. Симфония, которую нам предстоит исполнить, – первая у композитора, и она посвящена нашему оркестру».
На пресс-конференции, предваряющей открытие сезона, Димитрис Ботинис, вступающий в должность художественного руководителя и главного дирижера Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии, поблагодарил руководство филармонии за оказанное доверие, а музыкантов – за доброе отношение.
«Должен сказать, что за годы нашего сотрудничества с Петербургской филармонией, а это больше десяти лет, у нас установилось, как мне кажется, удивительное взаимопонимание и взаимоуважение, поэтому я очень рад, что наши отношения обретают теперь новую форму, думаю что у нее есть все шансы стать плодотворной и счастливой. Кроме того, мне, как представителю петербургской дирижерской школы, радостно вернуться в этот город и на более регулярной основе отдавать ему свои силы и свои умения, – отметил Димитрис Ботинис, – Академический симфонический оркестр – это оркестр с большой историей и с большими традициями. Но я думаю, что не стоит бояться нового, нельзя забывать, что мы тоже можем создавать новые традиции, и, я даже сказал бы, что это и есть задача дирижера – привносить свой исполнительский стиль, оставлять свой почерк. Думаю, что оркестр вступает в новую для себя эпоху, и мне бы хотелось чтобы она была живая, красочная и энергичная».
В предстоящем сезоне Петербургская филармония готовится отметить несколько важных дат:
50-летие присвоения Ленинградской – Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича – дате посвящен Абонемент № 6 «Легендарные ленинградские премьеры Шостаковича», в котором прозвучат сочинения, ставшие вехами в тесно связанных биографиях композитора и филармонии;
80-летие Победы – дате посвящен Абонемент № 5 «Великие симфонии военных лет» (в его программе – сочинения Сергея Прокофьева, Николая Мясковского, Мечислава Вайнберга, Арама Хачатуряна и симфонии Дмитрия Шостаковича, неразрывно связанные с историей Ленинградской – Петербургской филармонии), а также лекционный абонемент «Слушай, Ленинград!” и грандиозная, основанная на уникальных артефактах, выставка «Возвращение», посвященная реэвакуации оркестра Ленинградской филармонии и концертной афише Филармонии 1944-45 годов;
90-летие дирижера-лауреата Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии Александра Дмитриева, возглавлявшего коллектив с 1977 по 2018 год. Многие сочинения, исполнение которых вошло в совместную историю оркестра и дирижера, прозвучат в программах Абонемента № 4 «Академический симфонический оркестр филармонии». Его кульминацией станет концерт 19 января 2025 года, в день 90-летия Александра Дмитриева: в этот вечер оркестр выступит под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева, сольную партию исполнит Николай Мажара;
90-летие присвоения оркестру Ленинградской филармонии, старейшему симфоническому коллективу страны, почетного звания, ставшего именем собственным – Заслуженный коллектив Республики, сегодня оркестр известен как Заслуженный коллектив России. С посвящением дате пройдут концерты Абонемента № 3 «Первый симфонический оркестр России»;
200-летие со дня рождения композитора Антона Брукнера: второй сезон Петербургская филармония вместе со всем музыкальным миром отмечает юбилей одного из главных симфонистов: пять из десяти его симфоний прозвучали в прошлом сезоне, в этом Абонемент № 2 «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик» продолжится.
На декабрь запланированы события XXIV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», который в этом году будет посвящен 25-летию основания Юрием Темиркановым.
2 ноября, в годовщину ухода из жизни маэстро Юрия Темирканова, в Большом зале филармонии состоится концерт, посвященный памяти дирижера: Заслуженный коллектив России, на протяжении 35 лет неразрывно связанный с Юрием Темиркановым, исполнит под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева Вторую симфонию Брамса, антракт из музыки к драме «Розамунда» Шуберта и Фортепианный концерт Шумана, солистка – Елизавета Леонская, прославленная пианистка, неоднократно выступавшая с Юрием Темиркановым на лучших сценах мира.
«Этот сезон – первый, который мы встречаем без Юрия Хатуевича Темирканова. 2 ноября исполнится год, как он ушел. Естественно мы об этом помним – и 2 ноября в Малом зале филармонии откроется мемориальная выставка “Юрий Темирканов. Мгновения…”. В Москве, в Московской государственной консерватории имени Чайковского, с которой мы в июне заключили Соглашение о сотрудничестве, также откроется выставка, посвященная Юрию Хатуевичу Темирканову как дирижеру и педагогу – напомню, что он был почетным профессором Московской консерватории. Такой запрос, очень правильный и своевременный, к нам поступил, мы над этой выставкой сейчас работаем», – рассказала Юлия Кантор, заместитель директора филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям.
Наряду с упомянутыми выставками «Застывшая музыка», посвященной 185-летию здания Санкт-Петербургского Дворянского собрания (ныне – Большой зал Петербургской филармонии), «Возвращение», посвященной 80-летию Победы, Юлия Кантор анонсировала намеченную на декабрь выставку «Дом милосердия», посвященную малоизвестным страницам в истории здания Дворянского собрания, где в 1914 году был открыт госпиталь.
«Мы соблюдаем все требования музейной безопасности, при этом – мы не музей. Ни в одном музее, когда в экспозиции появляется подлинный музыкальный инструмент, являющийся экспонатом, он никогда не звучит. Но, поскольку мы не музей, на ближайшей выставке – “Застывшая музыка” – мы сделаем два концерта на императорском рояле Александра III из коллекции Петербургского Дворянского собрания, ныне – Петербургской филармонии. На двух концертах прямо в пространстве выставки, в фойе Чайковского Большого зала, прозвучат те произведения, которые исполнялись на этом рояле в последней трети XIX века: этот рояль молчал 110 лет, он последний раз публично звучал летом 1914 года».
25 сентября 2024 года Санкт-Петербургская государственная академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича совместно с Санкт-Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства, Государственным Эрмитажем, Государственным музеем истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургской государственной театральной библиотекой, Центральным государственным архивом кинофотофонодокументов и Центральным государственным историческим архивом Санкт-Петербурга представляет уникальный выставочный проект «Застывшая музыка».
185 лет Дом Петербургского Дворянского собрания, ныне Большой зал Филармонии, был участником многих знаковых событий культурной, музыкальной и общественно-политической жизни страны. Сегодня, находясь в авангарде развития музыкальной культуры в России, Филармония остается местом сохранения исторической памяти. Новый выставочный проект расскажет об истории строительства дома на Михайловской улице, раскроет секреты реконструкций и реставрации здания. Акварели, гравюры, картины, афиши, фотографии и документы из коллекций Музыкальной библиотеки Филармонии, а также музеев и архивов города - партнеров выставки - представят посетителям череду разнообразных мероприятий, оставивших яркий след в истории: балов, маскарадов, благотворительных базаров, торжественных актов, конгрессов, заседаний и, конечно, концертов, которые на протяжении 185 лет принимал Большой зал.
Впервые для посетителей будут представлены мебель и предметы декоративно-прикладного искусства из собрания Филармонии, которые украшали Императорские комнаты Дворянского собрания, включая роскошный подарок императора Александра III – «золотой рояль». Также на выставке будет представлен свидетель совместного заседания Государственного совета и Второй Государственной думы, которое состоялось в 1907 году в зале Дворянского собрания, – пуфик из Императорской ложи.
Музыка всегда была важной частью повседневной жизни Большого зала Дворянского собрания: Ф. Лист, Г. Берлиоз, Р. Вагнер, Г. Малер, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, С. Рахманинов, А. Рубинштейн, А. Глазунов, А. Никиш, Э. Направник и многие другие великие композиторы, исполнители и дирижеры выходили на эстраду этого зала. Здесь выступали музыканты Санкт-Петербургского филармонического общества, оркестр графа А.Д. Шереметева, Придворный оркестр. В Большом зале проходили концерты антрепренеров М.П. Беляева, А.И. Зилоти, С.А. Кусевицкого. Программки, билеты, афиши этих мероприятий, а также уникальные нотные партитуры из собрания Музыкальной библиотеки Филармонии, представленные в выставочном пространстве, порадуют любителей музыкального искусства.
Филармония впервые представит раритеты из частных собраний: личные вещи лектора Ленинградской академической филармонии и ее художественного руководителя в 1941-1944 годы И.И. Соллертинского, главного дирижера Заслуженного коллектива республики симфонического оркестра Ленинградской государственной академической филармонии Е.А. Мравинского, художественного руководителя и главного дирижера Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Ю.Х. Темирканова.
Руководитель проекта – доктор исторических наук Ю.З. Кантор
Руководитель рабочей группы – И.Г. Наумов
Куратор выставки – М.А. Самойлова
Научный консультант – кандидат искусствоведения П.В. Дмитриев
Дизайн выставки – Е.А. Богачев, «Студия Амперсанд».
18 и 19 сентября Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Петербургской филармонии под управлением главного дирижера филармонии, народного артиста России Николая Алексеева выступил в Ереване на международном фестивале симфонических оркестров Yerevan Classic Fest. На концертах в Парке имени Туманяна прозвучали шедевры русской музыки, сольную партию исполнил лауреат Международного конкурса имени П.И. Чайковского, пианист Илья Папоян.
«Организаторы фестиваля предоставили нашей стороне карт-бланш при составлении программ – и конечно, мы выбрали бриллианты нашего репертуара, те сочинения, с которыми Заслуженный коллектив России ассоциируется во всем мире, – рассказал Николай Алексеев, главный дирижер Петербургской филармонии, накануне турне, – Фестиваль проходит на открытом воздухе, и, вопреки стереотипам об open-air формате, все его программы достаточно серьезные. В наших концертах особенно хочу отметить Пятую симфонию Шостаковича – это наша визитная карточка, она в генах наших музыкантов».
«Впервые за свою 140-летнюю историю Заслуженный коллектив России приехал в Армению – и мы очень рады этому обстоятельству. Концерты показали, что здешняя публика и наш оркестр счастливы быть вместе, – рассказал Лев Клычков, народный артист России, концертмейстер Заслуженного коллектива России, – Конечно, выступления не в концертном зале, а на открытом воздухе, – для нас не самые привычные обстоятельства, они требуют особого отношения к материалу, более внимательного, пристального слушания друг друга, оркестровых групп. Все прошло замечательно: репертуар, который мы представили в Ереване, – наш коронный, у нас огромный опыт исполнения этой музыки в самых разных обстоятельствах».
18 сентября в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением Николая Алексеева прозвучали Сюита из балета «Щелкунчик» Чайковского, Рапсодия на тему Паганини Рахманинова, сольную партию исполнил Илья Папоян и Пятая симфония Шостаковича; 19 сентября – Второй фортепианный концерт Прокофьева, солист – Илья Папоян, и Шестая «Патетическая» симфония Чайковского.
Мировую премьеру Пятой симфонии Дмитрия Шостаковича – партитуры, знаковой для истории музыки XX века – Заслуженный коллектив Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) осуществил под управлением легендарного Евгения Мравинского в Большом зале Ленинградской филармонии в 1937 году в присутствии автора. Тот вечер стал первым, на котором Мравинский дирижировал музыкой Шостаковича – и именно с него началось сотрудничество композитора и дирижера, сложился их творческий альянс. Позже Дмитрий Шостакович посвятит Евгению Мравинскому Восьмую симфонию; пять симфоний композитора прозвучали впервые именно в исполнении Заслуженного коллектива Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) и Евгения Мравинского.
Первый международный фестиваль симфонических оркестров Yerevan Classic Fest проходит в Парке имени Туманяна с 17 по 24 сентября: организованный по инициативе мэрии Еревана, он включает выступление ведущих армянских, а также зарубежных коллективов: наряду с Заслуженным коллективом России в программе фестиваля концерты Оркестра Академии всемирно известного миланского театра Ла Скала, Национального филармонического оркестра Армении, оркестра и хора Национального театра оперы и балета Армении, Молодежного симфонического оркестра «Ереван».
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
+7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»