Фото: Анна Флегонтова

25 июня в Бетховенском фойе Большого зала Петербургской филармонии состоялась церемония подписания Соглашения о сотрудничестве между Петербургской филармонией и Московской консерваторией. Участие в церемонии приняли директор Петербургской филармонии Илья Черкасов и и.о. ректора Московской консерватории Александр Соколов. Соглашение стало не только первым в истории двух крупнейших музыкальных организаций страны, но и первым Соглашением, которое Московская консерватория подписала с концертной организацией.

«Подписание Соглашения – своего рода итог наших давних и добрых отношений: в современной истории они в достаточной степени были определены личностью маэстро Юрия Хатуевича Темирканова, – рассказал Илья Черкасов, – На протяжении ряда лет Заслуженный коллектив России под управлением маэстро принимал участие в концертных программах в Большом зале консерватории. Последние мастер-классы, которые давал Юрий Хатуевич, прошли как раз в Московской консерватории, впоследствии он был удостоен звания “почетный профессор” и очень дорожил – и званием, и возможностью показать молодым музыкантам, что такое профессия дирижера».

«Я также воспринимаю подписание Соглашения как духовное завещание Юрия Хатуевича, – сказал Александр Соколов, – Делая следующий шаг, мы благодарно кланяемся маэстро и определяемся, в каком направлении можем устремиться сообща».

Илья Черкасов и Александр Соколов выразили готовность объединить усилия возглавляемых ими организаций для увековечения памяти Юрия Темирканова.

Илья Черкасов также отметил, что из всех направлений сотрудничества для него особой важностью обладает именно научная и выставочная деятельность, в рамках которой, благодаря объединению усилий, уникальные памятники истории музыкального и исполнительского искусства, хранящиеся в Музыкальной библиотеке филармонии, станут общественным достоянием. 

Александр Соколов рассказал, что в качестве исполнительских сил, представляющих Московскую консерваторию на сцене Петербургской филармонии, он видит не только отдельных исполнителей, но и коллективы консерватории. Одним из перспективных направлений совместной работы в русле концертных программ и.о. ректора видит аутентичное исполнительство.

Руководители организаций отметили, что в силу естественной, длящейся десятилетиями, связи Петербургской филармонии с Петербургской консерваторией, а Московской консерватории с Московской филармонией, подписание подобных соглашений между этими организациями не выглядит необходимым шагом.

«Сотрудничество же между Петербургской филармонией и Московской консерваторией – шаг исключительный, именно поэтому он и является предметом специального Соглашения. Такие шаги должны проникать в публичную сферу, быть на виду и являться примером части нашей культурной жизни» – отметил Илья Черкасов.

Александр Соколов подчеркнул, что Соглашение с Петербургской филармонии для Московской консерватории обладает особенным значением: в числе около пятидесяти двухсторонних Соглашений, участником которых выступает консерватория, это первый и единственный документ, подписанный не с учебным заведением, а с концертной организацией.

Кураторами проектов, реализуемых в рамках Соглашения, со стороны Московской консерватории стали проректор по концертной деятельности Виталий Катков и научный руководитель Студенческого научно-творческого общества Роман Насонов. Со стороны Петербургской филармонии куратором проекта выступает заместитель директора по просветительской работе и внешним коммуникациям Юлия Кантор, координатором – заведующая отделом по связям с общественностью Марина Монахова.

Фото: Анна Флегонтова

Первым совместным проектом Петербургской филармонии и Московской консерватории станет «Барокко в белые ночи»: два концерта традиционного формата (2 и 4 июля, начало в 22.00) и один концерт-беседа (4 июля, 15.00), которые пройдут в роскошных интерьерах Малого зала филармонии – бывшего Дома Энгельгардта. Студенты и ассистенты-стажеры Факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории исполнят музыку Ренессанса и барокко. Участие во всех событиях примет известный музыковед, специалист в области истории старинной музыки, доцент Московской консерватории Роман Насонов.

«Начало концертов, запланированных в рамках проекта “Барокко в белые ночи”, намечено на 22 часа — это сознательный шаг, мы рассчитываем, что на программы, которые исполнят молодые силы Московской консерватории, придут также молодые слушатели, — рассказал Илья Черкасов, — У нас перед глазами хороший пример — акция “Ночь музеев”, в которую филармония в свое время вошла с концертами-марафонами, продолжающимися до утра, и из года в год это аншлаги, нон-стоп. Публика этих концертов – в первую очередь очень молодые люди, которых на других программах в наших залах мы в таком количестве не видим. Глядишь, зайдя случайно, в ночи, они заинтересуются классической культурой надолго. Вот на них и расчет».

«Проект “Барокко в белые ночи” – прекрасная иллюстрация того, что подписанный документ фиксирует de jure то, что существует de facto: проект, реализуемый в рамках Соглашения, был спланирован и анонсирован задолго до фактического подписания. Уверен, что в процессе дальнейшего общения мы наверняка найдем возможности, которые будут связаны с демонстрацией всех наших ресурсов и не только концертных, но и научных, – отметил Александр Соколов, – Сейчас неизгладимое впечатление я получил от раритетов, хранящихся в Музыкальной библиотеке Петербургской филармонии. Это ценнейший материал, который, конечно, нужно хранить и реставрировать, но также и изучать, оцифровывать, делать доступным для молодежи. У нас есть программа “Возрождение русской оперной классики”, в рамках которой находки редчайших партитур оборачиваются подготовкой их к исполнению, а затем и научной атрибуцией.  Уверен, что в анналах филармонии немало таких шедевров, которые совместными усилиями мы можем представить публике, исполнителям и ученым. Перспектива эта крайне разнообразная и привлекательная».

Петербургская филармония – старейшая в стране: организация была учреждена в 1921 году, но ее пред-история уходит вглубь XIX века – к 1882 году, когда был образован Придворный оркестр, ныне под именем Заслуженный коллектив России входящий в состав Петербургской филармонии; и далее, к 1839 году, когда был построен Зал Дворянского собрания, ныне – Большой зал Петербургской филармонии – в котором уже в первой половине XIX века началась концертная жизнь.

Московская консерватория стала вторым высшим музыкальным учреждением России: она была открыта в 1866 году, спустя четыре года после Петербургской.

Сегодня Московская консерватория носит имя Петра Чайковского – одного из крупнейших российских композиторов, первого профессора по классу композиции в истории учебного заведения. Творческая жизнь Чайковского теснейшим образом была связана как с Петербургом в целом, так и с Залом Дворянского собрания в частности, где неоднократно звучала его музыка, в том числе и под управлением автора: именно здесь Чайковский дирижировал последним в своей жизни концертом.

Дмитрий Шостакович, биография которого неотделима от истории Ленинградской филармонии, с 1975 года носящей его имя, где состоялись мировые премьеры множества его сочинений, также преподавал в Московской консерватории.

Почетным профессором Московской консерватории был Юрий Темирканов – один из крупнейших дирижеров нашего времени, возглавлявший Петербургскую филармонию и Заслуженный коллектив России до ухода из жизни в ноябре 2023 года.

Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича

объявляет конкурс в Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр

Два места в группе первых скрипок:
6 пульт 12 место
8 пульт 16 место

Одно место в группе вторых скрипок
3 пульт 5 место

Помощник концертмейстера группы контрабасов

Концертмейстер группы фаготов

 

Конкурс проводится 14, 15 и 21 сентября 2024 года в Большом зале филармонии

Программа на конкурс в группу первых и вторых скрипок ввключает одно обязательное произведение и одно произведение крупной формы композиторов второй половины XIX века, либо XX века (по выбору исполнителя), а также исполнение оркестровых партий из репертуара оркестра.

Обязательное произведение (на выбор):

  • Моцарт. Концерт № 3, № 4 или № 5 для скрипки с оркестром (I часть целиком, с каденцией)

Программа на конкурс на должность Помощника концертмейстера группы контрабасов включает два обязательных произведения, а также исполнение оркестровых партий из репертуара оркестра. 
Немецкая постановка смычка.

Первое обязательное произведение (на выбор):

  • Ванхаль. Концерт ре мажор (I часть целиком, с каденцией)
  • Диттерсдорф. Концерт № 2 ми мажор (I часть целиком, с каденцией)

Второе обязательное произведение (на выбор):

  • Кусевицкий. Концерт фа-диез минор (I часть целиком)
  • Боттезини. Концерт № 2 си минор (I часть целиком)

Программа на конкурс на должность Концертмейстера группы фаготов включает одно обязательное произведение и одно произведение крупной формы композиторов второй половины XIX века, либо XX века (по выбору исполнителя), а также исполнение оркестровых партий из репертуара оркестра.

Обязательное произведение:

  • Моцарт. Концерт си-бемоль мажор (I и II части целиком)

Список документов для участия в конкурсе:

  • Анкета
  • Автобиография
  • Характеристика с места работы или заверенная копия трудовой книжки
  • Фотография (для документов, не больше 6х6 см)
  • Согласие на обработку персональных данных
  • Аудиозапись сольного исполнения (длительностью от пяти минут) на любом цифровом носителе

 

Приём документов производится с 24 июня 2024 года по 30 августа 2024 года по рабочим дням с 11:00 до 17:00 (обед с 13:00 до 14:00) в администрации Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии по адресу:

Санкт-Петербург, ул. Михайловская, д. 2, каб. № 417 и в отделе кадров каб. № 411.

 

Результаты предварительного отбора и список участников, допущенных к конкурсному прослушиванию, будут опубликованы 6 сентября 2024 года.

Обращаем внимание, что филармония не предоставляет аккомпаниатора.

Справки по телефонам: (812) 314-90-50, (812) 710-40-70 с 11:00 до 17:00.

С 1 июля Петербургская филармония запускает новый проект, посвящённый 185-летнему юбилею Большого зала — зданию Дворянского собрания. Отныне здесь можно побывать не только на концертах, но и на экскурсии: можно узнать о событиях, ставших частью его истории и истории России, а также познакомиться с устройством знаменитого филармонического органа.

Экскурсии по зданию Большого зала — это возможность побывать не только в фойе, самом концертном зале и на хорах без концертной суеты, но и увидеть «закулисье» прославленного зала, интерьеры которого сохранились с дореволюционных времён. В составе небольшой группы можно прогуляться по променуарам (и узнать, что это), пройти по той самой лестнице, по которой в зал поднимались члены императорской семьи, а также взглянуть на скрытую от глаз винтовую лестницу, на которой Сергей Рахманинов переживал провал своей Первой симфонии.

• Экскурсионные группы до 15 человек.
• Для посетителей старше 12 лет.
• Сеансы в июле: по понедельникам в 12 и 17 часов (за исключением 22 июля), по субботам в 12 часов.
• Стоимость билета — 300 рублей.

2 и 4 июля Малый зал Петербургской филармонии примет три события совместного проекта старейшей концертной организации и крупнейшего музыкального вуза России: студенты и ассистенты-стажеры Факультета исторического и современного исполнительского искусства представят в роскошных интерьерах бывшего Дома Энгельгардта музыку Ренессанса и барокко. Участие во всех событиях – двух концертах традиционного формата и концерте-беседе – примет известный музыковед, специалист в области истории старинной музыки, доцент Московской консерватории Роман Насонов. Проект знаменует начало сотрудничества Петербургской филармонии и Московской консерватории.

Поздним вечером 2 июля в Малом зале филармонии танцевальная музыка XVI–XVII веков в исполнении Консорта блокфлейт Московской консерватории будет чередоваться с небольшими сольными пьесами для клавесина. Мелодии из разных европейских стран – итальянские, французские, английские, немецкие – прозвучат в изысканных переложениях и аранжировках. На сцене зрители увидят образцы исторического танца, а в заключительной части концерта музыканты исполнят «академический» репертуар — инструментальные пьесы Генделя, Локателли, В. Ф. Баха. Обо всех интригах вечера, названного «Ликёр из росянки и другие старинные деликатесы», расскажет ведущий в небольшом предуведомлении.

«Как известно, в старинных музыкальных рукописях и печатных изданиях инструменты указывались редко, что позволяло музыкантам по-своему определить исполнительский состав. Благодаря такой практике в распоряжении современных исполнителей на блокфлейтах имеется богатый репертуар популярной музыки Ренессанса и раннего барокко, – отмечает Роман Насонов. – В консортах играют инструменты одного вида. В данном случае это продольные флейты разной величины, от привычных любителям музыки сопрановой и альтовой до внушительных размеров басовой. Другая особенность старинной практики заключается в мультиинструментализме. Как правило, музыканты были специалистами широкого профиля,  и наши студенты вслед предшественникам также имеют в своем арсенале несколько разновидностей флейт».

4 июля в Малом зале будут исполнены две программы, представляющие основные стили барочной музыки — французский и итальянский. Жанр первой из них, получившей название «Французская увертюра», обозначен как концерт-беседа: музыканты кратко представят каждый из номеров, а в конце ответят на вопросы слушателей. Посетить концерт-беседу, который состоится в фойе Малого зала, можно зарегистрировавшись на сайте. Прозвучат произведения Маре, Франкёра и Клерамбо. Вторая программа – «Итальянский концерт» – пройдет в традиционном формате, запланировано исполнение сочинений Генделя, Вивальди, А. Скарлатти, Бибера и других композиторов. Гости из Москвы обещают слушателям максимальное разнообразие впечатлений: инструментальные сонаты и сюиты для разных составов будут чередоваться с барочным вокалом.

«Италия — родина музыкального Барокко, то место, где рождались его важнейшие новации. Ни одна европейская нация не могла устоять перед соблазнами выразительной итальянской манеры. И даже французы, с упорством защищая самобытность своей музыкальной традиции, постепенно адаптировали язык и музыкальные жанры соседей, – рассказывает Роман Насонов. 

– Наряду с камерными инструментальными сочинениями, требующими от исполнителей виртуозности и знания тонкостей старинной практики, в программе прозвучат кантаты на французском и итальянском языках. В России они исполняются крайне редко из-за отсутствия певцов, специализирующихся на подобном репертуаре».

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»