Россия и Германия

Немцы в России

«Петербург - это аккуратный немец, больше всего любящий приличия».
Н. Гоголь

Пекари, сапожники, аптекари, врачи, архитекторы, генералы и министры - не было, пожалуй, профессии и должности в Российской империи, где бы не служили выходцы из германских земель! Уже в 1199 году летописцы упоминали о существовании в Новгороде «немецкого двора».  

А при Иване Грозном немецкие слободы появились во всех крупных русских городах. Кстати, лейб-медиком Ивана Грозного был немец Элезиус Бомелий. Он не только врачевал царя, но и готовил яды для его недругов. Сегодня его имя мы помним по опере Римского-Корсакова «Царская невеста».

В XVIII веке, после манифестов Екатерины II об особых привилегиях иностранцам, готовым поселиться на пустых русских землях, в Российской империи появляются многочисленные немецкие колонии. Колонисты сохраняли привычный уклад жизни, язык и веру. Говорят, русские крестьяне с удивлением глядели на то, как немки в аккуратных чепцах по утрам дочиста выметали веником дорожки между участками.

В 1724 году по совету немецкого ученого Готфрида Вильгельма Лейбница Петр I открывает в Петербурге Академию наук. Долгие годы ее возглавляли исключительно немцы. Первым крупным русским академиком стал Михаил Ломоносов, но и он получил образование в Германии. Сегодня имя Ломоносова носит студенческое общежитие Марбургского университета, хотя сам он жил вовсе не в общежитии, а снимал квартиру у вдовы местного пивовара фрау Цильх и даже женился на ее дочери Елизавете...

Немцы часто занимались тем, чем, казалось бы, должны были заниматься исключительно русские: немецкий этнограф Иоганн Георги (в его честь назван цветок георгин) составил первое фундаментальное «Описание Петербурга», филолог Яков Грот устанавливал правила русской грамматики! Обрусевший немец Юрий Фельтен создал один из символов нашего города – решетку Летнего сада. По проекту другого потомка «русских немцев» – Константина Тона – был возведен храм Христа Спасителя в Москве. Немецкие купцы и предприниматели щедро жертвовали на добрые дела, вписывая свои имена в российскую историю. В самом деле, кто бы вспомнил о банкире бароне Штиглице, если бы не основанное на его средства художественно-промышленное училище и уникальный музей прикладного искусства при нем?

На протяжении XIX – начала XX века выходцы из Германии пять раз становились министрами финансов Российской империи, и семь раз получали пост министра путей сообщения. Немцы охотно поступали и на военную службу к русским императорам. В «Военной галерее» Зимнего дворца примерно четверть портретов – изображения немецких офицеров русской армии.

Как пошутил однажды Юрий Лотман, «русские победили Наполеона, потому что француз не может быть русским императором. Русским императором может быть только немец». Немецкая кровь действительно текла в жилах всех российских императоров, начиная с Петра III, урожденного Карла Петера Ульриха Гольштейн-Готторпского. Прусские принцессы – супруги русских императоров – привносили в русский быт немецкие традиции. Так, жена Николая I Александра Федоровна завела в России моду на рождественские елки. Сначала их наряжали только в царской резиденции и в домах русских немцев. Но постепенно традиция распространилась по всей стране, и вскоре трудно было представить русские святки без наряженной елки! 

Русские в Германии

«Вы спрашиваете, каково мне во Франкфурте? Я и не замечаю, что я живу во Франкфурте: живу я там, где живут близкие мне люди…»
Из письма Н. Гоголя А. Смирновой

Трудно представить, сколько русской классики было написано на немецких землях! В Висбадене Достоевский начинает сочинять «Преступление и наказание», в Дрездене пишет «Бесов», а проигравшись в пух и прах в казино Баден-Бадена, задумывает роман «Игрок». Деньги на очередную ставку Достоевский занимал у Тургенева. Иван Сергеевич перебрался в Германию вслед за своей возлюбленной, певицей Полиной Виардо. Кстати, когда Достоевский позволил себе неодобрительно отозваться о немецких нравах, Тургенев воскликнул: «Если вы так говорите, то оскорбляете меня лично. Вы должны знать, что я окончательно поселился здесь и считаю себя немцем, а не русским». Впрочем, Тургенев в конце концов покинет Германию, а вот Василий Жуковский проведет в Германии последние 12 лет жизни, напишет немало стихотворений и переведет на русский язык гомеровскую «Одиссею». Здесь же, в доме Жуковского во Франкфурте Николай Гоголь работал над вторым томом «Мертвых душ».

Перечитывая хрестоматийные строки «Люблю грозу в начале мая…», мало кто помнит, что «весенний первый гром» Фёдор Тютчев слушал вовсе не в России, а в Баварии. Более 20 лет он служил в русском посольстве в Мюнхене, дважды женился, причем обе его жены стихов Федора Ивановича не читали, так как были немками и по-русски не говорили.

В 1904 году в гостиничном номере курортного городка Баденвейлер не стало Антона Чехова. В Германию писатель приехал по совету врачей, но, увы, немецкий климат уже ничем не мог помочь ему. Через четыре года в Баденвейлере установили памятник Чехову. Но вскоре началась Первая Мировая война и памятник переплавили на оружие.

Именно в Германию сразу же после революции хлынула первая волна эмигрантов. Это потом, в 1930-е, русская эмиграция переберется в Париж, а еще позже, перед войной – в Америку. А в начале 20-х годов самым «русским» городом в Западной Европе был Берлин. В Берлине жили и публиковали свои сочинения Андрей Белый и Владислав Ходасевич, Владимир Набоков и Виктор Шкловский, Георгий Иванов и Марина Цветаева… Достаточно сказать, что в 1922-м книг на русском языке здесь было издано больше, чем на немецком!

Музыкальные связи

В XVIII–XIX веках большинство музыкантов в придворных оркестрах были именно немцами. Иностранцы охотно поступали на русскую службу – жалование здесь платили куда больше, чем в Германии. Так немецкий скрипач-виртуоз, композитор Антон Фердинанд Тиц в 1771 году переехал в Петербург, где получил престижную должность камер-музыканта, и по личной просьбе Екатерины II обучал игре на скрипке будущего императора Александра I. Считается, что Тиц организовал первый в России струнный квартет и первым познакомил русскую публику с камерной музыкой Моцарта и Гайдна. Долгое время музыка Тица была забыта, но недавно ее записали русские музыканты.

В 1802 году в Петербурге было основано Филармоническое общество. Его организатором и одним из первых почетных директоров был страстный любитель музыки, придворный банкир и меценат барон Александр фон Раль. Другим почетным директором Общества стал историк, наставник великих князей и директор Немецкого театра в Петербурге Фёдор (он же Фридрих) Аделунг. Оба они были уроженцами Германии. По приглашению Филармонического общества с гастролями в России побывали многие знаменитые музыканты, в том числе и немецкие.

В марте 1824 года в зале Филармонического общества на Невском проспекте, 30 (ныне – Малый зал Санкт-Петербургской филармонии) состоялось исполнение Торжественной мессы Бетховена. Это была мировая премьера сочинения великого немецкого композитора. Написав мессу, Бетховен задумал разослать ее ноты по подписке и тем самым улучшить свое финансовое положение. Увы, подписчиков оказалось всего десять на весь мир, зато два из них из России: император Александр I и страстный любитель музыки князь Николай Голицын. Голицын не только купил ноты, но и сумел организовать в Петербурге исполнение мессы. Позднее по заказу русского князя были написаны несколько квартетов Бетховена, они так и вошли в историю музыки, как «голицынские квартеты». Кстати, Бетховен писал квартеты и по заказу другого русского музыканта-любителя – графа Андрея Разумовского. Этот опус нередко так и называют – «Русские квартеты».

В 1844 году Россию посетили Роберт и Клара Шуман. Шуман называл эту поездку «самым благословенным событием» своей жизни. А побывав в московском Кремле, он даже написал поэму «Колокол Ивана Великого», где подробно изложил историю неудачной отливки «царя-колокола». Поэма известности не получила, зато в России, наконец, познакомились с музыкой Роберта Шумана.

В 1862 году по приглашению Филармонического общества в Россию приехал Рихард Вагнер. Еще не успев начать концерт, он поразил русскую публику – вопреки установившейся традиции Вагнер дирижировал стоя спиной к публике, лицом к оркестру. Именно в Москве и в Петербурге впервые прозвучали отрывки из еще не изданной тогда оперы «Валькирия».

Неоднократно выступал в Петербурге немецкий пианист и дирижер Ганс фон Бюлов. Кстати, именно он стал первым исполнителем Первого фортепианного концерта Петра Чайковского. Сегодня странно даже вообразить, что кто-то из концертирующих пианистов мог бы отказаться от исполнения этого концерта. Но именно так поступил Николай Рубинштейн, получив от композитора только что законченную партитуру. Взбешенный отказом Чайковский отослал ноты в Германию Гансу фон Бюлову, тут же получил его восторженный отзыв и согласие немедленно включить концерт в свой репертуар.

Первым иностранным дирижером, посетившим Советскую Россию после революции, был именно немец – Оскар Фрид. Он был принят лично Лениным и даже обсуждал с ним, в какой одежде следует выступать перед пролетарской публикой. В 1934 году Фрид окончательно переехал в СССР и возглавил Московский оркестр Радиокомитета. Главным дирижером Ленинградского радио в то время также был немец – Хайнц Унгер. Позднее, вернувшись в Европу, он напишет книгу «Серп, молот и дирижерская палочка». Почти двадцать лет (с 1941 по 1960) вторым дирижером симфонического оркестра Ленинградской филармонии был принявший советское гражданство немец Курт Зандерлинг. Вернувшись в Германию, Зандерлинг получил собственный оркестр и завоевал международную славу, но в письмах друзьям он признавался: «Подчас очень грустно, слишком большой кусок сердца остался в Ленинграде, и не дает остальной части биться так, как хотелось бы…»

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»