Заслуженный коллектив России под управлением главного дирижера, народного артиста России Николая Алексеева исполнит в Большом зале филармонии «Поэму экстаза» Александра Скрябина. Одна из важнейших партитур композитора, содержание которой, согласно авторской стихотворной программе, составляет жизнь духа, прозвучит в рамках цикла «Прометей русской музыки», посвященного 150-летию со дня рождения Александра Скрябина: его программы включают основные симфонические сочинения композитора, расположенные в хронологическом порядке.
Также в программу концерта вошли сочинения современников Скрябина: симфонические картины «Волшебное озеро» и «Баба-Яга» Анатолия Лядова, сюита из балета «Жар-птица» Игоря Стравинского, Скрипичный концерт Александра Глазунова, сольную партию в котором исполнит артист Заслуженного коллектива России Илья Козлов.
Композитор-мистик, Александр Скрябин был одержим идеей Мистерии – колоссального действа, которое должно было, согласно его идее, осуществиться в Гималаях. Здесь не будет исполнителей и зрителей, потому что участие в Мистерии примет все человечество, планировал автор: все виды искусства сольются в неразрывное единство – и его итогом станет наступление новой эры. Скоропостижная смерть помешала Скрябину продвинуться в осуществлении этой идеи дальше эскизов. Однако сам факт возникновения подобного намерения много говорит о его авторе: он был уверен, что сыграет в истории музыки решающую роль и изменит мир.
«Поэма экстаза», премьера которой состоялась в 1908 году в Нью-Йорке, – важная веха на пути композитора, содержащая основные образы, характерные для его музыки и философии. За год до ее окончания Скрябин опубликовал пространный стихотворный текст, который по сути является его программой, однако в издание партитуры включать его автор не стал, утверждая, что хочет, чтобы исполнители воспринимали Поэму в первую очередь как чистую музыку.
Содержание текста, а, значит, и Поэмы – жизнь духа, играющего и созидающего: поначалу он преодолевает вторгающиеся в созданный им мир и омрачающие его гармонию «ритмы тревожные», но постепенно осознает, что именно эта борьба и является смыслом его существования. Процесс осознания себя подчеркнут переходом от использования третьего лица – к первому, завершается поэма гимническим: «И огласилась вселенная Радостным криком Я есмь!». Музыка не только воплощает последовательное развитие этого сюжета, но и передает экстатический характер божественной игры созидающего духа. Композитор использует большой состав оркестра – при этом в полную силу он звучит лишь в ликующем финале, в основном же партитура соткана из тончайшего оркестрового письма.