Петербургская филармония отмечает 250-летие со дня рождения Людвига ван Бетховена вместе со всем музыкальным миром: два сезона в Большом зале филармонии проходят концерты абонемента «Бетховен +», в котором сочинения одного из величайших гениев в истории человечества вступают в диалог с музыкой разных композиторских школ, эпох и стилей. Под знаком юбилейной даты в декабре пройдет Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств».
Фигуре Бетховена посвящена и программа Заслуженного коллектива России, которую он исполнит под управлением Николая Алексеева. Прозвучат Первая и Шестая симфонии композитора.
Первая, «адресатом», которой по мнению музыковеда Ларисы Кириллиной, был Йозеф Гайдн, а в его лице — весь классический симфонизм XVIII века, вместе с тем с предельной ясностью заявила свою принадлежность к новому времени и новым эстетическим установкам. Например, вопреки стандартам предшествующей эпохи ее начало тонически неопределенно, а в оркестровке с самых первых тактов обнаруживается важная роль группы духовых инструментов. Сегодня мы не реагируем на это как на что-то необычное, но от современников Бетховен заслужил за подобное решение упреки: для них оно равнялось покушению на чистоту высокого симфонического жанра и попытке смешать его с низким, прикладным жанром духовой музыки. Композитор же тем самым будто заявлял, что симфония для него – жанр не камерный, а публичный, в котором уместны звуки улицы. Это решение вполне отвечало меняющимся обстоятельствам: именно в то время рождался феномен публичного концерта, где исполнение и слушание музыки стало смыслом происходящего – в отличие от традиции придворного музицирования, игравшего скорее сопроводительную роль.
Шестая «Пасторальная» симфония, завершенная в один год с, пожалуй, самой известной в мировой музыкальной культуре Пятой, составляет ей разительный контраст: рядом с конфликтно-героической коллизией – картина природы. Там, где мы не слышим ничего вызывающего, для слушателя начала XIX века возникала эстетически неприемлемая ситуация: сопровождая симфонию словесными пояснениями и изображая в ней звуки природы, Бетховен сильно рисковал своей репутацией серьезного художника, ведь все это было уместно опять же в музыке низких жанров. Но звукоизобразительность была не целью композитора, а скорее средством. Лариса Кириллина пишет: «В ”Пасторальной симфонии” можно увидеть не столько “портрет природы”, сколько философскую концепцию Творения как образа идеального бытия, основанного на гармонии Природы, Человека и Бога».