Пресса

Кастальский ключ московского оркестра

Фото: Стас Левшин

В Большом зале Филармонии выступил Российский национальный оркестр (РНО), впервые под управлением Александра Рудина — своего нынешнего главного дирижера. После Петербурга оркестр выступил в Петрозаводске. В программе, одновременно популярной и интеллектуальной, прозвучали произведения Сергея Рахманинова и Отторино Респиги. В турне РНО по Северо-Западу принял участие один из ярких представителей молодого пианистического поколения — Сергей Давыдченко.

Гастроли всякого большого оркестра — это событие, а Российский национальный, несмотря на свою небольшую историю, занимает одно из первых мест на московском концертном небосклоне. Оркестр, дитя перестройки, был создан в 1990 году Михаилом Плетневым и стремительно завоевал российский и международный статус, получил грант правительства России, а в 2009 году стал государственным. Александр Рудин возглавил оркестр в 2022 году, и нынешний концерт стал его первым выступлением с РНО в Большом зале в  качестве главного дирижера и художественного руководителя коллектива. Александр Рудин хорошо известен любителям музыки и как виолончелист, и как пианист, и как дирижер и художественный руководитель московского камерного оркестра Musica Viva, и как исследователь старинных партитур. Это большой музыкант и многогранная личность. И все же до последнего времени имя дирижера больше ассоциировалось со старинной и современной музыкой, исторически информированным исполнительством. Но в последние годы Рудин расширил свой дирижерский репертуар, и так охватывающий музыку четырех столетий, и стал активно выступать с большими симфоническими оркестрами. Он выступал и с Заслуженным коллективом Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, в частности, дирижировал концертом памяти Ю.Х.Темирканова, закрывавшим фестиваль «Площадь Искусств». Но появление дирижера во главе РНО, конечно, ожидалось с особым интересом.

Программа была одновременно простой и изысканной: в первом отделении — Рахманинов, во втором — Респиги. Причем в центре концерта был суперпопулярный Второй фортепианный концерт Рахманинова. При этом произведения концерта были связаны многочисленными смысловыми нитями: так, открывали концерт Пять этюдов-картин Рахманинова, написанных для фортепиано, но оркестрованных для оркестра Отторино Респиги, который брал уроки композиции у Н.А.Римского-Корсакова и был знаком с С.В.Рахманиновым. Оркестровал он фортепианные миниатюры по заказу Сергея Кусевицкого и переписывался по этому поводу с их автором. Интересно, что названия пьес были добавлены именно Респиги по согласованию с Рахманиновым. И получились яркие оркестровые пьесы: «Море и чайки», «Ярмарка», «Похоронный марш», «Красная Шапочка и Серый волк», «Марш», дающие возможность показать колористическую палитру оркестра. И РНО явил себя здесь во всей красе. У каждого большого оркестра есть свое лицо и свое звучание, и если попробовать охарактеризовать московский оркестр двумя словами, то это кристальная чистота, и этой чистотой и ясностью хотелось упиваться как водами Кастальского ключа (священного источника, дарующего вдохновение поэтам и музыкантам). Такое ощущение чистоты и ясности оставили и «Витражи церкви» самого Отторино Респиги, значительно менее известные, чем его «Римская» трилогия: «Фонтаны Рима», «Пинии Рима» и «Празднества» («Пинии», например, в этом месяце дважды звучат в Концертном зале Мариинского театра). А вот «Витражи» исполняются редко.

Второе отделение всегда по объему должно перевешивать первое, концерт должен вести от простого к сложному, но в данном случае по времени оно было короче первого, а перевес был чисто интеллектуальный. Ведь Респиги — один из немногих итальянских симфонистов (Италия — страна оперы) — вдохновлялся творчеством старинных мастеров и этим, безусловно, близок Александру Рудину. В основе этого сочинения интерес к григорианскому хоралу, именно от него идут «симфонические впечатления» итальянского композитора: евангельское в «Бегстве в Египет», небесное воинство в «Святом Архангеле Михаиле», выражение христианской любви в «Утре святой Клары» и, наконец, прославление Папы Римского Григория I и апофеоз Создателю. Все это очень ярко прозвучало в концерте. А в центре вечера была квинтэссенция русского начала — Второй фортепианный концерт Рахманинова, где солировал Сергей Давыдченко — недавний триумфатор XVII Международного конкурса имени П.И.Чайковского. Пианист еще  очень молод. Начинал он, ворвавшись вундеркиндом в столичный музыкальный мир (он окончил ССМШ в Ростове-на-Дону и Ростовскую консерваторию (класс С.Осипенко). Одержал победы в многочисленных конкурсах и, наконец, увенчал их I премией конкурса Чайковского. При потрясающей виртуозности двадцатилетнего пианиста отличают глубина и ясность музыкальной мысли. От его интерпретаций веет искренностью и свежестью, несмотря на очень плотный концертный график. Публика принимала его с энтузиазмом, и Сергей сыграл на бис «Кордову» из «Испанской сюиты» Альбениса. Оркестр тоже не обошелся без биса: на радость публике в завершение концерта прозвучал «Славянский танец» Дворжака с потрясающим драйвом и запредельным темпом, еще раз продемонстрировав виртуозность коллектива.

Вера Степановская

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»