Пресса

Музыканты из двух столиц и мировая премьера: ГСО РТ открыл X фестиваль современной музыки Concordia

На сцене Большого концертного зала имени Сайдашева Государственный симфонический оркестр Татарстана дал первый концерт в рамках X Международного фестиваля современной музыки имени Софии Губайдулиной Concordia.

За дирижерский пульт в этот вечер встал дирижер Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, заслуженный артист России, профессор Владимир Альтшулер.

«В Казани я был очень давно, художественным руководителем Госоркестра РТ тогда еще был Фуат Мансуров. Город очень изменился, стал типично европейским — я под впечатлением. Ваш оркестр я знал по записям, к тому же главный дирижер Александр Сладковский — выпускник Санкт-Петербургской консерватории, профессором которой я являюсь. Перед выступлением он зашел ко мне и пожелал успешного выступления. Весьма симпатичный человек и талантливый музыкант», — заметил Альтшулер.

В первом отделении к оркестру присоединился лауреат международных конкурсов, солист Московской филармонии Филипп Копачевский.

«Я всегда с большим удовольствием приезжаю в Казань. Люблю ваш замечательный оркестр. Мы неоднократно выступали вместе с маэстро Александром Сладковским, с которым я много лет дружу», — заметил Копачевский.

В первом отделении прозвучал Концерт для фортепиано с оркестром «Воскресение» Кшиштофа Пендерецкого — сочинение, еще не звучавшее с татарстанских сцен.

«Я рад, что в Татарстане существует целый фестиваль, на котором звучит очень много современной академической музыки. Мы привыкли к несколько иному репертуару: гораздо чаще исполняем сочинения классиков или композиторов XX века, таких как Сергей Прокофьев или Дмитрий Шостакович. Здесь же перед музыкантами встают новые интересные задачи, и это очень полезный опыт», — считает Копачевский.

Музыкант рассказал, что изначально Пендерецкий писал Концерт как виртуозную пьесу, но после трагических событий 11 сентября 2001 года в Америке кардинально изменил свой замысел.

«Это происшествие так тронуло его, что он полностью поменял концепцию произведения. Теперь в нем много трагизма, каких-то личных переживаний, чего-то сокровенного и возвышенного», — поделился пианист.

Впервые партию фортепиано Копачевский исполнил в начале этого месяца в Большом зале Петербургской филармонии в сопровождении Академического симфонического оркестра под управлением Владимира Альтшулера. По признанию музыканта, на разучивание партии у него было всего полтора месяца.

«Из-за недостатка времени молодые исполнители сегодня очень редко интересуются современной музыкой и чаще прокатывают знакомый репертуар — сочинения Сергея Рахманинова, Петра Чайковского, Александра Скрябина. И я не могу не отметить дарование Копачевского, который в кратчайший срок выучил фортепианную партию Концерта Пендерецкого», — подчеркнул Альтшулер.

По словам дирижера, перед выступлением в Петербурге из-за сжатых сроков, музыканты договаривались о динамических и темповых нюансах по Скайпу.

«Эта пандемия кроме ужасов и кошмаров открыла для нас много возможностей для взаимодействия», — посмеялся дирижер.

Центральным событием в этот музыкальный вечер стала мировая премьера Симфонии № 23 Сергея Слонимского. Свое музыкальное полотно композитор посвятил маэстро Альтшулеру, с которым его связывали теплые дружеские отношения.

«Сергей Слонимский — это образцовый петербургский интеллигент. Он был значимым человеком, выдающимся гражданином России, интересным человеком и композитором. Его музыкальный язык был непрост. Мне кажется, он основан на более древних пластах русской музыки, чем музыкальный язык Рахманинова или Чайковского», — погрузился в воспоминания Альтшулер.

Он рассказал, что Слонимский с просьбой исполнить Симфонию обращался к дирижерам Юрию Темирканову, Кириллу Тихонову, Геннадию Рождественскому.

«У них не нашлось времени на эту музыку, такое случается. Когда я увидел партитуру, Симфония меня заинтересовала. Она невероятно сложная. Трудна она не только для слушателя, но и для исполнителя: здесь много переменных размеров, смены темпов и состояний, использования разнообразных редких ладов. Но если удастся ее достойно исполнить — это будет хорошая дань памяти прекрасному композитору и человеку», — рассказал дирижер.

Завершением вечера стала Сюита из музыки к кинофильму «Судьба человека» Вениамина Баснера, которая также прозвучала в республике впервые.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»