Пресса

Темирканов и оркестр из Санкт-Петербурга: чистый восторг

Вчерашний вечер. Оркестр Санкт-Петербургской филармонии рассаживается на сцене Большого театра Брешии, чтобы сыграть предпоследний концерт фестиваля. Состав впечатляющий (десять контрабасов!). Под аплодисменты входит первая скрипка, дает настройку и вот - появляется дирижер Юрий Темирканов, его встречают с энтузиазмом. Он разворачивается, поднимает руки для ауфтакта, как обычно без дирижерской палочки, и раздаются первые звуки «Франчески да Римини».

Симфоническая поэма Чайковского – грандиозное, великолепно инструментованное сочинение, которое Темирканов дирижирует со страстью: кажется, что оркестр переживает потустороннее видение, мрачную звучность пронзают похожие на вздохи или на блуждающие огни фразы деревянных духовых. Вступление струнных неудержимо, как снежный вихрь... очень по-русски, типично по-чайковски. Даже если в этой партитуре композитор ориентируется на Листа и, ближе к концу, на Вагнера, то цитирует, вольно или невольно, свои сочинения (например, Первый фортепианный концерт), обращается к собственному видению и своему, сугубо личному внутреннему миру. И совершенно ни с чем невозможно спутать изложение мелодии кларнета, которая, как речитатив, открывает обширную разработку: это тема Франчески, обольстительная, захватывающая своей чувственностью весь оркестр, деревянные, струнные, источающие желание, почти что радость, пока в репризе не возвращается скорбная тема, неумолимая, как ветер. Потрясающее исполнение, великий Темирканов придал симфонической поэме цельность, непрерывно достигая выразительности с помощью яснейшей фразировки.

Концерт продолжает «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром Рахманинова, солист – молодой Лукас Генюшас, брависсимо. Это одно из самых модернистских сочинений Рахманинова, ужасающе-сложное с точки зрения взаимодействия между фортепиано и оркестром, нередко с одним концертирующим инструментом, в этом сочинении слышатся отголоски джаза,. Прекрасный ансамбль, блестящая, интереснейшая интерпретация Генюшаса, прирожденного виртуоза, но играющего легко, безо всякой тяжеловесности, напротив, обладающего прекрасным звуком и утонченностью динамики, характерной для зрелого пианиста. Публика разражается долгими аплодисментами и требует бис. Надеемся услышать его снова.

После того как мэр Брешии Эмилио дель Боно вручил премию фонда CAB имени Артуро Бенедетти Микеланджели маэстро Темирканову (который поблагодарил мэра по-итальянски и расцеловал его помощницу), оркестр заиграл «Петрушку» Стравинского: праздник, театр звуков и красок, виртуозное состязание. В этот запоминающийся вечер исступленная публика воодушевленно бисировала дважды.

Фульвия Контер

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»