Персоны

Самуил Самосуд

Биография

Самосуд Самуил Абрамович (1884 – 1964) – дирижер. Окончил в 1905 году Тифлисскую консерваторию по классам духовых инструментов и виолончели, совершенствовался как виолончелист в Чехии, там же брал уроки дирижирования у главного дирижера Пражской оперы. Занятия продолжил в Парижской «Скола канторум» у В.Д’Энди и Э.Колонна. Вернувшись в Россию, начал играть в оркестре Народного дома, а с 1910 уже дирижировать оперными спектаклями. Там же началось сотрудничество с Шаляпиным, который высоко оценил молодого дирижера. После Оперы Народного дома Самосуд в 1917-1919 работал в Мариинском театре, а затем был приглашен на пост главного дирижера реорганизованного Михайловского театра. Малый оперный он возглавлял до 1936 года, осуществив здесь премьеры новых советских опер. Знаковыми среди них были оперы Шостаковича «Нос» (1930) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1935) – «опера, которая делает эпоху» - именно так называлась статья Самосуда, которую он опубликовал после премьера. В Малом оперном театре впервые были поставлены и две оперы Кшенека – «Джонни наигрывает» и «Прыжок через тень». На премьере в 1927 году оказались П.Хиндемит и Э.Ансерме, которых поразила безупречность работы Самосуда. На сцене театра в 1935 году Самосуд дирижировал и скандально знаменитой постановкой Вс. Мейерхольдом «Пиковой дамы». Сюда он вернулся из Москвы в 1946 для руководства премьерой «Войны и мира» Прокофьева. В 1936 – 1943 Самосуд возглавляет Большой театр, здесь осуществляет новые постановки «Ивана Сусанина», «Руслана и Людмилы», «Иоланты». В 1943 – 1950 Самосуд занимает пост главного дирижера Театра Станиславского и Немировича-Данченко. В 1953 – 1957 возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии, а с 1957-го вновь созданный при Министерстве культуры коллектив – Оркестр Всесоюзного радио (с 1982 – оркестр Министерства культуры, а с 1991 – Симфоническая капелла России). Будучи главным дирижером симфонических коллективов, Самосуд сохранил верность оперному жанру, осуществив концертные исполнения не идущих на театральных сценах опер Вагнера, Россини, Чайковского. На концертной эстраде проявилось и мастерство Самосуда как симфонического дирижера. Именно он стоял за пультом на мировой премьере в Куйбышеве в 1942 году Седьмой симфонии Шостаковича, а в 1952 впервые представил московской публике Седьмую симфонию Прокофьева. В Филармонии Самосуд выступал мало и лишь в 20-е годы – театр оставался главным в его жизни. Первый раз, в сентябре 1922 он делил управление оркестром с А.Павловым-Арбениным (по отделению), в декабре 1923 аккомпанировал Эгону Петри, в феврале 1925, наряду с концертным исполнением «Боярыни Веры Шелоги» Римского-Корсакова, представил отделение музыки Юлии Вейсберг, в том числе, две премьеры. На своем последнем концерте в Большом зале 5 мая 1926 года дирижер познакомил слушателей с двумя новыми сочинениями Житомирского, сыграл увертюру к «Нюрнбергским мейстерзингерам» Вагнера и дал концертное исполнение оперы Моцарта «Директор театра», в котором участвовали столь знакомые ему ленинградские оперные певцы.

Концерты

05
декабря, 1925
20:00
05
мая, 1926
20:00
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»