Согласие на использование cookies

Этот сайт использует файлы cookie для улучшения пользовательского опыта и анализа трафика на основании Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с нашей Политикой обработки персональных данных. Вы можете настроить свой браузер для отказа от файлов cookie, но это может повлиять на функциональность сайта. При несогласии - покиньте сайт
Фото: Стас Левшин

25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича, Петербургская филармония откроет 105-й концертный сезон исполнением музыки композитора, чье имя носит уже полвека. Сюита на слова Микеланджело Буонарроти прозвучит в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева. По приглашению главного дирижера филармонии сольную партию исполнит звезда мировой оперы, баритон Борис Пинхасович. В программу также вошли симфоническая поэма «Франческа да Римини» Бориса Тищенко и фантазия «Франческа да Римини» Чайковского. Участие в концерте примет Петербургский камерный хор.

50-летие присвоения филармонии имени Дмитрия Шостаковича – одна из важнейших дат, под знаком которой пройдет новый концертный сезон.

Сюита на слова Микеланджело Буонарроти, созданная в последний год жизни Дмитрия Шостаковича, стала своего рода духовным завещанием композитора. В основе цикла — сонеты Микеланджело о мудрости, любви, творчестве, смерти и бессмертии. Композитор признавался, что его поразила «глубина мыслей, простота и гениальность» великого итальянца.

«С огромным трепетом я подхожу к исполнению этого цикла: я знаю его очень давно, но никогда не думал, что представится возможность его исполнить. Для меня Шостакович – композитор номер один. И то, что Николай Геннадиевич именно во мне услышал потенциал исполнить это произведение, делает событие вдвойне ценным, — рассказывает Борис Пинхасович. — Для меня Шостакович — это, прежде всего, строгое мышление в процессе интонирования. Его музыка подобна архитектуре: четкие, строго выверенные мазки без прикрас, “сахара”, ненужных слез и надрывов».

Предыдущий опыт сотрудничества дирижера и солиста относится к 2016 году, когда в Большом зале филармонии под управлением Николая Алексеева прозвучала оратория Гайдна «Сотворение мира».

«Я очень рад нашей очередной встрече с маэстро Николаем Геннадиевичем, — признаётся Борис Пинхасович. — Он — человек, которому я безмерно доверяю и которого очень уважаю. Он на 100% владеет искусством дирижирования, самым трудным среди всех жанров и направлений музыки, и наряду с этим остаётся большим музыкантом. Такая комбинация — редкость в наше время».

9 августа исполнилось 50 лет со дня смерти композитора, 2 декабря исполнится полвека со дня выхода Постановления Совета Министров СССР об увековечении памяти Дмитрия Шостаковича, согласно которому Ленинградской филармонии было присвоено его имя.

В дату смерти композитора филармония почтила его память концертом: в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии, народного артиста России Николая Алексеева прозвучала Седьмая «Ленинградская» симфония. Накануне памятного концерта, 8 августа, в фойе Большого зала филармонии открылась выставка «Александр Траугот. Время Шостаковича. Графика», посвященная 50-летию присвоения филармонии имени композитора. Выставка продлится до 31 октября.

50-летию присвоения имени композитора посвящен абонемент «(Не)Знакомый Шостакович», который объединит балетные сюиты, антракты из оперы «Катерина Измайлова», музыку к пьесе «Человеческая комедия», сюиту из музыки к эстрадно-цирковому представлению «Условно убитый», музыку к кинофильмам «Гамлет» и «Овод».

Сочинения Дмитрия Шостаковича традиционно занимают важное место афише Петербургской филармонии. Важными ее событиями в новом сезоне станут исполнение Заслуженным коллективом России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева Первой симфонии Дмитрия Дмитриевича – к столетию мировой премьеры, осуществленной этим же оркестром (1 мая). 24 октября Заслуженный коллектив России и главный дирижер Петербургской филармонии Николай Алексеев исполнят Четвертую симфонию Шостаковича: в 1936 году именно этот оркестр готовил партитуру к премьере, которая должна была состояться в Большом зале, но оказалась отменена в последний момент. Впервые симфония прозвучала лишь спустя четверть века.

Малый зал Петербургской филармонии готовится к открытию сезона. 12 сентября — один из дней, посвященных генеральной уборке: в уникальном концертном пространстве, где выступали крупнейшие музыканты второй половины XX века, моют исторические люстры.

«Люстры у нас уникальные, второй половины XIX века. Они изготовлены из золоченой бронзы, декорированы растительным орнаментом. Сами по себе они – произведение искусства», — рассказывает Ирина Смукул, художественный руководитель Малого зала Петербургской филармонии.

В отличие от Большого зала филармонии, где технически возможно опустить люстры на уровень пола, в Малом зале во время уборки они остаются на привычном месте, для доступа к ним возводятся специальные конструкции. Центральная люстра оборудована семьюдесятью светоточками, две другие — шестьюдесятью каждая.

Специалисты по клинингу культурных объектов, обслуживающие оба филармонических зала, сначала обеспыливают поверхность люстр, затем при помощи специальных, «мягких» средств моют плафоны, лампочки и золоченую бронзу: два яруса изогнутых рожков, украшенных волютообразными завитками и листьями аканта, чеканные розетки, декорированные растительным орнаментом и пальмовыми листьями.

«История этого здания, построенного по проекту Франческо Бартоломео Растрелли, восходит к середине XVIII века. Оно неоднократно меняло свой облик: например, в 1829-1830-х годах фасад был перестроен в стиле позднего классицизма Полем Жако, который несколькими годами позже спроектировал здание Дворянского собрания, ныне — Большой зал филармонии. Во второй половине XIX столетия здесь произошел большой пожар, после которого зал был восстановлен, и, судя по всему, именно тогда и появились эти люстры. В тот период здесь располагались банк, магазины, Купеческое собрание. Во время войны, 6 ноября 1941 года, в здание попала бомба, но это разрушение не коснулось собственно зала. В 1949 году, после масштабной реставрации, здесь открылся Малый зал Ленинградской филармонии. Кажется справедливым утверждение, что люстры — пожалуй, единственный исторический элемент, присутствующий в этом пространстве», — отмечает Ирина Смукул.

Узнаваемая люстра видна на фотографии 1913 года, хранящейся в Центральном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга: в кадре — операционный зал Петербургского учетного и ссудного банка. Обращает на себя внимание вертикальное положение плафонов: сегодня они ориентированы иначе. Известно, что в течение более чем полуторавековой истории люстры подвергались реставрации, именно с ней связывают это изменение.

В фондах Музыкальной библиотеки филармонии хранятся фотографии реставрационных работ, проходивших в здании в послевоенные годы, на них видны и люстры — с лампочками и без. На фото в стене здания, выходящей на Невский проспект, заметны также оконные проемы, которые в наше время отсутствуют.

«Малый зал пережил значительную реконструкцию в 1967 году, когда возникло метро. Именно тогда исчез вход, прежде расположенный со стороны канала Грибоедова, тогда же были заложены окна в стене, выходящей на Невский проспект, и, должна сказать, это еще больше улучшило и без того прекрасную акустику», – рассказывает Ирина Смукул.

Начиная со второй трети XIX века в этом здании, в салоне госпожи Энгельгардт, выступали крупнейшие исполнители своего времени, в их числе — Ференц Лист и супруга Роберта Шумана, блестящая пианистка Клара Вик; здесь бывали Василий Жуковский, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Иван Тургенев, Антон Рубинштейн, Полина Виардо. Блестящие маскарады в доме Энгельгардта были столь популярны, что их посещали даже члены императорской семьи, а Михаил Лермонтов поместил в интерьеры особняка действие драмы «Маскарад».

В XX веке, с открытием Малого зала филармонии, традиция «звездных» выступлений продолжилась.

«Неоднократно в нашем зале бывал Дмитрий Шостакович — композитор, чье имя Петербургская филармония носит уже полвека. Дмитрий Дмитриевич и выступал на этой сцене, и слушал концерты, присутствовал на множестве премьер своих сочинений. В зале даже есть “его” места: пятый ряд, места девять и десять. Когда мы делаем программы из его произведений, всегда на пятый ряд, десятое место кладем цветы. 25 сентября, в день рождения композитора, эта традиция продолжится, вечером здесь будет звучать его музыка».

Малый зал помнит концерты таких выдающихся музыкантов, как Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Эмиль Гилельс, Гленн Гульд, Владимир Ашкенази, Станислав и Генрих Нейгаузы, Мстислав Ростропович.

«Многие великие не просто выступали, но и дебютировали на этой сцене. Например, здесь состоялся концертный дебют Елены Образцовой, Евгения Нестеренко. Первый сольный концерт в своей карьере в этом зале дал Дмитрий Хворостовский, — вспоминает Ирина Смукул. — Сначала он приехал к нам в числе лауреатов Конкурса имени Глинки — их привезла Ирина Архипова, которая, кстати, также очень много у нас выступала. Дмитрий очень нам понравился, и мы предложили ему сольный концерт. Он был тогда совсем молодым певцом и очень удивился, не мог в наше предложение поверить. С тех пор он очень много выступал у нас».

25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича, по традиции откроется новый, 105-й концертный сезон старейшей филармонии страны. В Большом зале Заслуженный коллектив России, чья история неотделима от творческой биографии композитора, исполнит под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева Сюиту на слова Микеланджело Буонарроти, солист — Борис Пинхасович. Прозвучат также сочинения Петра Чайковского и Бориса Тищенко.

Фото: Стас Левшин

8 сентября, в 84-ю годовщину начала блокады Ленинграда, Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича представила программу памяти, посвящённую музыке, созданной в осаждённом городе. В фойе Большого зала известный петербургский пианист, артист Академического симфонического оркестра Филармонии Николай Мажара исполнил уникальную программу «Ленинградский блокнот», объединившую сочинения ленинградских композиторов: Валериана Богданова-Березовского, Юлия Кремлёва, Бориса Гольца, Ореста Евлахова, Юрия Кочурова и Александра Каменского. Программа возникла в процессе изучения нотного материала, хранящегося в Музыкальной библиотеке филармонии. С комментариями к ней выступила заместитель директора Филармонии Юлия Кантор. Перед концертом представители Филармонии возложили цветы к расположенной на фасаде Большого зала мемориальной доске, посвященной блокадной премьере Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича.

«Каждый год в этот день мы склоняем головы, помня о тех, кто приблизил победу — иногда ценой своей жизни. На протяжении всей Великой Отечественной войны в филармонии звучала музыка, которая помогала выжить и победить», — отметила Юлия Кантор.

Фото: Стас Левшин

«На концерте прозвучали произведения композиторов, которые остались в блокадном городе, работали здесь, испытали на себе все ужасы войны», – подчеркнул Николай Мажара. Все они являются выпускниками Ленинградской консерватории. Среди них Валериан Михайлович Богданов-Березовский – не только композитор, но и один из ведущих музыкальных критиков Ленинграда, автор более 250 книг и статей о русской и советской музыке, оперном и балетном театре. Николай Мажара исполнил три пьесы из его цикла «Русские пейзажи» – «Волжская даль», «Степные просторы» и «Туманы над рекой».

Также в программе – сочинения Юлия Анатольевича Кремлёва, композитора и пианиста, чьи выступления по радио в годы войны поддерживали жителей осаждённого города. «В этих пьесах чувствуется особая опоэтизированная атмосфера: лёгкость первых вальсов постепенно сменяется мрачными и затаёнными интонациями; становится очевидно, что речь идёт о зимних сумерках блокадного Ленинграда», – отметил Николай Мажара о цикле «Вальсы зимних сумерек».

В блокадном Ленинграде жил и работал композитор Борис Григорьевич Гольц. Его фортепианный цикл «24 прелюдии» частично прозвучал на концерте. «Это сочинение было создано ещё до войны, но фигура Гольца для нас принципиально важна, – подчеркнул Николай Мажара. – Его творчество высоко ценили современники, среди них Дмитрий Дмитриевич Шостакович. В годы блокады Гольц писал главным образом массовые песни, призванные поддерживать боевой дух жителей, однако к фортепианной музыке уже не возвращался. Сам он погиб во время голодной зимы».

Центральное место в программе занял цикл Ореста Александровича Евлахова «Ленинградский блокнот», давший название всему концерту. Это важнейшее сочинение вечера: в четырёх циклах – «Город», «Весна», «Рассказ» и «Марш» показана судьба Ленинграда, дано звуковое описание города, а в последней части раскрывается надежда и чувство приближающейся победы.

Прозвучало также Интермеццо Юрия Владимировича Кочурова, посвящённое пианисту А.Д. Каменскому, который во время войны дал более 500 концертов в осаждённом городе – не только в залах филармонии, но и на заводах, в госпиталях и других местах, где музыка давала людям силы. Юлия Кантор рассказала: «История фортепианной музыки в блокадном Ленинграде известна гораздо меньше, чем оркестровой. Единственным пианистом-солистом, оставшимся в городе, был Александр Каменский. Он поставил перед собой цель — знакомить ленинградцев с фортепианной музыкой своих земляков-современников».

Завершила вечер Сюита-фантазия Александра Даниловича Каменского на темы из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». «Эта музыка насыщена яркими образами – зловещими фигурами врагов и светлым финалом с колокольным звоном, – поясняет Мажара. – Она рисует то ощущение, которое так нужно было страдающему городу: ужас нападения, ожидание и вера в неизбежную победу».

Новый концертный сезон Петербургской филармонии откроется 25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича: в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии Николая Алексеева прозвучат Сюита на стихи Микеланджело Буонарроти Дмитрия Шостаковича (солист – баритон Борис Пинхасович), а также симфоническая поэма «Франческа да Римини» Бориса Тищенко и фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Петра Чайковского.

 

Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича скорбит в связи с уходом из жизни Родиона Константиновича Щедрина – одного из крупнейших композиторов нашего времени, чья личная и творческая биография была тесно связана с Филармонией и ее многолетним художественным руководителем, выдающимся дирижером Юрием Темиркановым.

Музыка двадцатитрехлетнего Родиона Щедрина – фрагменты из балета «Конек-Горбунок» – впервые прозвучала в Большом зале в 1956 году. Спустя три года композитор вышел на эту сцену сам: солировал в своем Первом фортепианном концерте.

В историю исполнений музыки Щедрина в Ленинградской филармонии вписано множество славных имен: его сочинениями здесь дирижировали такие большие музыканты, как Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Кирилл Кондрашин, Арвид Янсонс, Александр Дмитриев, Марис Янсонс, Неэме Ярви, Саулюс Сондецкис и многие другие.

Огромную главу биографии композитора составила его совместная работа с Юрием Темиркановым. В 1969 году дирижер, возглавлявший тогда Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии, впервые обратился к музыке Щедрина – исполнил Концерт для оркестра «Озорные частушки». Артистическая близость, личная симпатия вылились в сотрудничество длиной в полвека, подарившее публике множество ярких творческих событий.

1997 год, 25 декабря. Р. Щедрин в концерте, посвященном его 65-летию. ЗКР, Ю. Темирканов. Последнее выступление Р. Щедрина как солиста в Большом зале. Фото: Музыкальная библиотека Петербургской филармонии
1997 год, 25 декабря. Р. Щедрин в концерте, посвященном его 65-летию. ЗКР, Ю. Темирканов. Последнее выступление Р. Щедрина как солиста в Большом зале. Фото: Музыкальная библиотека Петербургской филармонии

В 1970-е в Филармонии Юрий Темирканов дирижирует четырьмя авторскими концертами Щедрина, ленинградскими премьерами его сочинений. Позже осуществляет первое исполнение оперы «Мертвые души» – сначала в Большом, затем в Кировском театре, который тогда возглавляет. В 1990-е, вернувшись в филармонию в статусе художественного руководителя и главного дирижера Заслуженного коллектива России, проводит несколько юбилейных концертов композитора. На одном из них, в 1997 году, Родион Щедрин в последний раз выходит на эту сцену в роли солиста – вновь исполняет тот самый Первый фортепианный концерт, с которого 41 год назад началась история его выступлений в этом зале.

В последний раз филармоническая публика рукоплещет композитору в 2017-м, на концерте к его 85-летию, которым – по отделению – дирижируют Юрий Темирканов и Николай Алексеев. В тот вечер Родион Щедрин в последний раз поднимается на эту сцену – одну из важнейших для него. Десятью годами ранее в филармонической «Золотой книге» он пишет: «Воистину счастлив быть в этом святом для каждого музыканта зале-легенде».

 

Юрий Темирканов и Родион Щедрин, отмечавшие дни рождения в декабре, с разницей в шесть дней, на протяжении многих лет неизменно поздравляли друг друга. Обмен письмами прервался в 2023 году со смертью Юрия Хатуевича. 

В декабре того года Филармония по традиции проводила фестиваль «Площадь Искусств», который должен был стать поздравлением с юбилеем дирижера, а оказался посвящен его памяти. Последней пьесой заключительной фестивальной программы – гала-концерта, превратившегося в вечер воспоминаний – стало «Танго Альбениса» Щедрина, прозвучавшее прощальным, полным тепла и нежности словом ушедшему другу.

В предстоящем концертном сезоне Филармония обязательно произнесет музыкальное, полное благодарности слово вслед ушедшему большому композитору: в Большом зале обязательно состоится концерт, посвященный памяти Родиона Щедрина.

Коллектив Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича 

2017 год, 24 декабря. ЗКР, Ю. Темирканов, Р. Щедрин. Концерт к 85-летию композитора. Последний его выход на сцену Большого зала филармонии. Фото: Анна Флегонтова

27 и 28 августа Заслуженный коллектив России выступил в Музыкальном театре Нальчика. Концерты прошли в рамках «Темиркановских вечеров» – одного из крупнейших музыкальных событий Кабардино-Балкарской Республики, посвященного памяти ее всемирно известного уроженца, выдающегося дирижера Юрия Темирканова, 35 лет возглавлявшего Заслуженный коллектив России.

28 августа Заслуженный коллектив России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева исполнил Симфонию № 1 «Классическую» и Сюиту «1941 год» Сергея Прокофьева, а также сочинения Петра Чайковского: Фантазию для оркестра «Франческа да Римини» и Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, солировал Дмитрий Хрычев.

«Сергей Сергеевич Прокофьев свое сочинение “1941 год” написал в Нальчике, когда был здесь в эвакуации. Тогда же, по заказу комитета по культуре, которым руководил отец Юрия Хатуевича Темирканова, он написал и Квартет на кабардино-балкарские темы. Как ни странно, в нашем исполнении сюита “1941 год” в Нальчике прозвучала впервые. Это сочинение создано в самом начале войны, заканчивается оно не апофеозом победы, а надеждой на лучшее будущее», – рассказал Николай Алексеев, главный дирижер Петербургской филармонии.

27 августа под управлением Алексея Ньяги и главного дирижера Музыкального театра Кабардино-Балкарской Республики Азамата Лакунова в исполнении Заслуженного коллектива России прозвучала программа, объединившая сочинения Бриттена, Римского-Корсакова, Сен-Санса, Элгара, Стравинского и симфонические миниатюры современных композиторов.

Прославленный петербургский оркестр выступил в Нальчике третий год подряд, концерты прошли при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Кабардино-Балкарской Республики.

Фестиваль «Темиркановские вечера» открылся 25 августа, наряду с симфоническими концертами его программа включила показы документальных фильмов о Юрии Темирканове и записей выступлений знаменитого дирижера, а также фотовыставки перед зданием и в фойе Музыкального театра, посвященные творческому пути Маэстро. 

Ближайшее выступление Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева на родной сцене состоится 25 сентября: в день рождения Дмитрия Шостаковича филармония откроет сезон исполнением музыки композитора, чье имя с гордостью носит. Прозвучит «Сюита на слова Микеланджело Буонарроти», сольную партию исполнит Борис Пинхасович. В программу также вошли сочинения Петра Чайковского и Бориса Тищенко – ученика Дмитрия Шостаковича и продолжателя его традиций: оба они посвящены образу Франчески да Римини, оставшемуся в веках благодаря Данте Алигьери.

Фото: Алёна Головач

27 августа в Главном корпусе Выборгского замка открылась выставка «В Выборг концертировать…», организованная Выборгским объединенным музеем-заповедником и Петербургской филармонией в рамках совместного выставочно-просветительского проекта к 160-летию со дня рождения двух выдающихся композиторов – Александра Константиновича Глазунова и Яна Сибелиуса.

«Сотрудничество с библиотеками и музеями в разных регионах нашей страны для Петербургской филармонии – логичное продолжение ее музыкальной и историко-просветительской миссии. Старейшая концертная организация страны, в состав которой входит старейший в стране симфонический коллектив, бывший Придворный оркестр, созданный в эпоху Александра III, в силу исторических причин обладает богатейшим нотным и книжным собранием, хранящимся в филармонической Музыкальной библиотеке. Основу выставки в значительной степени составили материалы Выборгского музея-заповедника, отчасти – Музея музыкального и театрального искусства, и в значительной мере на ней представлены уникальнейшие экспонаты из фондов нашей Музыкальной библиотеки, – рассказала на открытии выставки Юлия Кантор, заместитель директора Петербургской филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям. – Для нас важно, что этот проект не только выставочный, но и музыкально-лекционный: в его рамках пройдет сольный концерт нашего блестящего пианиста, профессора Петербургской консерватории Николая Мажары и интереснейшие авторские лекции с интерпретациями фактов и событий нашей общей истории сотрудников филармонии, кандидатов искусствоведения: доцента Петербургской консерватории, сотрудника Музыкальной библиотеки Михаила Алейникова и руководителя отдела по связям с общественностью Марины Монаховой». 

Фото: Алёна Головач

«Эта выставка – не только яркое культурное событие, но и шаг в укреплении связей между учреждениями, музеями и городами, – отметила Анастасия Шульженко, заместитель директора Выборгского объединенного музея-заповедника по культурно-просветительской работе. – Благодарю всех за кропотливую, продуманную, сложную работу, благодарю за идею, за возможность прикоснуться к истории музыки через предметы, а также проследить живую связь в лицах между Петербургом и Выборгом».

«Выбирая программу для концерта, я решил остановиться на небольших, но очень ярких сочинениях этих композиторов, все они для меня новые, и вообще – Сибелиус и Глазунов – не те композиторы, которых много играют пианисты, хотя, как выяснилось при изучении, фортепианной музыки у них достаточно много, – рассказывает пианист Николай Мажара. –  Из обширного фортепианного творчества Сибелиуса я выбрал то, что его характеризует, как мне кажется, ярче всего. Во-первых, цикл пьес, который называется “Деревья” – пять “портретов” северных растений, пожалуй уникальный в истории музыки случай подобного живописания природы.  Другой цикл – “Кюлликки” – три разнохарактерные пьесы, посвященные истории любви – финской легенде с не самым веселым концом. И, поскольку мне показалось, что в программу нужно взять пьесу наиболее популярную, которую знают все, я выбрал для концерта авторское переложение для фортепиано знаменитого Грустного вальса Сибелиуса. В случае с Глазуновым у меня была “в запасе” его большая фортепианная соната, но я решил, что это не совсем то, что подходит для этого концерта, поэтому выбрал новую для себя музыку: цикл миниатюр – Пастораль, Полька и Вальс – очень яркие жанровые пьесы в русской традиции, напоминающие сочинения Глинки и Лядова. В качестве хорошо знакомой слушателю музыки я выбрал авторские переложения пьес из балета “Раймонда”».

На выставке представлены нотные издания произведений Глазунова и Сибелиуса, афиши, программы концертов, открытки, приглашения на музыкальные вечера, фотографии, музыкальные инструменты из собрания Выборгского музея-заповедника и Санкт-Петербургской академической филармонии.

В числе особо ценных экспонатов – фотопортрет Александра Глазунова (1920-х годов) с текстовым и нотным автографом композитора, бюст Яна Сибелиуса работы скульптора Мауно Ойттинена (1929), подаренный советским музыкантам Обществом дружбы «СССР-Финляндия» во время первых зарубежных гастролей Заслуженного коллектива Республики в 1946 году, памятная медаль, отчеканенная к 50-летию Сибелиуса. Кроме того, на выставке использованы копии фотографий из мемориальной коллекции Александра Глазунова в собрании Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, а также предметы из частных коллекций. 

Рассказ о двух композиторах-юбилярах дополняют экспонаты, связанные с близким окружением Александра Глазунова и Яна Сибелиуса – Николаем Римским-Корсаковым, Робертом Каянусос, Александром Зилоти, Цецилией Ганзен, а также предметы из коллекции пианиста Николая Буренина – близкого родственника Глазунова.

Одногодки, встречавшиеся лично и состоявшие в переписке, Александр Глазунов и Ян Сибелиус были друзьями и коллегами, связанными чувством глубокого духовного родства.

Важное место в судьбах двух композиторов занимают Выборг и Выборгская губерния. Для Глазунова летние месяцы, проведенные под Выборгом в 1881–1882 годах, стали временем первых заметных творческих свершений. Здесь он завершал работу над своей Первой симфонией, обдумывал план симфонической картины «Лес», сочинял романсы. Музыку Глазунова особенно любили и часто исполняли в Великом княжестве Финляндском. Сибелиус на протяжении всей жизни поддерживал связь с выборгскими музыкантами, писал музыку для выборгских хоров, давал концерты в зале Центральной народной школы. Три картины «Карельской сюиты» Сибелиуса посвящены событиям выборгской истории.

Многолетняя дружба связывала Глазунова с дирижером и пропагандистом финской музыки Робертом Каянусом, познакомившим двух композиторов. В феврале 1906 года в Национальном театре в Гельсингфорсе Каянусом был организован концерт, на котором звучали в одной программе произведения Глазунова и Сибелиуса. А в декабре того же года Сибелиус встречался с Глазуновым в Санкт-Петербурге на премьере своей симфонической фантазии «Дева Севера»,  исполненной оркестром Мариинского театра.

Выставка «В Выборг концертировать…» будет открыта до 30 ноября 2025 года.

Н. Алексеев. Фото предоставлено пресс-службой Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус»

24 августа Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича под управлением главного дирижера филармонии, народного артиста России Николая Алексеева завершил Большой летний музыкальный фестиваль «Сириус» концертом из сочинений Петра Чайковского. Программа, приуроченная к 185-летию со дня рождения композитора, одновременно стала посвящением Юрию Темирканову – выдающемуся дирижеру, 35 лет возглавлявшему Заслуженный коллектив России – старейший в стране, один из лучших оркестров мира.

С 19 по 24 августа в рамках Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус» Заслуженный коллектив России дал четыре концерта: ключевые выступления прошли под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева, оркестром также дирижировали Александр Сладковский и Алексей Ньяга, солистами выступили тенор Витторио Григоло и скрипач Павел Милюков.

Одну из репетиций Заслуженный коллектив России провел на Главной сцене Концертного центра «Сириус», опробовав акустические возможности нового пространства.

Фото предоставлено пресс-службой Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус»

На территории Парка науки и искусства «Сириус» Заслуженный коллектив России выступает четвертый год подряд, впервые представив столь обширную программу. Концерты прошли при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

«Программа концерта-закрытия фестиваля объединила известные сочинения Чайковского. Это в том числе – посвящение Юрию Хатуевичу Темирканову. К каким-то из этих произведений он впервые обращался еще в самом начале карьеры, а Четвертая симфония стала одним из последних сочинений, которым он дирижировал. Этот концерт – наше приношение Маэстро», – отметил Николай Алексеев, главный дирижер Петербургской филармонии.

На заключительном концерте Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус» прозвучали Фантазия для оркестра «Франческа да Римини», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» и Четвертая симфония Чайковского.

21 августа под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева Заслуженный коллектив России исполнил Симфонию № 1 «Классическую» и Сюиту «1941 год» Сергея Прокофьева, также прозвучал Первый скрипичный концерт Дмитрия Шостаковича, солировал Павел Милюков. Мировую премьеру этого Концерта Заслуженный коллектив осуществил в 1955 году в Большом зале Ленинградской филармонии.

П. Милюков. Фото предоставлено пресс-службой Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус»

«Наш коллектив впервые исполнял большинство сочинений Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, очень много, я не буду их все перечислять, легче было бы перечислить, что мы не исполняли в качестве премьеры, – рассказал Николай Алексеев, главный дирижер Петербургской филармонии. – Первым солистом в истории Скрипичного концерта был Давид Федорович Ойстрах. Премьера готовилась долго, Евгений Александрович Мравинский в высшей степени тщательно подошел к исполнению этого сочинения, и с тех пор оно регулярно появляется в нашем репертуаре. Концерт очень трудный для солиста, но тем более приятно его исполнять».

В рамках Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус» Заслуженный коллектив России 19 августа также исполнил программу под управлением Александра Сладковского: наряду с Четвертой «Итальянской» симфонией Мендельсона и Итальянским каприччио Чайковского прозвучали фрагменты из знаменитых опер Верди, Пуччини, Доницетти, Леонкавалло, Масканьи, Массне, солировал тенор Витторио Григоло. 22 августа оркестр под управлением Алексея Ньяги представил Концерт для детей и молодежи, объединивший сочинения «выдающихся мастеров юмористической оркестровой музыки».

Ханс-Йоахим Фрай, художественный руководитель Фонда «Талант и успех», неизменно подчеркивает особенный статус для проектов Фонда Петербургской филармонии и Заслуженного коллектива России, обусловленный личностью многолетнего художественного руководителя филармонии и оркестра, выдающегося дирижера Юрия Темирканова, стоявшего у истоков Фонда «Талант и успех».

В 2025 году Большой летний музыкальный фестиваль «Сириус» продлился с 15 июля по 24 августа. Крупнейшее музыкальное событие федеральной территории наряду с выступлениями Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева включил также концерты Симфонического оркестра и солистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, Симфонического оркестра и солистов Большого театра под управлением Павла Сорокина, Симфонического оркестра «Филармония наций» под управлением Юстуса Франца, Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета, а также Дениса Мацуева, Сергея Ролдугина, Елены Стихиной, Ольги Перетятько, Динары Алиевой, Альбины Шагимуратовой и других коллективов и музыкантов.

Образовательный центр «Сириус», а также Парк науки и искусства «Сириус» созданы Фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента Российской Федерации Владимира Путина.

Завершив серию выступлений на Большом летнем музыкальном фестивале «Сириус», Заслуженный коллектив России и главный дирижер Петербургской филармонии Николай Алексеев отправляются в Нальчик: 27 и 28 августа оркестр выступит здесь в рамках «Темиркановских вечеров» – одного из крупнейших музыкальных событий Кабардино-Балкарской Республики, посвященного памяти ее всемирно известного уроженца, выдающегося дирижера Юрия Темирканова, 35 лет возглавлявшего прославленный Заслуженный коллектив России.

Новый концертный сезон Петербургской филармонии Заслуженный коллектив России под управлением главного дирижера филармонии Николая Алексеева по традиции откроет 25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича, исполнением его музыки: прозвучат Сюита на стихи Микеланджело Буонарроти, солист – баритон Борис Пинхасович, в программе также – фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Петра Чайковского и симфоническая поэма «Франческа да Римини» Бориса Тищенко.

27 августа 2025 года в 15.00 в Главном корпусе Выборгского замка открывается выставка «В Выборг концертировать…», организованная Выборгским объединенным музеем-заповедником и Санкт-Петербургской академической филармонией имени Д.Д. Шостаковича в рамках совместного выставочно-просветительского проекта, приуроченного к 160-летию со дня рождения двух выдающихся композиторов – Александра Константиновича Глазунова и Яна Сибелиуса.

Одногодки, встречавшиеся лично и состоявшие в переписке, Александр Глазунов и Ян Сибелиус были друзьями и коллегами, связанными чувством глубокого духовного родства.

Важное место в судьбах двух композиторов занимают Выборг и Выборгская губерния. Для Глазунова летние месяцы, проведенные под Выборгом в 1881–1882 годах, стали временем первых заметных творческих свершений. Здесь он завершал работу над своей Первой симфонией, обдумывал план симфонической картины «Лес», сочинял романсы. Музыку Глазунова особенно любили и часто исполняли в Великом княжестве Финляндском. Сибелиус на протяжении всей жизни поддерживал связь с выборгскими музыкантами, писал музыку для выборгских хоров, давал концерты в зале Центральной народной школы. Три картины «Карельской сюиты» Сибелиуса посвящены событиям выборгской истории.

Многолетняя дружба связывала Глазунова с дирижером и пропагандистом финской музыки Робертом Каянусом, познакомившим двух композиторов. В феврале 1906 года в Национальном театре в Гельсингфорсе Каянусом был организован концерт, на котором звучали в одной программе произведения Глазунова и Сибелиуса. А в декабре того же года Сибелиус встречался с Глазуновым в Санкт-Петербурге на премьере своей симфонической фантазии «Дева Севера»,  исполненной оркестром Мариинского театра.

На выставке представлены нотные издания произведений Глазунова и Сибелиуса, афиши, программы концертов, открытки, приглашения на музыкальные вечера, фотографии, музыкальные инструменты из собрания Выборгского музея-заповедника и Санкт-Петербургской академической филармонии. В числе особо ценных экспонатов – фотопортрет А.К. Глазунова (1920-х гг.) с текстовым и нотным автографом композитора, бюст Сибелиуса работы скульптора М. Ойттинена (1929), подаренный советским музыкантам Обществом дружбы «СССР-Финляндия» во время первых зарубежных гастролей Заслуженного коллектива РСФСР Симфонического оркестра Ленинградской филармонии в 1946 году, памятная медаль, отчеканенная к 50-летию Сибелиуса. Кроме того, на выставке использованы копии фотографий из мемориальной коллекции А.К. Глазунова в собрании Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, а также предметы из частных коллекций. 

Рассказ о двух композиторах-юбилярах дополняют экспонаты, связанные с близким окружением Глазунова и Сибелиуса (Н.А. Римский-Корсаков, Р. Каянус, А.И. Зилоти, Ц.Г. Ганзен), и предметы из коллекции пианиста Николая Буренина – близкого родственника А.К. Глазунова.

Помимо совместной выставки, проект «В Выборг концертировать…»  включает в себя просветительскую программу:

- 30 августа 2025 года, 17.00, Библиотека Алвара Аалто, лекционный зал (Выборг, пр. Суворова, 4). Сольный концерт артиста Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, лауреата международных конкурсов Николая Мажары, который представит фортепианные сочинения Глазунова и Сибелиуса.

-  6 сентября 2025 года (Выборгский музей-заповедник). Лекция музыковеда, кандидата искусствоведения, сотрудника Музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской филармонии М.И. Алейникова «Финские мотивы в жизни и творчестве А.К. Глазунова»,

- 20 сентября 2025 года (Выборгский музей-заповедник). Лекция кандидата искусствоведения, руководителя отдела по связям с общественностью Санкт-Петербургской филармонии М.В. Монаховой «Сибелиус / Выборг / Петербург».

Выставка «В Выборг концертировать…» будет открыта до 30 ноября 2025 года.

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «Сириус»

Старейший симфонический оркестр страны, Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Петербургской филармонии, отправляется на гастроли: с 19 по 24 августа он даст четыре концерта в рамках Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус», 27 и 28 августа выступит в Нальчике на фестивале «Темиркановские вечера». Ключевые выступления пройдут под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева, также в рамках тура за пульт ЗКР встанут: в «Сириусе» – Александр Сладковский и Алексей Ньяга, в Нальчике – Алексей Ньяга и Азамат Лакунов, солисты гастрольных программ – тенор Витторио Григоло, скрипач Павел Милюков, виолончелист Дмитрий Хрычёв.

Выступления Заслуженного коллектива России в «Сириусе» и Нальчике – традиция: в Парке науки и искусства «Сириус» оркестр выступает четвертый год подряд, концерты состоятся при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, в Музыкальном театре Нальчика – родного города Юрия Темирканова – третий год, выступления пройдут при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Кабардино-Балкарской Республики.

Впервые в рамках Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус» Заслуженный коллектив России представит столь развернутую программу: кульминацией серии выступлений оркестра станет концерт-закрытие фестиваля – 24 августа ЗКР исполнит под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева монографическую программу из произведений Петра Чайковского, посвященную 185-летию со дня рождения композитора. Прозвучат Фантазия для оркестра «Франческа да Римини», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» и Четвертая симфония. 

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «Сириус»

Под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева также прозвучит программа 21 августа, объединившая Симфонию № 1 «Классическую» и Сюиту «1941 год» Сергея Прокофьева, а также Первый скрипичный концерт Дмитрия Шостаковича, солистом выступит Павел Милюков. Мировую премьеру этого концерта Заслуженный коллектив осуществил в 1955 году в Большом зале Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского, солировал Давид Ойстрах, которому автор посвятил сочинение.

Выбор этого Концерта для программы обладает особым значением: Заслуженный коллектив России и Ленинградская – Петербургская филармония связаны с именем и творчеством Дмитрия Шостаковича теснейшим образом. Именно этот оркестр исполнил мировые премьеры большинства симфонических сочинений композитора, создал под управлением выдающегося дирижера Евгения Мравинского их эталонные интерпретации. С Мравинским, возглавлявшим Заслуженный коллектив Республики на протяжении полувека, Шостакович был связан дружбой, посвятил ему Восьмую симфонию. В 1975 году, когда Дмитрий Шостакович ушел из жизни, было принято решение о присвоении Ленинградской филармонии его имени. 9 августа 2025 года, в день 50-летия смерти композитора, Петербургская филармония почтила память композитора концертом Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии Николая Алексеева, прозвучала Седьмая «Ленинградская» симфония. Накануне в фойе Большого зала открылась выставка «Александр Траугот. Время Шостаковича. Графика». Новый концертный сезон филармония по традиции откроет 25 сентября, в день рождения композитора, исполнением его музыки: Заслуженный коллектив России и главный дирижер Петербургской филармонии Николая Алексеева представят Сюиту на стихи Микеланджело Буонарроти, солист – баритон Борис Пинхасович.

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «Сириус»

В рамках Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус» Заслуженный коллектив России 19 августа также исполнит программу под управлением Александра Сладковского: наряду Четвертой «Итальянской» симфонией Мендельсона и Итальянским каприччио Чайковского прозвучат фрагменты из знаменитых опер Верди, Пуччини, Доницетти, Леонкавалло, Масканьи, Массне, солист – тенор Витторио Григоло. 22 августа оркестр под управлением Алексея Ньяги представит Концерт для детей и молодежи, объединивший сочинения «выдающихся мастеров юмористической оркестровой музыки».

Все концерты Заслуженного коллектива России пройдут в Большом зале Университета «Сириус».

Ханс-Йоахим Фрай, художественный руководитель Фонда «Талант и успех», неизменно подчеркивает особенный статус для проектов Фонда Петербургской филармонии и Заслуженного коллектива России, обусловленный личностью многолетнего художественного руководителя филармонии и оркестра, выдающегося дирижера Юрия Темирканова, стоявшего у истоков Фонда «Талант и успех».

В 2025 году Большой летний музыкальный фестиваль «Сириус» проходит с 15 июля по 24 августа. Крупнейшее музыкальное событие федеральной территории наряду с выступлениями Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева включил также концерты Симфонического оркестра и солистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, Симфонического оркестра и солистов Большого театра под управлением Павла Сорокина, Симфонического оркестра «Филармония наций» под управлением Юстуса Франца, Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета, а также Дениса Мацуева, Сергея Ролдугина, Елены Стихиной, Ольги Перетятько, Динары Алиевой, Альбины Шагимуратовой и других коллективов и музыкантов.

Образовательный центр «Сириус», а также Парк науки и искусства «Сириус» созданы Фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента Российской Федерации Владимира Путина.

27 и 28 августа Заслуженный коллектив России выступит в Музыкальном театре Нальчика. Концерты пройдут в рамках «Темиркановских вечеров» – одного из крупнейших музыкальных событий Кабардино-Балкарской Республики, посвященного памяти ее всемирно известного уроженца, выдающегося дирижера Юрия Темирканова, 35 лет возглавлявшего прославленный Заслуженный коллектив России.

28 августа оркестр под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева исполнит Симфонию № 1 «Классическую» и Сюиту «1941 год» Сергея Прокофьева, а также сочинения Петра Чайковского: Фантазию для оркестра «Франческа да Римини» и Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, солист – Дмитрий Хрычев.

27 августа под управлением Алексея Ньяги и главного дирижера Музыкального театра Кабардино-Балкарской Республики Азамата Лакунова прозвучит программа, объединившая сочинения Бриттена, Римского-Корсакова, Сен-Санса, Элгара, Стравинского и симфонические миниатюры современных композиторов.

Фото: Стас Левшин

9 августа, в день 50-летия смерти Дмитрия Шостаковича, Петербургская филармония почтила память композитора, чье имя носит, концертом: в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии, народного артиста России Николая Алексеева прозвучала Седьмая «Ленинградская» симфония.

Накануне, 8 августа, в фойе Большого зала Петербургской филармонии открылась выставка «Александр Траугот. Время Шостаковича. Графика», посвященная 50-летию присвоения филармонии имени композитора. 

Композитор ушел из жизни в дату, ставшую знаковой как в его биографии, так и в музыкальной и общественно-политической истории: 9 августа 1942 года в Ленинграде, в Большом зале филармонии, состоялась блокадная премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии, имевшая всемирный резонанс. Создание симфонии – символа мужества и воли, – предрекавшей Победу, утвердило за Дмитрием Шостаковичем репутацию признанного классика.

9 августа 1975 года композитора не стало, в декабре 1975 года было принято решение о присвоении Ленинградской филармонии имени Дмитрия Шостаковича.

История Заслуженного коллектива России неразрывно связана с судьбой композитора. Именно этот оркестр осуществил мировые премьеры большинства его симфонических сочинений, создал под управлением выдающегося дирижера Евгения Мравинского их эталонные интерпретации. С Мравинским, возглавлявшим Заслуженный коллектив Республики на протяжении полувека, Шостакович был связан дружбой, посвятил ему Восьмую симфонию. В июле 1942 года композитор специально прилетел в Новосибирск, куда были эвакуированы оркестр и дирижер, чтобы присутствовать на первом исполнении ими Седьмой симфонии.

Новый концертный сезон Петербургской филармонии откроется 25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича: в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии Николая Алексеева прозвучат Сюита на стихи Микеланджело Буонарроти Дмитрия Шостаковича (солист – баритон Борис Пинхасович), а также симфоническая поэма «Франческа да Римини» Бориса Тищенко и фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Петра Чайковского.

Отмечая в 2025 году 50-летие присвоение имени Дмитрия Шостаковича, Петербургская филармония предлагает публике тематические абонементы: в течение сезона 2024-2025 в Большом зале звучали «Легендарные ленинградские премьеры Шостаковича», в сезоне 2025-2026 пройдут концерты абонемента «(Не)Знакомый Шостакович».  Шесть концертов представят разные грани творчества всемирно известного музыканта.

Увидеть выставку «Александр Траугот. Время Шостаковича. Графика» все посетители филармонии смогут перед концертами в Большом зале или во время антрактов.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2025
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»