Николай Алексеев, ЗКР. 10 декабря 2023. Фото Стас Левшин

18 октября Заслуженный коллектив России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева исполнит в Большом зале Данте-симфонию № 5 «Рай» Бориса Тищенко. Исполнение одной из самых значительных симфонических партитур начала XXI века будет посвящено 85-летию со дня рождения композитора. Также в этот вечер прозвучит Второй фортепианный концерт Прокофьева, солист – Борис Березовский.

Мировая премьера Данте-симфонии № 5 «Рай» состоялась в Большом зале Петербургской филармонии в 2009 году: авторами первого в ее истории исполнения стали Заслуженный коллектив России и Николай Алексеев.
Эта партитура – заключительная часть колоссальной композиции: сам Тищенко определил ее жанр как хорео-симфоническая циклиада, озаглавив «Беатриче». Исследователи называют это сочинение, над которым композитор работал с 1996 года (а идея которого вызревала более 35 лет), новым этапом в музыкальной «дантологии», истоки которой уходят в XIX век, к «Данте-симфонии» Ференца Листа. 

Симфония за симфонией, часть за частью Тищенко воссоздал в звуках события песен «Божественной комедии» Данте, но музыка их не просто иллюстрирует (хотя связь циклиады с балетным театром, безусловно, влияет на характер ее тем и образов), а скорее предлагает психологическое осмысление. 
«Дантовский Рай не менее грустен чем Чистилище и не менее страшен чем Ад. Причиной тому – неизбежное, уже окончательное прощание с Беатриче, приближение к Божеству, непознаваемому и непредсказуемому; и еще – Данте не может забыть о бесчинствах, творящихся на Земле», – говорится в авторской аннотации к симфонии.

 

Известный петербургский музыковед Михаил Бялик писал: «Вообще, какое-то детское прямодушие, непосредственность, открытость присутствуют в самых сложных, трагедийно или гротесково окрашенных звукоизображениях, в том доверии к Данте, которое испытывает композитор».

Концерт откроет абонемент Заслуженного коллектива России, посвященный в этом концертном сезоне 90-летию со дня присвоения оркестру почетного звания «Заслуженный коллектив Республики», которое стало его именем собственным.  Приобрести абонемент можно до его первого концерта.

Фото: Стас Левшин

12 октября в Большом зале филармонии открылся абонемент «Великие симфонии военных лет», посвященный 80-летию Победы. Симфония № 2 «С колоколом» Арама Хачатуряна прозвучала в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением Карена Дургарян – известного армянского дирижера, отмеченного сотрудничеством с крупнейшими европейскими оркестрами, музыкального руководителя Армянского национального театра оперы и балета. Также были исполнены Праздничная увертюра Александра Арутюняна и Героическая баллада для фортепиано с оркестром Арно Бабаджаняна, солистом выступил известный армянский пианист Ваг Папян. 

«Я должен поблагодарить руководство оркестра и сам оркестр, потому что получить такое приглашение – большая честь для меня. Это наша вторая встреча, впервые я выступал с Заслуженным коллективом России в начале двухтысячных – это легендарный, очень высокого уровня оркестр, поэтому для меня было важно не делать ничего лишнего и, как я люблю говорить, не мешать оркестру, – рассказал Карен Дургарян, – Программу концерта предложил я, и идея эта была филармонией поддержана. Для меня было важно исполнить именно Вторую симфонию Хачатуряна, потому что она редко исполняется. Все знают «Танец с саблями», «Гаянэ», «Спартак», Скрипичный концерт. Вторая же симфония редко звучит, и для меня большая честь представлять армянскую музыку, притом военных лет. Все произведения этой программы относятся к периоду 1940-50-х годов. Военные, послевоенные годы – это период, когда весь народ был сплочен одной идеей – быть счастливыми людьми. А для этого нужно было пройти все трудности войны. И в музыке всего этого периода наряду со всеми военными символами вы слышите, что всё-таки на первом месте – счастье человека». 

Симфония Хачатуряна, благодаря составу оркестра и важности в ней темы набата получившая название «Симфония с колоколом», впервые прозвучала 30 декабря 1943 года в Большом зале Московской консерватории: ее замысел, возникший с началом войны, вызревал постепенно, музыка же была написана стремительно, за два месяца. «Моя новая, Вторая симфония, – писал Арам Хачатурян, – не имеет литературной программы; создавая ее, я старался воплотить в обобщенных музыкальных образах те думы и чувства, которыми живет сегодня наш народ». 

Характерные для стиля Хачатуряна ориентальная красота мелодий дополнились в этой музыке героико-трагической образностью. Национальное ладовое своеобразие музыкального языка сочетается с традициями европейского симфонизма: в симфонии звучит тема знаменитой средневековой секвенции Dies irae («День гнева»), танцевальные темы скерцо переливаются скрытой в них зловещей сущностью – традиция подобных Danse macabre восходит к XIX веку.

Абонемент «Великие симфонии военных лет» объединяет партитуры, созданные ведущими отечественными композиторами во время Великой Отечественной войны. Героизм и трагедия этого времени оживают на страницах симфоний Сергея Прокофьева, Николая Мясковского, Мечислава Вайнберга, Арама Хачатуряна. Программа абонемента невозможна без великих сочинений Дмитрия Шостаковича, неразрывно связанных с историей Ленинградской – Петербургской филармонии, носящей ныне имя композитора.

Одна из самых монументальных и трагичных в наследии Шостаковича, Восьмая симфония, прозвучит в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева: автор посвятил симфонию Евгению Мравинскому – соавтору множества мировых премьер своих сочинений, легендарному дирижеру, возглавлявшему Заслуженный коллектив Республики на протяжении полувека, вплоть до ухода из жизни в 1988 году. 

Седьмая «Ленинградская» симфония, чью вошедшую в историю блокадную премьеру осуществил Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета 9 августа 1942 года под управлением Карла Элиасберга в Большом зале филармонии, прозвучит в исполнении этого же коллектива, ныне носящего имя Академический симфонический оркестр филармонии, под управлением его главного дирижера Димитриса Ботиниса.

80-летию Победы наряду с концертным абонементом «Великие симфонии военных лет» также посвящены лекционный абонемент «Слушай, Ленинград!» и запланированная на весну 2025 года грандиозная, основанная на уникальных артефактах, выставка «Возвращение», посвященная реэвакуации оркестра Ленинградской филармонии и концертной афише Филармонии 1944-45 годов.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ имени Д.Д. ШОСТАКОВИЧА объявляет конкурс в Академический симфонический оркестр филармонии на замещение следующих вакантных должностей:


- Первые скрипки – заместитель концертмейстера 2-й пульт 3 место и одно место в группе

- Вторые скрипки – заместитель концертмейстера 1-й пульт 2 место

- Фаготы – регулятор группы

- Трубы – концертмейстер группы; четвертая труба (регулятор 2-й и 3-й труб, второй пистон)

- Валторны – концертмейстер группы; регулятор 2-й и 4-й валторны

- Тромбоны – концертмейстер группы

Конкурс проводится с 13 по 15 января 2025 года в Большом зале филармонии

Конкурсная программа на замещение вакантных должностей включает обязательное произведение и произведение по выбору участника, а также исполнение оркестровых партий из репертуара оркестра.

По специальности «первые скрипки» и «вторые скрипки»:

  1. Моцарт. Концерт № 3 для скрипки с оркестром (I часть с каденцией), или 
    Моцарт. Концерт № 4 для скрипки с оркестром (I часть с каденцией), или 
    Моцарт. Концерт № 5 для скрипки с оркестром (I часть с каденцией)
  2. Произведение по выбору участника (часть или части концерта, либо развернутая пьеса)

По специальности «фагот»:

  1. Моцарт. Концерт для фагота с оркестром (I, II части, каденция в первой части).
  2. Сен-Санс. Соната для фагота и фортепиано (I, II части)

По специальности «труба»:

  1. Гайдн. Концерт для трубы с оркестром (I, II части; на трубе in B)
  2. Щелоков. Этюд № 1

По специальности «валторна»:

  1. Моцарт. Концерт № 2 или № 4 (с каденцией в I части) - только I часть
  2. Р. Штраус. Концерт № 1 для валторны с оркестром (I часть)

По специальности «тромбон»:

  1. Давид. Концертино (I часть)
  2. Гильман. «Симфоническая пьеса»

Список документов для участия в конкурсе:

Анкета

Автобиография

Характеристика с места работы/учебы или заверенная копия трудовой книжки

Фотография (для документов, не больше 6х6 см)

Согласие на обработку персональных данных

Аудиозапись или видеозапись сольного исполнения длительностью от пяти минут на цифровом носителе (цифровой носитель остается у администрации оркестра до конца конкурса).

Обязательное произведение для аудио/видео записи специальность скрипка – Бах 3,4 части из сонаты соло соль минор или ля минор или до мажор, либо 3,4 части из партиты ре минор.

 

Приём документов производится с 21 октября по 26 декабря 2024 года по рабочим дням с 11:00 до 13:00 и с 14:00 до 17:00 в администрации Академического симфонического оркестра филармонии по адресу: Санкт-Петербург, Михайловская ул. 2, отдел кадров филармонии (каб. № 411).

Результаты предварительного отбора и список участников, допущенных к конкурсному прослушиванию, будут опубликованы 10 января 2025 года

Обращаем внимание, что филармония не предоставляет аккомпаниатора.

Справки по телефонам: (812) 314-90-50, (812) 318-69-35 с 11:00 до 13:00 и с 14:00 до 17:00.

16 октября, в преддверии пушкинского Лицейского дня, в Музыкальной библиотеке Петербургской филармонии состоится встреча со старшим научным сотрудником Государственного Эрмитажа Анной Конивец – автором-составителем монографии «Полина. Переписка пушкинского времени, найденная в Зимнем дворце». Ведущий – заведующий Музыкальной библиотекой филармонии Павел Дмитирев. Встреча открывает новый просветительский проект филармонии – «Библиотечная среда», в рамках которого в читальном зале Музыкальной библиотеки будут проходить обсуждения изданий музыкальной и культурно-исторической проблематики.

Начало встречи – в 17 часов, вход свободный, строго по регистрации. Музыкальная библиотека расположена в здании Большого зала филармонии, вход – со стороны Михайловской улицы.

Несколько лет тому назад во время ремонта в Зимнем дворце под полом была обнаружена пачка старых бумаг. Разрозненные, загрязненные, местами поврежденные водой листочки  оказались частью архива знаменитой певицы XIX века Прасковьи Арсеньевны Бартеневой, формировавшегося еще при жизни Александра Пушкина. Сенсационная находка существенно расширяет представления о жизни столичной интеллектуальной элиты, и, в частности, – «пушкинского круга».

Всего было найдено 14 писем; в них упоминается множество известных фамилий первой половины ХIХ века. Практически все эти люди принадлежат к пушкинскому окружению, а кто-то, как, например, граф Михаил Юрьевич Виельгорский или Елизавета Михайловна Хитрово – к числу близких друзей поэта.

В 1835 году Полина Бартенева была приглашена в Петербург из Москвы по указанию императрицы Александры Федоровны и поселилась в Зимнем дворце, вскоре став фрейлиной. Бартенева выступала не только для узкого круга придворных, но и принимала участие в благотворительных концертах в пользу раненых, а также ветеранов сцены, проходивших в великолепном зале Дворянского собрания (ныне – Большой зал филармонии).

Письма принадлежат перу самой Полины, ее матери Федосьи Ивановны Бартеневой, урожденной Бутурлиной, и отца – Арсения Ивановича Бартенева, который в царствование Александра I служил курским губернатором. В книге помимо текстов самих писем содержатся рассказы о людях, которые в них упоминаются, о работе почтового ведомства в пушкинское время, а также приводятся материалы, обнаруженные в Пушкинском Доме (Институт русской литературы РАН) и в Отделе рукописей Российской национальной  библиотеки.

Фото: Анна Флегонтова

30 сентября свой сезон открыл Академический симфонический оркестр филармонии: концерт стал первым выступлением коллектива под управлением Димитриса Ботиниса в его новом статусе – художественного руководителя и главного дирижера оркестра. Солистом выступил один из ведущих российских виолончелистов, лауреат международных конкурсов Александр Рамм, прозвучали Симфония-концерт для виолончели с оркестром Сергея Прокофьева и Симфонические танцы Сергея Рахманинова. Концерт был посвящен 100-летию со дня рождения дирижера Арнольда Каца.

«Должен сказать, что за годы нашего сотрудничества с Петербургской филармонией, а это больше десяти лет, у нас установилось, как мне кажется, удивительное взаимопонимание и взаимоуважение, поэтому я очень рад, что наши отношения обретают теперь новую форму, думаю что у нее есть все шансы стать плодотворной и счастливой. Кроме того, мне, как представителю петербургской дирижерской школы, радостно вернуться в этот город и на более регулярной основе отдавать ему свои силы и свои умения, – отметил Димитрис Ботинис, – Академический симфонический оркестр – это оркестр с большой историей и с большими традициями. Но я думаю, что не стоит бояться нового, нельзя забывать, что мы тоже можем создавать новые традиции, и, я даже сказал бы, что это и есть задача дирижера – привносить свой исполнительский стиль, оставлять свой почерк. Думаю, что оркестр вступает в новую для себя эпоху, и мне бы хотелось чтобы она была живая, красочная и энергичная»

Новый художественный руководитель и главный дирижер называет первостепенной задачей установление с оркестром творческой связи и доверия, открытости. 

«Это – условие для того, чтобы двигаться дальше, – считает Димитрис Ботинис, – Основываясь на этом, мне кажется, мы можем достигнуть очень интересных творческих результатов».

Ближайшие выступления Димитриса Ботиниса в Большом зале состоятся 19 октября – вместе с также возглавляемым им Новосибирским академическим симфоническим оркестром дирижер исполнит сочинения Рахманинова и Прокофьева, 3 ноября – в исполнении Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии прозвучат Десятая симфония Шостаковича и Концерт № 20 Моцарта, солист – Дмитрий Шишкин.

Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии – один из старейших и лучших в стране, он ведет историю с 1931 года, именно этот оркестр в 1942 году под управлением Карла Элиасберга осуществил в Большом зале филармонии знаменитую блокадную премьеру Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича. 

С 1977 по 2018 год оркестр возглавлял Александр Дмитриев, ныне – дирижер-лауреат коллектива, с 1994 года дирижером оркестра является Владимир Альтшулер. Абонемент оркестра в этом концертном сезоне посвящен 90-летию Александра Дмитриева: 19 января 2025 года, в день рождения дирижера, коллектив выступит под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева.

Коллектив ведет свою историю с 1931 года, начав свою деятельность как концертный ансамбль, а затем симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. В годы войны Оркестр Ленинградского радио был единственным симфоническим коллективом, оставшимся в блокадном городе. Несмотря на то, что в первую военную зиму оркестр фактически прекратил свое существование, ценой героических усилий 9 августа 1942 года его музыканты во главе с К. Элиасбергом представили ленинградскую премьеру Седьмой симфонии Шостаковича. Всего за время блокады коллектив выступил более 300 раз, часть концертов – в том числе премьера «Ленинградской» симфонии – состоялась в Большом зале филармонии.

Продолжая выходить на прославленную эстраду, оркестр в 1953 году получил статус филармонического. Им руководили Николай Рабинович, Карл Элиасберг, Арвид Янсонс, под управлением которого коллектив впервые предстал перед зарубежной публикой (Финляндия, 1965). В 1962–1963 годах свои сочинения исполнили с оркестром Игорь Стравинский и Бенджамин Бриттен. 

С 1968 по 1976 год оркестр возглавлял Юрий Темирканов. Дирижер инициировал бурный рост репертуара коллектива и сыграл важнейшую роль в обретении им признания за рубежом: оркестр гастролировал в Болгарии, скандинавских странах, Нидерландах (в том числе в амстердамском Концертгебау), Японии и США. 

1 октября, в Международный день музыки, в Малом зале Петербургской филармонии открылась выставка «Большая судьба Малого зала», посвященная его 75-летию. Куратор выставки — заведующий Музыкальной библиотекой Петербургской филармонии, кандидат искусствоведения Павел Дмитриев. 

Малый зал Ленинградской филармонии открылся 15 мая 1949 года по адресу Невский проспект, 30: к этому времени историческое здание, Дом Энгельгардта, в котором большую часть его истории звучала музыка, было восстановлено после попадания бомбы в страшные блокадные годы.

Выставка «Большая судьба Малого зала» посвящена советскому периоду его работы, все экспонаты — из фондов Музыкальной библиотеки Петербургской филармонии. Среди них — афиши и фотографии музыкантов, которые, составляя славу мирового музыкального искусства, считали за честь выступать на сцене Малого зала, в их числе — Юрий Темирканов, Святослав Рихтер, Нина Дорлиак, Елена Образцова и многие другие выдающиеся исполнители. 

«Зал давно стал неотъемлемой частью музыкальной жизни города. И сейчас, попадая в атмосферу торжественных и строгих, истинно петербургских по духу фойе, любуясь строгой архитектурой концертного зала, уже трудно себе представить, что было время, когда эти помещения не принадлежали музыке, — рассказывает Ирина Смукул, художественный руководитель Малого зала, — Но зал — это не только исполнители. Здесь выросло не одно поколение замечательных слушателей, которые приходили на детские концерты и на всю жизнь оставались преданными музыке. Именно для них каждый день и открывает свои двери один из лучших камерных залов мира — Малый зал имени М.И. Глинки».

 

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»