Фото из альбома Татьяны Носович

2 декабря в фойе Большого зала Петербургской филармонии откроется выставка «Площадь милосердия», посвященная 110-летию организации в этом здании госпиталя Красного Креста и Петроградского дворянства.

Госпиталь открылся 2 (14) декабря 1914 года: предназначенный для воинов низших чинов, раненных на фронтах Первой мировой войны, он стал первым такого рода учреждением, созданном в общественном пространстве столицы Российской Империи. Госпиталь в Доме Петроградского Дворянского собрания просуществовал до начала 1918 года.

Спустя три года, в 1921 году, это здание унаследовала Петроградская филармония – первая в стране. Сегодня она открывает интереснейшую, незаслуженно забытую страницу своей истории.

«Ключом» к исследованию, легшему в основу выставки «Площадь милосердия», стал фотоальбом Татьяны Дмитриевны Носович – сестры милосердия госпиталя Красного Креста и Петроградского Дворянства. Переданный наследниками в 2015 году в дар в Музыкальную библиотеку филармонии, фотоальбом и масштабированные фотографии из него стали центральными экспонатами выставки, публике они будут представлены впервые.

Еще одна реликвия из филармонической библиотеки – капельмейстерская книга программ Придворного оркестра (ныне – Залуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии) – дает представление о концертах, которые этот уникальный оркестр, учрежденный императором Александром III в 1882 году, давал для раненых. В книге содержатся записи о выступлениях в госпитале с указанием состава музыкантов и программами концертов.

Артисты Заслуженного коллектива России также приняли участие в формировании выставки: предоставили музыкальные инструменты начала XX века из личных коллекций. Предполагается, что в январе музыканты оркестра выступят в пространстве выставки с концертами, реконструирующими программы их коллег, звучавшие здесь 110 лет назад.

Объемная картина обстоятельств работы госпиталя будет воссоздана с привлечением экспонатов, предоставленных партнерами Филармонии.

В частности, в ходе научно-исследовательской работы, проведенной для формирования концепции выставки, в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга были выявлены уникальные документы: журналы заседаний Попечительного Комитета; материалы о методах лечения, работе медицинского и обслуживающего персонала, а также об административно-финансовой стороне его содержания. Они дают представление о том, каким нелегким и дорогостоящим делом была организация и содержание госпиталя в неприспособленном для этих целей общественном пространстве, а также об огромном вкладе, внесенном в работу госпиталя пожертвованиями граждан и общественных организаций.

На выставке будут представлены медицинские инструменты и инвентарь, больничный халат пациента военного лазарета – аутентичные экспонаты времен Первой мировой войны из собрания Военно-медицинского музея. Облачение сестры милосердия 1914 – 1918 годов – реконструкция, переданная на выставку из частного собрания. Заняв достойное место в выставочном пространстве, эти реликвии позволят составить представление о медицинском быте тех лет и придадут законченность художественному образу выставки.

Заметное место будет уделено сведениям об организованном в лазарете обучении раненых «мирным» профессиям, как и теме социализации пациентов, удовлетворению их духовных потребностей: сюжет с упомянутыми концертами Придворного оркестра продолжает организация богослужений (о чём свидетельствуют фото из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга), а также театральных представлений.

Выставка «Площадь милосердия» – свидетельство неразрывной связи времен, возможность в неожиданном ракурсе увидеть историю Дома Дворянского Собрания – Петербургской филармонии на фоне глобальных событий. Выставка рассказывает о гуманистическом локусе на карте событий Первой мировой, где Медицина и Музыка исцеляли тела и души. Она – и дань уважения тем, кто сохранил Память, оказавшуюся сильнее забвения.

Выставка будет доступна к посещению слушателям концертов Большого зала филармонии. Также начиная с 4 декабря в ее пространстве будут организованы экскурсии, расписание и билеты доступны по ссылке.

Выставка «Площадь милосердия» организована Санкт-Петербургской государственной академической филармонией им. Д.Д. Шостаковича совместно с Военно-медицинскиим музеем Министерства обороны Российской Федерации, Центральным государственным историческим архивом Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб) и Центральным государственным архивом кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб) и Российской национальной библиотекой (РНБ).

ЗКР, Н. Алексеев. Фото: Александр Куров (Фестиваль Ростроповича)

15 и 16 ноября старейший симфонический оркестр страны, Заслуженный коллектив России, выступил в Большом зале Московской консерватории в рамках XIV Международного фестиваля Мстислава Ростроповича под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева и итальянского дирижера Франческо Оммассини. Концерты на фестивале – традиция, начавшаяся вместе с самой фестивальной историей, обусловленная близкими отношениями Мстислава Ростроповича и Юрия Темирканова.

15 ноября в фойе Большого зала Московской консерватории, перед концертом Заслуженного коллектива России, открылась выставка «Юрий Темирканов. Петербург – Москва. Непрошедшее время». Участие в церемонии открытия приняли ректор Московской консерватории Александр Соколов, главный дирижер Петербургской филармонии Николай Алексеев и заместитель директора Петербургской филармонии Юлия Кантор.

Выставка организована Петербургской филармонией и Московской консерваторией, в июне 2024 года подписавшими Соглашение о сотрудничестве. Свои материалы для нее также предоставили Российский национальный музей музыки, Фонд культурных и гуманитарных программ имени М.Л. Ростроповича, Мариинский театр.

ЗКР, Ф. Оммассини, Ким Ке Хи, А. Рамм. Фото: Александр Куров (Фестиваль Ростроповича)

15 ноября в Большом зале Московской консерватории Заслуженный коллектив России исполнил под управлением итальянского дирижера Франческо Оммассини шедевры эпохи романтизма: симфоническую поэму «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса и Концерт для скрипки и виолончели с оркестром Брамса, солисты – лауреат XVII Международного конкурса имени Чайковского (2023 год, I премия), южнокорейская скрипачка Ким Ке Хи и один из самых ярких российских виолончелистов, также лауреат многочисленных конкурсов Александр Рамм.

16 ноября Заслуженный коллектив России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева завершил программу XIV Международного фестиваля Мстислава Ростроповича, исполнив Второй фортепианный концерт Прокофьева (солист – Илья Папоян) и знаменитую Пятую симфонию Шостаковича, знаковая мировая премьера которой состоялась в Большом зале Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского в присутствии автора в 1937 году, – в исполнении того же оркестра (тогда – Заслуженный коллектив Республики).

Переполненный Большой зал Московской консерватории после концертов благодарил петербургских музыкантов долгими овациями. 

Михаил Швыдкой описал впечатления от концерта-закрытия фестиваля в авторской колонке, опубликованной в «Российской газете»: «Он [Николай Алексеев] по-петербургски академичен, но именно благодаря этому академизму ты слышишь все голоса оркестра, которые сливаются в единый общий голос, в ту космическую гармонию, где есть место и лирике, и гротеску, и патетике. Что, собственно, и определило признание Пятой симфонии Шостаковича ценителями самых разных эстетических вкусов и пристрастий. Николай Алексеев держит оркестр в безупречном состоянии, что позволяет ему выбирать программы любой сложности и любых направлений».

Николай Алексеев, Юлия Кантор, Александр Соколов. Фото: Эмиль Матвеев

15 ноября, перед концертом Заслуженного коллектива России, в фойе Большого зала Московской консерватории открылась выставка «Юрий Темирканов. Петербург – Москва. Непрошедшее время».

«Сегодня особенный вечер, особенный концерт. Каждый год в Большом зале консерватории проходят концерты фестиваля, посвященного Мстиславу Ростроповичу, и публика к этому привыкла, но этот год связан с такими событиями, которые останутся в памяти и станут страницами истории Московской консерватории и музыкального мира, – отметил Александр Соколов, ректор Московской консерватории, – Мы приветствуем в Москве Заслуженный коллектив России – знаменитый оркестр Петербурга, Ленинграда. Перед его выступлением нам предстоит большая радость – открыть выставку, посвященную памяти Юрия Хатуевича Темирканова, почетного профессора Московской консерватории».

«Выставка, которую мы открываем сегодня, – это мостик, перекличка между Петербургом и Москвой, – рассказала куратор выставки Юлия Кантор, заместитель директора Петербургской филармонии, – Дело в том, что 2 ноября, в годовщину ухода Юрия Хатуевича, в Филармонии открылась выставка – очень камерная. Теперь мы в содружестве с московскими коллегами открываем выставку в Москве, сделанную в абсолютно другом жанре. Для нас важна эта перекличка, и особенно важно, что она – не только визуальная, но и музыкальная. Не случайно выставка открывается в первый день гастролей оркестра, которым Юрий Хатуевич руководил более трех десятилетий. И два концерта Заслуженного коллектива России, – тоже своего рода приношение маэстро».

Основу выставки составили экспонаты Музыкальной библиотеки Петербургской филармонии. В частности, филармония предоставила партитуры с пометками Юрия Темирканова, уникальные артефакты из его филармонического кабинета – среди них книга основоположника отечественной дирижерской школы Ильи Мусина с дарственной надписью автора, литография «Петербургское Губернское земское собрание», сувенирная дирижерская палочка с факсимильным автографом Юрия Темирканова, а также буклеты фестиваля «Площадь Искусств», уникальные фото, многие из которых прежде не публиковались, официальные документы, передающие реалии времени, и, конечно, афиши, отражающие ключевые периоды творческого пути дирижера.

Здесь же разместились экспонаты из фондов Московской консерватории, связанные с одной из ярких страниц ее истории, когда в 2016 году, в связи с празднованием 150-летия учебного заведения, Юрий Темирканов откликнулся на приглашение ректора Александра Соколова выступить с одним из консерваторских симфонических коллективов. В том же году дирижеру было присвоено звание Почетного профессора Московской консерватории.

«Юрий Хатуевич приехал сначала для того, чтобы три дня репетировать с нашим студенческим оркестром и провести здесь совершенно блестящий концерт, который, естественно, снимало наше телевидение. Потом приехал для того, чтобы дать мастер-класс для студентов, дирижеров-симфонистов. И народу, естественно, было столько, что нам пришлось транслировать этот мастер-класс. Те, кому посчастливилось быть в помещении, в аудитории, видели это воочию, остальные видели на экране», – рассказал Александр Соколов.

Большинство выступлений маэстро Темирканова состоялось в Большом зале Ленинградской – Петербургской филармонии, при этом Большой зал Московской консерватории оставался одним из любимых залов дирижера за пределами Петербурга. Именно здесь в последние годы он выступал с Заслуженным коллективом России ежегодно – 27 марта, в день рождения Мстислава Ростроповича, на фестивале, учрежденном в 2010 году в память о великом музыканте. Афиши и фотографии с этих концертов из коллекции Фонда имени М.Л. Ростроповича представлены на выставке.

Значительной вехой творческого пути Юрия Темирканова стала работа в Мариинском (в советское время – Кировском) театре: для выставки театр предоставил программки легендарных спектаклей, поставленных маэстро Темиркановым, а также фотографии дирижера этого периода.

Также посетителям выставки представлены фотографии из фондов Российского национального музея музыки, запечатлевшие выступления маэстро Темирканова в рамках фестиваля «Русская зима», организованного Московской консерваторией в 1980-е годы.

Выставка продлится до 30 ноября и будет доступна к посещению слушателям концертов в Большом зале Московской консерватории. На открытии выставки была записана видеоэкскурсия, которая будет размещена на официальных интернет-ресурсах Петербургской филармонии и Московской консерватории.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»