4 декабря на сцене Большого зала филармонии выступит легендарный Российский государственный симфонический оркестр кинематографии под управлением Сергея Скрипки – коллектив и дирижер, ставшие соавторами (первыми и самыми известными исполнителями) огромного количества знаменитых киномелодий. Концерт, посвященный столетию оркестра, пройдет в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны». Программа из музыки отечественного и зарубежного кино прозвучит в абонементе «Концерты во фраках и в джинсах», ведущий – известный журналист и продюсер Александр Малич.

На концерте в Большом зале Петербургской филармонии Российский государственный симфонический оркестр кинематографии под управлением Сергея Скрипки исполнит знаменитые кинокомпозиции Сергея Баневича, Владимира Дашкевича, Александры Пахмутовой, Геннадия Гладкова, Андрея Петрова и других композиторов из таких фильмов, как «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Три тополя на Плющихе», «Сибирский цирюльник», «Родня», «Формула любви», «Невероятные приключения итальянцев в России», также прозвучат музыка зарубежного кино.

 

История оркестра восходит к ноябрю 1924 года, когда в знаменитом московском кинотеатре «Арс» на Арбате место перед экраном занял не пианист-тапёр, а оркестр. Коллектив внес свою лепту в создание лучших фильмов довоенного времени таких выдающихся режиссеров, как Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Григорий Козинцев, Иван Пырьев, музыку к которым писали Дмитрий Шостакович, Исаак Дунаевский, Сергей Прокофьев.

Сегодня наряду с работой в кино важное место в жизни оркестра занимают концерты, на которых звучат не только кинокомпозиции, но и произведения русской и зарубежной классики.

 

Знаменитый композитор Андрей Петрова вспоминал: «Очень многое связывает меня с Российским государственным оркестром кинематографии. С замечательными музыкантами этого коллектива я записывал музыку ко многим фильмам наших ведущих режиссеров – Георгия Данелии, Эльдара Рязанова, Ролана Быкова. В этом коллективе существует как бы несколько разных оркестров: полнокровный симфонический состав легко преображается в эстрадный, в ансамбль солистов-виртуозов, может исполнять и джазовую, и камерную музыку. Поэтому с этим коллективом мы постоянно встречаемся не только в титрах кино и телефильмов, но и на афишах концертных залов».

4 декабря в Музыкальной библиотеке филармонии «на полях» выставки «Площадь милосердия. К 110-летию открытия госпиталя Красного креста и Петроградского дворянства», открывшейся 2 декабря в фойе Большого зала, состоится представление трехтомника «Военная медицина Российской империи в Первой мировой войне 1914–1918 годов (свидетельствует лейб-хирург Н.А. Вельяминов)», подготовленного Военно-медицинским музеем. Издание, вышедшее в свет к 110-летию начала Первой мировой войны, является уникальным фундаментальным трудом, дающим наиболее полное в историографии описание ее медицинских аспектов.

В первый том вошли биографический очерк об участнике войны, лейб-хирурге, академике Николае Вельяминове (1855-1920) и материалы, относящиеся к организации медицинской службы Русской армии в начале войны. Второй том

освещает общие вопросы медицинского обеспечения Русской армии во время Первой мировой войны. В третьем томе рассказывается о благотворительности и милосердии на поле боя и в тылу, пребывании Николая Вельяминова на посту начальника санитарного отдела Войск Гвардии в 1916 году, основных подходах к медицинскому обеспечению иностранных армий (Франция, Великобритания, США, Германия). Издание содержит ранее не публиковавшиеся материалы и фотографии из фондов Военно-медицинского музея.

Особый интерес представляет впервые публикуемая рукопись Николая Вельяминова «Очерки военно-санитарного дела в отечественной войне 1914-1917 гг. и воспоминания академика Вельяминова», создававшаяся прямо во время войны. Документ существенно восполняет пробелы истории военной медицины, является ценнейшим источником при исследовании общественных настроений и военной повседневности Первой мировой войны, деятельности Российского общества Красного Креста и других благотворительных организаций по оказанию помощи пострадавшим.
Гостями встречи станут авторы-составители издания – директор Военно-медицинского музея Минобороны России Анатолий Будко и старший научный сотрудник научно- исследовательского отдела (военной истории Северо-Западного региона РФ) Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации Надежда Бринюк.
 
Фото: Стас Левшин

24 ноября, в день 90-летия со дня рождения одного из крупнейших композиторов XX века Альфреда Шнитке, Петербургская филармония представила монографический концерт, на котором прозвучали «Гоголь-сюита» – музыка к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка» и знаменитая Симфония № 1, названная самим автором «антисимфонией». Жанр некогда скандального и даже «полузапрещенного» сочинения выходит за пределы чисто музыкального, скорее это – музыкальный театр, в частности, начинается симфония с того, что артисты оркестра, играя на инструментах, один за другим появляются на сцене. 

Программа прозвучала в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением народного артиста России, главного дирижера Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, приглашенного дирижера Большого симфонического оркестра имени Чайковского Феликса Коробова. Ведущий концерта – Ярослав Тимофеев,  один из самых ярких и востребованных российский музыковедов нового поколения.

Концерт, получивший название «Альфред Шнитке: новое или классика?», открыл программу абонемента «Классика. Новое», в программах которого музыка XX-XXI веков сочетается со знаменитыми сочинениями академического репертуара. В частности, в этом сезоне абонемента запланировано исполнение сочинений Кшиштофа Пендерецкого, Лучано Берио и современного петербургского композитора Александра Радвиловича.

«Предыстория возникновения симфонии такова: дирижер Геннадий Рождественский, входивший в комиссию фирмы “Мелодия”, случайно стал свидетелем “сдачи” квинтета Шнитке. Он пришел в восторг от этой музыки, позвонил Альфреду Гарриевичу, чьи сочинения тогда еще не были широко известны, и предложил инструментовать квинтет для оркестра. Шнитке долго отказывался, потом все-таки сделал версию инструментовки, а затем принес Геннадию Николаевичу Первую симфонию: ему она в итоге и была посвящена, с этого началась долгая дружба дирижера и композитора, – рассказывает Феликс Коробов, –  Когда возникла идея симфонию исполнить, Москва и Ленинград отказались, испугавшись столь сложной и вызывающей музыки, и премьера состоялась в 1974 году в Горьком, вызвав невероятный ажиотаж, на нее специально приезжали из других городов. 

Эта музыка совершенно гениальная и одновременно разрушительная: в этом и состояла идея композитора – разрушить симфоническую форму, разрушить ритмическую, интонационную основу. Совершенно невероятно, что порой со сцены одновременно звучат пять-шесть оркестров: отдельно – струнные, отдельно деревянные духовые, отдельно джазовый состав. И в этой партитуре очень много импровизации. Существует несколько эталонных записей под управлением Геннадия Рождественского: все они отличаются друг от друга и при этом все они – правильные, потому что большая часть симфонии – импровизационна, она дает возможность музыкантам для самовыражения. И в том числе и в этом симфония была для своего времени очень новаторской и потому многим непонятной».

 

После премьеры, пятидесятилетию которой было посвящено исполнение симфонии в Петербурге, партитура попала в число полузапрещенных: в Москве она впервые прозвучала только в 1986 году. Современное сложно-диссонантное письмо соседствует в ней с ритмом официозных триумфальных маршей, цитаты из классических сочинений Бетховена, Чайковского, Грига, Шопена – с джазовыми импровизациями. Исследователи видят в форме симфонии иронические отсылки к знаменитой «Прощальной симфонии» Гайдна: исполнители во время игры то уходят, то возвращаются, в конце же на сцене не остается никого – и только звучит в записи фрагмент гайдновской партитуры.

Ключ к пониманию симфонии наряду с явно выраженным в музыке противопоставлением хаоса и гармонии формулирует сам автор: «Сочиняя симфонию, я параллельно работал над музыкой к последнему фильму Михаила Ромма “Я верю”. Вместе со съемочной группой я просмотрел тысячи метров документального материала. Постепенно они складывались во внешне хаотическую, но внутренне строго организованную хронику XX века, воплотившую в новом отражении гениальные гиперболы древних — прометеевская дерзость научных и технических завоеваний, грандиозные военные и социальные потрясения, борьба сатанинского зла и непреклонного самоотверженного духа. Симфония не имеет программы. У меня не было также намерения координировать две параллельные работы. Однако если бы в моем сознании не отпечаталась трагическая и прекрасная хроника нашего времени, я никогда бы не написал этой музыки».

 
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»