Согласие на использование cookies

Этот сайт использует файлы cookie для улучшения пользовательского опыта и анализа трафика на основании Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на использование файлов cookie в соответствии с нашей Политикой обработки персональных данных. Вы можете настроить свой браузер для отказа от файлов cookie, но это может повлиять на функциональность сайта. При несогласии - покиньте сайт
Фото: Стас Левшин

В год 50-летия присвоения Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича ее главный абонемент откроется 24 октября исполнением грандиозной Четвертой симфонии композитора. Сочинение прозвучит в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева. Филармонический оркестр должен был в 1936 году осуществить мировую премьеру симфонии, которая оказалась отменена под давлением обстоятельств.

Четвертая симфония стала для молодого Дмитрия Шостаковича творческим вызовом. Впервые после «идеологических» Второй («Октябрю») и Третьей «Первомайской» симфонии, завершающихся хором, он обратился к чисто инструментальному, концептуально насыщенному циклу, одним из источников вдохновения для которого стали симфонии Густава Малера. 

На время работы над симфонией пришлось событие, ставшее для композитора страшным ударом и повлиявшее на траекторию его творческого развития: в январе 1936 года в газете «Правда» была опубликована печально известная статья «Сумбур вместо музыки», посвященная опере Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», а точнее — критике его стиля как «не соответствующего ожиданиям советского народа».

Что бы ни пережил Шостакович после выхода статьи, он завершил Четвертую симфонию. Была назначена дата премьеры: 30 декабря 1936 года партитура должна была прозвучать в исполнении оркестра Ленинградской филармонии под управлением Фрица Штидри, но в процессе репетиций симфония была с премьеры снята.

«Дело в том, что в музыкальных и, главным образом, в околомузыкальных кругах распространились слухи о том, что Шостакович, не вняв критике, написал дьявольски сложную симфонию, напичканную формализмом. И вот в один прекрасный день на репетицию явились секретарь Союза композиторов В.Е. Иохельсон и еще одно начальственное лицо из Смольного, Яков Смирнов, после чего директор филармонии И.М. Рензин <...> попросил Дмитрия Дмитриевича пожаловать в директорский кабинет», — писал Исаак Гликман, близкий друг Шостаковича, чья книга является одним из самых надежных источников для исследователей творчества композитора. Причиной отмены в итоге стала «настоятельная рекомендация И.М. Рензина, не пожелавшего использовать административные меры и упросившего автора самому отказаться от исполнения симфонии».

Премьера, отложенная на 25 лет, состоялась по инициативе Кирилла Кондрашина 30 декабря 1961 года в Москве.

2 декабря 2025 года исполнится 50 лет с момента присвоения Ленинградской – Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича. Под знаком этой даты прошел и предыдущий сезон, в котором Филармония представила публике абонемент «Легендарные ленинградские премьеры Шостаковича». В новом сезоне эту смысловую линию продолжит абонемент «(Не)Знакомый Шостакович», который объединит балетные сюиты, антракты из оперы «Катерина Измайлова», музыку к пьесе «Человеческая комедия», сюиту из музыки к эстрадно-цирковому представлению «Условно убитый», музыку к кинофильмам «Гамлет» и «Овод». Он откроется концертом Академического симфонического оркестра 26 октября.

Музыка Шостаковича звучит в филармонических залах и вне связи с тематическим абонементом. Важным событием станет исполнение Заслуженным коллективом России под управлением главного дирижера филармонии Николая Алексеева Первой симфонии Шостаковича — к столетию мировой премьеры, осуществленной этим же оркестром (1 мая). Также на 25 апреля заявлена монографическая программа, которую Заслуженный коллектив России исполнит под управлением Владимира Спивакова: она объединит Девятую симфонию, Сюиту для променадного оркестра и Первый фортепианный концерт, солист — Денис Мацуев.

Музыка Шостаковича станет важной частью афиши XXV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», который пройдет в Петербурге в декабре. 

Фото: Анна Флегонтова

Заслуженный коллектив России под управлением музыкального руководителя Михайловского театра Александра Соловьева 16 октября исполнит в Большом зале программу, которая станет кульминацией цикла концертов к 110-летию Георгия Свиридова. В исполнении оркестра, Хора Михайловского театра и тенора Сергея Кузьмина прозвучит «Поэма памяти Сергея Есенина» — одно из самых значительных произведений композитора. В программе также Третий фортепианный концерт Рахманинова, солист — победитель «Классического Евровидения» Иван Бессонов.

«Музыка Георгия Васильевича Свиридова, величайшего композитора России, с годами становится всё более значимой, даже насущной. Мне представляется особенно важным, чтобы "Поэма памяти Сергея Есенина", созданная им в 1956 году, была исполнена не в “музейном”, “застывшем” варианте, а прозвучала бы современно, заставила услышать себя по-новому, — говорит Александр Соловьев. — Эта музыка о Поэте и его Родине в переломный момент истории, своеобразные русские “Страсти”. Роль Поэта в поэме в какой-то мере приближается к роли Евангелиста в Пассионах Баха, а слушатель становится свидетелем крестного пути, буквально Жития своей страны».

Цикл концертов к 110-летию со дня рождения Георгия Свиридова открылся 9 октября первым исполнением в Большом зале филармонии Симфонии – его раннего сочинения, мировая премьера которого состоялась только в 2015 году. С 9 по 23 октября ключевые сочинения Свиридова, неоднократно выступавшего на филармонических сценах, звучат в исполнении ведущих петербургских коллективов.

Цикл продолжится исполнением музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель» Академическим симфоническим оркестром филармонии под управлением Андрея Аниханова 21 октября. Также прозвучат фрагменты из опер Петра Чайковского и Сергея Рахманинова, солистка – сопрано Динара Алиева.

Финальным станет концерт 23 октября в Малом зале. В программе — камерные сочинения: фортепианная Соната, посвященная художественному руководителю филармонии Ивану Соллертинскому, Песни на слова Роберта Бёрнса и другие произведения. На сцене – бас Владимир Байков, скрипачка Маргарита Гинц, виолончелист Андрей Иванов и пианист Иван Александров. 

Ближайшее выступление Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева в Большом зале филармонии состоится 24 октября: прозвучит Четвёртая симфония Дмитрия Шостаковича.

Фото предоставлено пресс-службой ГАСО РТ

Знаменитый венгерский скрипач Кристоф Барати выступил в Большом зале Петербургской филармонии с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского 11 октября. Прозвучали Концерт для скрипки с оркестром Бетховена и Четвертая «Романтическая» симфония Антона Брукнера.

«Для меня очень важен контакт между солистом и слушателями. Во время выступления я стремлюсь донести свое понимание музыки до каждого, кто пришел на концерт. Идеально, если слушатель может просто расслабиться, облокотиться на кресло и почувствовать то же, что чувствую я. Музыка, инструмент, акустика зала — всё это средства общения между исполнителем и публикой, — рассказал Кристоф Барати. — Концерт Бетховена выделяется среди других подобных сочинений тем, что здесь солист не главенствует над оркестром: их роли равны; партия скрипки лишь развивает и оттеняет основной музыкальный материал».

Концерт для скрипки Людвига ван Бетховена — единственный завершенный скрипичный концерт композитора. Первое исполнение (1806 год) не принесло успеха, и произведение было забыто на несколько десятилетий, пока в 1844 году его с оркестром под управлением Феликса Мендельсона не исполнил 12-летний Йозеф Иоахим. Сегодня этот концерт считается одним из величайших произведений для скрипки и регулярно исполняется.

Предыдущее выступление Кристофа Барати в мае 2025 года стало важным событием филармонического сезона, «редкой возможностью услышать скрипача международного класса, который к тому же играет на скрипке Страдивари», отмечал тогда Евгений Петровский, заместитель директора филармонии по творческой деятельности. 30 мая Кристоф Барати выступил в Большом зале с Заслуженным коллективом России под управлением Максима Алексеева: прозвучал Концерт для скрипки с оркестром Брамса.

Победитель международных конкурсов и обладатель престижных наград, Кристоф Барати сотрудничает с крупнейшими оркестрами и дирижерами мира. В 2016 году дебютировав в Вербье, на одном из ключевых мировых фестивалей, Кристоф Барати выступает в его программе ежегодно. Он играет на скрипке Страдивари "Lady Harmsworth" 1703 года.

ГАСО Республики Татарстан, основанный в 1966 году, открыл новую страницу истории в 2010 году с приходом Александра Сладковского. В его биографии — выступления на знаменитых европейских концертных площадках (в их числе — венский Музикферайн) и в программах престижных европейских фестивалей, сотрудничество с ведущими солистами и дирижерами.

Фото: Вадим Шамсияров

9 октября старейший симфонический оркестр страны, Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича, впервые за свою 143-летнюю историю выступил в Екатеринбурге. Коллектив осуществил почетную миссию: под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева завершил программу VIII Симфонического форума России — события, уже 15 лет собирающего в Екатеринбурге симфонические оркестры из разных регионов страны. Выступление Заслуженного коллектива России и главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева, которое стало кульминацией музыкальной программы Форума, а по мнению отдельных слушателей, лучшим концертом сезона, прошло в Большом зале Свердловской филармонии при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны».

В исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева прозвучали Симфонические танцы Сергея Рахманинова, симфоническая поэма «Франческа да Римини» Бориса Тищенко и фантазия для оркестра по Данте «Франческа да Римини» Петра Чайковского.

Фото: Вадим Шамсияров

«9 октября завершился VIII Симфонический форум России, и завершился он не просто финальной точкой, но огромным восклицательным знаком. Форум закрывал Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии — старейший симфонический коллектив страны, входящий в элиту мирового исполнительского искусства, — рассказывает Рустем Хасанов, заместитель директора Свердловской филармонии по творческой деятельности. — Что творилось в этот вечер в Большом зале, где коллектив выступал впервые за всю историю существования Свердловской филармонии! Музыка Рахманинова, Тищенко, Чайковского, прекрасные бисы: Римский-Корсаков, Хачатурян. Выкрики из зала: “Экстра!”, “Супер!”, “Великий оркестр!”, овации, возгласы “Браво!”. Зал просто неиствовал! Это было действительно торжество музыки, торжество гармонии, когда испытываешь чувство сопричастности к великому искусству музыки. Заслуженный коллектив России — наше национальное достояние!»

Концерт Заслуженного коллектива России и главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева транслировался в социальных сетях онлайн.

В рамках VIII Симфонического форума России, открывшегося 3 октября, прозвучали семь программ, составленных с учетом традиций, сложившихся за 15 лет проведения события. Каждый оркестр формировал программу самостоятельно, чтобы представить свой уникальный исполнительский стиль; коллективы выступали под руководством главных дирижёров; программы исполнялись без привлечения солистов, что позволило слушателям сосредоточиться на звучании оркестра.

В числе участников Симфонического форума России наряду с Заслуженным коллективом России и главным дирижером Петербургской филармонии, народным артистом России Николаем Алексеевым: Уральский академический филармонический оркестр, художественный руководитель и главный дирижер — народный артист России Дмитрий Лисс, Академический симфонический оркестр Саратовской областной филармонии, главный дирижер — народный артист России Александр Рудин, Академический симфонический оркестр Самарской государственной филармонии, художественный руководитель и главный дирижёр — Денис Власенко, Воронежский академический симфонический оркестр, художественный руководитель и главный дирижер — Владимир Вербицкий, Ростовский академический симфонический оркестр, художественный руководитель и главный дирижер — Антон Шабуров, Симфонический оркестр Петрозаводской консерватории, художественный руководитель и главный дирижер — Алексей Кубышкин.

В рамках Форума прошла не только концертная, но и деловая программа, объединяющая свыше 60 представителей профессионального сообщества из разных регионов России, участвующих в обсуждении актуальных вопросов симфонической индустрии: финансирования, репертуарной политики, образовательных проектов и межрегионального сотрудничества.

Форум, организуемый Свердловской государственной филармонией, проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Губернатора Свердловской области и Союза концертных организаций России.

Фото: Анна Флегонтова

Впервые в Большом зале Петербургской филармонии прозвучала Симфония для большого оркестра Георгия Свиридова — сочинение, долгие годы считавшееся утраченным. 9 октября ее исполнил Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр под управлением Александра Титова. В этот вечер также прозвучал Второй фортепианный концерт Рахманинова, солировал Олег Вайнштейн.

Программа открыла цикл концертов Петербургской филармонии, посвященный 110-летию со дня рождения Георгия Свиридова. С 9 по 23 октября ключевые сочинения композитора, неоднократно выступавшего на филармонических сценах, звучат в исполнении ведущих петербургских коллективов.

Мировая премьера Симфонии, написанной летом 1937 года, состоялась лишь в 2015 году. «Симфонией с приключениями» называет эту партитуру Александр Белоненко, музыковед, племянник Георгия Свиридова.

«Свиридов написал её при переходе с первого на второй курс Ленинградской консерватории — ещё до начала обучения у Шостаковича, когда он только открывал для себя симфонический жанр. Сам композитор впоследствии относился к этому сочинению как к раннему, неудачному ученическому опыту», — рассказал Александр Белоненко.

Фото: Анна Флегонтова

По словам Александра Титова, художественного руководителя и главного дирижёра Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра, для коллектива исполнение Симфонии стало особым событием: «Мы прежде записывали эту музыку, но в концертном зале сегодня исполнили ее впервые. Такого рода симфонических произведений у Свиридова немного, поэтому каждая находка — редкость. В симфонии слышно песенное начало, интонации русской и украинской народной музыки. Всё это тональный, очень живой музыкальный язык».

История партитуры необычна: рукопись обнаружилась в семейных архивах после смерти композитора. «О ней все забыли — партитура лежала в диване в комнате матери Свиридова, а после попала в дом его брата. Уже после кончины композитора, когда я стал разбирать ноты, нашёл её и был поражён! — рассказывает Александр Белоненко. — Оказалось, симфония уже когда-то звучала — в партитуре сохранились дирижёрские пометки. Из дневников Михаила Фабиановича Гнесина я узнал, что в 1937 году в Ленинграде, на прослушивании перед Первой декадой советской музыки, прозвучала и эта симфония. Но комиссия отнеслась к ней скептически, и в результате она так и не была допущена к исполнению».

Первая Декада советской музыки в ноябре 1937 года прошла в Большом зале филармонии. Спустя 88 лет Симфония Свиридова наконец прозвучала в этом зале: концерт 9 октября в определенном смысле можно назвать актом восстановления исторической справедливости.

Мировая премьера симфонии прошла в год 100-летия со дня рождения композитора. «В 2015 году, готовясь к юбилею, я показал партитуру дирижеру Илмару Лапиньшу. Он сразу сказал: “Это надо играть!”. Так состоялось первое исполнение силами Губернаторского симфонического оркестра Иркутской областной филармонии. Позже симфония звучала в других городах, — отмечает Александр Белоненко. — Я благодарен Петербургской филармонии за то, что Симфония впервые прозвучала в Большом зале».

Цикл концертов к 110-летию Свиридова продолжится в Большом зале филармонии 12 октября: Симфонический оркестр «Таврический» под руководством Михаила Голикова исполнит знаменитую сюиту «Время, вперед!», Маленький триптих и фрагменты из театральной и киномузыки Исаака Дунаевского, Хачатуряна, Гладкова, Дашкевича, Рыбникова и других композиторов.

Особое место в цикле занимают концерты филармонических оркестров: Заслуженный коллектив России совместно с Хором Михайловского театра 16 октября исполнит под управлением Александра Соловьева «Поэму памяти Сергея Есенина», солист — тенор Сергей Кузьмин; в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Андрея Аниханова 21 октября прозвучат музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель».

В рамках цикла также пройдут выступления Концертного хора Санкт-Петербурга и Хора мальчиков Хорового училища имени М.И.&nbsp;Глинки под управлением Владимира Беглецова, в Малом зале филармонии прозвучит камерная программа.

А. Сладковский. Фото: Стас Левшин

Венгерский скрипач, звезда мировой сцены Кристоф Барати выступит с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского в Большом зале Петербургской филармонии 11 октября. В программе — шедевры австро-немецкой музыки: Концерт для скрипки с оркестром Бетховена и Четвертая «Романтическая» симфония Антона Брукнера. Предыдущее выступление Кристофа Барати в мае 2025 года стало важным событием филармонического сезона, «редкой возможностью услышать скрипача международного класса, который к тому же играет на скрипке Страдивари», отмечал тогда Евгений Петровский, заместитель директора филармонии по творческой деятельности.

«С особым чувством мы готовимся к выступлению в Петербурге — моей альма-матер, месте, где начался мой путь дирижера. Для меня всегда большая честь выступать перед петербургской публикой. Мы с Кристофом Барати, выдающимся скрипачом современности, очень ждем этой встречи и надеемся, что подарим слушателям настоящее удовольствие», — отмечает Александр Сладковский, художественный руководитель и главный дирижёр Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан.

30 мая Кристоф Барати выступил в Большом зале с Заслуженным коллективом России под управлением Максима Алексеева: прозвучал Концерт для скрипки с оркестром Брамса. 11 октября скрипач исполнит Концерт для скрипки Людвига ван Бетховена — единственный завершенный скрипичный концерт композитора. Первое исполнение не принесло успеха (1806 год), и произведение было забыто на несколько десятилетий, пока в 1844 году его вновь не исполнил 12-летний Йозеф Иоахим с оркестром Королевского филармонического общества под управлением Феликса Мендельсона. Сегодня этот концерт считается одним из величайших произведений для скрипки и регулярно исполняется.

За Четвертой симфонией Брукнера закрепилось название «Романтическая». Известны даже достаточно подробные программные трактовки ее содержания, против которых автор, по крайней мере, не возражал, в них — характерный для эпохи строй образов: гордые рыцари, сцены охоты и пиров, и — один из важнейших — образ природы и чувство единения с ней.

Победитель международных конкурсов и обладатель престижных наград, Кристоф Барати сотрудничает с крупнейшими оркестрами и дирижерами мира, в их числе — Шарль Дютуа, Марек Яновский, Валерий Гергиев, Иван Фишер, Юкка-Пекка Сарасте. Дебютировав в 2016 году на одном из ключевых мировых фестивалей в Вербье, Кристоф Барати выступает в его программе ежегодно. Музыкант возглавляет кафедру скрипки Академии Листа в Будапеште, выступает художественным руководителем Международного фестиваля камерной музыки "Kaposfest". Он играет на скрипке Страдивари "Lady Harmsworth" 1703 года.

ГАСО Республики Татарстан, основанный в 1966 году, открыл новую страницу истории в 2010 году с приходом Александра Сладковского. Сегодня этот коллектив — первый российский региональный оркестр, записанный на телеканалах Medici.tv и Mezzo. В его биографии — выступления на знаменитых европейских концертных площадках (в их числе — венский Музикферайн) и в программах престижных европейских фестивалей, сотрудничество с ведущими солистами и дирижерами.

А. Шагимуратова. Фото: Ирина Туминене

В Большом зале Петербургской филармонии с Академическим симфоническим оркестром под управлением Андрея Аниханова 3 октября выступила звезда мировой оперы, сопрано Альбина Шагимуратова. Вместе с ней на сцену вышли лауреаты XXVII Международного конкурса вокалистов имени М.И. Глинки – одного из самых престижных состязаний, художественным руководителем и председателем жюри которого выступает певица. Петербург – не единственный город, который встречает молодых звезд вокального искусства: с 30 августа по 21 декабря лауреаты конкурса выступают в рамках большого гастрольного тура в городах России, Узбекистана, Казахстана, Турции, Армении и Белоруссии. Символично, что этот большой концертный тур, ставший возможным благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив, проходит в год столетия со дня рождения Ирины Архиповой – легендарной певицы, более сорока лет возглавлявшей жюри Конкурса имени Глинки.

«В этом году мы начали тур с концерта в Мариинском театре, а теперь вновь выступаем в Санкт-Петербурге на сцене Филармонии. Возвращаться в этот город всегда радостно для нас. Петербургский зритель – особенный: он знающий, понимающий, поэтому выступать перед ним — очень ответственно», – рассказала председатель жюри конкурса Альбина Шагимуратова.

В Большом зале филармонии прозвучали фрагменты знаменитых русских и зарубежных опер в исполнении Альбины Шагимуратовой и лауреатов конкурса: сопрано Екатерины Савинковой (III премия), Екатерины Бегунович (II премия), Валентины Правдиной (IV премия), меццо-сопрано Екатерины Лукаш (I премия), теноров Кирилла Попова (дипломант конкурса) и Данила Сахарова (IV премия), баса Мирослава Молчанова (IV премия).

Легендарный Международный конкурс вокалистов имени М.И. Глинки проводится с 1960 года, в разные годы его триумфаторами становились Ирина Богачева, Елена Образцова, Евгений Нестеренко, Владимир Атлантов, Сергей Лейферкус, Альбина Шагимуратова, Ольга Бородина, Дмитрий Хворостовский, Аскар Абдразаков, Ильдар Абдразаков и другие знаменитые певцы.

Более сорока лет председателем жюри конкурса была выдающаяся певица и педагог, народная артистка СССР Ирина Архипова. После ухода Ирины Константиновны конкурс был возрожден в 2019 году по инициативе заслуженной артистки России, народной артистки Республики Татарстан, лауреата I премии XXI Международного конкурса вокалистов им. М.И. Глинки Альбины Шагимуратовой.

XXVII Международный конкурс имени М.И. Глинки прошел в октябре 2024 года в Москве, а в декабре стало известно, что проект большого гастрольного тура его лауреатов в городах России и ближнего зарубежья получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив.

Фото: Стас Левшин

1 октября в Большом зале Петербургской филармонии прошёл уникальный четырехчасовой концерт-марафон, посвященный Международному дню музыки. Две программы в рамках марафона исполнил Молодежный камерный оркестр Заслуженного коллектива России под управлением Ярослава Забояркина, солистом во второй выступил пианист, солист Санкт-Петербургского Дома музыки Тимофей Владимиров, на сцену также вышли известная петербургская пианистка, победительница Международного конкурса исполнителей в Сендае (Япония, 2025) Елизавета Украинская и ансамбль медных духовых инструментов Olympic Brass.

«В этом году Международный день музыки — особенный, юбилейный: этот праздник проводится в пятидесятый раз. Традиция отмечать его концертом-марафоном в филармонии началась ещё в 2007 году, в 2016 году прервалась, а в 2023 году – возродилась» — рассказал Евгений Петровский, заместитель директора по творческой деятельности, художественный руководитель Большого зала.

«В программу Дня музыки в этом году, когда мы отмечаем 50-летие присвоения филармонии имени Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, закономерно вошла его музыка: прозвучал Первый концерт для фортепиано с оркестром, чья мировая премьера с автором за роялем состоялась в 1933 году на нашей сцене, – отметил Евгений Петровский. – В целом программа концерта-марафона была сформирована по принципу жанрового и стилевого разнообразия: прозвучали сочинения Моцарта, Чайковского, Мусоргского, Аренского и музыка из известных кинофильмов».

Особенностью концертов-марафонов, проходящих в Большом зале филармонии в Международный день музыки, является их общедоступный статус: это значит, что цены на билеты составляют всего 200 рублей. В Международный день музыки филармония дает возможность прикоснуться к академическому искусству самой широкой публике.

При этом концерты с подобной ценовой политикой – не единичный случай в филармоническом сезоне: обеспечивая доступ к академическому искусству публике с самым разным уровнем дохода, Петербургская филармония проводит концерты общедоступного формата ежемесячно. Правда, октябрьский концерт-марафон среди них – единственный, остальные общедоступные концерты выдержане в стандартном хронометраже – около двух часов.

Ближайший общедоступный концерт пройдет в рамках цикла концертов к 110-летию со дня рождения Г.В. Свиридова 14 октября.

Г. Свиридов и Е. Флакс в концерте 28 ноября 1955 года, Малый зал филармонии

Петербургская филармония посвятит цикл из шести концертов 110-летию со дня рождения Георгия Свиридова — одного из крупнейших русских композиторов прошлого века, редкого мелодиста, которому в эпицентре XX столетия удалось найти ясный, гармоничный, искренний музыкальный язык. С 9 по 23 октября ключевые сочинения Георгия Свиридова, неоднократно выступавшего на филармонических сценах, прозвучат в исполнении ведущих петербургских коллективов. Особое место в цикле занимают концерты филармонических оркестров: Заслуженный коллектив России совместно с Хором Михайловского театра исполнит под управлением Александра Соловьева «Поэму памяти Сергея Есенина», солист — тенор Сергей Кузьмин; в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Андрея Аниханова прозвучат музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». 

«Георгий Свиридов – не только один из крупнейших русских композиторов XX века, но и музыкант, теснейшим образом связанный с Ленинградской — Петербургской филармонией и ее оркестрами. Свидетелями первых композиторских успехов Свиридова стали филармонические залы, одними из первых исполнителей его музыки — филармонические коллективы. На наших сценах он сам неоднократно выступал как пианист — солировал и аккомпанировал исполнявшим его сочинения ведущим певцам страны — Александру Ведерникову, Ирине Архиповой, Евгению Нестеренко, Елене Образцовой, — рассказывает Евгений Петровский, заместитель директора Петербургской филармонии по творческой деятельности, художественный руководитель Большого зала. — Выстраивая программу цикла, посвященного юбилейной дате, мы стремились отразить в ней все периоды творчества композитора — от самого раннего (Симфония ми минор написана в 1937 году, в период учебы в Ленинградской консерватории) до сочинения 1980-х годов — Хорового цикла на стихи Александра Блока “Песни безвременья”, а также многообразие жанров, в которых работал Свиридов. Прозвучит симфоническая, ораториальная, хоровая, камерно-вокальная и камерно-инструментальная, сольная фортепианная, а также музыка к кинофильмам».

А. Свешников, Е. Светланов, Г. Свиридов. Концерт 26 марта 1957 года, Большой зал филармонии

При этом Евгений Петровский подчеркивает, что для филармонии было важно объединить в числе исполнителей ведущие петербургские коллективы, чтобы цикл к 110-летию со дня рождения композитора стал своего рода приношением от всего нашего города. Прежде всего это оба филармонических оркестра — Заслуженный коллектив России и Академический симфонический оркестр, а также Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр и Симфонический оркестр «Таврический», Хор Михайловского театра, Концертный хор Санкт-Петербурга и Хор мальчиков Хорового училища имени М.И. Глинки.

Цикл концертов к 110-летию со дня рождения Георгия Свиридова откроется 9 октября Симфонией для большого оркестра, которую исполнит Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр под управлением Александра Титова. Этот ранний опыт Свиридова долгое время оставался в тени, и сегодня звучит как откровение, позволяя проследить за формированием авторского стиля композитора. В программе также Второй фортепианный концерт Рахманинова, солист — Олег Вайнштейн.

12 октября Симфонический оркестр «Таврический» под руководством Михаила Голикова представит знаменитую сюиту «Время, вперед!», Маленький триптих и фрагменты из театральной и киномузыки Исаака Дунаевского, Хачатуряна, Гладкова, Дашкевича, Рыбникова и других композиторов.

14 октября в исполнении Концертного хора Санкт-Петербурга и Хора мальчиков Хорового училища имени М.И. Глинки под управлением Владимира Беглецова прозвучат «Пушкинский венок», кантата «Курские песни», а также хоровой цикл «Песни безвременья».

16 октября одно из самых значительных произведений композитора – «Поэму памяти Сергея Есенина» исполнит Заслуженный коллектив России и хор Михайловского театра под управлением Александра Соловьева, солист — тенор Сергей Кузьмин. В программе также — Третий концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова, солист — Иван Бессонов.

Симфонические иллюстрации к повести Пушкина «Метель» исполнит Академический симфонический оркестр филармонии под управлением Андрея Аниханова 21 октября. Свиридова привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Музыка зазвучала как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство жизни. Также прозвучат фрагменты из опер Петра Чайковского и Сергея Рахманинова, солистка — сопрано Динара Алиева.

Цикл завершится 23 октября вечером в Малом зале. В программе — камерные сочинения: фортепианная Соната, посвященная художественному руководителю филармонии Ивану Соллертинскому, Песни на слова Роберта Бёрнса и другие произведения. На сцене – бас Владимир Байков, скрипачка Маргарита Гинц, виолончелист Андрей Иванов и пианист Иван Александров.

Связям Георгия Свиридова с Ленинградской филармонией посвящена статья на сайте digital-проекта «Столетие филармонии».

Фото: Анна Флегонтова

29 сентября в здании Большого зала Петербургской филармонии состоялся круглый стол, посвящённый сохранению исторической памяти о работе учреждений культуры Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Впервые подобное мероприятие состоялось в стенах одного из ведущих культурных учреждений города, что подчеркнуло его символическое значение. Центральной темой встречи стала инициатива создания единого информационного портала, где будут собраны документы, воспоминания и архивные материалы о деятельности театров, музеев, киностудий и библиотек в военные годы. Соорганизаторами круглого стола выступили Петербургская филармония и Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова. Участие в его работе приняли представители ведущих культурных институций города — Петербургской филармонии, Государственного Эрмитажа, Мариинского театра, киноконцерна «Ленфильм», Российской национальной библиотеки, Санкт-Петербургского государственного университета. На встрече также присутствовали члены общественных объединений блокадников.

«Мы пригласили коллег из самых разных учреждений культуры Петербурга – Ленинграда, как федеральных, так и региональных, чтобы они рассказали, какая ведется работа. А она ведется, просто о ней, к сожалению, мало известно, – сообщила Юлия Кантор, заместитель директора филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям. – Надеюсь, что итогом станет создание единого информационного ресурса об учреждениях культуры культурной столицы России».

Фото: Анна Флегонтова

«Мы организовали круглый стол, анализируя народные инициативы. У нас очень много людей, которые помнят и будут помнить этот тяжелый период. Очень важно, что эта тема продолжает волновать учреждения культуры и сегодня. Память важна для нас всех, и хочется, чтобы она сохранилась как можно в более полном объёме. Такой портал мог бы стать настоящей гордостью города», — подчеркнула Светлана Агапитова, Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге.

Представители Петербургской филармонии Юлия Кантор и Евгений Петровский (заместитель директора филармонии по творческой деятельности) в своем докладе обратились к истории филармонии в годы блокады. «Мы предпочитаем вспоминать об истории не только в важные дни, а помнить о ней всегда», — отметила Юлия Кантор. Она рассказала о сохранившихся афишах и программках, о гастрольных маршрутах Заслуженного коллектива Республики и Евгения Мравинского в период эвакуации в Сибирь, о выставочных проектах филармонии, организованных в память об этом времени. Евгений Петровский подчеркнул, что работа с этими архивными материалами сегодня становится частью традиции сохранения памяти и важнейшей задачей культурных институций. Он также отметил, что предстоящий сезон филармонии будет связан с осмыслением блокадной истории и творчеством Дмитрия Шостаковича, чья музыка во многом стала символом стойкости города.

Ключевыми темами докладов стали история сохранения и осмысления культурного наследия блокадного города. Старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа Анна Конивец рассказала о работе музея и судьбах сотрудников, чьи дневники и воспоминания помогают понять, как в тяжелейших условиях удавалось сохранять коллекции. Заведующая издательским отделом Мариинского театра Анна Петрова и начальник отдела по связям с общественностью киноконцерна «Ленфильм» Ольга Аграфенина поделились выявленными в архивах сведениями о жизни сотрудников в осаждённом городе.

Заведующая информационно-библиографическим отделом Российской национальной библиотеки Надежда Веденяпина подчеркнула, что библиотека «ни на день не прекращала свою работу». Фонд и ведомственный архив были сохранены, а сотрудники, понимая историческую значимость происходящего, инициировали создание «блокадной коллекции», состоящей из самых разных печатных продукций. Она также сообщила о ведении работы по созданию центра по сохранению исторической памяти о блокаде Ленинграда и Великой Отечественной войне.

В дискуссию вступили ветераны блокады, представители литературных архивов и преподаватели высших учебных заведений. После участники круглого стола, члены общественных объединений блокадников, посетили экскурсию по выставке «Александр Траугот. Время Шостаковича. Графика».

Итогом обсуждения стало решение об обращении к городским властям с инициативой о создании единого центра информации о деятельности учреждений культуры Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Рассматривается возможность формирования такого ресурса будет вестись под эгидой Российской Национальной библиотеки.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2025
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»