Произведения
Симфония № 4 «Романтическая»
Современник Вагнера и Брамса, Антон Брукнер оставил обширное наследие, в котором ведущее место по праву принадлежит одиннадцати симфониям (композитор дал порядковые номера только девяти из них). И в личности Брукнера, и в его художественном стиле многое кажется необычным, неординарным. Выходец из австрийской глубинки, познавший тяжелый крестьянский труд и нелегкое ремесло школьного учителя, он только к сорока годам обосновывается в Вене, завершает длительный период ученичества и приступает к активной творческой деятельности. Боготворя Рихарда Вагнера, но не разделяя многие положения его художественной концепции, Брукнер избирает основной сферой своего творчества чистый инструментализм – область, которую Вагнер уже успел объявить бесперспективной. Наследник традиций великих мастеров прошлого, он был чуток к новым веяниям, но никакие влияния не ставили под сомнение его неповторимую авторскую индивидуальность. Эту черту Брукнера-художника образно подчеркнул И.И. Соллертинский: «Брукнер – это Шуберт, закованный в панцирь медных звучаний, усложненный элементами баховской полифонии, трагедийной структуры первых трех частей Девятой симфонии Бетховена и вагнеровской "тристановской” гармонии».
Брукнера нередко называли «Палестриной XIX века». Кроме того, многое роднит композитора с Гайдном, Моцартом, Вебером, Мендельсоном... В свою очередь, творчество Брукнера оказало определенное воздействие на его младшего современника Г. Малера, а среди мастеров XX века наиболее близкими ему оказались Д. Шостакович и П. Хиндемит.
Четвертая симфония – одно из лучших созданий Брукнера. Название «Романтическая» указывает на возможное существование программного замысла, но, как и в бетховенской «Пасторальной» симфонии, здесь не следует искать определенного сюжета. Музыка выражает чувства человека, экстатично ощущающего природу и стремящегося к полному слиянию с нею. Музыкальное действие произведения развертывается в величаво-эпическом тоне, общий замысел его раскрывается в последовании монументальных «фресок» огромной протяженности.
В первой части происходит становление активного, героического начала. Основная тема рождается как бы из тишины: на трепетном шелестящем фоне струнных возникает главный мотив в звучании валторны. На вершине развития эта тема звучит гордо и целеустремленно. Вторая тема вносит контраст: нежная, полная обаяния и прелести лирика сочетается в ней с изящной танцевальностью.
Вторая часть – замечательный пример брукнеровских философски-углубленных созерцаний. Звучит певучая широкая тема – сурово-сосредоточенный характер музыки усугубляется мерностью маршеобразного шествия. В дальнейшем развитие становится все более напряженным и достигает больших драматических взлетов, вплоть до экстатической кульминации в коде.
Совсем в ином плане написана третья часть – скерцо. Веселые звонкие фанфары валторн и труб напоминают перекличку охотничьих рогов. Игра упругих ритмов, виртуозная оркестровка, порывистая оживленность, «полетность» – все это говорит о радостном полнокровном жизнеощущении.
Финал – новый этап напряженной борьбы. После тревожного вступления появляется главная тема – громогласная, риторическая тема-тезис, произносимая мощными унисонами оркестра. В лирической второй теме спокойная созерцательность сопоставляется с нежной пасторальностью. Третья тема врывается как грозный протест… Драматичная разработка и реприза приводят к грандиозному апофеозу коды – к экстазу полного слияния человека с природой.
Концерты
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
+7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»