Первый абонемент Петербургской филармонии, объединяющий шесть программ старейшего в стране и одного из лучших симфонических оркестров мира – Заслуженного коллектива России – и ведущих дирижеров и солистов, продолжится концертом из сочинений Мориса Равеля и Сергея Прокофьева. За пультом оркестра – один из самых ярких российских дирижеров нового поколения Димитрис Ботинис, солист – мировая звезда академической музыки, скрипач Вадим Репин.
Наряду с виртуозной концертной рапсодией «Цыганка» и знаменитым Вальсом Равеля прозвучит созданная в заграничный период Третья симфония Прокофьева, основанная на темах его оперы «Огненный ангел» – столь смелой, что при жизни композитора она так и не была ни разу поставлена.
Также в программе – Первый скрипичный концерт Прокофьева: завершенная в 1917 году партитура впервые прозвучала лишь спустя долгие шесть лет. За это время композитор покинул Россию и отправился в концертный тур, который затянулся на десятилетия: выступал в роли дирижера и пианиста в Японии, США, Старом Свете, наконец, поселился в Париже, где Концерт наконец прозвучал – под управлением Сергея Кусевицкого, в присутствии артистической элиты. В зале были Пабло Пикассо, Александр Бенуа, Анна Павлова, Кароль Шимановский, Артур Рубинштейн, Надя Буланже, Йожеф Сигети – один из крупнейших скрипачей XX века, благодаря которому позже эта музыка получила заслуженное признание и мировую известность.
Сложно поверить, но на премьере музыка композитора, слывшего enfant terrible и русской, и европейской музыки показалась парижской публике «недостаточно современной», концерт с пренебрежением определили: «мендельсоновщина» – как будто это что-то плохое, но в Париже 1920-х годов, относительно недавно потрясенном величайшим скандалом на премьере радикально новаторской «Весны священной», а позже принявшем ее концертные исполнения с восторгом, казалось именно так.
«Музыкальный хулиган» и «музыкальный варвар» оказался лириком. Головокружительной виртуозности, а с ней сарказма, гротеска и фантастики, унаследованной напрямую от Лядова и Римского-Корсакова, в концерте тоже достаточно, но больше – бесконечно льющихся, кристально чистых, льдисто искрящихся мелодий. Первая – та, что открывает концерт, – была написана в 1915 году во время романа с красавицей Ниной Мещерской.