9 мая в Большом зале Петербургской филармонии пройдет Праздничный благотворительный концерт в память о победе в Великой Отечественной войне, на котором песни военных лет прозвучат в исполнении баритона Петра Захарова, тенора Бориса Степанова и Академического симфонического оркестра филармонии, чья биография неразрывно связана с военными годами: именно этот коллектив, тогда носивший имя Симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета, 9 августа 1942 года осуществил в Ленинграде легендарную блокадную премьеру Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича.  Дирижером концерта 9 мая выступит Эдуард Кротман, участие в концерте примут Хор Санкт-Петербургского государственного университета и Детский хор Филармонического общества Санкт-Петербурга.

Праздничный благотворительный концерт в память о победе в Великой Отечественной войне организует Международный фонд культурных инициатив Маэстро Темирканова, билеты на него распространяются через ветеранские организации Петербурга. Почетными гостями концерта будут ветераны Великой Отечественной войны, дети военных лет, а также ветераны и герои нашего времени.

«В этом году мы в двадцатый раз проводим этот концерт. Концерты памяти Великой Победы – особенное направление деятельности Фонда Юрия Темирканова. “Никто не забыт, ничто не забыто” – для нас не просто слова, это “категорический императив”, наш внутренний моральный компас. Для нас неизменно важно, чтобы эта идея каждый год воплощалась в выступлениях на сцене разных поколений артистов, в том числе детей», –– отмечает Президент Фонда Снежана Замалиева.

Фото: Стас Левшин

7 мая, в день рождения одного из крупнейших композиторов XIX века, Иоганнеса Брамса, в Большом зале Петербургской филармонии прозвучат оба фортепианных концерта, написанных композитором: на сцене – Заслуженный коллектив России под управлением народного артиста России Феликса Коробова, солист – известный петербургский пианист Петр Лаул. Музыканты не впервые представят собрание фортепианных концертов одного автора в одной программе: в 2021 году они исполнили все пять фортепианных концертов Бетховена в один вечер.

Иоганнес Брамс – эстетический наследник великого Бетховена: во второй половине XIX века, когда композиторы были увлечены сочинением одночастных, поэмных, программных пьес, он сохранял верность чистой музыке и циклической форме. Находились те, кто обвинял Брамса в старомодности, но время все расставило по местам, сегодня его симфонии и фортепианные концерты – важнейшая часть мирового симфонического репертуара.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1858) стал первым крупным оркестровым сочинением Брамса. Судьбоносным для молодого композитора стало знакомство с Робертом и Кларой Шуманами в 1853 году: Роберт – один из крупнейших немецких композиторов своего времени – провозгласил юношу гением, тем самым прославив его имя и возложив на него колоссальную ответственность, он же побуждал молодого автора к созданию крупной оркестровой формы. Важность этого человека для Иоганнеса была необычайной. Известно, что вскоре после попытки Шумана покончить с собой, за которой последовало принудительное помещение его в дом для душевнобольных, Брамс сделал первые наброски драматических, мятежных тем, которые в итоге вошли в его первый фортепианный концерт.

Второй концерт появился на свет спустя долгие двадцать два года после Первого, за это время автор из хрупкого и застенчивого юноши превратился в признанного мастера. Разница жизненных обстоятельств и самоощущения композитора нашла отражение в характере концертов: Первый – воплощенный порыв, Второй – зрелая уравновешенность.

Не будет преувеличением сказать, что важную роль в создании обоих концертов сыграла Клара Шуман. Безусловно, соблазн связывать самую проникновенную брамсовскую лирику с образом этой выдающейся пианистки, незаурядного композитора и супруги Роберта Шумана велик: немногочисленные дошедшие до нас письма свидетельствуют о том, что, еще юношей влюбившись в Клару, Брамс пронес чувство к ней, как бы оно ни менялось с годами, через всю жизнь. Однако о связи фортепианных концертов с Кларой можно говорить и в самом конкретном смысле: Брамс сам признавался, что медленная часть Первого концерта – не что иное, как ее «нежный портрет», а проникновенная мелодия виолончели, открывающая медленную часть Второго концерта восходит, по мнению исследователей, к Фортепианному концерту самой Клары.

Феликс Коробов – главный дирижер Московского театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Сотрудничал с выдающимися балетмейстерами – Джоном Ноймайером, Олегом Виноградовым, Юрием Григоровичем. Ввел в театре практику симфонических концертов, представив вечера музыки Рахманинова, Равеля, Шостаковича, Бетховена и др. В качестве солистов в концертах оркестра театра участвовали Пауль Бадура-Шкода (Австрия), Дмитрий Башкиров, Денис Мацуев, Саяка Сёдзи, Хибла Герзмава, Сергей Лейферкус, Владимир Галузин и другие исполнители. В московском театральном репертуаре Феликса Коробова свыше 30 оперных спектаклей, в том числе пять опер Н.А.Римского-Корсакова, оперы Чайковского, Россини, Пуччини. Сотрудничал с симфоническими оркестрами в России, в Германии, Финляндии, Италии, Китае, Эстонии, Латвии, Испании, Грузии, США. Первый исполнитель (как виолончелист и дирижер) многих произведений современных композиторов. С 2017 года сотрудничает с театром alla Scala — постановки «Онегин» (2017), «Манон» (2018), «Спящая красавица» (2019), Баланчин/Килиан/Бежар (2019), «Онегин» (2019).

Пётр Лаул – один из самых известных и востребованных петербургских пианистов: он концертирует не только в лучших залах Санкт-Петербурга и Москвы – в Большом и Малом залах Петербургской филармонии, Концертном зале Мариинского театра, Большом и Малом зале Московской консерватории, Концертном зале им. П.И. Чайковского, Светлановском и Камерном залах Московского дома музыки, но и на престижных концертных площадках Парижа, Нью-Йорка, Амстердама, Утрехта, Бремена, Базеля, Монпелье, Токио, Брюсселя, Монако и Лиона. Пианист активно сотрудничает с Radio France Classique (Франция), Radio Bremen (Германия), радио «Орфей» (Россия), а также с телеканалами Arte (Франция), «Культура», «РТР» и «Санкт-Петербург — 5 канал» (Россия). Записи Петра Лаула выпущены фирмами Naxos, Aeon, Onyx, Harmonia mundi, Querstand, Integral Classic, King Records. Среди значительных работ в этой сфере – диски с записью произведений Скрябина (2006), всех трио и виолончельных сонат Брамса (2007, 2008), скрипичных сонат и трио Шумана (2010).

Фото: Стас Левшин

27 апреля в Большом зале Петербургской филармонии абонемент «Мастер и Маргарита», посвященный 50-летию публикации полной версии романа Булгакова в СССР, продолжился исполнением монументальных «Страстей по Иоанну» Иоганна Себастьяна Баха – сочинения,  описывающего последние события земной жизни Христа – те, что составляют одну из сюжетных линий романа. Исполнение было приурочено к 300-летию со дня премьеры «Страстей», состоявшейся в апреле 1724 года в Лейпциге.

Фрагменты романа прочел народный артист России Николай Мартон, музыка Баха прозвучала в исполнении Камерного оркестра Заслуженного коллектива России и Хора Петербургской консерватории под управлением известного немецкого дирижера Лео Кремера, солисты – сопрано Александра Репина, меццо-сопрано Дарья Рябоконь, тенор Егор Семенков, баритон Иван Васильев, бас Юрий Мончак.

«Я родился в Германии, и, когда мне было восемь-девять лет, я слушал эту музыку в церкви, пел мальчишкой в хоре – и с тех пор, когда я обращаюсь к этой партитуре, чувствую, что я будто возвращаюсь в свой дом, в детство, каким его помню, – рассказал Лео Кремер, – Эта музыка не только для церкви, церкви Святого Фомы в Лейпциге, это послание для людей по всему миру. И для меня это настолько удивительное ощущение и большое счастье – работать с этим оркестром, этим хором, солистами. Это дар божий для всех нас, и это удивительный момент в жизни каждого из нас. У нас как будто бы есть антенна, чтобы принять это послание. И что нам еще остается? Только одно — каждое утро благодарить за такое чудо». 

Страсти, созданные Иоганном Себастьяном Бахом, стали вершиной в многовековой истории развития жанра, до наших дней дошли две партитуры – «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну». Монументальное целое Страстей складывается из звучания проникновенных, поразительной красоты арий, драматических хоров, сосредоточенных хоралов и речитативов Евангелиста. Выстроив из этих компонентов стройную композицию, Бах создал один из величайших шедевров в истории музыки, сочетающий высоту религиозного чувства с захватывающей театральностью повествования.

Абонемент Петербургской филармонии «Мастер и Маргарита» объединяет шесть разножанровых программ: наряду с симфоническими концертами в исполнении оркестров филармонии в его программе состоялись джазовый концерт и хоровой концерт-перформанс.

Название каждой из программ абонемента, как и их содержание отсылает к темам, образам или ситуациям романа: здесь и знаменитые вальсы Штрауса, звучавшие на балу у Воланда, и сцена массового помешательства конторских работников, против воли распевающих «Славное море – священный Байкал», и фокстрот «Аллилуйя», под который неистово танцевали еще ничего не подозревающие члены МАССОЛИТа в тот роковой день, когда Аннушка разлила масло… Текст романа в концертах абонемента звучит в исполнении известных актеров – Александра Галибина, Андрея Урганта, Николая Бурова.

Завершится абонемент в мае программой «Великий бал полнолуния»: музыка Гуно, Сен-Санса, Мусоргского, Вьетана и Иоганна Штрауса прозвучит в исполнении Академического симфонического оркестра филармонии под управлением Максима Алексеева, солист – скрипач Андрей Зубенко, фрагменты романа «Мастер и Маргарита» прочтут Александр Галибин и Ирина Савицкова.

Фото: Анна Флегонтова

23 апреля в Большом зале Петербургской филармонии вместе с Академическим симфоническим оркестром под управлением известного азербайджанского дирижера Эйюба Кулиева выступили выдающиеся пианисты: народный артист СССР, Лауреат Государственной премии Азербайджанской ССР, композитор и педагог Фархад Бадалбейли и народный артист Азербайджана Мурад Адыгезалзаде. Концерт прошел при поддержке Министерства культуры Азербайджанской Республики.

В программу вошли сочинения крупнейших азербайджанских композиторов XX века: симфонические гравюры «Дон Кихот» Кара Караева, созданные на основе музыки композитора к одноименному кинофильму Григория Козинцева, а также Концерт для фортепиано с оркестром на арабские темы, написанный Фикретом Амировым в соавторстве с Эльмирой Назировой. В нем наряду с использованием подлинных арабских мелодий применяются характерные для азербайджанской музыки принципы развития, средствами симфонического оркестра имитируется звучание арабских инструментов. 

Также в этот вечер прозвучали знаменитое Итальянское каприччио Петра Чайковского и – впервые в Петербурге – Сюита № 2 для двух фортепиано Сергея Рахманинова в версии для двух фортепиано с оркестром Александра Варенберга.

«В программу включили музыку двух наших самых выдающихся композиторов – и сочинения величайших композиторов России и всего мира – Рахманинова и Чайковского. При этом версию сюиты Рахманинова для двух фортепиано с оркестром специально по нашей просьбе сделал Александр Варенберг, – рассказал Фархад Бадалбейли, – Важно отметит, что Кара Караев связан с Петербургом: он – ученик Дмитрия Шостаковича, здесь, в Мариинском театре, состоялась премьера его балета “Тропою грома” – я был тогда ребенком, но помню, как приезжал тогда в Ленинград, в начале шестидесятых. В целом, наши музыкальные связи с Петербургом очень прочные, это родной и любимый для нас город».

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»