RU | EN
Контакты
Как купить билет
Трансляции
Генеральный партнер

4 июля концерт Заслуженного коллектива России под управлением художественного руководителя и главного дирижера оркестра Юрия Темирканова закроет концертный сезон Петербургской филармонии. Выступление также завершит программу XIV Международного фестиваля «Музыкальная коллекция». В этот вечер на сцене Большого зала дебютирует немецкий пианист Игорь Левит – лауреат престижной премии Gilmore Artist Award (2018), обладатель премии Королевского филармонического общества Великобритании.

Вместе с оркестром Игорь Левит исполнит Концерт № 2 Сергея Прокофьева – один из сложнейших в фортепианном репертуаре. После мировой премьеры сочинения в 1913 году разразился скандал: значительная часть публики была шокирована смелостью музыкального языка и характерными для партитуры элементами первобытного «скифства», а автор был назван критикой «фортепианным кубистом и футуристом». Также в этот вечер прозвучит Симфония № 2 Сергея Рахманинова: в отличие от прокофьевского концерта, написанного через несколько лет после ее премьеры, эта партитура воплощает эстетические установки века не будущего, а ушедшего. Успех сочинения наряду с успехом Концерта № 2 для фортепиано с оркестром стал для Рахманинова важной вехой на пути обретения уверенности в своих силах после провала его Первой симфонии.

В этом концертном сезоне Игорь Левит выступает на таких престижных сценах, как Карнеги-холл, Берлинская филармония, Вигмор-холл, его концерты проходят в Вене, Гамбурге, Мюнхене, Антверпене, Льеже, Дрездене; весной с сольными программами он дебютировал в Токио и Париже.

После дебюта с Чикагским симфоническим оркестром на Фестивале Равиния и с Венским филармоническим оркестром на Зальцбургском фестивале летом 2018 года в этом сезоне Игорь Левит дебютировал с Оркестром Парижа, Национальным оркестром Франции, Лейпцигским оркестром Гевандхауза. Также он вновь выступил с Симфоническим оркестром Баварского радио, Питтсбургским симфоническим и Венским филармоническим оркестрами, в том числе – с долгожданным дебютом на сцене Карнеги-холл в Нью-Йорке.

Дебютный диск Игоря Левита с записью пяти последних сонат Бетховена был отмечен призами Музыкального журнала BBC и Королевского филармонического общества Великобритании. Диск с музыкой Баха, Бетховена и Ржевского, вышедший в 2015 году, был удостоен двух призов Gramophone Classical Music Awards. Игорь Левит – эксклюзивный артист Sony Classical.

 

2 июля в Большом зале филармонии Академический симфонический оркестр филармонии завершит концертный сезон исполнением Концерта № 3 для фортепиано с оркестром  Сергея Рахманинова и Симфонии № 15 Дмитрия Шостаковича. За пультом – народный артист России Николай Алексеев, солист – пианист Вадим Руденко.

Фото: Стас Левшин

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1909) – одна из самых известных партитур Сергея Рахманинова. Она написана в последнее, ставшее кульминационным в композиторской карьере Рахманинова десятилетие пребывания в России. Мировую премьеру Концерта автор осуществил в ноябре 1909 года в Нью-Йорке – это был его первый триумф в Соединенных Штатах Америки, которым спустя годы было суждено стать пристанищем для него и его семьи. Первое исполнение партитуры прошло под управлением Вальтера Дамроша, вторым руководил Густав Малер, возглавлявший в то время Нью-Йоркский филармонический оркестр.

Также в этот вечер прозвучит Симфония № 15 (1971) Дмитрия Шостаковича – последнее симфоническое сочинение композитора, которое называют одним из самых загадочных в его наследии. В годы, предшествовавшие созданию партитуры, здоровье музыканта ухудшилось, значительное время он проводил под присмотром врачей, в больнице им была написана и первая часть симфонии. Это обстоятельство в сочетании со множеством рассыпанных по страницам сочинения автоцитат, придает ему одновременно и черты автобиографичности, и характер итога. Здесь же звучат и цитаты из «Вильгельма Телля» Россини, «Кольца нибелунга» и «Тристана и Изольды» Вагнера и многих других сочинений – и предложить однозначное, исчерпывающее объяснение этому вряд ли возможно. Известны слова композитора, адресованные его другу Исааку Гликману: «Я сам не знаю, зачем эти цитаты, но я не мог не сделать эти цитаты, не мог». Часто применительно к Шостаковичу говорят об «эзоповом языке», спрятанном в его музыке втором смысле. Так и здесь его реплики о желании написать «веселенькую симфонию» и характеристика «игрушечный магазин», данная им первой части, кажется, отражают лишь внешний слой сложного образного строя произведения. В глубине же чуткий слушатель обнаруживает и гротеск, и величественный реквием (Иосиф Райскин пишет о второй части как о «самооплакивании», соединенном с «общим всенародным горем»), и Danse macabre – «пляску смерти», протягивающую линии к симфониям Малера и самого Шостаковича.    

Среди важнейших событий завершающегося сезона Академического симфонического оркестра – концерты цикла, посвященного 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, в программы двух из них вошли симфония «Хроника блокады» Тищенко (дирижер Владимир Альтшулер) и «Ленинградская» симфония Шостаковича (дирижер Александр Титов); концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Даниила Гранина (дирижер Марис Янсонс, солист Денис Мацуев); исполнение Шестой «Патетической» симфонии Чайковского к 125-летию легендарной премьеры симфонии под управлением автора (дирижер Александр Дмитриев); в исполнении оркестра прозвучали Третий фортепианный концерт Метнера, а также концерты наших современников Филипа Гласса, Сергея Слонимского и Настасьи Хрущёвой; к 65-летию Бориса Гребенщикова была исполнена симфоническая фантазия «2-12-85-06», созданная Алексеем Курбатовым на темы песен музыканта.

Два концерта в сезоне прошли под управлением Дирижера-лауреата оркестра Александра Дмитриева. Его творческими партнерами стали скрипачи Вадим Репин и Никита Борисоглебский. С коллективом выступили такие дирижеры, как Марис Янсонс, Николай Алексеев, Владимир Альтшулер, Михаил Юровский, Юрий Симонов, Александр Ведерников, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Титов, Феликс Коробов, Алан Бурибаев, Андрей Аниханов, Павел Балефф, а также молодые артисты – Азиз Шохакимов и Бен Глассберг. Среди солистов: пианисты Денис Мацуев, Андрей Коробейников, Вадим Руденко, Екатерина Мечетина, скрипачи Юлиан Рахлин, Сергей Догадин, Айлен Притчин, виолончелисты Эдгар Моро, Александр Бузлов и Алексей Массарский, саксофонист Федерико Мондельчи.

Фото: Анна Флегонтова

12 июня филармония подарит слушателям возможность приобрести билеты на шесть концертов июня и июля со скидкой 50%. В число участвующих в акции концертов вошли выступления пианистов Юлианны Авдеевой, Полины Осетинской и Вадима Руденко, дирижеров Николая Алексеева, Андрея Борейко, обладателя Grammy Ганса Графа, дирижера и органиста Лео Кремера, Заслуженного коллектива России и Академического симфонического оркестра филармонии, Камерного хора «LEGE ARTIS» и Хоровой коллегии Санкт-Петербурга. Скидка 50% предоставляется при покупке билетов стоимостью от 800 рублей. Приобрести билеты со скидкой слушатели могут 12 июня: в кассе Большого зала филармонии – с 11 до 20 часов, на официальном сайте филармонии – с 0 часов до 23 часов 59 минут, использовав промокод «филармония дарит».

«Праздники – это время подарков, поэтому мы решили отметить День России, предоставив нашим слушателям возможность сходить на концерт в филармонию по цене, вдвое ниже обычной, ну, или по той же цене, но вдвое большей компанией», – отмечает Игорь Наумов, директор Большого зала Санкт-Петербургской академической филармонии.

Рисунок Саши Конаковой

15 июня в Большом зале филармонии состоится сольный органный концерт известного немецкого музыканта Лео Кремера, посвященный его 75-летию: в программу вошли сочинения Баха и Мендельсона. 21 июня Лео Кремер встанет за пульт Академического симфонического оркестра, под его управлением прозвучит оратория Гайдна «Времена года». Солистами выступят сопрано Ольга Шуршина, тенор Олег Лосев и бас-баритон Илья Мазуров, участие в исполнении также примут Камерный хор "LEGE ARTIS" и Хоровая коллегия Санкт-Петербурга.

Органист и дирижер Лео Кремер тесно сотрудничает с Петербургской филармонией почти тридцать лет (в марте 2016 года прошел концерт, приуроченный к 25-летию этого сотрудничества). Под управлением музыканта в Петербурге прозвучали такие монументальные сочинения, как Страсти по Матфею, Страсти по Иоанну, Месса си минор, Рождественская оратория Иоганна Себастьяна Баха, оратория «Илия» Мендельсона. Лео Кремер был одним из первых музыкантов, исполнивших сольную органную программу в Большом зале филармонии после реконструкции инструмента.

В посвященную юбилею музыканта программу, которая прозвучит 15 июня, вошли сочинения мастера полифонии Иоганна Себастьяна Баха и композитора-романтика Феликса Мендельсона, много исполнявшего музыку Баха и почитавшего его органное творчество за образец.

Оратория «Времена года», которая прозвучит под управлением Лео Кремера 21 июня, – второе после «Сотворения мира» обращение Гайдна к этому жанру. К моменту создания партитуры композитор, стоявший на пороге семидесятилетия, был одним из самых известных и уважаемых музыкантов Европы. В основу либретто «Времен года» был положен текст одноименной поэмы Джеймса Томсона, значительно сокращенный бароном ван Свитеном, который ранее также выступил либреттистом оратории «Сотворение мира». В итоге на первый план выдвинулась внешняя сюжетная канва, связанная с картинами крестьянского быта; философские размышления поэта о роли человека в божественном устройстве мироздания почти исчезли из текста, одним из исключений стала, например, ария Симона, где смена времен года сравнивается с этапами человеческой жизни.

Лео Кремер получил образование как органист, пианист и дирижер. Лауреат Международных конкурсов органистов в Австрии, Бельгии, Германии и Италии. В настоящее время является капельмейстером Собора в Шпайере (земля Саар), где возглавляет также Филармонический хор, Камерный оркестр «Симфониетта Саарбрюккена», Баховское общество земли Саар. В 1992-1994 гг. возглавлял оркестр Эстонской филармонии, с 1995 года является главным приглашенным дирижером оркестра филармонии в Минске. Наряду с исполнительством большое внимание уделяет педагогической и просветительской деятельности: преподает в Высших школах музыки Саарбрюккена и Мангейма, участвует в работе жюри многих Международных конкурсов органистов.

Фото: Анна Флегонтова

14 июня выступлением в Большом зале филармонии Заслуженного коллектива России под управлением лауреата Grammy (2018) Ганса Графа завершится программа абонемента, посвященного Вене и ее музыкальной культуре. Прозвучат Три пьесы для оркестра Альбана Берга (Ганс Граф был отмечен премией Grammy за запись оперы композитора «Воццек»), Восьмая «Неоконченная» симфония Шуберта и партитуры Иоганна-Штрауса-сына, чья музыка до сих пор остается одним из главных символов Вены. Ведущий концерта – известный музыкальный критик Артем Варгафтик.

Фото: Стас Левшин

Запись исполнения оперы Берга «Воццек» сопрано Анне Шваневильмс, баритоном Романом Трекелем и Хьюстонским симфоническим оркестром под управлением Ганса Графа вышла на лейбле Naxos весной 2017 года. В том же году она была отмечена премией ECHO Klassik в категории «Опера 20 и 21 века», а в 2018 году получила премию Grammy в номинации «Лучшая оперная запись». В число номинантов тогда вошли также записи оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» под управлением Валерия Гергиева, оперы Бизе «Искатели жемчуга» под управлением Джанандреа Нозеды и другие.

Ганс Граф известен своим широким репертуаром и концептуальным составлением программ. С 2001 по 2013 год он возглавлял Хьюстонский симфонический оркестр – дольше, чем любой другой художественный руководитель в истории коллектива. До этого музыкант возглавлял Филармонический оркестр Калгари и Национальный оркестр Аквитании (Бордо). С 1984 по 1994 год Ганс Граф руководил Оркестром Моцартеум (Зальцбург), а с 1994 по 1996 года – Национальным оркестром Страны Басков.

Дирижер выступает с большинством североамериканских оркестров, в Европе наряду с Заслуженным коллективом России Ганс Граф сотрудничает также с Венским и Лондонским филармоническими оркестрами, Венским симфоническим и Оркестром Концертгебау, Лейпцигским оркестром Гевандхауза, Симфоническим оркестром Баварского радио и многими другими прославленными коллективами.

В Большом зале филармонии под управлением Ганса Графа прозвучит одна из важнейших партитур Альбана Берга – Три пьесы для оркестра. За традиционными, отсылающими к бытовым жанрам названиями частей скрывается музыка необычайной смелости, новизны и изобретательности: сочинение, законченное в 1915 году, уже в полной мере принадлежит новому веку и отражает характерное для художников этой эпохи сложное, надломленное мировосприятие. Берг – представитель так называемой нововенской школы, ученик Арнольда Шенберга, вошедшего в историю в том числе и как изобретатель додекафонии – техники, отрицавшей традиционную тональность. При этом из всех нововенцев именно Берг ощущал наиболее сильную связь с музыкой ушедшего XIX века – многие страницы его партитур полны аллюзий на стиль Густава Малера. Одновременно в Трех пьесах слышны и характерные музыкальные обороты будущего берговского шедевра – оперы «Воццек».

Также в программу концерта вошли сочинения, созданные в XIX веке и запечатлевшие иные грани венской музыкальной культуры: прозвучит пронизанная лирической песенностью Восьмая «Неоконченная» симфония Шуберта, которую часто называют первой романтической симфонией, и партитуры Иоганна Штрауса-сына.

Фото: Стас Левшин

4 июня в 15 часов в Бетховенском фойе Большого зала Петербургской филармонии состоится презентация книги «Вспоминая Мравинского… Воспоминания, материалы, документы». Книга, посвященная знаменитому дирижеру, пятьдесят лет возглавлявшему Заслуженный коллектив Республики (ныне – Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской академической филармонии) вышла в 2019 году в издательстве «Лимбус пресс».

«В настоящий сборник вошли воспоминания людей, хорошо знавших знаменитого дирижера, педагога, народного артиста СССР Евгения Александровича Мравинского, которые были написаны специально для этого издания, – говорится в официальной аннотации, – Кроме того, в книгу включены материалы и документы, опубликованные ранее в различных сборниках, журналах и газетах, а также статьи самого Е. А. Мравинского, увидевшие свет в советской периодике».

Книга делится на пять частей: «Воспоминания, написанные специально для настоящего сборника» (в числе авторов – музыковед Михаил Бялик, композитор Сергей Слонимский, дирижер Владислав Чернушенко); «Устные рассказы-воспоминания, записанные Г. Н. Энвальд» (приведены воспоминания дирижеров Александра Дмитриева, Юрия Симонова, Максима Шостаковича, композиторов Андрея Петрова и Бориса Тищенко); «Материалы и воспоминания, опубликованные в различных сборниках и периодике» (в том числе – тексты Генриха Нейгауза, Геннадия Рождественского, Бориса Хайкина, Леонида Гаккеля, Равиля Мартынова); «Материалы и документы к биографии Е. А. Мравинского» (в раздел вошли фрагменты переписки дирижера с Д. Д. Шостаковичем, М. М. Пришвиным, А. В. Гауком, а также статьи Иосифа Райскина); «Статьи Е. А. Мравинского и фрагменты из интервью, опубликованные в различных сборниках, газетах и журналах».

Редактором сборника выступил президент Филармонического общества Санкт-Петербурга Борис Березовский, составителем – Генриетта Серова.

 
Евгений Мравинский – выдающийся русский дирижер, возглавлявший Заслуженный коллектив Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) с 1938 по 1988 год; эти десятилетия вошли в историю Ленинградской филармонии как «эпоха Мравинского».

Первое выступление дирижера с оркестром Ленинградской филармонии состоялось 21 декабря 1932 года. Следующей важной вехой стала триумфальная премьера Пятой симфонии Д. Д. Шостаковича 21 ноября 1937 года. В 1938 году, после победы на Всесоюзном конкурсе, Евгений Мравинский был назначен главным дирижером оркестра и остался на этом посту до конца своих дней.

Под его управлением оркестр заслужил славу одного из лучших симфонических коллективов мира. Помимо интенсивных концертных выступлений в Ленинграде, гастролей в Москве и в других городах страны, регулярно проходили (начиная с 1946 года) триумфальные турне оркестра за рубежом. Финляндия, Чехия, Германия, Австрия, Швейцария, Польша, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Дания, Швеция, Венгрия, Испания, США, Канада — вот далеко не полный список гастрольных маршрутов «оркестра Мравинского»: именно под этим названием он был известен всему музыкальному миру.

Основу репертуара Евгения Александровича Мравинского составляла музыка Бетховена, Вагнера, Брамса, Чайковского. Он пропагандировал симфонии Брукнера, познакомил публику с рядом крупных оркестровых опусов Бартока, Стравинского, Онеггера, Хиндемита, осуществил премьеру Шестой симфонии Прокофьева. Беспрецедентное творческое содружество связывало Е. А. Мравинского и Д. Д. Шостаковича. Дирижер стал первым исполнителем не только легендарной Пятой, но и Шестой (1939), Восьмой (1943, посвящена Мравинскому), Девятой (1945), Десятой (1953), Двенадцатой (1961) симфоний, создав уникальную – по существу, авторскую – традицию интерпретаций этих великих партитур.

Последний концерт Е. А.Мравинского состоялся в Большом зале филармонии 6 марта 1987 года, прозвучали Восьмая «Неоконченная» симфония Шуберта и Четвертая симфония Брамса.

«Волшебником за пультом», «властелином музыки», «великим учителем оркестра» называла Мравинского пресса. Десятки выдающихся концертов, сотни восторженных рецензий — и каждодневная напряженная работа дирижера со своим оркестром, превратившая коллектив из сотни музыкантов в единый и совершенный инструмент.

 

Участие в презентации книги «Вспоминая Мравинского…» примут:

Борис Леонидович Березовский – президент Филармонического общества СПб, директор издательства «Культ-информ-пресс», редактор сборника;

Генриетта Алексеевна Серова – составитель сборника;

Ольга Константиновна Тублина – директор издательства «Лимбус пресс», добившегося выделения гранта и осуществившего печать сборника;

Дмитрий Анатольевич Бюргановский – художник, оформивший книгу;

Галина Николаевна Энвальд – музыковед, записавшая устные рассказы-воспоминания о Е.А. Мравинском;

Иосиф Генрихович Райскин – один из авторов сборника;

Сергей Михайлович Слонимский – композитор, один из авторов сборника

13 июня в Большом зале филармонии с сольным концертом выступит Юлианна Авдеева – пианистка, обладающая славой одного из лучших в мире интерпретаторов музыки Шопена. Наряду с сочинениями польского композитора в ее исполнении также прозвучит цикл «Картинки с выставки» Мусоргского.

 

Мировое признание Юлианна Авдеева завоевала благодаря победе на XVI Международном конкурсе имени Шопена в Варшаве. Критики называют ее выдающейся исполнительницей музыки Шопена, раскрывающей утонченность и силу его музыки. Долгое сотрудничество с Институтом Фридерика Шопена принесло Юлианне Авдеевой огромную популярность в Польше.

«В последние годы у Шопена большой мой интерес вызывают ноктюрны и мазурки, в основном – мазурки. Я включаю их практически в каждую шопеновскую программу, – отмечала пианистка в одном из интервью, – Раньше я до конца этого не осознавала, но сейчас они стали для меня квинтэссенцией шопеновской музыки. В этой крошечной форме он передавал практически все, что хотел сказать. Когда-то, надеюсь, я переиграю их все до одной – эти маленькие с разными настроениями и славянскими мотивами трогательные жемчужины шопеновского творчества».

В Петербурге в исполнении Юлианны Авдеевой прозвучат мазурки op. 59, а также Баллада № 3, Скерцо № 3 и другие сочинения Шопена. Также в программу концерта вошел цикл «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского, вдохновленный посмертной выставкой художника Виктора Гартмана.

 

Юлианна Авдеева выступает на престижных сценах мира, сотрудничает с ведущими оркестрами и дирижерами. Газета Financial Times писала о ней как о музыканте, который «позволяет музыке дышать». Пианистка «всегда бескомпромиссно и глубоко предана исключительно самой музыке. Воплощая безупречную комбинацию ясности, энергии и элегантности, Авдеева завоевывает публику своей неотразимой честностью, остроумием и рассудительностью», говорится на персональном сайте исполнительницы.

В нынешнем концертном сезоне Юлианна Авдеева выступает с симфоническими оркестрами Сиднея и Мельбурна, также наряду с возвращением на сцену Петербургской филармонии в числе значимых событий сезона – дебюты в Эльбской филармонии в Гамбурге и в Концертном зале имени Пьера Булеза в Берлине, начало сотрудничества с симфоническими оркестрами Бирмингема и Тронхейма.

 
Генеральный партнер Филармонии
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00, 064
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 571-83-33, 064
С 5 июля до 31 августа касса работает с 11:00 до 19:00 Без выходных
Перерыв с 15.00 до 16.00
Касса Малого зала с 14 июля до 3 сентября закрыта. Билеты можно приобрести в кассе Большого зала
© 2000—2019 «Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»