RU | EN
Контакты
Как купить билет
Трансляции
Генеральный партнер

30 марта в 11.00 в кассах Филармонии начнется продажа абонементов Малого зала сезона 2019/20.

Вы можете ознакомиться с абонементами прямо сейчас, пройдя по ссылке.

Абонементы Малого зала будут доступны для приобретения и на сайте филармонии. 

Дата начала продаж абонементов Большого зала будет сообщена дополнительно.

31 марта в Большом зале Петербургской филармонии с Заслуженным коллективом России выступит Максим Емельянычев – лауреат премии ECHO Klassik 2016, номинант на премию Grammy 2017. Концерт входит в программу абонемента «Дебюты молодых дирижеров», возобновленного в этом сезоне по инициативе художественного руководителя Филармонии Юрия Темирканова: в далеком 1967 году маэстро дебютировал в первом концерте самого первого абонемента этой серии.

«Мне кажется, это хорошая идея – возобновить абонемент с выступлениями молодых дирижеров, – отмечал Юрий Темирканов на пресс-конференции в начале концертного сезона, –  Поскольку я сейчас не преподаю и молодых коллег знаю не очень хорошо, абонемент поможет познакомиться с ними поближе, чтобы знать, кого поддержать в будущем. Вообще я считаю, что дирижеров оркестры должны выбирать: мы будем смотреть на работу молодых профессионалов, и музыканты будут голосовать за них, и вот кого они предпочтут, того мы и будем приглашать».

В исполнении Заслуженного коллектива России под управлением Максима Емельянычева прозвучат сочинения трех столетий, представляющие три музыкальных стиля – от классицизма Гайдна до «скифства» молодого Прокофьева.

Один из самых талантливых молодых дирижеров мира, Максим Емельянычев сегодня возглавляет барочный оркестр “Il Pomo d'Oro”, в сезоне 2019/20 он официально возглавит Шотландский камерный оркестр. Обозреватель французского сайта Concertclassic.com писал: «Во время исполнения сложно отвести взгляд от дирижера: он наэлектризован музыкой, полон жизни, спонтанен, при этом его мастерство подкреплено годами учебы у великого Геннадия Рождественского. Глядя на эту свободу погружения в музыку, представляешь дирижирующего своим сочинением Моцарта».

Максим Емельянычев выступает не только в амплуа дирижера: он – победитель множества международных конкурсов как в качестве пианиста, так и в качестве клавесиниста. В 2013-м году он был удостоен специального приза российской национальной премии «Золотая маска» за исполнение партии хаммерклавира в пермской постановке оперы Моцарта «Свадьбы Фигаро» под управлением Теодора Курентзиса.

Музыкант сотрудничает со множеством мировых оркестров – как барочных, так и симфонических. Он выступает с такими известными исполнителями, как Макс Эмануэль Ценчич, Хавьер Сабата, Юлия Лежнева, Франко Фаджоли, Дмитрий Синьковский, Алексей Любимов, Теодор Курентзис, Джойс Дидонато. Сольный дебютный диск восходящей звезды исторически ориентированного исполнительства, польского контртенора Якуба Орлинского, вышедший в октябре 2018 года, записан совместно с оркестром “Il Pomo d'Oro” под управлением Максима Емельянычева. В нынешнем сезоне в планах дирижера также – концерты с Национальным оркестром Лиона, Миланским симфоническим оркестром имени Джузеппе Верди, Национальным оркестром Бельгии, Ливерпульским филармоническим оркестром, лондонским Королевским филармоническим оркестром. В следующем сезоне запланированы выступления Максима Емельянычева с британским Оркестром эпохи Просвещения в Ковент-Гарден и на Глайндборнском оперном фестивале.

По результатам конкурсного прослушивания

в Академический симфонический оркестр филармонии

принимаются

в группу 2-х скрипок - Ленских Всеволод

в группу кларнетов - Тервинский Савелий

в группу виолончелей - Киселёв Роман и Михайлов Василий

16 января в Петербургской филармонии открылся цикл лекций-семинаров «Музыка как язык эмоций», в ходе которых музыковед Георгией Ковалевский раскроет секреты активного слушания академической музыки. Цикл составляет второй модуль программы Музитория – новой образовательной площадки Санкт-Петербургской академической филармонии, которая начала работу в сентябре 2018 года. Следующая лекция цикла состоится 6 февраля.

В ходе лекций цикла «Музыка как язык эмоций» слушатели узнают, как появилась классическая музыка, и что сегодня мы вкладываем в это понятие; как воспринимали музыку люди предшествующих эпох; как появились основные стили и жанры в музыкальном искусстве; как музыка воздействует на наш эмоциональный фон, и что вкладывали в свои творения великие композиторы прошлого; как правильно сосредотачивать свое внимание на слышимом во время концерта, и на чем следует концентрироваться в первую очередь.

Первая лекция под названием «Как слушали музыку в минувшие эпохи или на чем воспитан современный слух сейчас», прошла 16 января в Арт-галерее филармонии, вторая встреча состоится 6 февраля. Темы дальнейших лекций обозначены автором как «Музыка в храме и на площади. Сюжеты и символы средневекового искусства и зарождение музыкальных жанров», «Музыка в эпоху великих перемен, или как начали формироваться эмоциональные топосы», «Музыкальный театр, или как опера покорила европейскую цивилизацию», «Симфония, соната и концерт, или как инструментальная музыка наполнила храмы и дворцы», «Искусство как религия? Или что сделала эпоха великих виртуозов», «Музыка – язык эмоций, или синтез чувств и интеллекта».

Георгий Ковалевский – кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств, лектор, музыкальный критик.

Лекции цикла «Музыка как язык эмоций» будут проходить с периодичностью примерно раз в месяц, актуальное расписание будет доступно в разделе Открытая филармония.

Цикл лекций «Музыка как язык эмоций» составляет второй модуль программы Музитория – новой образовательной площадки Санкт-Петербургской академической филармонии. Музиторий предназначен для проведения актуальных образовательных событий, дискуссий и формирования собственного взгляда на окружающую культурную среду. «Музиторий – это слово, которое мы придумали сами. Это слово-эксперимент. В Музитории мы экспериментируем с форматами», – говорится в описании проекта.

В текущем концертном сезоне проект представляет слушателям три образовательных модуля.

Первый – «Музыка +» – открылся 27 сентября лекцией Татьяны Черниговской «Музыка и мозг». В рамках этого цикла лекций специалисты и ученые рассказывают о роли музыки в различных сферах человеческой жизни. Речь пойдет о социуме и гендере, архитектуре и точных науках, магии и деньгах. В числе лекторов – доктор искусствоведения Татьяна Букина, музыкальный критик Ая Макарова, преподаватель СПбГУ, Ph.D. в области музыковедения (Кембриджский университет) Владимир Орлов, киновед Иван Чувиляев и другие эксперты. Информационную поддержку направлению оказывает интернет-газета «Бумага».

Третий образовательный модуль существует в формате видео: краткие лекции молодых специалистов призваны говорить о музыке с самой широкой аудиторией на доступном и интересном языке. Первый выпуск модуля был опубликован 21 сентября в официальной группе филармонии «ВКонтакте». В цикл «Музыка и коммуникация» вошли три лекции композитора, скрипача и музыковеда Артура Зобнина: в них он рассказывает, почему воздействие музыки на человека зависит от того, как она устроена, как работает отношение композитор-исполнитель-слушатель, и как восприятие музыки меняется от ее связи с другими искусствами. Запланирована публикация материалов третьего модуля на сайтах «Теории и практики» и Культура.РФ.

Образовательные события являются неотъемлемой частью работы филармонии: так, например, известные музыковеды традиционно читают вступительные лекции к симфоническим концертам филармонии, в официальной группе филармонии «ВКонтакте» выходят подкасты в помощь любителям музыки.

Знаменитый швейцарский маэстро Шарль Дютуа стал главным приглашенным дирижером Заслуженного коллектива России, его назначение на пресс-конференции по поводу открытия нового концертного сезона прокомментировал Юрий Темирканов, главный дирижер оркестра, художественный руководитель Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича

«Наш оркестр после работы с каждым приглашенным дирижером проводит тайное голосование – нравится он музыкантам или не нравится. И одним из самых популярных в этом смысле оказалось имя Шарля Дютуа, – рассказал маэстро Темирканов, – Именно поэтому я остановил свой выбор на нем: мне хотелось пригласить музыканта, с которым хочет работать коллектив и который нравится публике. После Геннадия Николаевича Рождественского, который был у нас главным приглашенным дирижером с 2012 по 2014-й год, с оркестром будет работать столь же большой мастер».

В сезоне 2018-2019 у Шарля Дютуа запланированы два выступления с Заслуженным коллективом России в качестве главного приглашенного дирижера, они состоятся 29 и 30 мая; в сезоне 2019-2020 маэстро проведет с оркестром четыре концерта.

Шарль Дютуа – один из крупнейших дирижеров современности. Он сотрудничал с такими ведущими симфоническими коллективами мира, как лондонский Королевский филармонический оркестр, Национальный оркестр Франции, Симфонический оркестр NHK, Филадельфийский оркестр, Симфонический оркестр Монреаля и многими другими. Записи Шарля Дютуа были девять раз номинированы на Grammy и дважды удостаивались этой престижной премии; всего же с 1971 по 2007-й год записи, осуществленные под управлением дирижера, были отмечены престижными международными наградами более 70 раз. Сам музыкант удостоен более 40 международных наград и отличий.

В новом сезоне Петербургская филармония проведет серию концертов к 75-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. День снятия блокады 27 января филармония ежегодно отмечает специальной программой, но в связи с грядущим юбилеем этого события было принято решение об организации посвященного ему цикла, который продлится весь сезон.

Даты трех из пяти его концертов связаны с фактами истории. Трагическая по звучанию первая программа приурочена ко Дню начала блокады 8 сентября: в исполнении Академического симфонического оркестра филармонии под управлением Владимира Альтшулера прозвучат симфония выдающегося петербургского композитора Бориса Тищенко «Хроника блокады» и Четвертая симфония Брамса. Кульминацией цикла станет концерт 27 января: в 75-ю годовщину снятия блокады в Большом зале прозвучит Седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича. Знаменитую партитуру под управлением Александра Титова исполнит Академический симфонический оркестр – тот самый коллектив, который 9 августа 1942-го года осуществил ее легендарную блокадную премьеру. Завершится цикл на жизнеутверждающей ноте: Симфонический оркестр Михайловского театра и баритон Борис Пинхасович представят программу из сочинений Чайковского, исполнение которой 1 мая 1942-го года ознаменовало возобновление работы Ленинградской филармонии после самой страшной и тяжелой первой блокадной зимы.

Также в цикл войдут поэтический вечер «Ленинградцы – дети мои!..», на котором народная артистка России Светлана Крючкова прочтет стихи Анны Ахматовой, Ольги Берггольц, Веры Инбер, Джамбула и Михаила Дудина, и выступление Концертного хора Санкт-Петербурга под управлением Владимира Беглецова: прозвучат «Канты» Бориса Асафьева – десять песнопений для смешанного хора, созданные в блокадном Ленинграде.

Полная программа цикла доступна на официальном сайте филармонии. Билеты на первые два концерта уже можно приобрести в кассе и на сайте в режиме онлайн.

28 июня Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской академической филармонии завершил свой сезон программой из шедевров русской музыки. Одновременно этот концерт стал для Александра Дмитриева заключительным на посту художественного руководителя и главного дирижера коллектива. На торжественном приеме после выступления художественный руководитель Санкт-Петербургской академической филармонии Юрий Темирканов объявил о том, что с этого дня Александр Дмитриев становится дирижером-лауреатом Академического симфонического оркестра. Это объявление стало для маэстро Дмитриева полной неожиданностью. До этого было анонсировано, что музыкант, возглавлявший оркестр более 40 лет, продолжит сотрудничество с ним в качестве приглашенного дирижера: следующее их совместное выступление запланировано на 20 октября.

«В крупнейших оркестрах мира существует традиция отмечать особые заслуги перед коллективом своего главного дирижера в тот момент, когда он завершает работу с оркестром в этом качестве. В таких случаях в знак признательности музыкантов и в благодарность за многолетнее сотрудничество оркестр присуждает уходящему с поста главному дирижеру почетное звание “дирижер-лауреат”», – значится в распоряжении, подписанном художественным руководителем филармонии Юрием Темиркановым. Далее в документе говорится о целесообразности установления подобной традиции в Санкт-Петербургской академической филармонии, а также об учреждении в филармонии почетного звания «дирижер-лауреат» и о присвоении этого пожизненного звания Александру Дмитриеву.

Фото: Стас Левшин

На заключительном для Академического симфонического оркестра концерте сезона под управлением Александра Дмитриева прозвучал цикл Модеста Мусоргского «Картинки с выставки» в оркестровке Мориса Равеля, а также Симфонические танцы Сергея Рахманинова – последнее оркестровое сочинение одного из крупнейших композиторов XX века.

Александр Дмитриев – народный артист СССР, лауреат Государственной премии России, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством, профессор Санкт-Петербургской консерватории. В мае 2018 года он награжден премией Правительства Санкт-Петербурга «За выдающийся вклад в развитие петербургской культуры». Александр Дмитриев – один из наиболее авторитетных российских маэстро, хорошо известный не только в нашей стране, но и за рубежом. Он возглавил Академический симфонический оркестр 6 апреля 1977 года. Все это время коллектив, образованный в 1931-м году и вошедший в историю благодаря осуществленной им «блокадной» премьере Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича, является одним из ведущих симфонических оркестров России. За годы работы Александра Дмитриева с Академическим симфоническим оркестром филармонии ими впервые в Петербурге были исполнены Восьмая симфония Малера («Симфония тысячи участников»), оперы «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси и «Дитя и волшебство» Равеля (концертные исполнения), оратория Генделя «Сила музыки» (впервые в СССР), «Предварительное действо» Скрябина – Немтина, целый ряд произведений ленинградских-петербургских композиторов.

В репертуар Александра Дмитриева входят все симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, Рахманинова, симфонии Шостаковича, Шуберта, почти все оркестровые сочинения Прокофьева, Малера, Скрябина, Равеля, Сибелиуса, реквиемы Моцарта и Верди, множество новых и новейших опусов. Помимо регулярных выступлений с Академическим симфоническим оркестром филармонии в Петербурге, Александр Дмитриев в течение многих десятилетий достойно представляет российское музыкальное искусство за рубежом. Среди последних гастрольных туров дирижера – выступления с Академическим симфоническим оркестром филармонии в Китае и Великобритании в 2017 году.

Фото: Стас Левшин
Фото предоставлены пресс-службой Президента РФ

12 июня Президент России Владимир Путин вручил в Кремле Государственные премии за 2017 год. Премией в области литературы и искусства за выдающийся вклад в развитие отечественной и мировой музыкальной культуры был отмечен художественный руководитель Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича, художественный руководитель и главный дирижер Заслуженного коллектива России Юрий Темирканов.

«Настоящим талантом, природным даром приобщения людей к музыкальным шедеврам, к высшим идеалам и ценностям обладает маэстро Юрий Темирканов», – отметил Владимир Путин. По оценке президента, дирижер «достиг вершин в профессии и славы, внес огромный вклад в развитие мировой культуры. Отстаивая строгий академизм в искусстве, наполнил классические произведения своим гениальным видением замысла композитора». Глава государства считает, что «этот уникальный темиркановский стиль восхищает поклонников маэстро в самых разных странах». При этом Владимир Путин заметил, что, выступая с именитыми коллективами мира, самой важной музыкант считает работу в родном городе.

Фото предоставлены пресс-службой Президента РФ
Фото: Наталья Онищенко

Ранее, отвечая на вопросы «Российской газеты», Юрий Темирканов подчеркнул, что среди его многочисленных наград Государственная премия занимает очень важное место: «Когда дома, где, как известно, "нет пророка в своем отечестве", тебя отмечают и награждают, это очень приятно. Вдвойне приятнее, чем иностранные награды».

Государственные премии в области литературы и искусства были вручены также генеральному директору Музея Мирового океана Светлане Сивковой (за вклад в изучение, сохранение и популяризацию морского наследия) и художественному руководителю Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Борису Эйфману (за вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства). Премия за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности присуждена президенту Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Ирине Антоновой.

Государственной премией в области науки и технологий отмечены сотрудники Центра фотохимии Федерального научно-исследовательского центра «Кристаллография и фотоника» РАН за разработку фотоактивных супрамолекулярных устройств и машин – руководитель центра Сергей Громов, руководитель научного направления Михаил Алфимов и главный научный сотрудник Александр Чибисов. Также лауреатом Государственной премии в этой категории стал директор Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии Минздрава России Иван Дедов: награда присуждена ему за цикл работ по фундаментальной эндокринологии и внедрение инновационной модели персонализированной медицины в здравоохранении. Государственной премии удостоен и заведующий лабораторией эволюционной геномики Института общей генетики имени Н. И. Вавилова РАН Евгений Рогаев за обнаружение генов и молекулярно-генетических механизмов, ответственных за наследственные болезни человека.


Текст подготовлен на основе материала ТАСС.

Фото предоставлены пресс-службой Президента РФ

3 апреля образовательный проект Яндекса «Большой музей» начал работу в основном режиме. В число его организаций-партнеров первой среди концертных организаций страны вошла Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича. Она стала единственным петербургским участником проекта. В настоящий момент на платформе «Большой музей» также представлены Политехнический музей, Третьяковская галерея, Музей истории ГУЛАГа. Проект филармонии на платформе «Большой музей» посвящен 100-летию, которое она отметит в 2021-м году.

«Наша концертная организация – старейшая филармония страны, поэтому приближающаяся дата имеет немалое значение для всей российской культуры. Уже несколько лет назад мы начали подготовку к юбилею: бережно собираем, оцифровываем, переписываем и анализируем материалы из наших богатых архивов, придумываем, как с их помощью заинтересовать музыкальным искусством пока еще «немузыкальную» публику, в том числе и через историю филармонии, наполненную удивительными фактами и интереснейшими перипетиями, – рассказывает Евгений Петровский, заместитель художественного руководителя филармонии, – Иными словами, предстоящая круглая дата для нас – не только прекрасный повод для проведения концертов и фестивалей, но и возможность сделать еще один шаг навстречу самому широкому кругу слушателей. К сожалению, в последние десятилетия так сложилось, что для молодых людей классическая музыка стала едва ли не самым малопонятным из искусств. Чтобы исправить эту ситуацию, филармония все активнее занимается просветительством: мы проводим лекции, экскурсии и онлайн-трансляции концертов, готовим к выпуску подкасты, работаем в других форматах, которые помогают слушателям сократить дистанцию, отделяющую их от музыкального искусства. Помимо этого, уже два сезона подряд филармония представляет совместный с Государственным Эрмитажем культурно-просветительский цикл "Диалоги об искусстве". Проект «Большой музей» открывает в этом смысле для нас новые, многообещающие перспективы».

В настоящий момент в разделе филармонии на сайте проекта «Большой музей» размещены тексты о выступлениях в ее Большом зале (бывшем зале Дворянского собрания) великих композиторов XIX века Ференца Листа и Гектора Берлиоза, история об открытии в 1921-м году первой в стране Петроградской Государственной филармонии, а также материал с советами о том, как подготовиться к концерту классической музыки. Раздел будет пополняться.

«„Большой музей“ — не просто конструктор сайтов и приложений, это способ рассказывать истории. Он открывает новые возможности для того, чтобы работать с аудиторией и делиться знаниями — как в интернете, так и в самом музее. Вместе с Политехом мы придумали, как структурировать информацию, накопленную музеями, чтобы собирать из разных элементов увлекательные рассказы»,говорит Дмитрий Степанов, директор Яндекса по маркетингу и руководитель программы Издательство Яндекса, в рамках которой будет развиваться «Большой музей».

«Большой музей» – это технологическая платформа, позволяющая самым разным музеям создавать сайты и приложения, а также материалы для них — мультимедийные туры, галереи, статьи.

Издательство Яндекса — программа, созданная в 2016 году для развития просветительских инициатив в цифровой среде. Первыми проектами, получившими поддержку Издательства, стали онлайн-сериал «1917. Свободная история», открытый архив «История России в фотографиях» и спецпроект «Arzamas» «Что такое античность».

В январе Санкт-Петербургская филармония и «Ростелеком» заключили соглашение о сотрудничестве, в рамках которого телекоммуникационный оператор обеспечит технические условия для проведения онлайн-трансляций концертов, проходящих в Большом зале филармонии. Контракт подписан на три года.

Также в рамках соглашения «Ростелеком» предоставит Санкт-Петербургской филармонии высокоскоростной доступ в интернет и услугу «Wi-Fi Hotspot» на всех этажах Большого зала, как в служебной, так и в зрительской части здания. Посетители филармонии смогут пользоваться беспроводным интернетом, находясь в зоне фойе.

«Мы запустили онлайн-трансляции в 2017 году, избрав их платформой социальную сеть «ВКонтакте», и этот проект обладает для нас исключительной важностью: благодаря ему очень большая аудитория, которая не имеет возможности бывать на наших концертах или пока не выработала в себе привычку посещать филармонию, регулярно соприкасается с лучшими интерпретациями классической музыки, которые в нашем зале представляют ведущие мировые исполнители, – рассказывает Илья Черкасов, директор Санкт-Петербургской академической филармонии, – Поддержка компании «Ростелеком», которая теперь выступает официальным телеком-провайдером филармонии, позволит нам вывести этот успешный проект на новый уровень».

 

Трансляции филармонии включают не только концерты, но и рассказы музыковедов о звучащих в программе произведениях, композиторах и исполнителях. Каждая трансляция собирает около 200 тысяч просмотров и около 1500 комментариев пользователей, что для концерта классической музыки является высоким показателем. Трансляция заключительной программы XVIII Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» 24 декабря, посвященной 85-летию композитора Родиона Щедрина, установила рекорд. В режиме онлайн ее посмотрели более 700 тысяч человек. Это была самая массовая трансляция концерта классической музыки, осуществленная на платформе «ВКонтакте», за всю историю социальной сети.

Вице-президент – директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Андрей Балаценко подчеркнул: «Цифровые технологии проникают всюду: не только в экономику, медицину, промышленность, образование, но и в сферу культуры. «Ростелеком», являясь крупнейшим оператором связи, обладает необходимой сетевой инфраструктурой, а также большим опытом в реализации подобных проектов. Большой зал Санкт-Петербургской филармонии с изумительной акустикой является одним из лучших концертных залов не только России, но и Европы. Мы гордимся тем, что высокотехнологичные сервисы позволят организовать пространство диалога для деятелей искусства и людей, неравнодушных к культуре. Наша компания предоставляет уникальную возможность для огромного количества людей оказаться на месте событий и насладиться прекрасными музыкальными произведениями».

Генеральный партнер Филармонии
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00, 064
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 571-83-33, 064
Касса работает с 11:00 до 20:00 (в дни концертов - до 20.30)
Перерыв с 15.00 до 16.00
Касса работает с 11:00 до 19:00 (в дни концертов - до 19.30)
Перерыв с 15.00 до 16.00
© 2000—2019 «Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»