Новости
12 марта Заслуженный коллектив России под управлением народного артиста России, главного дирижера Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Феликса Коробова исполнил программу «Моцарт и Штраус – два гения».
Прозвучали Увертюра к опере «Идоменей» и Второй концерт для флейты Моцарта, сольную партию исполнила артистка Заслуженного коллектива России Олеся Тертычная. В программу второго отделения вошли симфоническая поэма «Так говорил Заратустра» и Танец Саломеи из оперы «Саломея» Рихарда Штрауса.
8 марта в Большом зале Петербургской филармонии выступила звезда мировой оперы, сопрано Ольга Перетятько: в программе «Сопрано тет-а-тет» прозвучали сочинения русских и европейских композиторов, написанные как в оперном, так и в камерно-вокальном жанре. Партию фортепиано исполнил лауреат международных конкурсов Виталий Щербаков.
Возвращаясь в Большой зал Петербургской филармонии спустя почти год после предыдущего выступления, Ольга Перетятько представила программу, в которой шедевры мировой оперы сочетались с жемчужинами камерно-вокального репертуара: наряду с сольными номерами из опер «Руслан и Людмила» Глинки, «Искатели жемчуга» Бизе, «Ласточка» Пуччини, «Ромео и Джульетта» Гуно, «Русалка» Дворжака прозвучали романсы Чайковского, Рахманинова, Глинки, Римского-Корсакова.
«У меня сейчас много концертов в России, но, конечно, Петербургская филармония для меня всегда будет наивысшей точкой. Столько всего было пережито в этом зале в мои студенческие годы! Здесь витают духи всех великих, которых я уважаю, люблю и ценю, и буду всегда любить. И ответственности, конечно, больше, но и радости больше, – отметила Ольга Перетятько, – Программа, которую я подготовила для концерта в Петербурге, показывает мой репертуар в данный момент, я специально включила в нее партии, актуальные для меня в этом сезоне: например, я исполню арию Магды из «Ласточки» Пуччини – в этой партии я только что дебютировала в Турине, или прозвучит каватина Лейлы из «Похитителей жемчуга» Бизе – я её пела только что, в январе, в Берлинской опере».
Певица рассказала, что сознательно стремилась представить в одной программе как оперные арии, так и сочинения камерного репертуара: «Делать исключительно оперную программу под рояль было бы странно, но и петь только камерную музыку тоже не хотелось – с такой программой я выступила в Петербургской филармонии в прошлом году. Поэтому я сознательно соединила оперную музыку и романсы, а одновременно и что-то новое, широкой публике неизвестное, с тем, что слушатели знают и любят – романсы Рахманинова, например».
Одна из самых востребованных сопрано в мире, петербурженка Ольга Перетятько получила международное признание после победы на престижном конкурсе Пласидо Доминго Operalia. С тех пор ее имя не сходит с афиш самых известных оперных театров и концертных залов мира.
Уникально притягательный голос и сценическое мастерство певицы позволяют ей исполнять самые разные оперные партии, как комические, так и трагические. Ольге Перетятько рукоплещет публика Метрополитен-опера, Ковент-Гарден, Ла Скала, Венской государственной оперы, Берлинской государственной оперы, мадридского театра Реал, Гран-театра дель Лисеу в Барселоне, Парижской оперы, фестивалей в Зальцбурге, Баден-Бадене, Экс-ан-Провансе, Пезаро.
В этом концертном сезоне Ольга Перетятько дебютирует в партии Нормы в Гамбургской государственной опере, возвращается на сцены Оперного театра Цюриха («Турок в Италии» Россини) и Берлинской оперы («Идоменей» Моцарта и «Искатели жемчуга» Бизе).
Певица открыла сезон Парижской филармонии, исполнив партию сопрано в «Колоколах» Рахманинова, в конце января она представила программу «Моцарт и Сальери» на Неделе Моцарта в Зальцбурге. За последние пару лет география сольных выступлений певицы включила Амстердам, Цюрих, Люцерн, Страсбург, Брюссель, Неаполь, Таллин, Сингапур, Бухарест, Мадрид, Москву, Петербург.
Ольга Перетятько выпустила шесть альбомов на Sony Classical и получила множество престижных наград, в том числе OPUS Klassik (2018), ECHO Klassik (лучший сольный альбом, 2015), премию имени Франко Аббьяти от итальянских музыкальных критиков.
В числе самых известных творческих партнеров певицы – знаменитые дирижеры Юрий Темирканов, Зубин Мета, Кент Нагано, Лорин Маазель, Валерий Гергиев, Даниэль Баренбойм, Кирилл Петренко, режиссеры Дмитрий Черняков и Робер Лепаж.
2 марта в Большом зале Петербургской филармонии прозвучала Торжественная месса Людвига ван Бетховена, исполнение было приурочено к двухсотлетию мировой премьеры: впервые в своей истории великий шедевр прозвучал в Петербурге 26 марта 1824 года. Более того – исполнение, состоявшееся по инициативе князя Николая Голицына в зале купца Кусовникова (ныне – Малый зал филармонии), стало не только первым, но и единственным, осуществленным при жизни композитора. Вена услышала Мессу, которую сам Бетховен ставил едва ли не выше своей Девятой симфонии, лишь спустя месяц, да и то – не полностью.
Торжественная месса Людвига ван Бетховена – одного из крупнейших композиторов в истории мировой музыки – прозвучала в Большом зале филармонии в исполнении Камерного оркестра Заслуженного коллектива России и Хора Санкт-Петербургской консерватории под управлением известного немецкого дирижера Лео Кремера. Сольные партии исполнили солисты Мариинского театра Жанна Домбровская, Дарья Рябоконь, Александр Тимченко и специализирующийся в области старинной музыки, лауреат многочисленных международных конкурсов, бас Илья Мазуров.
«Что же можно сказать об этой вершине перед нами, о Торжественной мессе Бетховена? Это своеобразный итог его жизни и творчества, – отметил дирижер Лео Кремер, – Это намного больше, что хорошая музыка, это космос. Я всегда говорю, что это своего рода Десятая симфония Бетховена».
«Всё сочинение являет собой сокровищницу красот, и можно сказать, что Ваш гений опередил века и что, быть может, пока нет настолько просвещенных слушателей, которые смогли бы сполна насладиться красотой Вашей музыки, однако потомки воздадут Вам почести и благословят Вашу память в гораздо большей мере, чем это в состоянии сделать Ваши современники», – писал князь Николай Голицын Людвигу ван Бетховену после мировой премьеры Торжественной мессы.
Торжественная месса прозвучала в Большом зале филармонии в рамках абонемента «Филармония от “Сотворения мира”», объединяющего великие сочинения, чьи премьеры стали вехами в филармонической истории Петербурга. В предстоящих концертах исторического абонемента прозвучат, в частности, Пятая симфония Шостаковича, мировую премьеру которой в Большом зале Ленинградской филармонии осуществил Заслуженный коллектив Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) под управлением Евгения Мравинского, Второй фортепианный концерт Рахманинова, прозвучавший в Зале Дворянского собрания (ныне – Большой зал Петербургской филармонии) в исполнении автора, симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда» Арнольда Шенберга, исполненная в этом зале под управлением композитора.
Формально Петроградская филармония была образована в 1921 году, но все перечисленные концерты по праву считаются частью ее большой истории, которая неотделима и от истории образованного в 1882 году Придворного оркестра (ныне – Заслуженный коллектив России), и от истории построенного в 1839 году зала Дворянского собрания, в котором в том числе проходили концерты – ныне это здание – Большой зал Петербургской филармонии. И, безусловно, филармония является преемницей Санкт-Петербургского филармонического общества.
Оно возникло в 1802 году, когда в Петербурге впервые было организовано исполнение оратории Гайдна «Сотворение мира»: это сочинение открыло программу исторического абонемента Петербургской филармонии в этом концертном сезоне.
Лео Кремер – органист и дирижер, профессор Высшей школы музыки в Саарбрюккене и Высшей школы музыки и исполнительских искусств в Мангейме. В качестве дирижера выступает в Германии, Италии, Японии, Корее, Мексике, России. Регулярно выступает с Камерным оркестром Заслуженного коллектива России, представляя стили от раннего барокко до позднего романтизма и экспрессионизма.
3 марта всемирно известный пианист Денис Мацуев выступил в Большом зале Петербургской филармонии вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. Прозвучали Второй фортепианный концерт Прокофьева и «Фантастическая симфония» Берлиоза. Концерт продолжил программу нового абонемента филармонии «Оркестровая география России», объединившего пять концертов ведущих камерных и симфонических коллективов страны.
Концерт 3 марта стал первым выступлением Госоркестра Республики Татарстан в Большом зале Петербургской филармонии под управлением художественного руководителя и главного дирижера Александра Сладковского: в октябре 2022 года коллектив выступил здесь под управлением Сесара Альвареса, предыдущие его выступления на этой сцене состоялись в 1996 году под управлением Фуата Мансурова.
«Петербург – это город, в котором я учился дирижированию, и Большой зал Петербургской филармонии для меня – Мекка, музыкальная Мекка. Пересекая этот порог, выходя на эту сцену, я испытываю невероятный трепет. Помимо впечатлений от выступлений дирижеров, оркестров, которые я слышал здесь, для меня этот зал очень дорог потому, что в 1999 году мне посчастливилось выиграть премию на Конкурсе имени С.С. Прокофьева – и я очень хорошо помню ощущение, когда я первый раз вышел на эту сцену, когда Юрий Хатуевич Темирканов вручал мне диплом лауреата, – рассказал Александр Сладковский, художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан, – В том же году состоялась и моя первая встреча с Заслуженным коллективом России – это был специальный приз. Выходить к этому оркестру – особенно, когда делаешь первые шаги как дирижер – было не только почетно, ответственно, но и очень трепетно для меня. Это ощущение осталось во мне и я его несу, оно очень глубоко внутри.
Я обожаю этот зал, поэтому выступление здесь с Госоркестром Республики Татарстан для меня – особая радость. Я уже 14 лет работаю в Казани: и я думаю, что, наверное, все эти 14 лет мы готовились к тому, чтобы выступить в этом зале».
ГАСО Республики Татарстан, основанный в 1966 году, открыл новую страницу своей истории в 2010 году, с приходом Александра Сладковского. Сегодня этот коллектив – первый российский региональный оркестр, записанный на телеканалах Medici.tv и Mezzo. В его биографии – выступления на знаменитых европейских концертных площадках (в том числе – в Золотом зале венского Музикферайн) и в программах престижных европейских фестивалей, сотрудничество с ведущими солистами и дирижерами.
По праву гордясь своими симфоническими коллективами, входящими в число лучших в стране – Заслуженным коллективом России и Академическим симфоническим оркестром – Петербургская филармония ежегодно представляет в своей афише и концерты ведущих приглашенных оркестров, в сезоне 2023/2024 они объединены в абонемент.
Рядом с названиями прославленных коллективов в нем – имена больших музыкантов: в рамках абонемента в Большом зале уже выступили Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова, Государственный академический камерный оркестр России, дирижер и солист – Алексей Уткин, Уральский академический филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса.
Завершится программа абонемента 12 апреля выступлением Российского национального оркестра под управлением Александра Рудина.
22 февраля новый абонемент Петербургской филармонии «Мастер и Маргарита» продолжился хоровым концертом-перформансом «Славное море, священный Байкал»: фрагменты романа прочел Николай Буров, в исполнении Хоровой коллегии Санкт-Петербурга под управлением Николая Бурова прозвучали сочинения композиторов трех веков – от Франца Шуберта до Игоря Корнелюка.
Абонемент «Мастер и Маргарита» объединяет шесть разножанровых программ, в следующих его концертах публику ждет выступление Jazz Philharmonic Orchestra, исполнение «Страстей по Иоанну» И.С.Баха и шедевров симфонической музыки. Фрагменты романа прозвучат в исполнении Николая Бурова и Николая Мартона.
21 февраля в Большом зале Петербургской филармонии впервые в России прозвучала «Эпитафия 2 Федерико Гарсиа Лорке» для флейты и камерного оркестра Луиджи Ноно – итальянского авангардиста, одного из крупнейших композиторов XX века. Исполнение посвящено 100-летию со дня его рождения. Также в программе – знаменитые концерты «Времена года» Антонио Вивальди, Адажио для органа и струнных, Концерт для струнных и континуо Томазо Альбинони.
На сцене в этот вечер выступили Молодежный камерный оркестр Заслуженного коллектива России под управлением Ярослав Забояркина и солисты – флейтистка Марианна Мурзина, скрипачка, солистка Санкт-Петербургского Дома Музыки Анна Савкина. Ведущий концерта – Ярослав Тимофеев – один из самых ярких и востребованных российский музыковедов нового поколения, обладающий талантом говорить о музыке ярко и интересно, глубоко и емко.
Концерт 21 февраля продолжил программу нового абонемента Петербургской филармонии «Классика. Новое». Поскольку все композиторы, чья музыка прозвучит в этот вечер, родились в одной из крупнейших музыкальных столиц мира – Венеции – концерт получил название «Три великих венецианца».
Абонемент «Классика. Новое» открылся 25 ноября концертом к 100-летию со дня рождения Дьердя Лигети. В четырех концертах абонемента известная музыка прошлого сочетается с музыкой современности: от Вивальди, Чайковского и Дебюсси до Дьердя Лигети, Луиджи Ноно и Тору Такемицу. В июньской программе абонемента запланирована мировая премьера: специально по заказу филармонии петербургский композитор Настасья Хрущева создаст совершенно новое сочинение для симфонического оркестра. Четыре концерта абонемента – это увлекательный маршрут сквозь время по главным музыкальным стилям, знакомство (или новая встреча) с шедеврами великой классики и погружение в новую музыку.
«Эпитафия 2 Федерико Гарсиа Лорке» (1952-1953) – раннее сочинение Луиджи Ноно. Одна из трех эпитафий, посвященных погибшему в 38 лет испанскому поэту, она не содержит вокальной партии, зато предваряется заголовком из стихотворения «Погребальный плач по Игнасио Санчесу Мехиасу» – знаменитому тореадору, другу Лорки, смертельно раненому на арене: «Y su sangre ya viene cantando» – «Льется кровь его, как песня». Ноно воссоздает в звуках атмосферу текста, используя солирующую флейту и поручая развернутые сольные фрагменты другим оркестровым инструментам.
Луиджи Ноно – один из крупнейших композиторов-авангардистов XX века. Он стал одной из центральных фигур знаменитых Дармштадтской курсов в первые годы их существования: важнейший центр обмена опытом в области радикальных музыкальных практик, существующий и сегодня, сыграл ведущую роль в развитии музыки второй половины XX века.
Именно Ноно принадлежит сам термин «Дармштадтская школа»: так он описал музыку, созданную в 1950-е годы им самим, а также такими крупнейшими авангардистами, как Пьер Булез, Бруно Мадерна, Карлхайнц Штокхаузен. Композитор сравнивал значение школы с ролью течения Баухаус в изобразительном искусстве и архитектуре.
Член итальянской коммунистической партии, Луиджи Ноно неоднократно приезжал в СССР. В 1975 году выдающийся режиссер Юрий Любимов осуществил первую постановку оперы Ноно «Под жарким солнцем любви» на сцене миланского театра Ла Скала.
Одна из самых востребованных российских певиц, Хибла Герзмава вернулась на сцену Петербургской филармонии с сольным концертом: 18 февраля в Большом зале вместе со своим постоянным творческим партнером, пианисткой Екатериной Ганелиной она исполнила романсы и циклы русских композиторов – Глинки, Рахманинова, Мясковского, Прокофьева, Ипполитова-Иванова.
Хибла Герзмава – ведущая солистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, первая в истории обладательница Гран-при Международного конкурса имени Чайковского, неоднократная обладательница Национальной премии «Золотая маска», Лауреат Государственной премии Российской Федерации за вклад в развитие отечественного и мирового искусства, народная артистка России и Абхазии.
В Петербурге наряду с романсами Глинки и Рахманинова в исполнении Хиблы Герзмава и Екатерины Ганелиной прозвучали циклы: «Пять японских стихотворений» (на слова неизвестных авторов и поэта XIII-XIV веков Тимонори) Михаила Ипполитова-Иванова, Сюита «Мадригал» Николая Мясковского на стихи Константина Бальмонта, «Пять стихотворений Анны Ахматовой» Сергея Прокофьева и «Шесть стихотворений» Сергея Рахманинова на стихи Александра Блока, Андрея Белого, Игоря Северянина, Валерия Бросова, Федора Сологуба, Константина Бальмонта.
Хибла Герзмава – звезда мировой оперы, она пела в Шатле и Шанз-Элизе в Париже, в театре Коммунале во Флоренции, в Софийской опере, в Театро дель Лисеу в Барселоне и Палау де лес Артс Рейна София в Валенсии, в Мариинском театре и в токийском Бунка Кайкан, в Королевском оперном театре Ковент Гарден в Лондоне и на сцене Метрополитен-опера, в Баварской государственной и Римской операх.
13 февраля известный актер Александр Галибин прочел фрагменты романа Булгакова «Мастер и Маргарита» в Большом зале Петербургской филармонии.
Концертом «Отрезанная голова Берлиоза» продолжился абонемент «Мастер и Маргарита», посвященный 50-летию со дня публикации полной версии романа в СССР. Текст романа в этот вечер прозвучал в исполнении Александра Галибина, сыгравшего Мастера в экранизации романа Владимира Бортко. Произведения Берлиоза, Петрова и Шнитке исполнил Академический симфонический оркестр филармонии под управлением Максима Алексеева.
6 февраля известный актер Андрей Ургант прочел фрагменты романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» в Петербургской филармонии.
Концертом «Черная магия и ее разоблачение» открылся новый абонемент филармонии, посвященный 50-летию со дня публикации полной версии романа в СССР. Вместе с Андреем Ургантом в этот вечер выступили Заслуженный коллектив России под управлением Алексея Ньяги, пианист Павел Райкерус и бас Юрий Власов. Прозвучли как упомянутые в романе сочинения – песня Шуберта «Приют», полонез из оперы «Евгений Онегин» Чайковского, – так и шедевры мировой музыки, связанные с темой потустороннего.
Абонемент «Мастер и Маргарита» объединяет шесть разножанровых программ, наряду с симфоническими концертами в исполнении оркестров филармонии он включает также джазовый концерт и хоровой концерт-перформанс. В следующих программах абонемента текст романа прозвучит в исполнении Александра Бурова, Николая Бурова и Николая Мартона.
Название каждой из программ абонемента, как и их содержание отсылает к темам, образам или ситуациям романа: здесь и знаменитые вальсы Штрауса, звучавшие на балу у Воланда, и сцена массового помешательства конторских работников, против воли распевающих «Славное море – священный Байкал», и фокстрот «Аллилуйя», под который неистово танцевали еще ничего не подозревающие члены МАССОЛИТа в тот роковой день, когда Аннушка разлила масло…
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
+7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»