Фото: Анна Флегонтова

23 апреля в Большом зале Петербургской филармонии вместе с Академическим симфоническим оркестром под управлением известного азербайджанского дирижера Эйюба Кулиева выступили выдающиеся пианисты: народный артист СССР, Лауреат Государственной премии Азербайджанской ССР, композитор и педагог Фархад Бадалбейли и народный артист Азербайджана Мурад Адыгезалзаде. Концерт прошел при поддержке Министерства культуры Азербайджанской Республики.

В программу вошли сочинения крупнейших азербайджанских композиторов XX века: симфонические гравюры «Дон Кихот» Кара Караева, созданные на основе музыки композитора к одноименному кинофильму Григория Козинцева, а также Концерт для фортепиано с оркестром на арабские темы, написанный Фикретом Амировым в соавторстве с Эльмирой Назировой. В нем наряду с использованием подлинных арабских мелодий применяются характерные для азербайджанской музыки принципы развития, средствами симфонического оркестра имитируется звучание арабских инструментов. 

Также в этот вечер прозвучали знаменитое Итальянское каприччио Петра Чайковского и – впервые в Петербурге – Сюита № 2 для двух фортепиано Сергея Рахманинова в версии для двух фортепиано с оркестром Александра Варенберга.

«В программу включили музыку двух наших самых выдающихся композиторов – и сочинения величайших композиторов России и всего мира – Рахманинова и Чайковского. При этом версию сюиты Рахманинова для двух фортепиано с оркестром специально по нашей просьбе сделал Александр Варенберг, – рассказал Фархад Бадалбейли, – Важно отметит, что Кара Караев связан с Петербургом: он – ученик Дмитрия Шостаковича, здесь, в Мариинском театре, состоялась премьера его балета “Тропою грома” – я был тогда ребенком, но помню, как приезжал тогда в Ленинград, в начале шестидесятых. В целом, наши музыкальные связи с Петербургом очень прочные, это родной и любимый для нас город».

Фото: Марина Кузнецова

18 апреля в Большом зале Петербургской филармонии музыка русских и иранских композиторов прозвучала в исполнении Молодежного камерного оркестра Заслуженного коллектива России, в составе которого также выступили музыканты из Исламской Республики Иран. Концерт прошел под управлением руководителя и дирижера Молодежного камерного оркестра Ярослава Забояркина, солировал известный петербургский виолончелист Дмитрий Ганенко. Концерт состоялся в рамках проекта «Музыкальный мост Санкт-Петербург – Тегеран», который реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Важную роль в организации проекта играет Посольство Российской Федерации в Исламской Республике Иран.

После выступления на исторически самой важной сцене России – в Большом зале Петербургской филармонии – музыканты дадут концерт в тегеранском The Vahdat Hall – на главной академической площадке столицы Исламской Республики Иран. 

«В рамках такого совместного международного проекта должна звучать музыка, вызывающая отклик у представителей любых культур – максимально известная, понятная, затрагивающая основные человеческие чувства, – рассказал Ярослав Забояркин, – Конечно, в этот вечер мы не могли не исполнить сочинение Михаила Глинки – основоположника русской классической музыки, совершенно невозможно представить подобный концерт и без музыки одного из самых исполняемых русских композиторов – Петра Чайковского. Выбирая же для программы сочинения иранского композитора, мы помнили о важнейшей миссии нашего оркестра – исполнять современную музыку, написанную в XX и XXI веках, поэтому выбрали музыку композитора XX века Самина Багчебана». 

В программу концерта вошли «Камаринская» Глинки, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром и Серенада для струнных Чайковского, пьесы для струнного оркестра «Руины» и «Солнце» Самина Багчебана – выпускника Тегеранской консерватории, получившего образование также в Государственной консерватории Анкары.

Фото: Анна Флегонтова

16 апреля в Большом зале Петербургской филармонии монументальный Реквием Джузеппе Верди прозвучал в исполнении старейших отечественных симфонического оркестра и хора – Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Петербургской филармонии, основанного в 1882 году повелением императора Александра III, и Хора Государственной академической капеллы, ведущего историю с 1479 года, когда по указу великого князя Ивана III в Москве был учреждён хор Государевых певчих дьяков. 

Реквием прозвучал под управлением народного артиста России, художественного руководителя и главного дирижера Симфонического оркестра Капеллы Александра Чернушенко. Сольные партии исполнили солисты Мариинского театра Жанна Домбровская, Екатерина Сергеева, Станислав Леонтьев, Илья Банник. Концерт вошел в абонемент «Первый симфонический оркестр России», объединяющий программы Заслуженного коллектива России: абонемент посвящен памяти маэстро Юрия Темирканова. 

Фото: Стас Левшин

12 апреля в Большом зале филармонии выступил Российский национальный оркестр: коллектив вернулся в Петербургскую филармонию после более чем трехлетнего перерыва и впервые выступил здесь под управлением Александра Рудина  – одного из крупнейших российских музыкантов, ставшего в 2022 году художественным руководителем и главным дирижером коллектива. Солистом вывступил победитель XVII Международного конкурса имени Чайковского, пианист Сергей Давыдченко. Концерт прошел при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны». Выступление Российского национального оркестра завершило программу нового абонемента филармонии «Оркестровая география России», объединившего пять концертов ведущих камерных и симфонических коллективов страны. 

«Оркестр и я по отдельности в Большом зале Петербургской филармонии, конечно, концертировали, но сегодня мы впервые выступаем здесь вместе, – рассказал Александр Рудин, – Играть здесь очень удобно: сцена компактная, зал изумительно красив, акустика благожелательная. Мне кажется, что этот зал помогает исполнению, от него – как от пространства, так и от наполняющей его публики – получаешь правильные, хорошие, положительные флюиды. Гастроли – это возможность собраться и показать свои лучшие стороны. Оркестр довольно много лет здесь не был, и сегодня у нас своего рода премьерный концерт, который, я надеюсь, будет не последним в череде наших совместных выступлений здесь». 

В программу концерта вошли Второй фортепианный концерт Рахманинова, Этюды-картины Рахманинова в оркестровке итальянского композитора Отторино Респиги, а также сюита самого Респиги «Церковные витражи», отразившая «экзальтацию глубокого религиозного чувства». 

 Предыдущее выступление РНО в Большом зале состоялось в октябре 2020 под управлением Андрея Рубцова, солировал Михаил Плетнев. 

Российский национальный оркестр, основанный в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетневым, за более чем тридцатилетнюю творческую жизнь обрел международную известность, стал олицетворением русской музыкальной традиции и одним из ярчайших ее символов. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории симфонических коллективов нашей страны, получившим премию Grammy. Самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира.

По праву гордясь своими симфоническими коллективами, входящими в число лучших в стране – Заслуженным коллективом России и Академическим симфоническим оркестром – Петербургская филармония ежегодно представляет в своей афише и концерты ведущих приглашенных оркестров, в сезоне 2023/2024 они объединены в абонемент.

Рядом с названиями прославленных коллективов в нем – имена больших музыкантов: в рамках абонемента в Большом зале выступили Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова, Государственный академический камерный оркестр России, дирижер и солист – Алексей Уткин, Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского, Уральский академический филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса.

10 апреля на площадке Открытой киностудии «ЛЕНДОК» прошел VI благотворительный фестиваль детского творчества «АртПоляна». В проекте, направленном на развитие и поддержку воспитанников детских домов, школ-интернатов и социально-реабилитационных центров, приняли участие 100 ребят из 14 социальных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области. 

Петербургская филармония выступила партнером фестиваля: артистка Академического симфонического оркестра филармонии Екатерина Семион вошла в состав его жюри, все участники номинации «Инструментальное творчество» получили билеты на концерты филармонии, а также подарки от официального спонсора Петербургской филармонии Банка ВТБ. Победителями в номинации стали воспитанник Центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, пианист Иван Малышев (1 место), воспитанник Ленинградского областного государственного автономного учреждения «Всеволожский комплексный центр социального обслуживания населения», исполнитель на ударных инструментах Андрей Колосов (2 место), воспитанник Центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Кировского района Санкт-Петербурга, пианист Даниил Сидоров (3 место). 

Тема фестиваля в этом году была определена как «Космическое путешествие», состязания прошли в трёх номинациях: вокальное, инструментальное и танцевальное творчество. Все участники получили памятные дипломы, а солисты и коллективы, вошедшие в тройку финалистов в каждой из номинаций – ценные призы от партнёров организатора Фестиваля, АНО «Волшебный Дирижабль».

В состав жюри фестиваля наряду с Екатериной Семион также вошли актер театра и кино Аскар Нигамедзянов, актриса театра “ЦЕХЪ» Екатерина Ильина, актер Санкт-Петербургского Городского театра Александр Манько, автор и исполнитель песен Виктория Плетнева.

Организатор Фестиваля – «Волшебный Дирижабль», автономная некоммерческая организация, которая уже около десяти лет помогает детям с ограниченными возможностями здоровья и сиротам получить достойное дополнительное образование и культурное развитие.

С декабря 2014 года Петербургская филармония выступает партнером АНО «Волшебный Дирижабль»: принимает подопечных организации на репертуарных концертах в своих залах, а также предоставляет площадки для совместных с проектом мероприятий, которые в течение концертного сезона проходят в среднем 2-4 раза в месяц. В течение 2023 года Филармония приняла особенных слушателей на тридцати девяти таких специально организованных программах.

Фото: Стас Левшин

5 апреля в Большом зале Петербургской филармонии выступил Денис Мацуев: один из крупнейших пианистов современности вместе с Заслуженным коллективом России под управлением главного дирижера Филармонии, народного артиста России Николая Алексеева исполнил знаменитый Первый фортепианный концерт Петра Чайковского. Во втором отделении в исполнении оркестра прозвучала Шестая симфония Сергея Прокофьева – одно из самых многомерных, философских, неоднозначных сочинений композитора, в котором лирика и свет соседствуют с трагическими страницами. Концерт прошел в рамках абонемента «Первый симфонический оркестр России», посвященного памяти маэстро Юрия Темирканова.

В числе слушателей концерта были председатель Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко и Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.

Денис Мацуев выступил с Заслуженным коллективом России под управлением Николая Алексеева спустя более чем год после предыдущего совместного концерта: он состоялся в январе 2023 года. После этого пианист выступал в Петербургской филармонии с сольными программами, а в начале марта вышел на сцену Большого зала с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского.

Фото: Стас Левшин
Фото: Анна Флегонтова

22 марта Первый абонемент Большого зала Петербургской филармонии, объединивший шесть концертов прославленного Заслуженного коллектива России, продолжился программой из шедевров музыки эпохи романтизма. Под управлением известного дирижера, представителя музыкальной династии Дмитрия Юровского прозвучал Первый фортепианный концерт Ференца Листа, сольную партию исполнил лауреат многочисленных конкурсов, победитель «Классического Евровидения» в Эдинбурге Иван Бессонов. Также в программу концерта вошла монументальная Седьмая симфония Антона Брукнера.

«Сегодня я дирижирую симфонией Брукнера впервые в жизни, – рассказал Дмитрий Юровский накануне, – Я планировал начать свои взаимоотношения с этим композитором с “Нулевой” симфонии – здесь же, в Петербурге, в апреле, с Академическим симфоническим оркестром, в мае у меня запланирована Первая симфония с Госоркестром в Москве. Но обстоятельства так сложились, что отношения начались раньше запланированного, и сразу с одной из ключевых в наследии Брукнера – Седьмой симфонии. 

В той или иной степени мне сейчас достаточно легко общаться с этой музыкой, потому что она написана под влиянием Рихарда Вагнера, а Вагнером я дирижировал неоднократно. И, поскольку музыкальный театр мне очень близок, то “создать” его в Седьмой симфонии Брукнера в чем-то даже проще, чем в его более ранних опусах».

19 апреля Дмитрий Юровский продирижирует «Нулевой» симфонией Антона Брукнера, также в этот вечер в исполнении Академического симфонического оркестра прозвучит музыка семьи Штраусов. 20 июня Заслуженный коллектив России под управлением дирижера вновь исполнит Седьмую симфонию Брукнера, также в исполнении оркестра и известного петербургского пианиста Мирослава Култышева прозвучит Второй фортепианный концерт Шопена. Исполнение этой программы в рамках абонемента «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик» было запланировано на 24 марта, после отмены всех концертов 23 и 24 марта в связи с трагическими событиями в Подмосковье была объявлена новая дата концерта.

Фото: Анна Флегонтова

20 марта в Большом зале Петербургской филармонии выступил Московский ансамбль современной музыки – один из лучших российских коллективов, исполняющих сочинения XX и XXI веков. На концерте «Голос кита 2.0», который пришел при поддержке Министерства культуры России, прозвучали пьесы американских композиторов: от создателя музыкального «Черного квадрата» Джона Кейджа и классика минимализма Стива Райха – до авангардиста Джорджа Крама и постминималиста, обладателя Grammy, автора музыки к фильмам Паоло Соррентино Дэвида Лэнга.

Наряду с традиционными музыкальными инструментами на концерте прозвучали и необычные: пьесы Кейджа были исполнены на препарированном рояле – его звучание было изменено с помощью дополнительного оборудования, пьеса Райха «Разные поезда» сложилась из звучания квартета музыкантов и записи звуков поездов и фрагментов препарированной речи, для исполнения «Голоса кита» Крама все исполнители, согласно идее композитора, надели маски, а пианист играл не только на клавишах, но и на струнах рояля. 

На создание пьесы «Голос кита» (1971) Джорджа Крама вдохновили «песни» горбатого кита. По замыслу автора, сочинение охватывает события от начала до конца времен, его средние части-вариации носят названия геологических периодов – от Архейской эры (4 миллиарда лет назад) через Мезозойскую, когда Землю населяли динозавры, к Кайнозойской, в которой живет современное человечество. 

Пьесы «Примитив» и «Тотемный предок» были написаны великим композитором и философом XX века Джоном Кейджем в 1940-е годы, когда он подрабатывал аккомпаниатором в классах современной хореографии. Создатель знаменитой пьесы 4’33 – музыкального «Черного квадрата», манифестирующего принципиально новое отношение к музыкальному времени и музыкальному звуку, Кейдж также изобрел так называемое «подготовленное фортепиано». В стремлении расширить возможности традиционного инструмента, он открыл в нем непредсказуемые тембры, усилив ударное начало. 

«Разные поезда» (1988) Стива Райха – классика американской музыки, одного из основоположников минимализма – это композиция для квартета и фонограммы со звуками поездов и перекомпонованной речью: именно речь становится основополагающим компонентом целого, из ее интонаций вырастают мелодии. 

«Идея пьесы пришла из моего детства, – поясняет композитор, – Когда мне был год, родители развелись [и стали жить в разных городах], из-за этого в 1939-1942 годах я часто переезжал на поезде из Нью-Йорка в Лос-Анджелес и обратно. В то время поездки казались мне захватывающими и романтичными. А теперь, оглядываясь назад, я думаю, что, если бы я был в Европе в те годы, то как еврей я бы поехал на совсем другом поезде. Имея это ввиду, я хотел создать произведение, которое точно отразило бы эту ситуацию». 

Пьеса состоит из трех частей: «Америка – Перед войной», «Европа – В годы войны», «После войны»: в основу первой из них положена записанная речь гувернантки композитора, с которой он в детстве ездил между городами, в основу второй – воспоминания бывших узников концлагерей. 

Пьеса «Мой совершенно пустой рот» (1999) обладателя Пулитцеровской премии и премии Grammy, автора музыки к кинофильмам Паоло Соррентино, постминималиста Дэвида Лэнга – возникла из фразы (My Very Empty Mouth), которой его учили в детстве, помогая запомнить порядок планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс. «Теперь я уже не помню всего предложения, и потому остальная часть солнечной система утрачена». 

В 2003 году композиция вышла на альбоме Child, ставшего для Лэнга «попыткой изучить разные переживания, какими я их помню из своего детства». «Что мне больше всего интересно, особенно сейчас, когда у меня есть свои дети, так это то, что детство – это время, когда человек учится думать, чувствовать, двигаться вперед, – говорится в авторской аннотации к альбому, – Поскольку каждое музыкальное произведение каким-то образом должно научить слушателя своим собственным правилам, показать, как именно оно работает, это сравнение я считаю содержательным».

Московский ансамбль современной музыки – один из немногих в нашей стране коллективов, ставящих своей целью исполнение сочинений XX и XXI века и обладающих в этой области экспертным статусом. Созданный в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при непосредственном участии лидера российского авангарда Эдисона Денисова, к настоящему моменту ансамбль осуществил более 1000 российских и мировых премьер.

Фото: Анна Флегонтова

19 марта в Большом зале филармонии с Академическим симфоническим оркестром под управлением Евгения Бушкова выступила исполнительница на терменвоксе Олеся Ростовская. Звук уникального электронного инструмента, напоминающий человеческий голос, рождается из воздействия исполнителя на электромагнитные поля, или, как может показаться со стороны, просто из воздуха. 

Концерт прошел в рамках абонемента «Концерты во фраках и в джинсах»,  в концертах которого классика звучит рядом с «зарифмованной по смыслу» музыкой популярного жанра. Ведущий абонемента – журналист и продюсер Александр Малич.

«Я думаю, что все люди так или иначе слышали терменвокс главным образом в “старообразных” фильмах про космос. Это – одно из клише, которое сопровождает инструмент на протяжении всей его истории», – рассказала Олеся Ростовская. 

Программа концерта продемонстрировала, что инструмент, изобретенный Львом Терменом, способен выражать образы намного более широкого спектра: прозвучали как переложения известных композиций Рахманинова, Гершвина, Вила-Лобоса, Пьяццоллы, так и специально написанная для терменвокса и симфонического оркестра Первая аэрофоническая сюита Иосифа Шиллингера – человека удивительной судьбы и разнообразных талантов, друга Дмитрия Шостаковича и Льва Термена (именно тот и осуществил мировую премьеру Сюиты в США), позже у Шиллингера учился Джордж Гершвин. Музыка Гершвина также звучала в этот вечер: его знаменитую Рапсодия в стиле блюз вместе с оркестром исполнил исполнил известный петербургский пианист Николай Мажара. 

Первый концерт на терменвоксе его изобретатель, специалист в области радиотехники Лев Термен дал в 1920-м году в Петрограде. Первоначально он был занят изобретением электроизмерительного прибора, у которого обнаружилось побочное свойство – он издавал и менял звук в зависимости от изменения положения руки в пространстве. Термен неоднократно выступал в Петроградской филармонии c демонстрацией своего изобретения: 19 декабря 1922 года в Большом зале состоялся концерт под названием «Радио-музыка», на котором демонстрировался «вновь изобретенный музыкальный инструмент», у которого к тому моменту еще не было названия (афиша доступна в статье о Льве Термене на сайте digital-проекта «Столетие филармонии»).

Сохранились воспоминания Льва Термена о том, что во время визита изобретателя в Кремль на его удивительном инструменте играл Владимир Ленин: «После этого я стал играть <... > Во время игры интересно было следить за выражением лица Владимира Ильича: оно менялось в зависимости от характера фраз. Если фраза минорная – у него лицо делалось печальным, а если часть мажорная – у него лицо было радостное. После каждой вещи он сильно аплодировал. А после “Жаворонка” <...> ему захотелось попробовать самому. Он подошел к инструменту, я встал сзади, взял его за правую и левую руки, чтобы можно было ими двигать вперед и назад, и “в четыре руки”, мы сыграли “Жаворонка”». [Цит. по: Самохин В.П., Мещеринова К.В., Тихомирова Е.А.. Лев Сергеевич Термен (120-летие со дня рождения) // Наука и образование, ноябрь 2016.)]

15 марта в Большом зале Петербургской филармонии открылся Международный фестиваль «День Римского-Корсакова», приуроченный к 180-летию со дня рождения композитора. В исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Андрея Аниханова прозвучали симфоническая поэма Римского-Корсакова «Антар», а также сюита из балета «Жар-птица» Стравинского и Рапсодия на тему Паганини Рахманинова, сольную партию в которой исполнил победитель XVII Международного конкурса имени Чайковского, пианист Сергей Давыдченко.  

Международный фестиваль «День Римского-Корсакова», приуроченный к 180-летию композитора, пройдет в Петербурге с 15 по 18 марта. Фестиваль организован Фондом развития Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Комитета по культуре Санкт-Петербурга и призван привлечь широкое внимание к имени композитора, направлен на популяризацию его наследия, исполнение редко звучащих произведений.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»