Пресса

Удивительная триада

Входящий в мировую элиту и, без сомнения, исторически самый важный в России оркестр выступил в ADDA с программой, полностью посвященной русскому романтическому репертуару. Оркестр Санкт-Петербургской филармонии, существующий более ста тридцати лет, сохраняет свой престиж и особое звучание, ощутимое уже во время общей настройки перед началом выступления. Возглавляющего оркестр уже двадцать семь лет Юрия Темирканова считают одним из самых значительных дирижеров своего поколения из-за сугубо индивидуального стиля дирижирования и музыкальной интерпретации, являющейся подлинным отражением традиций старой русской дирижерской школы. Он – наследник легендарных Гаука, Малько, Кусевицкого и Мравинского, которого сменил за пультом этого оркестра. Со своей стороны появление Ксавье де Местра, переосмыслившего технику игры и звучание арфы, завершило удивительную триаду, далеко превзошедшую ожидания, возлагавшиеся на этот концерт.

Оркестр «вручил свои верительные грамоты», исполнив популярную увертюру к «Руслану и Людмиле» Михаила Глинки, отца русского музыкального романтизма. Темирканов продемонстрировал великолепное чувство ритма и оркестровое звучание, пленяющее огромным динамизмом и удивительной точностью группы струнных. За ней последовал концерт для арфы с оркестром Op. 74 Рейнгольда Глиэра — особая часть программы вечера. Этот композитор одним из первых принял введенные в начале существования СССР эстетические стандарты социалистического реализма, он выделил в этом сочинении вторую часть, тему с вариациями, в которой Ксавье де Местр продемонстрировал огромную музыкальность и безупречную технику. Великолепный, поющий звук его арфы искажало электронное усиление, звучание воспринималось отдельно от места, где располагался исполнитель, тембр инструмента казался несколько ненатуральным из-за использования четырех мониторов. Это был единственный недостаток, не позволивший концерту достичь совершенства. Местр подтвердил свои необыкновенные артистические качества прекрасным бисом, «Мандолиной» британского композитора Элиаса Пэриша-Альварса, поразив публику своей артикуляцией, точностью и широтой динамического диапазона.

 Кульминационным моментом вечера стало исполнение «Патетической» симфонии Чайковского, Op. 74. В интерпретации этого шедевра симфонического романтизма вряд ли можно превзойти версию маэстро Темирканова. Его абсолютное техническое мастерство (особо следует выделить чувство ауфтакта), идеальный баланс жеста в обеих полусферах – в левой динамические оттенки, а в правой темпоритм, – как и ощущение оркестрового звукового пространства и его проекции в зал, покорили публику, наслаждавшуюся отточенной до мельчайших деталей фразировкой и высочайшим эмоциональным накалом, которого требует это сочинение, особенно в потрясающем заключительном Adagio lamentoso. В довершение произведенного им впечатления, Темирканов запечатлел свое превосходное искусство, исполнением одной из прекраснейших страниц творческого наследия английского композитора Эдуарда Элгара, «Нимрода», девятой из знаменитых вариаций «Энигма». Так завершился один из самых важных симфонических концертов, данных до настоящего времени в аудитории Аликанте, поднимающей свой престиж настолько знаменательными музыкальными и художественными событиями.

JOSÉ ANTONIO CANTÓN

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»