Пресса

Обертоны «русского» Малера

Юрий Темирканов продирижировал Второй симфонией Малера, которой не дирижировал здесь более тридцати лет. Она прозвучала в Большом зале Филармонии в исполнении заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра при участии меццо-сопрано Ольги Бородиной и сопрано Люси Кроу.

Юрий Темирканов мечтает продирижировать «всего Малера».В ноябре минувшего года в этом же зале Вторая симфония Малера была исполнена знаменитым королевским оркестром «Концертгебау» под управлением Мариса Янсонса. Для тех, кто был на том концерте, симфония Малера в исполнении российского коллектива не могла не стать поводом для сравнений: воспоминания слишком свежие.

Музыка Малера глубоко небезразлична русским музыкантам. В одном из своих юбилейных интервью Юрий Хатуевич признался, что мечтал бы продирижировать «всего Малера». Несколько лет назад петербуржцам выпала уникальная возможность услышать «Песни об умерших детях» в исполнении выдающегося американского баритона Томаса Хэмпсона в сопровождении филармонического оркестра под управлением Юрия Темирканова. Концерт показал невероятное единение душ двух впервые встретившихся музыкантов, глубоко понимающих дух малеровской музыки. Малеровское начало проступает в выступлениях Темирканова не только тогда, когда он дирижирует произведениями этого композитора, но и когда он исполняет музыку Чайковского, Шостаковича и даже Моцарта. Петербургскому маэстро очень близок полифонический мир музыкальной философии Малера, присущее ему ощущение трагичности бытия.

Так было и на этот раз. Поразительно, но последний раз Юрий Темирканов дирижировал Второй симфонией Малера в Ленинградской филармонии с Академическим симфоническим оркестром... в апреле 1976 года! Правда, в 1980 году он исполнил и записал ее с симфоническим оркестром и хором Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. В конце минувшего года на новом петербургском лейбле Cardellino Records к юбилею Темирканова вышел первый релиз этой записи Второй Малера, где в партиях сопрано и меццо-сопрано – солистки Кировского театра Галина Ковалева и Евгения Гороховская.

Выбор солисток поразил воображение и на этот раз. Ольга Бородина великолепно исполнила свою партию в IV части Urlicht («Свет изначальный»). Остается лишь сожалеть, что в камерном репертуаре певицы отсутствуют песни Малера, а ее голос – темный, плотный, богатый обертонами, чувственный – попросту создан для них.

На партию сопрано, которое наряду с хором звучит в хоровой V части, пригласили британку Люси Кроу, одну из лучших молодых исполнительниц музыки барокко, музыки Моцарта, камерных и современных произведений. И было ужасно обидно, что никто из филармонического менеджмента не воспользовался случаем и не предложил ей сольный концерт с «профильной» музыкой. Люси Кроу великолепно справилась с поставленной задачей – со своей малюсенькой партией, составив очень гармоничный «дуэт на расстоянии» с Ольгой Бородиной: хрупкое, чистое, летящее, ангельское сопрано против земного, кровного, настрадавшегося меццо-сопрано.

А в симфонии Малер задает последние вопросы бытия, пытаясь понять, что ждет нас там, за земным финалом. Мажорный хор V части в этой симфонии, несмотря на ряд сокрушительных кульминаций, словно бы уничтожающих все чаяния, надежду все же оставляет – «Ты воскреснешь!».

Если же сравнить трактовки оркестра «Концертгебау» и заслуженного коллектива, то оркестр под управлением Мариса Янсонса, входящий в тройку лучших оркестров мира, несомненно был безупречен в технической части: ни о какой несбалансированности оркестровой вертикали (когда, как в плохой прическе, из косы волосы торчат в разные стороны) или расхождении с жестом дирижера речи быть не могло. Несмотря на большой состав, он звучал как единый инструмент с точным соответствием партитуре. Оркестр Янсонса дышал очень правильно, может быть, даже чересчур. Если исполнение «Концертгебау» можно было сравнить с идеальной записью, то исполнение оркестра петербургской Филармонии – с режимом live со всеми шероховатостями.

Притом что искушенные меломаны могли чувствовать себя намного комфортнее при исполнении оркестра Янсонса, на вечере Темирканова они, как ни странно, могли дышать свободнее (после строевой дисциплины «Концертгебау»). Малер прозвучал у петербуржцев очень по-русски, без заоблачного совершенства, но очень страстно, увлеченно, словно боясь упустить бесценные обертоны Жизни по дороге в Вечность.


ФОТО Стаса ЛЕВШИНА
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»