Открылся прием заявок на Международную научную конференцию «Будни и подвиги: музыкальная жизнь во время Великой Отечественной войны», посвященную 80-летию Победы. Конференция, которую в рамках Соглашения о сотрудничестве организуют Петербургская филармония и Московская консерватория, пройдет 26–29 апреля 2025 года в Петербурге и Москве. 

К участию приглашаются музыковеды, историки, музейные работники, студенты и аспиранты. Подробности — в информационном письме конференции

Петербургская филармония объявила программу XXIV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств»: один из крупнейших российских фестивальных проектов, основанный маэстро Юрием Темиркановым в 1999 году, вновь соберет в Петербурге звезд мировой классической музыки. В этом году фестиваль пройдет с 14 по 24 декабря и будет посвящен 25-летию со дня основания.

XXIV Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств»  откроется 14 декабря мировой премьерой Симфонии Валерия Воронова. Композитор посвятил сочинение Заслуженному коллективу России и главному дирижеру Петербургской филармонии Николаю Алексееву – в их исполнении Симфония прозвучит в Большом зале Петербургской филармонии. Также в программе – фантазия для оркестра «Франческа да Римини» Чайковского и Второй фортепианный концерт Рахманинова, солист – Денис Мацуев. 

«В этом году “Площади Искусств” исполняется четверть века, и впервые в истории фестиваля формирование его программы проходило без участия Юрия Хатуевича Темирканова, – отмечает Евгений Петровский, заместитель директора Петербургской филармонии, – Отрадно, что дело Маэстро живет, что в декабрьский Петербург как и прежде съезжаются всемирно известные музыканты, почитающие за честь выступить в Санкт-Петербургской филармонии, на фестивале, основанном выдающимся дирижером».

Среди участников XXIV Международного фестиваля «Площадь Искусств» – крупнейшие российские исполнители, звезды мировой классической музыки.

На сцене Большого зала Петербургской филармонии наряду с концертами филармонических Заслуженного коллектива России и Академического симфонического оркестра также запланированы выступления Национального филармонического оркестра России, Симфонического оркестра Мариинского театра, Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова, Камерного ансамбля «Солисты Москвы».

Дирижерами фестивальных программ выступят главный дирижер Петербургской филармонии Николай Алексеев, художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра филармонии Димитрис Ботинис (Россия/Греция), а также – Владимир Спиваков, Валерий Гергиев, Александр Лазарев, Александр Сладковский, Юрий Башмет.

Солисты фестивальных программ – пианисты Денис Мацуев, Николай Луганский, Элисо Вирсаладзе, Иван Бессонов, сопрано Хибла Герзмава и меццо-сопрано Ольга Бородина, скрипачи Вадим Репин и Гайк Казазян, виолончелисты Александр Князев и Мария Зайцева (лауреат XVII Международного конкурса имени Чайковского и победительница Международного конкурса ARD (2024) дебютирует на фестивале).

Заметным событием фестивальной программы станет выступление стипендиатов Международного фонда культурных инициатив маэстро Юрия Темирканова.

В афише – симфонические и камерные концерты, фортепианные, скрипичные, виолончельные вечера в Большом и Малом залах Филармонии. Свои события —  выставки, спектакли, концерты — представят на фестивале партнеры Филармонии: Государственный Русский музей, Михайловский театр, Театр музыкальной комедии, Храм Воскресения Христова (Спас на крови).

Наряду с новейшей музыкой – мировой премьерой Симфонии Валерия Воронова – в программе фестиваля традиционно представлены русские и западноевропейские шедевры: сочинения Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Прокофьева, Элгара, Малера, Вагнера, Р. Штрауса, Шопена, Баха, Верди, Пуччини, Чилеа и других композиторов.

 

Впервые прошедший по инициативе маэстро Юрия Темирканова в 1999 году Международный фестиваль «Площадь Искусств» объединяет не только различные виды искусств: в его орбиту традиционно вовлечены культурные институты Санкт-Петербурга, расположенные вокруг площади, давшей фестивалю имя. В числе его постоянных участников: Государственный Русский музей (художественные выставки), Михайловский театр (оперный или балетный спектакль), Театр музыкальной комедии (музыкальная комедия), Храм  Воскресения Христова (Спас на крови) (хоровой концерт). Основную часть программы проводит в своих Большом и Малом залах Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича.

Подробности фестивальной программы и билеты доступны в кассах и по ссылке.

Фото: пресс-служба филармонии

16 октября, в преддверии пушкинского Лицейского дня, в Музыкальной библиотеке Петербургской филармонии состоялась встреча со старшим научным сотрудником Государственного Эрмитажа Анной Конивец – автором-составителем монографии «Полина. Переписка пушкинского времени, найденная в Зимнем дворце». Ведущим выступил заведующий Музыкальной библиотекой филармонии Павел Дмитриев. Встреча открыла новый просветительский проект филармонии – «Библиотечная среда», под таким названием в читальном зале Музыкальной библиотеки будут проходить обсуждения изданий музыкальной и культурно-исторической проблематики.

Несколько лет тому назад во время ремонта в Зимнем дворце под полом была обнаружена пачка старых бумаг. Разрозненные, загрязненные, местами поврежденные водой листочки оказались частью архива Прасковьи (Полины) Арсеньевны Бартеневой (1811–1872), фрейлины и выдающейся певицы своей эпохи. Сенсационная находка существенно расширяет представления о жизни столичной интеллектуальной элиты, и, в частности, – «пушкинского круга».

Всего было найдено 14 писем; в них упоминается множество известных фамилий первой половины ХIХ века. Практически все эти люди принадлежат к пушкинскому окружению, а кто-то, как, например, граф Михаил Юрьевич Виельгорский или Елизавета Михайловна Хитрово – к числу близких друзей поэта.

В 1835 году Полина Бартенева была приглашена в Петербург из Москвы по указанию императрицы Александры Федоровны и поселилась в Зимнем дворце, вскоре став фрейлиной. Бартенева выступала не только для узкого круга придворных, но и принимала участие в благотворительных концертах в пользу раненых, а также ветеранов сцены, проходивших в великолепном зале Дворянского собрания (ныне – Большой зал филармонии).

«Письма принадлежат перу самой Полины, ее матери Федосьи Ивановны Бартеневой, урожденной Бутурлиной, и отца – Арсения Ивановича Бартенева, который в царствование Александра I служил курским губернатором.  В них подробно и колоритно описываются майские гулянья в Москве с участием Николая I, императрицы Александры Федоровны и их августейших детей. Арсений Иванович сообщает дочери, что представлялся царской чете, беседовал с министром Двора светлейшим князем Петром Михайловичем Волконским, виделся с генерал-губернатором Москвы светлейшим князем Дмитрием Владимировичем Голицыным, встречался с графом Михаилом Юрьевичем Виельгорским, – рассказывает Анна Конивец, – Письма Федосьи Ивановны Бартеневой к дочери отправлены из Петербурга в Царское Село, куда Полина уехала на лето вместе с Двором. В них упоминаются близкая знакомая Пушкина Елизавета Михайловна Хитрово, ее дочь, фрейлина Екатерина Тизенгаузен, графиня Репнина-Волконская и ее дочь Варвара Репнина; Мария Васильевна Кочубей (жена канцлера Виктора Павловича Кочубея, в доме которого Пушкин часто бывал); Юлия Федоровна Баранова (воспитательница царских детей); княгиня Наталия Степановна Голицына (внучка княгини Наталии Петровны Голицыной, пушкинской «Пиковой дамы») и многие другие, чьи имена хорошо известны как по историческим источникам, так и по литературным».

В книге помимо текстов самих писем есть рассказы о людях, которые в них упоминаются, о работе почтового ведомства в пушкинское время, а также приводятся материалы, обнаруженные в Пушкинском Доме и в Отделе рукописей Российской Национальной библиотеки.

После презентации книги перед собравшимися выступила Татьяна Краснобородько, ученый хранитель Пушкинского рукописного фонда. Она, в частности, отметила, что находка, обнаруженная в Зимнем дворце – чрезвычайная удача для исследователя повседневности русского двора пушкинской эпохи, а также – важный источник, добавляющий штрихи к портрету входивших в «пушкинский круг», характеризующий звучавшую там музыку. По мнению пушкиноведа, история обнаружения писем вполне может стать основой для художественного произведения, подобного, например, «Рукописи, найденной в Сарагосе» Яна Потоцкого и «Рукописи, найденной под кроватью» Алексея Толстого.

Сюрпризом в завершение встречи стала демонстрация книжного раритета из фонда Музыкальной библиотеки Филармонии: Павел Дмитриев представил собравшимся изданную в Петербурге в 1861 году книгу "L'Art du Chant" – «Искусство пения» из собрания графа Матвея Юрьевича Виельгорского – представителя династии, многократно фигурирующей как в истории музыкального искусства в Российской империи, так и в монографии «Полина. Переписка, найденная в Зимнем дворце».

Фото: Стас Левшин

2 и 15 октября в фойе Чайковского Большого зала Петербургской филармонии прошли концерты, на которых впервые с 1914 года публично зазвучал уникальный, созданный в единственном экземпляре «золотой рояль» – Steinway из коллекции императора Александра III, подаренный самодержцем созданному им Придворному музыкантскому хору. Ныне этот коллектив называется Заслуженным коллективом России и входит в состав Петербургской филармонии, более того, сама филармония была учреждена в 1921 году – первой в стране – чтобы сохранить этот уникальный оркестр.

На концертах «Соло для Императорского рояля» выступил артист Петербургской филармонии, известный петербургский пианист и композитор Николай Мажара. Он вернул голос уникальному музыкальному инструменту. «Золотой» Steinway с уникальными росписями многие десятилетия был безмолвным свидетелем смены исторических эпох: к его клавиатуре прикасались большие музыканты, поскольку какое-то время рояль размещался в артистической Большого зала, но его голос не звучал публично больше века.

«Он звучит немножко по-другому [по сравнению с современными инструментами], разговаривает с нами другим голосом. И я специально подобрал программу из сочинений, современных роялю. Это поздние сочинения Михаила Глинки, произведения Петра Чайковского, Модеста Мусоргского, Александра Бородина. Вся эта музыка была написана довольно близко ко времени создания рояля, то есть сегодня мы можем услышать ее примерно так, как слышали ее создатели», – рассказывает пианист Николай Мажара.

 

«Инструмент пережил революции и войны, он был здесь и в блокаду. Начиная с 1960-70-х годов этот великолепный инструмент находился в так называемой свитской – пространстве за сценой, где императора, когда он появлялся в столичном Дворянском собрании, ждала свита. После революции она стала артистической Большого зала, ныне известной как Красная гостиная», – рассказала Юлия Кантор, заместитель директора Петербургской филармонии.  

 

Сегодня рояль – один из ключевых экспонатов выставки «Застывшая музыка. К 185-летию здания Дворянского собрания», которая продлится до 5 ноября. Выставка доступна к посещению слушателями концертов в Большом зале филармонии и на экскурсиях.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»