Фото: Анна Флегонтова

30 сентября свой сезон открыл Академический симфонический оркестр филармонии: концерт стал первым выступлением коллектива под управлением Димитриса Ботиниса в его новом статусе – художественного руководителя и главного дирижера оркестра. Солистом выступил один из ведущих российских виолончелистов, лауреат международных конкурсов Александр Рамм, прозвучали Симфония-концерт для виолончели с оркестром Сергея Прокофьева и Симфонические танцы Сергея Рахманинова. Концерт был посвящен 100-летию со дня рождения дирижера Арнольда Каца.

«Должен сказать, что за годы нашего сотрудничества с Петербургской филармонией, а это больше десяти лет, у нас установилось, как мне кажется, удивительное взаимопонимание и взаимоуважение, поэтому я очень рад, что наши отношения обретают теперь новую форму, думаю что у нее есть все шансы стать плодотворной и счастливой. Кроме того, мне, как представителю петербургской дирижерской школы, радостно вернуться в этот город и на более регулярной основе отдавать ему свои силы и свои умения, – отметил Димитрис Ботинис, – Академический симфонический оркестр – это оркестр с большой историей и с большими традициями. Но я думаю, что не стоит бояться нового, нельзя забывать, что мы тоже можем создавать новые традиции, и, я даже сказал бы, что это и есть задача дирижера – привносить свой исполнительский стиль, оставлять свой почерк. Думаю, что оркестр вступает в новую для себя эпоху, и мне бы хотелось чтобы она была живая, красочная и энергичная»

Новый художественный руководитель и главный дирижер называет первостепенной задачей установление с оркестром творческой связи и доверия, открытости. 

«Это – условие для того, чтобы двигаться дальше, – считает Димитрис Ботинис, – Основываясь на этом, мне кажется, мы можем достигнуть очень интересных творческих результатов».

Ближайшие выступления Димитриса Ботиниса в Большом зале состоятся 19 октября – вместе с также возглавляемым им Новосибирским академическим симфоническим оркестром дирижер исполнит сочинения Рахманинова и Прокофьева, 3 ноября – в исполнении Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии прозвучат Десятая симфония Шостаковича и Концерт № 20 Моцарта, солист – Дмитрий Шишкин.

Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии – один из старейших и лучших в стране, он ведет историю с 1931 года, именно этот оркестр в 1942 году под управлением Карла Элиасберга осуществил в Большом зале филармонии знаменитую блокадную премьеру Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича. 

С 1977 по 2018 год оркестр возглавлял Александр Дмитриев, ныне – дирижер-лауреат коллектива, с 1994 года дирижером оркестра является Владимир Альтшулер. Абонемент оркестра в этом концертном сезоне посвящен 90-летию Александра Дмитриева: 19 января 2025 года, в день рождения дирижера, коллектив выступит под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева.

Коллектив ведет свою историю с 1931 года, начав свою деятельность как концертный ансамбль, а затем симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. В годы войны Оркестр Ленинградского радио был единственным симфоническим коллективом, оставшимся в блокадном городе. Несмотря на то, что в первую военную зиму оркестр фактически прекратил свое существование, ценой героических усилий 9 августа 1942 года его музыканты во главе с К. Элиасбергом представили ленинградскую премьеру Седьмой симфонии Шостаковича. Всего за время блокады коллектив выступил более 300 раз, часть концертов – в том числе премьера «Ленинградской» симфонии – состоялась в Большом зале филармонии.

Продолжая выходить на прославленную эстраду, оркестр в 1953 году получил статус филармонического. Им руководили Николай Рабинович, Карл Элиасберг, Арвид Янсонс, под управлением которого коллектив впервые предстал перед зарубежной публикой (Финляндия, 1965). В 1962–1963 годах свои сочинения исполнили с оркестром Игорь Стравинский и Бенджамин Бриттен. 

С 1968 по 1976 год оркестр возглавлял Юрий Темирканов. Дирижер инициировал бурный рост репертуара коллектива и сыграл важнейшую роль в обретении им признания за рубежом: оркестр гастролировал в Болгарии, скандинавских странах, Нидерландах (в том числе в амстердамском Концертгебау), Японии и США. 

1 октября, в Международный день музыки, в Малом зале Петербургской филармонии открывается выставка «Большая судьба Малого зала», посвященная его 75-летию. Куратор выставки — заведующий Музыкальной библиотекой Петербургской филармонии, кандидат искусствоведения Павел Дмитриев. 

Малый зал Ленинградской филармонии открылся 15 мая 1949 года по адресу Невский проспект, 30: к этому времени историческое здание, Дом Энгельгардта, в котором большую часть его истории звучала музыка, было восстановлено после попадания бомбы в страшные блокадные годы.

Выставка «Большая судьба Малого зала» посвящена советскому периоду его работы, все экспонаты — из фондов Музыкальной библиотеки Петербургской филармонии. Среди них — афиши и фотографии музыкантов, которые, составляя славу мирового музыкального искусства, считали за честь выступать на сцене Малого зала, в их числе — Юрий Темирканов, Святослав Рихтер, Нина Дорлиак, Елена Образцова и многие другие выдающиеся исполнители. 

«Зал давно стал неотъемлемой частью музыкальной жизни города. И сейчас, попадая в атмосферу торжественных и строгих, истинно петербургских по духу фойе, любуясь строгой архитектурой концертного зала, уже трудно себе представить, что было время, когда эти помещения не принадлежали музыке, — рассказывает Ирина Смукул, художественный руководитель Малого зала, — Но зал — это не только исполнители. Здесь выросло не одно поколение замечательных слушателей, которые приходили на детские концерты и на всю жизнь оставались преданными музыке. Именно для них каждый день и открывает свои двери один из лучших камерных залов мира — Малый зал имени М.И. Глинки».

 

Фото: Стас Левшин

25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича, Петербургская филармония, носящая имя композитора, открыла 104-й концертный сезон. Шестая симфония Шостаковича прозвучала в этот вечер в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии, народного артиста России Николая Алексеева. Именно этот оркестр, чья история тесно связана с биографией композитора, осуществил мировую премьеру симфонии 85 лет назад под управлением Евгения Мравинского. Также на открытии сезона прозвучал Второй фортепианный концерт Брамса, солист – лауреат Международного конкурса имени Чайковского Илья Папоян.

В этот же день в фойе Чайковского Большого зала филармонии открылась выставка «Застывшая музыка», посвященная 185-летию здания Дворянского собрания

«Всем известна формула: “застывшая музыка” – это архитектура. Посмотрев на Площадь Искусств, конкретно на здание Большого зала, нетрудно убедиться, что это – истина в первой инстанции, – отметила на открытии выставки Юлия Кантор, заместитель директора Петербургской филармонии по просветительской деятельности, – Здание Петербургского, тогда столичного, Дворянского собрания – это творение архитекторов России и Жако. Это здание вписано в музыкальную и общественно-политическую историю нашего города, нашей страны и мира. Здесь и в XIX, и в XX веке звучала музыка, звучит она, конечно, и в XXI веке. Нам показалось важным рассказать о том, что здесь было помимо музыки. Подавляющее большинство документов и подлинных экспонатов, сохранившихся в Филармонии вопреки войнам и революциям, экспонируется впервые: они рассказывают о том, кто здесь творил историю и музыку, о том, как строилось это здание и что оно помнит».

Фото: Стас Левшин

Один из ключевых экспонатов выставки – уникальный «золотой рояль», подарок императора Александра III Придворному музыкантскому хору, ныне всемирно известному Заслуженному коллективу России, который не звучал публично более века. 2 и 15 октября его голос вновь зазвучит на концертах, которые пройдут в пространстве выставки. 

Также 25 сентября в Музитории филармонии состоялась первая лекция одного из шести лекционных абонементов – новшества сезона 2024-2025. Впервые в новейшей истории Петербургская филармония предложила слушателям абонементы не только в Большой и Малый залы, но и в Музиторий. Шесть тематических лекционных абонементов посвящены различным историко-музыкальным сюжетам ХVIII-ХХ веков.

30 сентября свой сезон откроет Академический симфонический оркестр филармонии: концерт станет первым выступлением коллектива под управлением Димитриса Ботиниса в его новом статусе – с началом сезона он вступает в должность художественного руководителя и главного дирижера оркестра. Солист – один из ведущих российских виолончелистов, лауреат международных конкурсов Александр Рамм, прозвучат Симфония-концерт для виолончели с оркестром Сергея Прокофьева и Симфонические танцы Сергея Рахманинова. Концерт будет посвящен 100-летию со дня рождения дирижера Арнольда Каца.

 

Наряду с билетами на концерты остаются доступными для покупки отдельные абонементы Большого и Малого залов филармонии.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»