1 октября, в Международный день музыки, в Малом зале Петербургской филармонии открывается выставка «Большая судьба Малого зала», посвященная его 75-летию. Куратор выставки — заведующий Музыкальной библиотекой Петербургской филармонии, кандидат искусствоведения Павел Дмитриев. 

Малый зал Ленинградской филармонии открылся 15 мая 1949 года по адресу Невский проспект, 30: к этому времени историческое здание, Дом Энгельгардта, в котором большую часть его истории звучала музыка, было восстановлено после попадания бомбы в страшные блокадные годы.

Выставка «Большая судьба Малого зала» посвящена советскому периоду его работы, все экспонаты — из фондов Музыкальной библиотеки Петербургской филармонии. Среди них — афиши и фотографии музыкантов, которые, составляя славу мирового музыкального искусства, считали за честь выступать на сцене Малого зала, в их числе — Юрий Темирканов, Святослав Рихтер, Нина Дорлиак, Елена Образцова и многие другие выдающиеся исполнители. 

«Зал давно стал неотъемлемой частью музыкальной жизни города. И сейчас, попадая в атмосферу торжественных и строгих, истинно петербургских по духу фойе, любуясь строгой архитектурой концертного зала, уже трудно себе представить, что было время, когда эти помещения не принадлежали музыке, — рассказывает Ирина Смукул, художественный руководитель Малого зала, — Но зал — это не только исполнители. Здесь выросло не одно поколение замечательных слушателей, которые приходили на детские концерты и на всю жизнь оставались преданными музыке. Именно для них каждый день и открывает свои двери один из лучших камерных залов мира — Малый зал имени М.И. Глинки».

 

Фото: Стас Левшин

25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича, Петербургская филармония, носящая имя композитора, открыла 104-й концертный сезон. Шестая симфония Шостаковича прозвучала в этот вечер в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии, народного артиста России Николая Алексеева. Именно этот оркестр, чья история тесно связана с биографией композитора, осуществил мировую премьеру симфонии 85 лет назад под управлением Евгения Мравинского. Также на открытии сезона прозвучал Второй фортепианный концерт Брамса, солист – лауреат Международного конкурса имени Чайковского Илья Папоян.

В этот же день в фойе Чайковского Большого зала филармонии открылась выставка «Застывшая музыка», посвященная 185-летию здания Дворянского собрания

«Всем известна формула: “застывшая музыка” – это архитектура. Посмотрев на Площадь Искусств, конкретно на здание Большого зала, нетрудно убедиться, что это – истина в первой инстанции, – отметила на открытии выставки Юлия Кантор, заместитель директора Петербургской филармонии по просветительской деятельности, – Здание Петербургского, тогда столичного, Дворянского собрания – это творение архитекторов России и Жако. Это здание вписано в музыкальную и общественно-политическую историю нашего города, нашей страны и мира. Здесь и в XIX, и в XX веке звучала музыка, звучит она, конечно, и в XXI веке. Нам показалось важным рассказать о том, что здесь было помимо музыки. Подавляющее большинство документов и подлинных экспонатов, сохранившихся в Филармонии вопреки войнам и революциям, экспонируется впервые: они рассказывают о том, кто здесь творил историю и музыку, о том, как строилось это здание и что оно помнит».

Фото: Стас Левшин

Один из ключевых экспонатов выставки – уникальный «золотой рояль», подарок императора Александра III Придворному музыкантскому хору, ныне всемирно известному Заслуженному коллективу России, который не звучал публично более века. 2 и 15 октября его голос вновь зазвучит на концертах, которые пройдут в пространстве выставки. 

Также 25 сентября в Музитории филармонии состоялась первая лекция одного из шести лекционных абонементов – новшества сезона 2024-2025. Впервые в новейшей истории Петербургская филармония предложила слушателям абонементы не только в Большой и Малый залы, но и в Музиторий. Шесть тематических лекционных абонементов посвящены различным историко-музыкальным сюжетам ХVIII-ХХ веков.

30 сентября свой сезон откроет Академический симфонический оркестр филармонии: концерт станет первым выступлением коллектива под управлением Димитриса Ботиниса в его новом статусе – с началом сезона он вступает в должность художественного руководителя и главного дирижера оркестра. Солист – один из ведущих российских виолончелистов, лауреат международных конкурсов Александр Рамм, прозвучат Симфония-концерт для виолончели с оркестром Сергея Прокофьева и Симфонические танцы Сергея Рахманинова. Концерт будет посвящен 100-летию со дня рождения дирижера Арнольда Каца.

 

Наряду с билетами на концерты остаются доступными для покупки отдельные абонементы Большого и Малого залов филармонии.

Фото: Анна Флегонтова

25 сентября, в день рождения Дмитрия Шостаковича, Петербургская филармония, носящая имя композитора, откроет 104-й концертный сезон. В этот день музыку Шостаковича исполнит старейший симфонический оркестр страны, чья история неотделима от его личной и творческой биографии: Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Петербургской филармонии выступит под управлением главного дирижера филармонии, народного артиста России Николая Алексеева. Прозвучит Шестая симфония Шостаковича, мировую премьеру которой в этом зале этот же оркестр (тогда – Заслуженный коллектив Республики), осуществил 85 лет назад, в 1939 году, под управлением Евгения Мравинского. Также прозвучит Второй фортепианный концерт Брамса, солист – лауреат Международного конкурса имени Чайковского Илья Папоян.

30 сентября свой сезон откроет Академический симфонический оркестр филармонии: концерт станет первым выступлением коллектива под управлением Димитриса Ботиниса в его новом статусе – с началом сезона он вступает в должность художественного руководителя и главного дирижера оркестра. Солист – один из ведущих российских виолончелистов, лауреат международных конкурсов Александр Рамм, прозвучат Симфония-концерт для виолончели с оркестром Сергея Прокофьева и Симфонические танцы Сергея Рахманинова. Концерт будет посвящен 100-летию со дня рождения дирижера Арнольда Каца.

Фото: Анна Флегонтова

В новом сезоне в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии Николая Алексеева прозвучат два сочинения, написанные в XXI веке: исполнение Данте-симфонии № 5 «Рай» Бориса Тищенко будет посвящено 85-летию со дня рождения композитора (в 2009 году оркестр и дирижер осуществили мировую премьеру сочинения), на открытии XXIV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» в декабре прозвучит мировая премьера симфонии современного композитора Валерия Воронова, посвященной Заслуженному коллективу России.

«Борис Иванович Тищенко был, не побоюсь этого слова, мои старшим другом. Мы очень уважительно относились друг к другу, и я просто люблю его музыку, поэтому, собственно, она и будет исполнена, – рассказал на пресс-конференции перед открытием сезона Николай Алексеев, народный артист России, главный дирижер Петербургской филармонии, – С Валерием Вороновым мы знакомы лет двадцать – и его музыку я исполню впервые. Он – ученик Кшиштофа Мейера, композитора и автора замечательной книги о Дмитрии Шостаковиче, его сочинения довольно часто звучат в нашей стране – в Перми, в Екатеринбурге, их часто исполняет Юрий Башмет, не так давно Фортепианный концерт звучал в Мариинском театре – так что имя Валерия Воронова известно. Симфония, которую нам предстоит исполнить, – первая у композитора, и она посвящена нашему оркестру».

Фото: Анна Флегонтова

На пресс-конференции, предваряющей открытие сезона, Димитрис Ботинис, вступающий в должность художественного руководителя и главного дирижера Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии, поблагодарил руководство филармонии за оказанное доверие, а музыкантов – за доброе отношение.

«Должен сказать, что за годы нашего сотрудничества с Петербургской филармонией, а это больше десяти лет, у нас установилось, как мне кажется, удивительное взаимопонимание и взаимоуважение, поэтому я очень рад, что наши отношения обретают теперь новую форму, думаю что у нее есть все шансы стать плодотворной и счастливой. Кроме того, мне, как представителю петербургской дирижерской школы, радостно вернуться в этот город и на более регулярной основе отдавать ему свои силы и свои умения, – отметил Димитрис Ботинис, – Академический симфонический оркестр – это оркестр с большой историей и с большими традициями. Но я думаю, что не стоит бояться нового, нельзя забывать, что мы тоже можем создавать новые традиции, и, я даже сказал бы, что это и есть задача дирижера – привносить свой исполнительский стиль, оставлять свой почерк. Думаю, что оркестр вступает в новую для себя эпоху, и мне бы хотелось чтобы она была живая, красочная и энергичная»

В предстоящем сезоне Петербургская филармония готовится отметить несколько важных дат:

50-летие присвоения Ленинградской – Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича  – дате посвящен Абонемент № 6 «Легендарные ленинградские премьеры Шостаковича», в котором прозвучат сочинения, ставшие вехами в тесно связанных биографиях композитора и филармонии;

80-летие Победы – дате посвящен Абонемент № 5 «Великие симфонии военных лет» (в его программе – сочинения Сергея Прокофьева, Николая Мясковского, Мечислава Вайнберга, Арама Хачатуряна и симфонии Дмитрия Шостаковича, неразрывно связанные с историей Ленинградской – Петербургской филармонии), а также лекционный абонемент «Слушай, Ленинград!” и грандиозная, основанная на уникальных артефактах, выставка «Возвращение», посвященная реэвакуации оркестра Ленинградской филармонии и концертной афише Филармонии 1944-45 годов;

90-летие дирижера-лауреата Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии Александра Дмитриева, возглавлявшего коллектив с 1977 по 2018 год. Многие сочинения, исполнение которых вошло в совместную историю оркестра и дирижера, прозвучат в программах Абонемента № 4 «Академический симфонический оркестр филармонии». Его кульминацией станет концерт 19 января 2025 года, в день 90-летия Александра Дмитриева: в этот вечер оркестр выступит под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева, сольную партию исполнит Николай Мажара;

90-летие присвоения оркестру Ленинградской филармонии, старейшему симфоническому коллективу страны, почетного звания, ставшего именем собственным – Заслуженный коллектив Республики, сегодня оркестр известен как Заслуженный коллектив России. С посвящением дате пройдут концерты Абонемента № 3 «Первый симфонический оркестр России»;

200-летие со дня рождения композитора Антона Брукнера: второй сезон Петербургская филармония вместе со всем музыкальным миром отмечает юбилей одного из главных симфонистов: пять из десяти его симфоний прозвучали в прошлом сезоне, в этом Абонемент № 2 «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик» продолжится.

На декабрь запланированы события XXIV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», который в этом году будет посвящен 25-летию основания Юрием Темиркановым.

 

2 ноября, в годовщину ухода из жизни маэстро Юрия Темирканова, в Большом зале филармонии состоится концерт, посвященный памяти дирижера: Заслуженный коллектив России, на протяжении 35 лет неразрывно связанный с Юрием Темиркановым, исполнит под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева Вторую симфонию Брамса, антракт из музыки к драме «Розамунда» Шуберта и Фортепианный концерт Шумана, солистка – Елизавета Леонская, прославленная пианистка, неоднократно выступавшая с Юрием Темиркановым на лучших сценах мира.

«Этот сезон – первый, который мы встречаем без Юрия Хатуевича Темирканова. 2 ноября исполнится год, как он ушел. Естественно мы об этом помним – и 2 ноября в Малом зале филармонии откроется мемориальная выставка “Юрий Темирканов. Мгновения…”. В Москве, в Московской государственной консерватории имени Чайковского, с которой мы в июне заключили Соглашение о сотрудничестве, также откроется выставка, посвященная Юрию Хатуевичу Темирканову как дирижеру и педагогу – напомню, что он был почетным профессором Московской консерватории. Такой запрос, очень правильный и своевременный, к нам поступил, мы над этой выставкой сейчас работаем», – рассказала Юлия Кантор, заместитель директора филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям.

Наряду с упомянутыми выставками «Застывшая музыка», посвященной 185-летию здания Санкт-Петербургского Дворянского собрания (ныне – Большой зал Петербургской филармонии), «Возвращение», посвященной 80-летию Победы, Юлия Кантор анонсировала намеченную на декабрь выставку «Дом милосердия», посвященную малоизвестным страницам в истории здания Дворянского собрания, где в 1914 году был открыт госпиталь. 

«Мы соблюдаем все требования музейной безопасности, при этом – мы не музей. Ни в одном музее, когда в экспозиции появляется подлинный музыкальный инструмент, являющийся экспонатом, он никогда не звучит. Но, поскольку мы не музей, на ближайшей выставке – “Застывшая музыка” – мы сделаем два концерта на императорском рояле Александра III из коллекции Петербургского Дворянского собрания, ныне – Петербургской филармонии. На двух концертах прямо в пространстве выставки, в фойе Чайковского Большого зала, прозвучат те произведения, которые исполнялись на этом рояле в последней трети XIX века: этот рояль молчал 110 лет, он последний раз публично звучал летом 1914 года».

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»