Фото: Екатерина Степанова

16 октября, в преддверии пушкинского Лицейского дня, в Музыкальной библиотеке Петербургской филармонии состоялась встреча со старшим научным сотрудником Государственного Эрмитажа Анной Конивец – автором-составителем монографии «Полина. Переписка пушкинского времени, найденная в Зимнем дворце». Ведущим выступил заведующий Музыкальной библиотекой филармонии Павел Дмитриев. Встреча открыла новый просветительский проект филармонии – «Библиотечная среда», под таким названием в читальном зале Музыкальной библиотеки будут проходить обсуждения изданий музыкальной и культурно-исторической проблематики.

Несколько лет тому назад во время ремонта в Зимнем дворце под полом была обнаружена пачка старых бумаг. Разрозненные, загрязненные, местами поврежденные водой листочки оказались частью архива Прасковьи (Полины) Арсеньевны Бартеневой (1811–1872), фрейлины и выдающейся певицы своей эпохи. Сенсационная находка существенно расширяет представления о жизни столичной интеллектуальной элиты, и, в частности, – «пушкинского круга».

Всего было найдено 14 писем; в них упоминается множество известных фамилий первой половины ХIХ века. Практически все эти люди принадлежат к пушкинскому окружению, а кто-то, как, например, граф Михаил Юрьевич Виельгорский или Елизавета Михайловна Хитрово – к числу близких друзей поэта.

В 1835 году Полина Бартенева была приглашена в Петербург из Москвы по указанию императрицы Александры Федоровны и поселилась в Зимнем дворце, вскоре став фрейлиной. Бартенева выступала не только для узкого круга придворных, но и принимала участие в благотворительных концертах в пользу раненых, а также ветеранов сцены, проходивших в великолепном зале Дворянского собрания (ныне – Большой зал филармонии).

«Письма принадлежат перу самой Полины, ее матери Федосьи Ивановны Бартеневой, урожденной Бутурлиной, и отца – Арсения Ивановича Бартенева, который в царствование Александра I служил курским губернатором.  В них подробно и колоритно описываются майские гулянья в Москве с участием Николая I, императрицы Александры Федоровны и их августейших детей. Арсений Иванович сообщает дочери, что представлялся царской чете, беседовал с министром Двора светлейшим князем Петром Михайловичем Волконским, виделся с генерал-губернатором Москвы светлейшим князем Дмитрием Владимировичем Голицыным, встречался с графом Михаилом Юрьевичем Виельгорским, – рассказывает Анна Конивец, – Письма Федосьи Ивановны Бартеневой к дочери отправлены из Петербурга в Царское Село, куда Полина уехала на лето вместе с Двором. В них упоминаются близкая знакомая Пушкина Елизавета Михайловна Хитрово, ее дочь, фрейлина Екатерина Тизенгаузен, графиня Репнина-Волконская и ее дочь Варвара Репнина; Мария Васильевна Кочубей (жена канцлера Виктора Павловича Кочубея, в доме которого Пушкин часто бывал); Юлия Федоровна Баранова (воспитательница царских детей); княгиня Наталия Степановна Голицына (внучка княгини Наталии Петровны Голицыной, пушкинской «Пиковой дамы») и многие другие, чьи имена хорошо известны как по историческим источникам, так и по литературным».

В книге помимо текстов самих писем есть рассказы о людях, которые в них упоминаются, о работе почтового ведомства в пушкинское время, а также приводятся материалы, обнаруженные в Пушкинском Доме и в Отделе рукописей Российской Национальной библиотеки.

После презентации книги перед собравшимися выступила Татьяна Краснобородько, ученый хранитель Пушкинского рукописного фонда. Она, в частности, отметила, что находка, обнаруженная в Зимнем дворце – чрезвычайная удача для исследователя повседневности русского двора пушкинской эпохи, а также – важный источник, добавляющий штрихи к портрету входивших в «пушкинский круг», характеризующий звучавшую там музыку. По мнению пушкиноведа, история обнаружения писем вполне может стать основой для художественного произведения, подобного, например, «Рукописи, найденной в Сарагосе» Яна Потоцкого и «Рукописи, найденной под кроватью» Алексея Толстого.

Сюрпризом в завершение встречи стала демонстрация книжного раритета из фонда Музыкальной библиотеки Филармонии: Павел Дмитриев представил собравшимся изданную в Петербурге в 1861 году книгу "L'Art du Chant" – «Искусство пения» из собрания графа Матвея Юрьевича Виельгорского – представителя династии, многократно фигурирующей как в истории музыкального искусства в Российской империи, так и в монографии «Полина. Переписка, найденная в Зимнем дворце».

Фото: Стас Левшин

2 и 15 октября в фойе Чайковского Большого зала Петербургской филармонии прошли концерты, на которых впервые с 1914 года публично зазвучал уникальный, созданный в единственном экземпляре «золотой рояль» – Steinway из коллекции императора Александра III, подаренный самодержцем созданному им Придворному музыкантскому хору. Ныне этот коллектив называется Заслуженным коллективом России и входит в состав Петербургской филармонии, более того, сама филармония была учреждена в 1921 году – первой в стране – чтобы сохранить этот уникальный оркестр.

На концертах «Соло для Императорского рояля» выступил артист Петербургской филармонии, известный петербургский пианист и композитор Николай Мажара. Он вернул голос уникальному музыкальному инструменту. «Золотой» Steinway с уникальными росписями многие десятилетия был безмолвным свидетелем смены исторических эпох: к его клавиатуре прикасались большие музыканты, поскольку какое-то время рояль размещался в артистической Большого зала, но его голос не звучал публично больше века.

«Он звучит немножко по-другому [по сравнению с современными инструментами], разговаривает с нами другим голосом. И я специально подобрал программу из сочинений, современных роялю. Это поздние сочинения Михаила Глинки, произведения Петра Чайковского, Модеста Мусоргского, Александра Бородина. Вся эта музыка была написана довольно близко ко времени создания рояля, то есть сегодня мы можем услышать ее примерно так, как слышали ее создатели», – рассказывает пианист Николай Мажара.

 

«Инструмент пережил революции и войны, он был здесь и в блокаду. Начиная с 1960-70-х годов этот великолепный инструмент находился в так называемой свитской – пространстве за сценой, где императора, когда он появлялся в столичном Дворянском собрании, ждала свита. После революции она стала артистической Большого зала, ныне известной как Красная гостиная», – рассказала Юлия Кантор, заместитель директора Петербургской филармонии.  

 

Сегодня рояль – один из ключевых экспонатов выставки «Застывшая музыка. К 185-летию здания Дворянского собрания», которая продлится до 5 ноября. Выставка доступна к посещению слушателями концертов в Большом зале филармонии и на экскурсиях.

19 октября в Большом зале Петербургской филармонии выступит Новосибирский академический симфонический оркестр. Под управлением художественного руководителя и главного дирижера Димитриса Ботиниса коллектив исполнит Пятую симфонию Сергея Прокофьева и Третий фортепианный концерт Сергея Рахманинова, солист – лауреат международных конкурсов, один из самых ярких пианистов своего поколения Арсений Тарасевич-Николаев. 

Концерт Новосибирского академического симфонического оркестра будет посвящен столетию со дня рождения Арнольда Каца.

В сентябре 2024 года Димитрис Ботинис возглавил Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии, сейчас он совмещает руководство новосибирским и петербургским коллективами.

Новосибирский академический симфонический оркестр и Димитрис Ботинис

История основанного в 1956 году Новосибирского академического симфонического оркестра на протяжении пятидесяти лет была неразрывно связана с именем выдающегося дирижера Арнольда Каца: выпускник класса Ильи Мусина в Ленинградской консерватории, он неоднократно выступал в Ленинграде — Петербурге – вместе с возглавляемым им оркестром и как приглашенный дирижер.

«Ни один гостевой коллектив не имел в Большом зале [Ленинградской – Петербургской филармонии] столько концертов, сколько было у новосибирцев. Кацу не просто доверяли, его всегда с нетерпением ждали, его любили именитые солисты, его обожала публика. Всегда подтянутый, в прекрасной спортивной форме, легкий, но не фамильярный в общении, с острым умом и отличным чувством юмора, серьезный и бескомпромиссный в работе, Арнольд Михайлович был для Ленинграда–Петербурга своим, – говорится в статье, размещенной на сайте проекта «Столетие филармонии», – Только с Новосибирским оркестром с 1971-го до 2005 года он дал в Большом зале 43 концерта – открытых и абонементных, в том числе тематических, посвященных Шостаковичу и Малеру. <...>

С музыкой современников – Эдварда Мирзояна и Георгия Свиридова – Арнольд Кац дебютировал в Большом зале за пультом Заслуженного коллектива Республики 5 июня 1963 года. С этим оркестром он даст 17 концертов (последний – 16 марта 2001-го), с ЗКР в декабре 1993-го исполнит Рахманинова и Скрябина на вечере, посвященном 90-летию со дня рождения своего учителя Ильи Александровича Мусина.

90-летию со дня рождения другой важной для ленинградской филармонической истории фигуры – Арвида Янсонса – Арнольд Кац посвятил концерт в декабре 2004 года с Академическим симфоническим оркестром филармонии, с которым выступал реже: дважды в 1963-м и дважды в 1980 году.

Всего в Большом зале состоялись 65 концертов дирижера».

За пятьдесят лет под руководством Арнольда Каца Новосибирский академический симфонический оркестр прошел путь от молодого коллектива до одного из ведущих оркестров страны. Коллектив стал лауреатом Всероссийского и Всесоюзного конкурсов, получил звание «Академический», совершил множество гастрольных поездок по стране и за рубежом: выступал в Италии, Испании, Франции, Германии, Австрии, Великобритании, Португалии, Болгарии, Финляндии, Нидерландах, Бельгии, Люксембурге, Швейцарии, Японии.

Наряду с шедеврами классической музыки (в том числе и шедеврами XX века) важное место в репертуаре оркестра всегда занимали сочинения современных композиторов – Бориса Тищенко, Сергея Слонимского, Альфреда Шнитке, Софии Губайдулиной, Эдисона Денисова. С Новосибирским академическим симфоническим оркестром под управлением Арнольда Каца выступали ведущие солисты страны: Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Мстислав Ростропович, Леонид Коган, Белла Давидович, Дмитрий Башкиров, Олег Каган, Наталия Гутман, Юрий Башмет, Михаил Плетнёв. Этот оркестр был первым, с которым на большую сцену выходили Максим Венгеров, Вадим Репин, Антон Бараховский – талантливые новосибирские дети, ставшие впоследствии звездами мировой классической музыки.

«Необыкновенный магнетизм, воля, темперамент, талант, артистизм Арнольда Каца захватывали коллег и тысячи слушателей, – пишет редактор Новосибирского академического симфонического оркестра Татьяна Шиндина, – “Опытный и талантливый”, “дирижер большого лирического и драматического дарования”, “несравненный аккомпаниатор”, “ум и врожденная интуиция”, “дирижер-виртуоз”, “зачинатель симфонической культуры на востоке страны”, “маститый дирижер” — лишь ничтожно малая часть слов, сказанных и написанных о маэстро. Его жизнь продолжается в жизни его детища – Новосибирского академического симфонического оркестра».

Концерт Новосибирского академического симфонического оркестра в Большом зале пройдет в рамках абонемента «Оркестровая география России», представляющего на сцене Большого зала Петербургской филармонии выступления ведущих симфонических и камерных коллективов страны.

Николай Алексеев, ЗКР. 10 декабря 2023. Фото Стас Левшин

18 октября Заслуженный коллектив России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева исполнит в Большом зале Данте-симфонию № 5 «Рай» Бориса Тищенко. Исполнение одной из самых значительных симфонических партитур начала XXI века будет посвящено 85-летию со дня рождения композитора. Также в этот вечер прозвучит Второй фортепианный концерт Прокофьева, солист – Борис Березовский.

Мировая премьера Данте-симфонии № 5 «Рай» состоялась в Большом зале Петербургской филармонии в 2009 году: авторами первого в ее истории исполнения стали Заслуженный коллектив России и Николай Алексеев.
Эта партитура – заключительная часть колоссальной композиции: сам Тищенко определил ее жанр как хорео-симфоническая циклиада, озаглавив «Беатриче». Исследователи называют это сочинение, над которым композитор работал с 1996 года (а идея которого вызревала более 35 лет), новым этапом в музыкальной «дантологии», истоки которой уходят в XIX век, к «Данте-симфонии» Ференца Листа. 

Симфония за симфонией, часть за частью Тищенко воссоздал в звуках события песен «Божественной комедии» Данте, но музыка их не просто иллюстрирует (хотя связь циклиады с балетным театром, безусловно, влияет на характер ее тем и образов), а скорее предлагает психологическое осмысление. 
«Дантовский Рай не менее грустен чем Чистилище и не менее страшен чем Ад. Причиной тому – неизбежное, уже окончательное прощание с Беатриче, приближение к Божеству, непознаваемому и непредсказуемому; и еще – Данте не может забыть о бесчинствах, творящихся на Земле», – говорится в авторской аннотации к симфонии.

 

Известный петербургский музыковед Михаил Бялик писал: «Вообще, какое-то детское прямодушие, непосредственность, открытость присутствуют в самых сложных, трагедийно или гротесково окрашенных звукоизображениях, в том доверии к Данте, которое испытывает композитор».

Концерт откроет абонемент Заслуженного коллектива России, посвященный в этом концертном сезоне 90-летию со дня присвоения оркестру почетного звания «Заслуженный коллектив Республики», которое стало его именем собственным.  Приобрести абонемент можно до его первого концерта.

Фото: Стас Левшин

12 октября в Большом зале филармонии открылся абонемент «Великие симфонии военных лет», посвященный 80-летию Победы. Симфония № 2 «С колоколом» Арама Хачатуряна прозвучала в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением Карена Дургарян – известного армянского дирижера, отмеченного сотрудничеством с крупнейшими европейскими оркестрами, музыкального руководителя Армянского национального театра оперы и балета. Также были исполнены Праздничная увертюра Александра Арутюняна и Героическая баллада для фортепиано с оркестром Арно Бабаджаняна, солистом выступил известный армянский пианист Ваг Папян. 

«Я должен поблагодарить руководство оркестра и сам оркестр, потому что получить такое приглашение – большая честь для меня. Это наша вторая встреча, впервые я выступал с Заслуженным коллективом России в начале двухтысячных – это легендарный, очень высокого уровня оркестр, поэтому для меня было важно не делать ничего лишнего и, как я люблю говорить, не мешать оркестру, – рассказал Карен Дургарян, – Программу концерта предложил я, и идея эта была филармонией поддержана. Для меня было важно исполнить именно Вторую симфонию Хачатуряна, потому что она редко исполняется. Все знают «Танец с саблями», «Гаянэ», «Спартак», Скрипичный концерт. Вторая же симфония редко звучит, и для меня большая честь представлять армянскую музыку, притом военных лет. Все произведения этой программы относятся к периоду 1940-50-х годов. Военные, послевоенные годы – это период, когда весь народ был сплочен одной идеей – быть счастливыми людьми. А для этого нужно было пройти все трудности войны. И в музыке всего этого периода наряду со всеми военными символами вы слышите, что всё-таки на первом месте – счастье человека». 

Симфония Хачатуряна, благодаря составу оркестра и важности в ней темы набата получившая название «Симфония с колоколом», впервые прозвучала 30 декабря 1943 года в Большом зале Московской консерватории: ее замысел, возникший с началом войны, вызревал постепенно, музыка же была написана стремительно, за два месяца. «Моя новая, Вторая симфония, – писал Арам Хачатурян, – не имеет литературной программы; создавая ее, я старался воплотить в обобщенных музыкальных образах те думы и чувства, которыми живет сегодня наш народ». 

Характерные для стиля Хачатуряна ориентальная красота мелодий дополнились в этой музыке героико-трагической образностью. Национальное ладовое своеобразие музыкального языка сочетается с традициями европейского симфонизма: в симфонии звучит тема знаменитой средневековой секвенции Dies irae («День гнева»), танцевальные темы скерцо переливаются скрытой в них зловещей сущностью – традиция подобных Danse macabre восходит к XIX веку.

Абонемент «Великие симфонии военных лет» объединяет партитуры, созданные ведущими отечественными композиторами во время Великой Отечественной войны. Героизм и трагедия этого времени оживают на страницах симфоний Сергея Прокофьева, Николая Мясковского, Мечислава Вайнберга, Арама Хачатуряна. Программа абонемента невозможна без великих сочинений Дмитрия Шостаковича, неразрывно связанных с историей Ленинградской – Петербургской филармонии, носящей ныне имя композитора.

Одна из самых монументальных и трагичных в наследии Шостаковича, Восьмая симфония, прозвучит в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева: автор посвятил симфонию Евгению Мравинскому – соавтору множества мировых премьер своих сочинений, легендарному дирижеру, возглавлявшему Заслуженный коллектив Республики на протяжении полувека, вплоть до ухода из жизни в 1988 году. 

Седьмая «Ленинградская» симфония, чью вошедшую в историю блокадную премьеру осуществил Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета 9 августа 1942 года под управлением Карла Элиасберга в Большом зале филармонии, прозвучит в исполнении этого же коллектива, ныне носящего имя Академический симфонический оркестр филармонии, под управлением его главного дирижера Димитриса Ботиниса.

80-летию Победы наряду с концертным абонементом «Великие симфонии военных лет» также посвящены лекционный абонемент «Слушай, Ленинград!» и запланированная на весну 2025 года грандиозная, основанная на уникальных артефактах, выставка «Возвращение», посвященная реэвакуации оркестра Ленинградской филармонии и концертной афише Филармонии 1944-45 годов.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ имени Д.Д. ШОСТАКОВИЧА объявляет конкурс в Академический симфонический оркестр филармонии на замещение следующих вакантных должностей:


- Первые скрипки – заместитель концертмейстера 2-й пульт 3 место и одно место в группе

- Вторые скрипки – заместитель концертмейстера 1-й пульт 2 место

- Фаготы – регулятор группы

- Трубы – концертмейстер группы; четвертая труба (регулятор 2-й и 3-й труб, второй пистон)

- Валторны – концертмейстер группы; регулятор 2-й и 4-й валторны

- Тромбоны – концертмейстер группы

Конкурс проводится с 13 по 15 января 2025 года в Большом зале филармонии

Конкурсная программа на замещение вакантных должностей включает обязательное произведение и произведение по выбору участника, а также исполнение оркестровых партий из репертуара оркестра.

По специальности «первые скрипки» и «вторые скрипки»:

  1. Моцарт. Концерт № 3 для скрипки с оркестром (I часть с каденцией), или 
    Моцарт. Концерт № 4 для скрипки с оркестром (I часть с каденцией), или 
    Моцарт. Концерт № 5 для скрипки с оркестром (I часть с каденцией)
  2. Произведение по выбору участника (часть или части концерта, либо развернутая пьеса)

По специальности «фагот»:

  1. Моцарт. Концерт для фагота с оркестром (I, II части, каденция в первой части).
  2. Сен-Санс. Соната для фагота и фортепиано (I, II части)

По специальности «труба»:

  1. Гайдн. Концерт для трубы с оркестром (I, II части; на трубе in B)
  2. Щелоков. Этюд № 1

По специальности «валторна»:

  1. Моцарт. Концерт № 2 или № 4 (с каденцией в I части) - только I часть
  2. Р. Штраус. Концерт № 1 для валторны с оркестром (I часть)

По специальности «тромбон»:

  1. Давид. Концертино (I часть)
  2. Гильман. «Симфоническая пьеса»

Список документов для участия в конкурсе:

Анкета

Автобиография

Характеристика с места работы/учебы или заверенная копия трудовой книжки

Фотография (для документов, не больше 6х6 см)

Согласие на обработку персональных данных

Аудиозапись или видеозапись сольного исполнения длительностью от пяти минут на цифровом носителе (цифровой носитель остается у администрации оркестра до конца конкурса).

Обязательное произведение для аудио/видео записи специальность скрипка – Бах 3,4 части из сонаты соло соль минор или ля минор или до мажор, либо 3,4 части из партиты ре минор.

 

Приём документов производится с 21 октября по 26 декабря 2024 года по рабочим дням с 11:00 до 13:00 и с 14:00 до 17:00 в администрации Академического симфонического оркестра филармонии по адресу: Санкт-Петербург, Михайловская ул. 2, отдел кадров филармонии (каб. № 411).

Результаты предварительного отбора и список участников, допущенных к конкурсному прослушиванию, будут опубликованы 10 января 2025 года

Обращаем внимание, что филармония не предоставляет аккомпаниатора.

Справки по телефонам: (812) 314-90-50, (812) 318-69-35 с 11:00 до 13:00 и с 14:00 до 17:00.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»