Новости
8 мая под знаком 80-летия Победы звезды мировой классической музыки, сопрано Хибла Герзмава и Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова исполнили в Большом зале филармонии программу «Я люблю тебя, жизнь!», объединившую песни военных лет и песни, написанные в послевоенные годы.
«Это не простой концерт для меня. В первую очередь он связан с моей мамой, которая провела блокаду в Ленинграде: сбрасывала осколки фугасных бомб со зданий, возила мертвые тела от Аничкова моста до Серафимовского кладбища и до Пискаревки, а это все-таки десять километров: в трех платках, в ватнике, в валенках, – рассказал Владимир Спиваков. – Все это трудно было себе представить, после того как закончилась война и она играла на рояле Концерты Шумана, Моцарта, Бетховена, пела романсы Чайковского. Трудно было себе представить, что эти маленькие ручки…, что эта маленькая хрупкая женщина все это вынесла. И самая ее любимая награда – у нее было несколько – “За оборону Ленинграда”.
…Мы делали в БДТ концерт с Алисой Бруновной, посвященный 80-летию освобождения от блокады, и я был счастлив после этого концерта видеть, сколько ленинградцев вышло на Невский проспект – без того, чтобы их просили об этом. Они просто стояли и отдавали дань настоящей памяти. Ленинград – удивительный город, он свято хранит эту память, поэтому я счастлив быть здесь сегодня и конечно для меня это очень трепетное событие.
От всех остальных концертов сегодняшний принципиально отличается для меня тем, что я – в Большом зале Ленинградской филармонии: потому что моя мама 9 августа 1942 года была на том памятном концерте, когда [в блокадном Ленинграде] исполняли симфонию Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, которая благодаря Анне Андреевне Ахматовой получила имя “Ленинградская”, для меня это особенный день».
Концерт начался со звучания песни «Священная война», которую переполненный зал слушал стоя, в течение вечера он вставал неоднократно – во время звучания «Гимна Великому городу» Рейнгольда Глиэра, песни «День Победы», многие слушатели не могли сдержать слез. В исполнении Хиблы Герзмава и оркестра под управлением Владимира Спивакова прозвучали песни 1940-1980-х годов: «На безымянной высоте», «Вечер на рейде», «Эх, дороги…», «Журавли» и многие другие. Исполнение песен и симфонических композиций сопровождалось видеорядом, составленным из хроники военных лет.
«Выдающиеся артисты, которых связывает многолетнее творческое содружество, впервые в истории отечественной музыкальной культуры подготовили патриотический мультимедийный проект – совместный концертный тур по городам России (от Сибири и Урала до Поволжья и юга России) с программой “Я люблю тебя, жизнь!”, – говорится в официальной аннотации проекта, – В маршруте тура, проходящего с марта по декабрь 2025 года – города-герои, места важнейших сражений, воинской славы и другие памятные уголки, ставшие священными для нашего народа и связанные с Великой Отечественной войной и со всей Второй мировой».










В преддверии Дня Победы, Петербургская филармония представляет на официальном сайте виртуальную выставку афиш, отреставрированных в рамках проекта «Военная летопись филармонии». Филармонические афиши военного времени были восстановлены в Международном центре реставрации в Рождествено. Отреставрированные раритеты позволяют реконструировать календарь проходивших в Новосибирске концертов, куда был эвакуирован Заслуженный коллектив Республики симфонический оркестр Филармонии под управлением Евгения Мравинского в 1942-44 годах.
Практически все афиши военного времени существуют в единственном экземпляре. Некоторые из них изначально находились в достаточно ветхом состоянии. В ходе реставрации руководитель мастерской Инна Григуль вместе с коллегами провела комплекс необходимых «реанимационных» мер, включавший механическую чистку, промывку, введение буферного раствора, подклейку разрывов, укрепление заломов, восполнение утрат, прессование. В некоторых случаях потребовалось также дублирование, тонирование, удаление наклеек и остатков клея. Первая группа восстановленных афиш уже вернулась в Музыкальную библиотеку Санкт-Петербургской филармонии.
Афиши, которые можно увидеть на виртуальной выставке, демонстрируют разнообразие программ концертов, с которыми выступали эвакуированные музыканты. Три года, проведенных Ленинградской филармонией в эвакуации, навсегда изменили культурный ландшафт Новосибирска. Ленинградцы познакомили сибирскую публику с шедеврами мировой музыки разных эпох: от Чайковского и Бетховена, Шостаковича и Бизе до новых советских песен.
Проект «Военная летопись Филармонии» включает научную реставрацию афиш, программ, рукописных материалов военного времени, которая осуществляется впервые, изучение неизвестных страниц творческой деятельности Большого симфонического оркестра Радиокомитета в Ленинграде и Заслуженного коллектива Республики симфонического оркестра Филармонии в Новосибирске, а также выставки, конференции, лекции и иные просветительские мероприятия. До конца года в Международном центре реставрации будет восстановлено 274 бумажных свидетелей военной поры.
Копии отреставрированных афиш будут отправлены в Новосибирск, где в июне откроется масштабная выставка, посвящённая 80-летию Победы, что станет продолжением большого совместного проекта Санкт-Петербургской и Новосибирской филармоний «Мост через время: Ленинград - Новосибирск».
10 мая представители двух филармоний отправятся возложить цветы к Монументу героическим защитникам Ленинграда на Площади Победы и воздать дань памяти всем, кто сделал Победу возможной. В состав делегации Петербургской филармонии войдет старейший сотрудник, сын художественного руководителя Ленинградской филармонии Д.И. Соллертинский.
Кульминацией станет концерт, который пройдет 10 мая в Большом зале Петербургской филармонии. Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в исполнении сводного оркестра, объединяющего музыкантов Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии и Новосибирского академического симфонического оркестра, за дирижерским пультом в этот вечер – художественный руководитель и главный дирижер обоих коллективов Димитрис Ботинис. В фойе Большого зала в этот вечер разместится подготовленная новосибирской стороной стендовая выставка об исторических связях двух городов.

7 мая, в день 185-летия со дня рождения Петра Чайковского, программой из его сочинений в Большом зале Петербургской филармонии откроется XVIII Международный фестиваль «Музыкальная коллекция»: на сцене – Заслуженный коллектив России под управлением Дмитрия Лисса и пианист Иван Бессонов.
Программа фестиваля, который продлится с 7 мая по 3 июля, включит 25 концертов с участием главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева, главного дирижера и художественного руководителя Академического симфонического оркестра филармонии Димитриса Ботиниса и звезд мировой музыкальной сцены: Владимира Спивакова, Хиблы Герзмава, Дениса Мацуева, Ильдара Абдразакова, Николая Луганского, Бориса Березовского, Кристофа Барати и других выдающихся музыкантов.
Особым акцентом «Музыкальной коллекции» этого года станут события в честь 80-летия Победы, включая исполнение легендарной Седьмой симфонии Шостаковича сводным оркестром, объединившим музыкантов Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии и Новосибирского академического симфонического оркестра под управлением Димитриса Ботиниса.
«”Музыкальная коллекция” – традиционный заключительный аккорд филармонического сезона, фестиваль, сама идея которого предполагает некоторую пестроту программы и одновременно – звездность участников, – рассказывает Евгений Петровский, заместитель директора Петербургской филармонии по творческой деятельности. – В этом году нам удалось собрать впечатляющее созвездие имен, при том, что наши привычные связи с зарубежными музыкантами остаются затрудненными».
Перечисляя участников фестивальной афиши, Евгений Петровский особенно выделяет единственного зарубежного участника фестиваля мирового уровня: «30 мая с Заслуженным коллективом России под управлением Максима Алексеева выступит венгерский скрипач Кристоф Барати. По сути он – первый с 2022 года зарубежный музыкант экстра-класса, который выступит на сцене филармонии, его концерт станет знаковым, даже символическим событием».
Расставляя акценты в развернутой фестивальной программе, Евгений Петровский выделяет также выступление 18 мая знаменитого баса Ильдара Абдразакова – первый сольный концерт исполнителя в Большом зале филармонии за последние 10 лет, а также филармонический дебют пианиста Константина Емельянова на закрытии сезона Академического симфонического оркестра под управлением художественного руководителя и главного дирижера коллектива Димитриса Ботиниса 30 июня.

«В рамках фестиваля завершатся четыре важнейших для филармонии абонемента: “Антон Брукнер. Великий австрийский романтик”, приуроченный к 200-летию со дня рождения композитора, “Великие симфонии военных лет”, посвященный 80-летию Победы, “Легендарные ленинградские премьеры Шостаковича” – к 50-летию присвоения филармонии имени композитора, а также абонемент Академического симфонического оркестра, посвященный 90-летию дирижера-лауреата коллектива Александра Дмитриева», – отмечает Евгений Петровский
Масштабный музыкальный фестиваль откроется кульминацией – в честь Дня рождения Чайковского 7 мая слушателей ждет встреча с музыкой великого композитора в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением Дмитрия Лисса и пианиста Ивана Бессонова. В этот же день в Музитории пройдет лекция Надима Айдарова, посвященная жизни и творчеству Чайковского.
Главной темой майских концертов, безусловно, станет 80-летие Победы. Программа Национального филармонического оркестра России, Владимира Спивакова и Хиблы Герзмава «Я люблю тебя, жизнь!» (8 мая) представит песни военных лет и песни о войне. Перед концертом в Музитории филармонии пройдет лекция Надежды Веденяпиной – «Над светлою Невой»: музыка ленинградской весны 1945-го.
Особым событием культурной жизни Петербурга станет исполнение Седьмой симфонии Шостаковича под управлением Димитриса Ботиниса (10 мая), ради которого Академический симфонический оркестр филармонии объединится с оркестром из Новосибирска, что станет знаком неразрывной связи между двумя городами, чьи судьбы были переплетены во время войны.
Ключевыми участниками фестивальной программы станут оба филармонических оркестра.
Заслуженный коллектив России под управлением главного дирижера филармонии Николая Алексеева 4 июня завершит программу абонемента «Легендарные ленинградские премьеры Шостаковича»: прозвучит Первый виолончельный концерт Шостаковича (солист – Александр Рамм) и Третья симфония Бетховена. Под управлением главного дирижера филармонии Николая Алексеева оркестр также исполнит заключительный концерт фестиваля и всего филармонического сезона: 3 июля прозвучат Четвертый фортепианный концерт Бетховена (солист – Николай Луганский) и Четвертая симфония Чайковского.
В рамках фестиваля Заслуженный коллектив России выступит также под управлением Дмитрия Юровского (прозвучат Вторая симфония Брукнера и Пятый концерт Бетховена, солист – Денис Мацуев), Александра Соловьева (в программе – сочинения Баха, Бриттена и Бетховена, солист – Лев Клычков), Максима Алексеева (солист – Кристоф Барати), Андрея Аниханова (солист – Павел Попов, в этом сезоне отмечающий 50-летие), Валерия Борисова (солист – Петр Лаул).
Академический симфонический оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижера Димитриса Ботиниса наряду с Седьмой симфонией Шостаковича (10 мая) исполнит программу из сочинений Рахманинова и Прокофьева (16 мая, с оркестром на сцене – солист Санкт-Петербургского Дома музыки, пианист Алексей Мельников), а 30 июня завершит свой сезон исполнением Концерта № 27 для фортепиано с оркестром Моцарта (солист – Константин Емельянов) и «Альпийской симфонии» Рихарда Штрауса.
В фестивальной программе также выступления Академического симфонического оркестра под управлением Алексея Рубина, солист – Борис Березовский, программа из музыки Бизе – Щедрина, Сен-Санса и Равеля, которая прозвучит под управлением дирижера коллектива Владимира Альтшулера, солист – виолончелист Александр Рудин. Вечер фортепианных концертов Чайковского и Рахманинова прозвучит под управлением Павла Бубельникова, солист – Андрей Коробейников
В программу фестиваля вошли сольные выступления всемирно известных музыкантов. 14 мая Денис Мацуев представит сочинения Баха, Грига, Бетховена и Прокофьева. Романсы Чайковского и Рахманинова, песни Мусоргского исполнит 18 мая Ильдар Абдразаков. 5 июня Илья Папоян исполнит музыку Баха, Брамса, Франка и Рахманинова. 20 июня публика услышит произведения Брамса, Рахманинова и Шумана в исполнении Ивана Бессонова, 30 июня с сольной программой в Малом зале филармонии выступит Мирослав Култышев.
Яркий акцент в программе фестиваля – произведения Сергея Курехина и Филипа Гласса в исполнении камерного оркестра «Дивертисмент» 1 июня.
Калейдоскоп музыкальный событий продлится с мая по июль, завершение фестиваля ознаменует и окончание филармонического сезона 2024-2025.
26 апреля в Бетховенском фойе Большого зала Петербургской филармонии открылась Международная научная конференция «Будни и подвиги: музыкальная жизнь во время Великой Отечественной войны». Совместный проект Петербургской филармонии и Московской консерватории приурочен к 80-летию Победы. Ведущие историки, культурологи и музыковеды представили доклады, посвященные культурной жизни общества во время блокады Ленинграда и Великой Отечественной войны в целом. 26 и 27 апреля события конференции прошли в Петербурге, 28 и 29 апреля работа продолжилась в Московской консерватории.
«Я очень рада, что праздничные мероприятия, связанные с юбилеем Победы, имеют в своем составе и научные события, собственно наша конференция – это дань памяти тем, кто защищал Родину и с оружием в руках, и с музыкальными инструментами, тем, кто сохранял человечность “в нечеловечной той войне”, — обратилась к участникам конференции Юлия Кантор, заместитель директора Петербургской филармонии. — История Великой Отечественной войны, сложнейший драматический путь к й Победе – это то, что составляет культурный код и код исторической памяти для всех, кому дорога история человечества и будущее человечества, ведь без прошлого не бывает будущего. Закономерно, что значительная часть докладов конференции посвящена культурной памяти и гуманитарным страницам Второй мировой войны. Мы в филармонии, которая не прекращала свою работу во время блокады, во время войны, храним память: музыкальную, историческую и документальную».
Конференция организована Петербургской филармонией и Московской консерваторией в рамках Соглашения о сотрудничестве, подписанного в июне 2024 года.
«Мне выпала большая честь открыть представительный научный форум, собравшийся, чтобы вспомнить и осмыслить историю Великой Отечественной войны. Знаменательно, что организаторами конференции выступили две авторитетнейшие организации — Петербургская филармония и Московская консерватория. Наш вуз традиционно занимает ведущие позиции в российском музыковедении, Филармония — место исторической памяти. В трудные блокадные годы в этом здании продолжалась музыкальная жизнь. Здесь состоялась ленинградская премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, сюда через линию фронта добирались выдающиеся советские музыканты, чтобы выступить перед жителями осажденного города. Среди этих героических артистов были и консерваторцы», — поприветствовал участников конференции Виталий Катков, проректор по концертной деятельности Московской консерватории.
Работа конференции была разделена на секции, освещающие разные стороны музыкальной жизни Советского Союза в годы войны. Петербургская часть форума состояла из пленарного заседания и секции «Новые источники». В московскую вошли еще три тематических блока: «География тыла», «Судьбы людей — судьбы культуры» и «Творчество композиторов».
Источниковедческим акцентом были отмечены доклады большинства участников. Как показала работа конференции, музыкальная летопись Великой Отечественной войны далеко не полна. Порой из нее выпадают целые сюжеты, такие, как оперные сезоны одесских и днепропетровских артистов в Красноярске, о которых рассказала Людмила Гаврилова, или фольклорные экспедиции в Сибирь по местам сталинских ссылок, в поисках материалов о великом вожде (тема выступления Елены Битеряковой). Первую попытку систематизировать богатейший материал концертов русской и советской музыки в странах-союзниках предпринял в докладе на пленарном заседании Дмитрий Асташкин. И даже о таком известном явлении, как концертная жизнь Большого зала Ленинградской филармонии в годы войны, существует множество неизвестных свидетельств, в чем могли убедиться слушатели доклада Юлии Кантор.
Целью многих выступлений было уточнение биографии или даже возвращение имен музыкантов — фронтовиков и участников концертной жизни страны. Так, сотрудники архива Московской консерватории Раиса Трушкова и Ксения Середкина проинформировали о большой работе по идентификации студентов и сотрудников вуза, участвовавших в боевых действиях. С большим интересом было встречено сообщение о деятельности в военные годы директора Ленинградской консерватории П.А. Серебрякова. Портрет этого тонкого музыканта и блестящего организатора представил Павел Дмитриев, внук Павла Алексеевича.
Как ожидалось, важным сквозным мотивом конференции стала мобильность музыкальной жизни и возникновение новых связей между различными республиками и регионами Советского Союза. Запомнились, в частности, многочисленные выступления ученых из стран СНГ и регионов России, в которых история эвакуации со всеми ее сложностями представала в итоге в позитивном ключе — как импульс к формированию национальных композиторских школ и регулярному исполнению классической музыки.
Многие выступления были отмечены серьезной аналитической работой авторов с историческими документами. Так, Дмитрий Белов не просто представил песни, опубликованные во фронтовых газетах, но рассказал о том, какие трудности и какие открытия ожидают современного ученого, выясняющего обстоятельства создания каждого из этих текстов. Марина Раку изложила результаты интереснейшего исследования работы С.С. Прокофьева над кинематографическими проектами военных лет.
Свидетельством высокого научного уровня мероприятия станет сборник статей по материалам конференции, который подготовит к печати Московская консерватория.










С 1 мая для покупки доступны все абонементы следующего концертного сезона: открылись продажи абонементов Большого зала филармонии и Музитория, с 15 апреля продолжаются продажи абонементов Малого зала. Первыми о старте продаж абонементов и других важнейших новостях жизни филармонии традиционно узнают подписчики рассылки, к которой легко присоединиться.
Большой зал в сезоне 2025-2026 представит слушателям одиннадцать абонементов. Их основа – концертные циклы филармонических оркестров, традиционно объединяющие самые громкие артистические имена: Абонемент № 1 «Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии», Абонемент № 3 «Первый симфонический оркестр России», Абонемент № 4 «Академический симфонический оркестр филармонии».
Абонемент № 2 «(Не)Знакомый Шостакович» посвящен 50-летию присвоения филармонии имени композитора. В сезоне 2024-2025? представив публике «Легендарные ленинградские премьеры Шостаковича» – симфонии и концерты, – в следующем сезоне филармония предлагает открыть многообразие музыки Шостаковича (и ее стилистических градаций) в других жанрах: прозвучат балетные сюиты, симфонические антракты из опер, музыка, написанная для кино, драматического театра и даже эстрадно-циркового представления.
Абонемент № 5 «Моцарт +» посвящен 270-летию со дня рождения одного из величайших композиторов в истории человечества: бессмертные шедевры прозвучат в сочетании с музыкой авторов более позднего времени, в которой звучит как историческая преемственность моцартовскому стилю, так и воплотившееся спустя столетия преклонение перед фигурой и творчеством «солнечного гения».
Абонемент № 6 «Филармония и Дом музыки», посвященный 20-летию основания Санкт-Петербургского Дома музыки, подарит публике встречу с молодыми музыкантами-солистами Дома музыки – как уже известными, так и теми, чей бесспорный большой успех впереди.
Абонемент № 10 «Шесть шедевров» – дневные просветительские концерты по воскресеньям – подарит познавательную встречу с филармоническими оркестрами и известным музыковедом Наталией Энтелис; абонемент № 11 «Детский уголок», адресованный детям и их родителям, познакомит с музыкальными сказками и классическими шедеврами, ведущие – известные актеры Анна Михалкова и Николай Буров.
Шесть лекционных циклов Музитория представят взгляд на историю музыки через ее отражение: в истории Зала Дворянского собрания, в биографиях русских императоров, а также в живописи, литературе, усадебной культуре и в жизни блокадного Ленинграда.

17 мая Петербургская филармония присоединится к ежегодной акции «Ночь музеев». Главным героем филармонической программы в этом году стал Дмитрий Шостакович – один из крупнейших композиторов XX века, чье имя филармония с гордостью носит вот уже 50 лет. Посетителей ждут концерты, посвященные жизни и творчеству великого композитора, познавательные викторины и самое необычное событие вечера – конкурс двойников Шостаковича. Билеты доступны на официальном сайте акции с 29 апреля.
Концертная программа в Большом зале филармонии пройдет с 6 вечера до 6 утра. «Шостакович и филармония», «Шостакович и джаз», «Шостакович и спорт», «Шостакович и кино», «Шостакович и память», «Шостакович и песня», «Шостакович и Шопен», «Шостакович и Бах (Dsch – Bach)» — таковы главные темы музыкального марафона, который всесторонне познакомит слушателей с творчеством композитора. Участие в восьми концертах примут симфонический оркестр «Таврический», симфонический оркестр Музыкального училища имени Модеста Мусоргского, Санкт-Петербургский государственный симфонический оркестр «Классика», камерный оркестр «Дивертисмент», Хоровая коллегия Санкт-Петербурга, пианист Николай Мажара и органистка Мария Коронова.
С 19:00 до 23:00 в фойе Большого зала разместятся интерактивные игровые станции. Посетители смогут проверить свои знания о музыке, истории и культуре нашей страны, частью духовного наследия которой является творчество Дмитрия Шостаковича.
Каждый, кто в этот день решится примерить на себя образ великого композитора, сможет принять участие в конкурсе двойников Шостаковича: все претенденты на сходство будут запечатлены рядом с фигурой композитора, итоги конкурса филармония подведет в своих социальных сетях с участием подписчиков.
Фотозона для памятных снимков с композитором в этот вечер будет доступна всем посетителям Большого зала.
В Малом зале филармонии концертная программа пройдет с 18 до 23 часов: ее «героями» станут герои самой истории культуры – образы, определившие облик разных жанров, стилей и эпох. Это и герои великого жанра оперы, и собирательный образ романтического героя, ставший олицетворением искусства XIX века, это и выдающиеся деятели культуры, не просто оставившие в ней след, но и во многом ее сформировавшие, и герои мифов, чьи образы пронизали толщу культурных слоев от Античности до XXI века. Участие в программах Ночи музеев в Малом зале филармонии примут известные петербургские коллективы и артисты, в их числе – Камерный оркестр Chamberris, известные петербургские музыканты – пианист Павел Райкерус, скрипач Дмитрий Петров, виолончелист Дмитрий Хрычев, пианист Даниил Рабовский и коллектив 2Simple, студенты вокального факультета Петербургской консерватории.
26 апреля, в преддверии 80-летия Победы, в фойе Большого зала Петербургской филармонии открылась масштабная выставка «Возвращение», которая рассказывает о концертной жизни Ленинградской филармонии и оркестра Радиокомитета в блокаду и работе Заслуженного коллектива Республики в эвакуации в Новосибирске. В основе экспозиции – не только документы и артефакты из музеев, архивов и частных собраний, но и личные истории артистов, выступавших на сцене Большого зала филармонии. Многие предметы – редкие свидетельства той героической эпохи – экспонируются впервые. Для первых посетителей экскурсию по выставке провели создатели проекта и потомки артистов, выступавших в филармонии в военное время. Открытие экспозиции стало ярким завершением первого дня Международной научной конференции «Будни и подвиги: музыкальная жизнь во время Великой Отечественной войны».
«Возвращение – счастливое слово, неразрывно связанное с Победой. Путь к ней оказался долгим и драматическим – то было время выживания на пределе и за пределами человеческих сил, время скорби и потерь, время голода, холода и смерти, время беспрецедентного героизма – когда мужество, надежда и искусство одержали Победу над варварством», – говорится в аннотации к выставке.
Для миллионов людей Победа стала точкой отсчета для возвращения в родные города и дома, к семьям, к работе, к мирной жизни. Новая выставка в фойе Большого зала – отражение этого трудного пути и героического времени через призму историй артистов, которые продолжали концертную деятельность в самые тяжелые дни войны. Нестандартное экспозиционное решение – художественный свет, инсталляция, олицетворяющая оркестр филармонии в блокадное время, монохромная цветовая гамма и особые тематические зоны – создают атмосферу, в которой встреча с историей воспринимается как личный, затрагивающий душу опыт. Выставка демонстрирует незримую связь между блокадным Ленинградом и Новосибирском, предлагая сегодняшний взгляд на эту историю.
«Во время Великой Отечественной войны сила оружия и сила искусства слились воедино, и благодаря этому победа была столь безоговорочной. И выставка, и конференция, которые мы проводим в стенах филармонии, посвящены 80-летию Победы. Выставка “Возвращение” рассказывает о том, как сохраняется и воскресает историческая память, как заполняются исторические лакуны, а также о том, что Петербургская филармония – не только старейшая концертная организация, но и кладезь всего, что связано с культурной и общественно-политической историей. Здесь сохраняется память поколений», – отметила на открытии выставки «Возвращение» руководитель проекта и автор его концепции, заместитель директора Петербургской филармонии Юлия Кантор.
Все военные годы, за исключением нескольких самых страшных месяцев, в Большом зале Ленинградской филармонии шли концерты – в расчеловечивающей повседневности блокады здесь каждый день спасали человеческие души.
Выступления эвакуированных в Сибирь ленинградских музыкантов, которые при выборе репертуара не делали скидок на неопытность новой публики, необратимо изменили культурный ландшафт Сибири. Полмиллиона человек, посетившие более 500 концертов, спустя десять с небольшим лет составили публику основанного в Новосибирске симфонического оркестра, ныне – одного из ведущих коллективов страны.
Бесценные предметы, ставшие свидетелями подвигов артистов во время Великой Отечественной войны, составили основу экспозиции в фойе Большого зала. Петербургская филармония представила афиши и программки военного времени, записную книжку директора Ленинградской филармонии Бориса Хаиса из коллекции филармонической Музыкальной библиотеки, отреставрированные в рамках масштабного проекта «Военная летопись филармонии». В состав выставки вошли документы и артефакты из музеев и архивов Петербурга и частных собраний.
Впервые посетители филармонии смогут увидеть реликвии артистов, продолжавших свои выступления на сцене Большого зала Ленинградской филармонии во время войны. Дмитрий Спивак предоставил на выставку военный дневник своей матери – прима-балерины Кировского театра Нонны Ястребовой. Благодаря Марии Преображенской, правнучке солистки Кировского театра Софьи Преображенской, в экспозиции появился веер и личные вещи певицы, с которыми она выступала в Большом зале. Свой вклад внес заведующий Музыкальной библиотекой филармонии Павел Дмитриев, внук пианиста, ректора Ленинградской консерватории Павла Серебрякова: кго концертная бабочка и кофр – именно в таких перевозились вещи в военное время – заняли место в пространстве выставки. Музыковед Надим Айдаров поделился письмами из Ленинграда своего деда, участника блокадной премьеры Седьмой симфонии Шостаковича Жавдета Айдарова. Старейший сотрудник филармонии Дмитрий Соллертинский предоставил архивные документы своего выдающегося отца – музыковеда, художественного руководителя Ленинградской филармонии Ивана Соллертинского.
Выставка «Возвращение» будет доступна для посещения в течение ближайших трех месяцев слушателяv концертов Большого зала филармонии, а также участникам тематических экскурсий по выставке.
Выставка открылась в тот же день, когда начала работу и Международная научная конференция «Будни и подвиги: музыкальная жизнь во время Великой Отечественной войны», организованная Петербургской филармонией и Московской консерваторией в рамках Соглашения о сотрудничестве. 26 и 27 апреля события конференции прошли в Петербурге, 28 и 29 апреля работа конференции продолжается в Московской консерватории.
«Петербургская Филармония — место исторической памяти. В трудные блокадные годы в этом здании продолжалась музыкальная жизнь. Здесь состоялась ленинградская премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, сюда через линию фронта добирались выдающиеся советские музыканты, чтобы выступить перед жителями осажденного города. Среди этих героических артистов были и консерваторцы. В блокадном Ленинграде выступали великие исполнители, профессора Московской консерватории – Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Яков Зак, Святослав Кнушевицкий», – поприветствовал участников конференции Виталий Катков, проректор по концертной деятельности Московской консерватории.
Программу Петербургской филармонии к 80-летию Победы продолжат концерты: главным событием станет исполнение 10 мая в Большом зале филармонии Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича сводным оркестром под управлением Димитриса Ботиниса. Выступление петербургских и новосибирских музыкантов в Большом зале Петербургской филармонии станет началом совместного проекта Петербургской и Новосибирской филармоний, который продолжится в июне 2025 года в Новосибирске.
8 мая под знаком 80-летия Победы звезды мировой классической музыки, сопрано Хибла Герзмава и Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова исполнят в Большом зале филармонии программу «Я люблю тебя, жизнь!», объединившую песни, звучавшие на фронтах, и послевоенные композиции о войне.
Перед концертом в Музитории филармонии пройдет лекция Надежды Веденяпиной «”Над светлою Невой”: музыка ленинградской весны 1945-го», основанная на уникальных исторических материалах, хранящихся в Российской национальной библиотеке.
9 мая в Большом зале состоится традиционный Праздничный благотворительный концерт, организатором которого более двадцати лет выступает Международный фонд культурных инициатив Маэстро Темирканова, билеты на него распространяются через ветеранские организации Петербурга.






23 апреля в седьмой раз прошел благотворительный конкурс-фестиваль музыкально-художественного творчества «АртПоляна» – часть социального проекта АНО «Волшебный Дирижабль». В проекте, целью которого является поддержка детей с ограниченными возможностями, приняли участие 109 детей из 16 социальных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Темой фестиваля этого года стал «Бал дебютантов». Событие прошло в Актовом зале Дома журналиста, где участники перевоплотились в исторических персонажей.
По традиции проект поддержала Петербургская филармония, а также официальный спонсор Филармонии имении Д.Д. Шостаковича Банк ВТБ и официальный провайдер цифровых услуг Ростелеком. Участники конкурса были награждены подарками от партнеров и спонсоров Филармонии.
«Участие в таких добрых проектах – не просто обязательное и традиционное, но и ожидаемое с особым трепетом событие в жизни Петербургской филармонии. Видеть, как блестят глаза детей, радоваться их творческим успехам, способствовать их развитию очень важно для нас», – рассказала специалист по организации доступной среды и инклюзивным проектам Мария Угрюмова.
В состав творческого жюри вошли солистка Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской академической Филармонии имени Д. Д. Шостаковича Екатерина Семион, анимационный сценарист и режиссер-мультипликатор, один из ведущих российских сценаристов мультсериалов Дмитрий Яковенко, популярный актер Александр Манько, педагог, танцор и хореограф, руководитель и владелец школы танцев Master Place, организатор танцевальных мастер-классов и фестивалей Никита Зацепин.
Познакомиться со списком победителей «АртПоляны» - 2025 можно на официальной странице АНО «Волшебный Дирижабль».






В пресс-центре ТАСС прошла пресс-конференция в формате телемоста между Санкт-Петербургом и Новосибирском, которая была посвящена совместным проектам Петербургской и Новосибирской филармоний, приуроченным к 80-летию Великой Победы. Знаменитые концертные организации планируют провести обменные гастроли, концерты и тематические выставки в двух городах.
О совместных планах рассказали представители двух регионов – заместитель директора Петербургской филармонии по творческой деятельности Евгений Петровский и заместитель директора Петербургской филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям Юлия Кантор поделились информацией о петербургских проектах. Заместитель министра культуры Новосибирской области Юрий Зимняков, генеральный директор Новосибирской филармонии Анна Терешкова, художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии и Новосибирского академического симфонического оркестра Димитрис Ботинис присоединились к конференции по видеосвязи.
Ключевым событием гастролей оркестра Новосибирской филармонии в Санкт-Петербурге станет концерт 10 мая, во время которого прозвучит одно из самых знаковых произведений в истории нашей страны – Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича. В этот день великую симфонию исполнит коллектив, впервые представивший ее в блокадном Ленинграде: сегодня он носит имя Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии. Выступая под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Димитриса Ботиниса, оркестр будет дополнен музыкантами Новосибирского академического симфонического оркестра. В Большом зале Петербургской филармонии в этот вечер разместится подготовленная новосибирской стороной выставка, посвященная связям Ленинграда и Новосибирска.
Культурные связи двух городов восходят к военному времени, когда в молодой сибирский город в числе других творческих коллективов был эвакуирован оркестр Ленинградской филармонии – Заслуженный коллектив Республики во главе с дирижером Евгением Мравинским. В Новосибирске 9 июля 1942 года они осуществили одно из первых исполнений Седьмой симфонии Шостаковича – в присутствии автора, чья творческая и личная биография была теснейшим образом связана с оркестром и дирижером.
Ответный визит петербургских музыкантов в Новосибирск состоится в июне. Среди множества запланированных совместных мероприятий – открытие выставки, подготовленной сотрудниками Петербургской филармонии, на основе материалов из собственных архивов. «Мы привезем в Новосибирск уникальные подлинные артефакты, которые у нас бережно сохранились со времен эвакуации, например, афиши концертов ленинградского оркестра, и многие другие свидетельства нашей общей истории», – рассказала Юлия Кантор.
Совместную программу двух филармоний, посвященную 80-летию Победы, 22 июня завершит концерт «Мост через время: Ленинград – Новосибирск» в Новосибирской филармонии, где Седьмую «Ленинградскую» симфонию Шостаковича исполнит сводный коллектив, объединивший музыкантов Новосибирского академического симфонического оркестра и Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии под управлением Димитриса Ботиниса.

15 апреля в продажу поступили абонементы Малого зала филармонии на концертный сезон 2025-2026, приобрести их можно в кассах и на официальном сайте филармонии. Первыми о начале продаж абонементов узнали подписчики филармонической рассылки, подписаться на нее и узнавать главные новости первыми можно по ссылке.
«Придерживаясь классической абонементной системы, мы подготовили на следующий концертный сезон 15 абонементов – 12 вечерних и 3 дневных, “детских”, – рассказывает Ирина Смукул, художественный руководитель Малого зала филармонии, – Среди вечерних абонементов прежде всего стоит выделить сольные концерты – “Вокальные вечера”, “Фортепианные вечера”, абонемент “Смычку волшебному послушна”, в котором выступают выдающиеся скрипачи и виолончелисты нашей страны».
В числе ярких абонементных концертов абонемента «Вокальные вечера» Ирина Смукул называет выступления певцов Василия Герелло, Олеси Петровой, Бориса Пинхасовича, молодой исполнительницы Эльнары Мамедовой, лауреатов Международного конкурса Хиблы Герзмава, концерт-встречу, посвященную 80-летию Сергея Лейферкуса.
«В фортепианном абонементе публику наряду с программами известных, любимых исполнителей, в числе которых, например, Мирослав Култышев и Илья Папоян, ждет выступление необычного формата – фортепианный “батл”, соревнование, в котором примут участие совсем молодые пианисты, ученики Александра Сандлера, однофамильцы Игорь Петров и Виталий Петров. Наряду с абонементом “Фортепианные вечера” мы также предлагаем слушателям абонемент “Вечера популярных фортепианных программ”, на концертах которого выступают молодые пианисты, в частности в следующем сезоне в нем дебютирует Юлиан Семенов-Брайди, внук известного писателя Юлиана Семенова», – отмечает Ирина Смукул.
В числе исполнителей абонемента «Смычку волшебному послушна» художественный руководитель Малого зала наряду с Александром Раммом, Равилем Ислямовым, Гайком Казазяном особенно отмечает виолончелиста, руководителя известного коллектива Rastrelli Cello Quartet Кирилла Кравцова и скрипача, артиста оркестра musicAeterna Андрея Росцика, который, дебютируя в абонементе Малого зала, исполнит программу «Музыка слов».
«Отдельный и всегда увлекательный сюжет в наших абонементных планах – абонемент камерного оркестра “Дивертисмент”, в новом сезоне он называется “PRO музыка” и объединяет великие шедевры прошлого с музыкой современных композиторов. В программе абонемента “Я люблю оркестр!” хочется обратить внимание на то, что в нем дважды выступит Молодежный камерный оркестр Заслуженного коллектива России под управлением Ярослава Забояркина: один концерт – чисто оркестровый, второй – “Парад солистов”, сольные партии исполнят артисты ЗКР, – рассказывает Ирина Смукул, – Наряду с камерными оркестрами классического состава в этом абонементе также представлены оркестры русских народных инструментов: Русский концертный оркестр под управлением Александра Чернобаева исполнит программу “Танцы народов мира”, а оркестр русских народных оркестров “Метелица”, который очень давно у нас не выступал, представит оригинальную программу вместе с исполнительницей на гуслях Ольгой Алексеевой».
Концерты абонемента «В кругу великих имен» в новом сезоне будут посвящены юбилеям Людвига ван Бетховена, Сергея Танеева, Антона Аренского, Вольфганга Амадея Моцарта, Ференца Листа. «Мы обязательно отметим такой впечатляющий юбилей как 500-летие со дня рождения Джованни Пьерлуиджи Палестрины: камерный хор “Festino” исполнит мотеты композитора вместе с мотетами Иоганна Себастьяна Баха, у которого в этом году тоже юбилейная дата – 340 лет со дня рождения. Отдельные программы будут посвящены 95-летию со дня рождения таких творческих непохожих, но очень значимых композиторов, как София Губайдулина и Андрей Петров».
Три дневных абонемента Малого зала адресованы детской аудитории: «Сказки о музыке» (ведущая абонемента – Ирина Смукул) – самым маленьким слушателям, «О гениях с восхищением и улыбкой» (ведущая – Наталия Энтелис) – «школьникам и не только», «Великие вдохновители и великие вдохновленные» (ведущий – Александр Галицкий) – всей семье.
Информация обо всех абонементах Малого зала доступна в разделе абонементов.
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»