Фото: Анна Флегонтова

15 апреля в 18:30 в Музитории Петербургской филармонии пройдет творческая встреча с известным музыкантом, педагогом, вторым концертмейстером Заслуженного коллектива России Павлом Поповым. В этот день известный скрипач отметит 50-летие. Цикл юбилейных событий продолжат концерты с участием звезд мировой музыки, на которых Павел Попов выступит в качестве солиста. Вход на творческую встречу свободный по онлайн-регистрации. Запланирована трансляция в социальных сетях филармонии.

Павел Попов – известный музыкант, лауреат Премии Президента России, скрипач, выступающий как с камерными программами, так и в качестве солиста в содружестве с ведущими симфоническими оркестрами и дирижерами страны, второй концертмейстер Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии. Музыкант преподает в Петербургской консерватории и Санкт-Петербургском государственном университете, его ученики – победители престижных международных конкурсов.

Во время праздничной встречи Павел Попов расскажет о творческом пути, ответит на вопросы слушателей, а также расскажет о планах на будущее. Уже 18 апреля в Малом зале филармонии пройдет концерт, на котором Павел Попов исполнит вместе с звездой мировой академической сцены, пианистом Николаем Луганским Скрипичные сонаты Брамса, в первом отделении в исполнении музыкантов, к которым присоединятся скрипачка Полина Красовская, альтистка Антонина Попрас и виолончелист Тарас Трепель, прозвучит Фортепианный квинтет Франка.

9 июня в Большом зале филармонии Павел Попов выступит солистом в программе Заслуженного коллектива России: под управлением известного дирижера Андрея Аниханова прозвучит Концертная сюита для скрипки с оркестром Танеева, в программе также – посвященная Танееву Вторая симфония Рахманинова.

2 марта в программе камерной музыки вместе с Павлом Поповым выступил один из крупнейших современных пианистов Борис Березовский: участие в концерте в Малом зале филармонии приняли также скрипачка Полина Красовская и виолончелист Дмитрий Хрычев.

Фото: Пресс-служба Госоркестра Республики Татарстан

9 апреля главный дирижер Петербургской филармонии Николай Алексеев выступил в Казани за пультом Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан: сочинения Брамса и Равеля в их исполнении прозвучали на открытии XIV Международного фестиваля «Рахлинские сезоны». Солистом выступил лауреат Международного конкурса имени Чайковского, известный петербургский пианист Илья Папоян.

На концерте-открытии фестиваля прозвучали сочинения французского композитора Мориса Равеля, 150-летие со дня рождения которого отмечает весь музыкальный мир: сюита «Моя Матушка-Гусыня», написанная на сюжеты французского фольклора, и Первый фортепианный концерт, солист – известный петербургский пианист Илья Папоян, регулярно выступающий с Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Петербургской филармонии под управлением Николая Алексеева как в Большом зале Петербургской филармонии, так и во время гастрольных туров оркестра по России и за рубежом. В этот вечер также прозвучала Вторая симфония Брамса.

Международный фестиваль «Рахлинские сезоны» проходит в Казани с 9 по 19 апреля, на сцене ГБКЗ им. Сайдашева. Основанный художественным руководителем и главным дирижером Госоркестра Республики Татарстан Александром Сладковским в 2011 году, фестиваль создан как дань памяти первому дирижеру оркестра Натану Рахлину.

«Натан Григорьевич в сердце нашего оркестра, он всегда с нами, мы его всегда помним. Мы очень дорожим тем, что он создавал Госоркестр. Вокруг всего того, что он делал, и получаются интересные программы, исполняемые на этом фестивале», – говорит Александр Сладковский. 

Биография дирижера Натана Рахлина тесным образом связана с историей Ленинградской филармонии: в Большом зале он дирижировал в течение почти сорока лет – выступал здесь и с Симфоническим оркестром Татарской АССР (ныне – Госоркестром Республики Татарстан), а также с Госоркестром СССР, Госоркестром УССР, Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио. «Всего с гастрольными коллективами Рахлин дает [в Большом зале Ленинградской филармонии] 17 концертов. Еще 134 проходит с филармоническими оркестрами – до 1953-го с Заслуженным коллективом Республики (88 концертов), а после – и с Симфоническим оркестром (46 программ)», – сообщает автор статьи о Натане Рахлине, размещенной на сайте исторического  Digital-проекта «Столетие филармонии».

Максим Алексеев. Фото: Стас Левшин

15 апреля в Большом зале филармонии в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Максима Алексеева прозвучит программа «в итальянском стиле»: вместе с сочинениями Франца Шуберта и Феликса Мендельсона будет представлена партитура одного из крупнейших композиторов XX века Лучано Берио, ставшая своеобразной доработкой и переосмыслением недописанной симфонии Шуберта. Концерт завершит абонемент «Классика. Новое», в программах которого шедевры академической музыки сочетаются с сочинениями композиторов XX и XXI веков. Ведущий абонемента – Ярослав Тимофеев, один из самых ярких и востребованных российский музыковедов нового поколения, обладающий талантом говорить о музыке ярко и интересно, глубоко и емко.

Лучано Берио – итальянский композитор, дирижёр и педагог, принадлежащий к числу важнейших композиторов-авангардистов послевоенного поколения. Его пьеса Rendering, название которой переводится как «Симфоническое толкование», создана по эскизам Шуберта к ненаписанной Симфонии № 10, над которой 31-летний композитор работал в последний год своей трагически краткой жизни. Rendering Берио – это и диалог с Францем Шубертом (точнее, с созданным им текстом), и своего рода «игра в стиль».

«Это не завершение и не реконструкция. Эта реставрация наподобие современной реставрации фресок, которая возрождает старые цвета, но не пытается замаскировать причиненный ущерб, оставляя неизбежные пустые пятна, – писал композитор. – В пустых пространствах между одним наброском и следующим я сочинил своего рода соединительную ткань, постоянно разную и меняющуюся, всегда звучащую в нюансе pianissimo и “отдаленно”, перемежающуюся с реминисценциями на поздние сочинения Шуберта и пересекаемую полифоническими построениями, основанными на фрагментах тех же набросков. Этот хрупкий музыкальный цемент, отмечающий разрывы и пробелы между одним наброском и другим, всегда отмечен тембром челесты».

Пьеса, написанная для Королевского оркестра Концертгебау, впервые прозвучала в 1989 году под управлением Николауса Арнонкура.

На концерте в Большом зале Петербургской филармонии 15 апреля партитура Берио будет исполнена в сочетании с произведениями композиторов-романтиков, вдохновленных образами Италии: Увертюрой в итальянском стиле Шуберта и Симфонией № 4 «Итальянской» Мендельсона.

Абонемент Петербургской филармонии «Классика. Новое» – точка входа в мир академической музыки. В четырех концертах этого абонемента — известная музыка прошлого сочетается с музыкой современности: от Моцарта, Римского-Корсакова, Рахманинова, Шуберта и Мендельсона до Альфреда Шнитке, Кшиштофа Пендерецкого, Лучано Берио и нашего современника, петербургского композитора Александра Радвиловича.

Выставка «Площадь милосердия», посвященная 110-летию организации госпиталя Красного Креста и Петроградского дворянства в доме Дворянского собрания, представленная в фойе Большого зала со 2 декабря 2024 года по 11 марта 2025 года, вызвала большой резонанс. Публикуем полную видеоэкскурсию по выставке с комментариями руководителя проекта, доктора исторических наук Юлии Кантор, куратора выставки Маргариты Самойловой и фрагментами концерта-реконструкции выступления в госпитале.

В день завершения работы выставки в здании Большого зала была открыта мемориальная доска, посвященная периоду работы в нем госпиталя, а также был презентован альбом-каталог, содержащий авторские статьи и прежде неизвестные текстовые и фотодокументы, выявленные при подготовке к выставке. Приобрести каталог можно в кассах филармонии, а также у капельдинеров Большого зала перед концертами или в антрактах.

Фото: Анна Флегонтова

5 апреля по всему миру прошла масштабная акция «Тотальный диктант», одной из площадок которой по традиции стала Петербургская филармония. 40 человек пришли в Музиторий, чтобы написать текст, созданный знаменитой писательницей Мариной Москвиной. Диктующим второй год выступил известный музыкант, педагог, второй концертмейстер Заслуженного коллектива России Павел Попов.

Тотальный диктант — общественный проект, который проводится силами активистов и волонтеров. Участвовать в Тотальном диктанте может любой желающий. В этом году к акции присоединились более миллиона человек по всему миру. Петербургская филармония приняла участие в проекте уже в четвертый раз. В Музитории текст диктанта прочел Павел Попов – скрипач, педагог, лауреат многочисленных конкурсов.

Ежегодно организаторы проекта знакомят тысячи человек с текстами современных писателей, которые создаются специально для проекта. В этом году участники написали образный и остроумный текст «В поисках чудесного» писательницы Марины Москвиной. В Санкт-Петербурге была продиктована третья часть под названием «Дорога лебедей».

Результаты будут опубликованы после 11 апреля на сайте totaldict.ru. Проверенные работы также можно забрать на очной выдаче, которая будет проходить 12, 13, 18, 19 и 20 апреля с 12 до 20:00 в книжном магазине «Буквоед» по адресу: Невский проспект, д. 46.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2025
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»