Надежда Павлова

3 декабря исполнение великих шедевров русской и французской музыки XX века – монооперы «Человеческий голос» Пуленка и Второго фортепианного концерта Рахманинова – продолжит абонемент, посвященный 90-летию Александра Дмитриева. Выдающийся дирижер, в репертуаре которого важное место всегда занимала французская музыка, возглавлял Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии с 1977 по 2018 год, ныне он дирижер-лауреат коллектива, в январе филармония готовится отметить его 90-летие.

Исполнение монооперы Франсиса Пуленка организовано Петербургской филармонией в сотрудничестве с фестивалем «Опера Априори».

3 декабря вместе с Академическим симфоническим оркестром под управлением Артема Абашева выступят одна из самых ярких российских певиц, обладательница премии «Золотая маска», участница крупнейших мировых фестивалей, сопрано Надежда Павлова и известный петербургский пианист Александр Кашпурин.

В центре программы – моноопера Франсиса Пуленка, в основе которой – одноименная пьеса (1928) Жана Кокто. Написанный великим драматургом диалог молодой женщины с бывшим возлюбленным, раскрывающий все грани ее переживаний (а по сути – драматический монолог, ведь реплики собеседника нам не слышны, вместо него на сцене – лишь телефонная трубка) – отразился в культуре многократно. Эту роль играли большие актрисы, затем – исполняли выдающиеся певицы, по пьесе Кокто написано несколько моноопер, сняты фильмы Роберто Росселини и Педро Альмодовара.

В сезоне 2023/2024 моноопера «Человеческий голос» была поставлена Дмитрием Волкостреловым в Пермском оперном театре специально для Надежды Павловой.

Певица – лауреат премий Ассоциации музыкальных критиков (2016) и «Золотая маска» (2017) за роль Виолетты в опере «Травиата» Джузеппе Верди в постановке Роберта Уилсона и Теодора Курентзиса, а также оперной премии Casta Diva в номинации «Певица года» (2020). Надежда Павлова регулярно выступает на Зальцбургском и Люцернском фестивалях, «Флорентийском музыкальном мае» (дебютировала в 2023 году в сотворчестве с Зубином Метой), а также в крупнейших оперных театрах и концертных залах Европы, среди которых Баварская государственная опера, Цюрихский оперный театр, Гамбургский оперный театр, Большой театр Люксембурга, Эльбская филармония, венский Концертхаус, Кёльнская филармония и Концертхаус Дортмунда.

В этом году Надежда Павлова выступила на сцене Баварской оперы в «Травиате» и на Зальцбургском фестивале в партии Донны Анны в постановке Ромео Кастеллуччи «Дон Жуана» с Теодором Курентзисом за дирижерским пультом.

2025 год откроется партией Цербинетты («Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса) в новой постановке Дмитрия Чернякова и Кента Нагано в Гамбурге и продолжится выступлением на фестивале в Любляне вместе с Шарлем Дютуа в «Военном реквиеме» Бриттена.

Н. Алексеев

2 декабря в Большом зале Петербургской филармонии вокально-симфонические шедевры двух столетий прозвучат, как приношение учителю: отмечая 110-летие со дня рождения дирижера и педагога Авенира Михайлова, за пульт Заслуженного коллектива России встанут его ученики – народный артист России, главный дирижер Петербургской филармонии Николай Алексеев и дирижер детского музыкального театра «Зазеркалье», художественный руководитель оркестра ССМШ Аркадий Штейнлухт.

Вместе с ними на сцене – блестящие солисты: сопрано Вера Чеканова, меццо-сопрано Дарья Росицкая, тенор Борис Степанов, бас Петр Мигунов, а также ведущие петербургские хоровые коллективы: Концертный хор Санкт-Петербурга, Петербургский камерный хор и Хор Санкт-Петербургской консерватории.

Программа концерта связана с творческой биографией Авенира Михайлова. Вместе с великими партитурами XIX века – лирически-камерной Мессой № 2 Франца Шуберта и главным шедевром Сергея Танеева, кантатой «Иоанн Дамаскин» – прозвучат выдающиеся вокально-симфонические партитуры XX века: написанная на латинский текст Симфония псалмов Игоря Стравинского и отразивший своеобразие венгерской музыки «Будаварский Te Deum» Золтана Кодая.

Авенир Михайлов в разные годы руководил такими ключевыми ленинградскими коллективами, как хоры Радиокомитета, Кировского (ныне – Мариинского) театра, Капеллы. Свыше двадцати лет музыкант возглавлял кафедру хорового дирижирования Ленинградской консерватории и руководил хором студентов, достигшим в это время «идеального звучания»: коллектив регулярно выступал на сцене Большого зала филармонии, участвуя в исполнении сложнейших программ – Военного реквиема Бриттена, Немецкого реквиема Брамса, Мессы № 2 Шуберта, Симфонии псалмов Стравинского, кантаты «Курские песни» Свиридова и многих других сочинений.

Фото из альбома Татьяны Носович

2 декабря в фойе Большого зала Петербургской филармонии откроется выставка «Площадь милосердия», посвященная 110-летию организации в этом здании госпиталя Красного Креста и Петроградского дворянства.

Госпиталь открылся 2 (14) декабря 1914 года: предназначенный для воинов низших чинов, раненных на фронтах Первой мировой войны, он стал первым такого рода учреждением, созданном в общественном пространстве столицы Российской Империи. Госпиталь в Доме Петроградского Дворянского собрания просуществовал до начала 1918 года.

Спустя три года, в 1921 году, это здание унаследовала Петроградская филармония – первая в стране. Сегодня она открывает интереснейшую, незаслуженно забытую страницу своей истории.

«Ключом» к исследованию, легшему в основу выставки «Площадь милосердия», стал фотоальбом Татьяны Дмитриевны Носович – сестры милосердия госпиталя Красного Креста и Петроградского Дворянства. Переданный наследниками в 2015 году в дар в Музыкальную библиотеку филармонии, фотоальбом и масштабированные фотографии из него стали центральными экспонатами выставки, публике они будут представлены впервые.

Еще одна реликвия из филармонической библиотеки – капельмейстерская книга программ Придворного оркестра (ныне – Залуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии) – дает представление о концертах, которые этот уникальный оркестр, учрежденный императором Александром III в 1882 году, давал для раненых. В книге содержатся записи о выступлениях в госпитале с указанием состава музыкантов и программами концертов.

Артисты Заслуженного коллектива России также приняли участие в формировании выставки: предоставили музыкальные инструменты начала XX века из личных коллекций. Предполагается, что в январе музыканты оркестра выступят в пространстве выставки с концертами, реконструирующими программы их коллег, звучавшие здесь 110 лет назад.

Объемная картина обстоятельств работы госпиталя будет воссоздана с привлечением экспонатов, предоставленных партнерами Филармонии.

В частности, в ходе научно-исследовательской работы, проведенной для формирования концепции выставки, в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга были выявлены уникальные документы: журналы заседаний Попечительного Комитета; материалы о методах лечения, работе медицинского и обслуживающего персонала, а также об административно-финансовой стороне его содержания. Они дают представление о том, каким нелегким и дорогостоящим делом была организация и содержание госпиталя в неприспособленном для этих целей общественном пространстве, а также об огромном вкладе, внесенном в работу госпиталя пожертвованиями граждан и общественных организаций.

На выставке будут представлены медицинские инструменты и инвентарь, больничный халат пациента военного лазарета – аутентичные экспонаты времен Первой мировой войны из собрания Военно-медицинского музея. Облачение сестры милосердия 1914 – 1918 годов – реконструкция, переданная на выставку из частного собрания. Заняв достойное место в выставочном пространстве, эти реликвии позволят составить представление о медицинском быте тех лет и придадут законченность художественному образу выставки.

Заметное место будет уделено сведениям об организованном в лазарете обучении раненых «мирным» профессиям, как и теме социализации пациентов, удовлетворению их духовных потребностей: сюжет с упомянутыми концертами Придворного оркестра продолжает организация богослужений (о чём свидетельствуют фото из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга), а также театральных представлений.

Выставка «Площадь милосердия» – свидетельство неразрывной связи времен, возможность в неожиданном ракурсе увидеть историю Дома Дворянского Собрания – Петербургской филармонии на фоне глобальных событий. Выставка рассказывает о гуманистическом локусе на карте событий Первой мировой, где Медицина и Музыка исцеляли тела и души. Она – и дань уважения тем, кто сохранил Память, оказавшуюся сильнее забвения.

Выставка будет доступна к посещению слушателям концертов Большого зала филармонии. Также начиная с 4 декабря в ее пространстве будут организованы экскурсии, расписание и билеты доступны по ссылке.

Выставка «Площадь милосердия» организована Санкт-Петербургской государственной академической филармонией им. Д.Д. Шостаковича совместно с Военно-медицинскиим музеем Министерства обороны Российской Федерации, Центральным государственным историческим архивом Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб) и Центральным государственным архивом кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб) и Российской национальной библиотекой (РНБ).

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»