ЗКР, Феликс Коробов. Фото: Стас Левшин

24 ноября, в день 90-летия со дня рождения одного из крупнейших композиторов XX века Альфреда Шнитке, Петербургская филармония представит монографический концерт, на котором прозвучат «Гоголь-сюита» – музыка к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка» и знаменитая Симфония № 1, названная самим автором «антисимфонией». Жанр некогда скандального и даже «полузапрещенного» сочинения выходит за пределы чисто музыкального, скорее это – музыкальный театр, в частности, начинается симфония с того, что артисты оркестра, играя на инструментах, один за другим появляются на сцене.

Программа прозвучит в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением народного артиста России, главного дирижера Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, приглашенного дирижера Большого симфонического оркестра имени Чайковского Феликса Коробова. Ведущий концерта – Ярослав Тимофеев,  один из самых ярких и востребованных российский музыковедов нового поколения, обладающий талантом говорить о музыке ярко и интересно, глубоко и емко.

Концерт, получивший название «Альфред Шнитке: новое или классика?», откроет программу абонемента «Классика. Новое», в программах которого музыка XX-XXI веков сочетается со знаменитыми сочинениями академического репертуара. В частности, в этом сезоне абонемента запланировано исполнение сочинений Кшиштофа Пендерецкого, Лучано Берио и современного петербургского композитора Александра Радвиловича.

 

Один из самых значительных композиторов второй половины XX века, ключевая фигура советского авангарда, чьи концептуальные сочинения если и исполнялись, то с большими препятствиями, Альфред Шнитке вынужденно много работал в театре и кино – при этом его так называемая прикладная музыка, несмотря на требования жанра, точно так же отразила специфику мышления и почерка большого художника.

Заслуженный коллектив России под управлением Феликса Коробова представит в один вечер обе линии в наследии Шнитке: наряду с «Гоголь-сюитой», составленной из музыки к спектаклю Юрия Любимова «Ревизская сказка», прозвучит знаковая Первая симфония, или, как определил ее жанр сам автор, – «антисимфония».  

Исполнение будет посвящено 50-летию со дня мировой премьеры, состоявшейся под управлением Геннадия Рождественского в 1974 году в Горьком (ныне – Нижний Новгород): место и время определились после того, когда стало ясно, что ни в Москве, ни в Ленинграде симфонию исполнить не получится.

Использование Шнитке полистилистики, приемов инструментального театра, алеаторики и техники коллажа вызвали острую и неоднозначную реакцию на произведение. И, хотя после премьеры София Губайдулина отозвалась о симфонии как об «одном из самых сильных впечатлений, которое мы – музыканты и слушатели – получили за последнее десятилетие», партитура попала в число полузапрещенных: в Москве она впервые прозвучала только в 1986 году. Современное сложно-диссонантное письмо соседствует в ней с ритмом официозных триумфальных маршей, цитаты из классических сочинений Бетховена, Чайковского, Грига, Шопена – с джазовыми импровизациями. Исследователи видят в форме симфонии иронические отсылки к знаменитой «Прощальной симфонии» Гайдна: исполнители во время игры то уходят, то возвращаются, в конце же на сцене не остается никого – и только звучит в записи фрагмент гайдновской партитуры.

Ключ к пониманию симфонии наряду с явно выраженным в музыке противопоставлением хаоса и гармонии формулирует сам автор: «Сочиняя симфонию, я параллельно работал над музыкой к последнему фильму Михаила Ромма “Я верю”. Вместе со съемочной группой я просмотрел тысячи метров документального материала. Постепенно они складывались во внешне хаотическую, но внутренне строго организованную хронику XX века, воплотившую в новом отражении гениальные гиперболы древних — прометеевская дерзость научных и технических завоеваний, грандиозные военные и социальные потрясения, борьба сатанинского зла и непреклонного самоотверженного духа. Симфония не имеет программы. У меня не было также намерения координировать две параллельные работы. Однако если бы в моем сознании не отпечаталась трагическая и прекрасная хроника нашего времени, я никогда бы не написал этой музыки».

До первого концерта сохраняется возможность приобрести абонемент «Классика. Новое» полностью.

ЗКР, Н. Алексеев. Фото: Александр Куров (Фестиваль Ростроповича)

15 и 16 ноября старейший симфонический оркестр страны, Заслуженный коллектив России, выступил в Большом зале Московской консерватории в рамках XIV Международного фестиваля Мстислава Ростроповича под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева и итальянского дирижера Франческо Оммассини. Концерты на фестивале – традиция, начавшаяся вместе с самой фестивальной историей, обусловленная близкими отношениями Мстислава Ростроповича и Юрия Темирканова.

15 ноября в фойе Большого зала Московской консерватории, перед концертом Заслуженного коллектива России, открылась выставка «Юрий Темирканов. Петербург – Москва. Непрошедшее время». Участие в церемонии открытия приняли ректор Московской консерватории Александр Соколов, главный дирижер Петербургской филармонии Николай Алексеев и заместитель директора Петербургской филармонии Юлия Кантор.

Выставка организована Петербургской филармонией и Московской консерваторией, в июне 2024 года подписавшими Соглашение о сотрудничестве. Свои материалы для нее также предоставили Российский национальный музей музыки, Фонд культурных и гуманитарных программ имени М.Л. Ростроповича, Мариинский театр.

ЗКР, Ф. Оммассини, Ким Ке Хи, А. Рамм. Фото: Александр Куров (Фестиваль Ростроповича)

15 ноября в Большом зале Московской консерватории Заслуженный коллектив России исполнил под управлением итальянского дирижера Франческо Оммассини шедевры эпохи романтизма: симфоническую поэму «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса и Концерт для скрипки и виолончели с оркестром Брамса, солисты – лауреат XVII Международного конкурса имени Чайковского (2023 год, I премия), южнокорейская скрипачка Ким Ке Хи и один из самых ярких российских виолончелистов, также лауреат многочисленных конкурсов Александр Рамм.

16 ноября Заслуженный коллектив России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева завершил программу XIV Международного фестиваля Мстислава Ростроповича, исполнив Второй фортепианный концерт Прокофьева (солист – Илья Папоян) и знаменитую Пятую симфонию Шостаковича, знаковая мировая премьера которой состоялась в Большом зале Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского в присутствии автора в 1937 году, – в исполнении того же оркестра (тогда – Заслуженный коллектив Республики).

Переполненный Большой зал Московской консерватории после концертов благодарил петербургских музыкантов долгими овациями. 

Михаил Швыдкой описал впечатления от концерта-закрытия фестиваля в авторской колонке, опубликованной в «Российской газете»: «Он [Николай Алексеев] по-петербургски академичен, но именно благодаря этому академизму ты слышишь все голоса оркестра, которые сливаются в единый общий голос, в ту космическую гармонию, где есть место и лирике, и гротеску, и патетике. Что, собственно, и определило признание Пятой симфонии Шостаковича ценителями самых разных эстетических вкусов и пристрастий. Николай Алексеев держит оркестр в безупречном состоянии, что позволяет ему выбирать программы любой сложности и любых направлений».

Николай Алексеев, Юлия Кантор, Александр Соколов. Фото: Эмиль Матвеев

15 ноября, перед концертом Заслуженного коллектива России, в фойе Большого зала Московской консерватории открылась выставка «Юрий Темирканов. Петербург – Москва. Непрошедшее время».

«Сегодня особенный вечер, особенный концерт. Каждый год в Большом зале консерватории проходят концерты фестиваля, посвященного Мстиславу Ростроповичу, и публика к этому привыкла, но этот год связан с такими событиями, которые останутся в памяти и станут страницами истории Московской консерватории и музыкального мира, – отметил Александр Соколов, ректор Московской консерватории, – Мы приветствуем в Москве Заслуженный коллектив России – знаменитый оркестр Петербурга, Ленинграда. Перед его выступлением нам предстоит большая радость – открыть выставку, посвященную памяти Юрия Хатуевича Темирканова, почетного профессора Московской консерватории».

«Выставка, которую мы открываем сегодня, – это мостик, перекличка между Петербургом и Москвой, – рассказала куратор выставки Юлия Кантор, заместитель директора Петербургской филармонии, – Дело в том, что 2 ноября, в годовщину ухода Юрия Хатуевича, в Филармонии открылась выставка – очень камерная. Теперь мы в содружестве с московскими коллегами открываем выставку в Москве, сделанную в абсолютно другом жанре. Для нас важна эта перекличка, и особенно важно, что она – не только визуальная, но и музыкальная. Не случайно выставка открывается в первый день гастролей оркестра, которым Юрий Хатуевич руководил более трех десятилетий. И два концерта Заслуженного коллектива России, – тоже своего рода приношение маэстро».

Основу выставки составили экспонаты Музыкальной библиотеки Петербургской филармонии. В частности, филармония предоставила партитуры с пометками Юрия Темирканова, уникальные артефакты из его филармонического кабинета – среди них книга основоположника отечественной дирижерской школы Ильи Мусина с дарственной надписью автора, литография «Петербургское Губернское земское собрание», сувенирная дирижерская палочка с факсимильным автографом Юрия Темирканова, а также буклеты фестиваля «Площадь Искусств», уникальные фото, многие из которых прежде не публиковались, официальные документы, передающие реалии времени, и, конечно, афиши, отражающие ключевые периоды творческого пути дирижера.

Здесь же разместились экспонаты из фондов Московской консерватории, связанные с одной из ярких страниц ее истории, когда в 2016 году, в связи с празднованием 150-летия учебного заведения, Юрий Темирканов откликнулся на приглашение ректора Александра Соколова выступить с одним из консерваторских симфонических коллективов. В том же году дирижеру было присвоено звание Почетного профессора Московской консерватории.

«Юрий Хатуевич приехал сначала для того, чтобы три дня репетировать с нашим студенческим оркестром и провести здесь совершенно блестящий концерт, который, естественно, снимало наше телевидение. Потом приехал для того, чтобы дать мастер-класс для студентов, дирижеров-симфонистов. И народу, естественно, было столько, что нам пришлось транслировать этот мастер-класс. Те, кому посчастливилось быть в помещении, в аудитории, видели это воочию, остальные видели на экране», – рассказал Александр Соколов.

Большинство выступлений маэстро Темирканова состоялось в Большом зале Ленинградской – Петербургской филармонии, при этом Большой зал Московской консерватории оставался одним из любимых залов дирижера за пределами Петербурга. Именно здесь в последние годы он выступал с Заслуженным коллективом России ежегодно – 27 марта, в день рождения Мстислава Ростроповича, на фестивале, учрежденном в 2010 году в память о великом музыканте. Афиши и фотографии с этих концертов из коллекции Фонда имени М.Л. Ростроповича представлены на выставке.

Значительной вехой творческого пути Юрия Темирканова стала работа в Мариинском (в советское время – Кировском) театре: для выставки театр предоставил программки легендарных спектаклей, поставленных маэстро Темиркановым, а также фотографии дирижера этого периода.

Также посетителям выставки представлены фотографии из фондов Российского национального музея музыки, запечатлевшие выступления маэстро Темирканова в рамках фестиваля «Русская зима», организованного Московской консерваторией в 1980-е годы.

Выставка продлится до 30 ноября и будет доступна к посещению слушателям концертов в Большом зале Московской консерватории. На открытии выставки была записана видеоэкскурсия, которая будет размещена на официальных интернет-ресурсах Петербургской филармонии и Московской консерватории.

Фото: Стас Левшин

3 ноября в Большом зале Петербургской филармонии прозвучала Десятая симфония Дмитрия Шостаковича – одна из ключевых партитур в наследии композитора, мировая премьера которой состоялась в этом же зале 17 декабря 1953 года под управлением Евгения Мравинского. 

Симфонию исполнил Академический симфонический оркестр филармонии под управлением художественного руководителя и главного дирижера Димитриса Ботиниса. Также в программу вошел Концерт № 20 для фортепиано с оркестром Моцарта, солистом выступил один из самых ярких пианистов нового поколения Дмитрий Шишкин.

Десятая симфония прозвучала в рамках абонемента «Легендарные ленинградские премьеры Шостаковича», представляющего сочинения, чьи мировые премьеры прошли в Большом зале Ленинградской – Петербургской филармонии. Абонемент посвящен 50-летию присвоения филармонии имени композитора, чья судьба неотделима от судеб филармонии и города на Неве. Подробная статья о биографических и творческих связях Дмитрия Шостаковича и Ленинградской филармонии размещена на сайте «Столетие филармонии».

Концерт транслировался онлайн в социальных сетях филармонии, над трансляцией работала съемочная группа телеканала «Культура». Позже концерт будет показан в эфире телеканала.

Фото: Стас Левшин

2 ноября исполнился год с даты ухода из жизни Юрия Темирканова – выдающегося дирижера, более 35 лет возглавлявшего Петербургскую филармонию и входящий в ее состав Заслуженный коллектив России – старейший в стране и один из лучших мировых оркестров.

В день памяти Юрия Темирканова в Большом зале филармонии выступил Заслуженный коллектив России, чье имя на протяжении десятилетий для всего мира было неотделимо от имени маэстро. Под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева, прозвучали сочинения Шуберта, Шумана и Брамса. Сольную партию исполнила Елизавета Леонская – прославленная пианистка, неоднократно выступавшая с Юрием Темиркановым на лучших сценах мира.

В этот же день в Малом зале филармонии открылась выставка «Юрий Темирканов. Мгновения…»: 3 ноября в ее пространстве прошла открытая встреча с концертмейстером ЗКР Львом Клычковым, получившая название «Юрий Темирканов. Непрошедшее время».

Фото: Стас Левшин

2 ноября в Большом зале филармонии на концерте, посвященном памяти маэстро Юрия Темирканова, прозвучали шедевры романтической эпохи: антракт из музыки к драме В. фон Чези «Розамунда» Шуберта, Фортепианный концерт Шумана и Вторая симфония Брамса – самая безмятежная и гармоничная в наследии композитора, партитура, будто бы сотканная из света.

Заслуженный коллектив России выступил под управлением народного артиста России, главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева: творческая судьба музыканта неразрывно связана с судьбой Юрия Темирканова – по его приглашению в 2000 году Николай Алексеев занял пост дирижера Заслуженного коллектива России, по решению Маэстро в 2022 году был назначен главным дирижером оркестра.

Сольную партию в Концерте Шумана исполнила Елизавета Леонская – прославленная пианистка, неоднократно выступавшая с Юрием Темиркановым на лучших сценах мира. Исполнительница признавалась, что помнит все концерты, на которых выступала с Юрием Темиркановым, да и все его концерты, которые она слушала из зала, памятны ей не меньше. Самый первый из них состоялся в Большом зале Ленинградской филармонии: в партере – Елизавета Леонская, еще студентка Московской консерватории, на сцене – совсем молодой Юрий Темирканов. Звучала Седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича.

«Главное открытие, которое я сделала благодаря Юрию Хатуевичу – поняла, какая колоссальная преобразующая сила заключена в дирижерском жесте. Его сила воздействия на оркестр была необыкновенной, это была магия, настоящее волшебство. Вот он появляется на репетиции – всегда в костюме, в галстуке, – сухо всех приветствует, деловито надевает очки, делает первый жест – и оркестр сразу звучит так, что я думаю: “А зачем, собственно, репетировать?” – вспоминала Елизавета Леонская, – Не раз я была свидетелем тому, как Юрий Хатуевич вставал за пульт знакомых мне оркестров, и под его руками, с первых же нот они преображались до неузнаваемости, звучали так, будто бы на сцене находился совершенно другой коллектив. Объяснить это иначе как магическим излучением, которым обладал Юрий Темирканов, я не могу».

Фото: Екатерина Степанова

В стремлении объединить чествованием маэстро Темирканова все филармонические пространства, 2 ноября филармония открыла выставку «Юрий Темирканов. Мгновения…» в фойе Малого зала. Документальную часть экспозиции составили афиши избранных концертов музыканта – от первого выступления двадцативосьмилетнего Юрия Темирканова в Большом зале, в рамках абонемента «Дебюты молодых дирижеров», 15 января 1967 года, до последнего концерта 12 января 2020 года. Также на выставке представлены фото Юрия Темирканова разных лет – знаменитая серия портретов, выполненная в 1970-е годы Валерием Плотниковым, а также разнохарактерные фотомгновения, запечатленные такими фотохудожниками, как Валентин Барановский, Павел Маркин, Виктор Самсонов, Анна Флегонтова.

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, посетивший открытие выставки в день памяти дирижера, поделился впечатлениями: «Филармонические афиши на выставке не только рассказывают о Маэстро Юрии Темриканове, о его творческом пути, но и дают возможность узнать об истории нашего города. А фото интересно рассматривать, погружаясь в  атмосферу творчества Мастера и в воспоминания о встречах с ним... Юрий Темирканов прожил яркую насыщенную жизнь, умел ей радоваться, но умел и держать удар. Он как-то сказал: "Зло можно победить только добром". И это очень много говорит о нем и как о музыканте, и как о человеке». 

Открытие выставки также посетили вице-губернатор Борис Пиотровский и председатель комитета по культуре администрации Санкт-Петербурга Федор Болтин.

«Выставка условно поделена на три пространства памяти, образующих единое целое. В первом вы видите человека, увлеченного городом, его архитектурой и его природой. Здесь есть чудесная фотография, сделанная на берегу Финского залива, где „есть покой и воля“, — рассказывает Юлия Кантор, заместитель директора филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям, — Вообще, Юрий Хатуевич всегда говорил о том, что Петербург его создал как творческую личность. И он очень любил русскую классику — достаточно вспомнить легендарные постановки, сделанные в Мариинском театре: „Евгения Онегина“ или „Пиковую даму“, например, и то, с каким пиететом, с каким глубоким знанием русской литературы и поэзии он работал над произведениями уже наших современников. Здесь мы показываем разные этапы жизни Темирканова, от молодости до творческой зрелости через пространство залов Филармонии, Мариинского театра.

Следующий зал полностью посвящен афишам, и по ним можно реконструировать творческую биографию: здесь — афиши филармонических залов, афиши-свидетели творческих союзов Юрия Темирканова с крупнейшими музыкантами современности, афиши важнейших зарубежных гастролей, например, в легендарном театре Ла Скала.

Третий зал, очень камерный по интонации, — это пространство дирижерского жеста. Там все говорит жест — и о человеке, и о произведении. Иногда по фотографиям даже видно, какое произведение сейчас репетируется. И мы показываем это пространство от первого до последнего концерта, последнего ухода из зала и ухода из жизни. Но уход из жизни не означает уход из исторической и культурной памяти».

3 ноября в пространстве выставки «Юрий Темирканов. Мгновения…» в Малом зале филармонии прошла открытая встреча с концертмейстером  Заслуженного коллектива России, народным артистом России Львом Клычковым – в беседе с Юлией Кантор музыкант поделился воспоминаниями о маэстро, с которым работал теснейшим образом более 35 лет.

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»