Новости
16 ноября Симфонический оркестр и Хор Московского театра «Новая Опера» под управлением известного петербургского дирижера Федора Леднева исполнят в Большом зале филармонии удивительную по красоте и редкости программу, воссоздающую музыкальную атмосферу позднеромантической Вены. Вместе с произведениями великого Антона Брукнера, чье 200-летие со дня рождения отмечает в этом году весь мир, прозвучат сочинения его ученика Ханса Ротта – предвосхитившего будущее, непризнанного при жизни, умершего в психиатрической клинике в 25 лет.
В программе – Сюита для оркестра и Первая симфония Ханса Ротта, кантата Helgoland для мужского хора и оркестра и Псалом № 150 для сопрано, смешанного хора и оркестра Антона Брукнера.
«Совершенно невозможно оценить, что потеряла с его уходом музыка, – писал Густав Малер – сверстник, соученик и всемирно признанный коллега Ханса Ротта, – Его гений взлетает до таких высот даже в первой симфонии, написанной в двадцатилетнем возрасте, что делает его — без преувеличения – основоположником новой симфонии, как я ее понимаю».
Первая симфония Ханса Ротта дождалась мировой премьеры в 1989 году, спустя более столетия после создания, и это исполнение вернуло имя композитора из небытия: его личность, судьба, его музыка стали одним из главных музыковедческих открытий 1990-х годов. В сочинениях Ротта – те находки, которые известны нам по музыке Малера: теперь ясно, что они не были малеровским изобретением, но продолжали и, безусловно, развивали уже прозвучавшие в произведениях коллеги идеи – вплоть до буквального цитирования! Наряду с Первой симфонией Ханса Ротта в этот вечер прозвучит написанная им в те же ученические годы Сюита для оркестра.
Рядом с музыкой безвременно покинувшего мир молодого гения – хоровые сочинения его учителя, Антона Брукнера: он прожил долгую жизнь, но точно так же был знаком и с критикой, и с неуверенностью в себе, и с манией преследования, и с жаждой признания.
Композиторской славы Брукнер дождался лишь в поздние годы. Именно тогда, в период работы над последней, так и оставшейся незаконченной Девятой симфонией, композитор создал два хоровых сочинения, которые прозвучат в этот вечер – Псалом 150, текст которого – один из самых музыкальных – призывает славить Господа музыкой и танцем, а также светскую кантату "Helgoland", рисующую картину божественного спасения жителей Гельголанда от вторжения римлян: поводом для создания сочинения стала передача острова Великобританией Германии в 1890-м году.
15 ноября в Большом зале Петербургской филармонии Академический симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Юрия Симонова – выдающегося дирижера, возглавляющего коллектив более 25 лет – исполнит шедевры эпохи романтизма, в том числе – редакцию Юрия Симонова знаменитых «Венгерских танцев» Иоганнеса Брамса. Солист в программе – лауреат XVII Международного конкурса имени П.И. Чайковского и множества других престижных конкурсов, скрипач Равиль Ислямов. Концерт пройдет в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны».
В программу Академического симфонического оркестра Московской филармонии вошли сотканная из света и радости жизни увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» Рихарда Вагнера, великий шедевр Петра Чайковского, один из символов русской симфонической музыки – Скрипичный концерт и «Симфония в танце» Иоганнеса Брамса. В каталоге сочинений композитора опуса с таким названием нет, эта «Симфония» – редакция Юрия Симонова знаменитых «Венгерских танцев». Невероятный успех четырех тетрадей танцев, изначальной написанных для фортепиано в четыре руки, стал причиной стремительного возникновения многочисленных их переложений – как для камерных составов, так и для симфонического оркестра. Версия Юрия Симонова, подчеркивающая симфоническую природу этой музыки, продолжает эту линию.
Академический симфонический оркестр Московской филармонии – один из лучших российских оркестров, ведущий историю от 1951 года. Во главе коллектива стояли такие крупные музыканты, как Самуил Самосуд, Натан Рахлин, Кирилл Кондрашин, Дмитрий Китаенко, Василий Синайский, Марк Эрмлер; с 1998 года оркестр возглавляет народный артист СССР Юрий Симонов. С оркестром работали крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры, такие как Шарль Мюнш, Зубин Мета, Марис Янсонс, Курт Мазур, Евгений Светланов, с коллективом выступали Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский и Кшиштоф Пендерецкий. В числе солистов, сотрудничавших с оркестром, такие значимые исполнители, как Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Мстислав Ростропович и многие другие.
Сегодня Академический симфонический оркестр Московской филармонии – «одна из опор российской филармонической жизни»: за последние десять лет коллектив выступил в более чем 40 городах России, оркестр регулярно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее.
Концерт Академического симфонического оркестра Московской филармонии пройдет в рамках абонемента «Оркестровая география России», представляющего на сцене Большого зала Петербургской филармонии выступления ведущих симфонических и камерных коллективов страны.
Следующим концертом в рамках абонемента станет выступление Уральского молодежного симфонического оркестра под управлением Дмитрия Филатова, солист – всемирно известный пианист Денис Мацуев.
15 и 16 ноября старейший симфонический оркестр страны, Заслуженный коллектив России, выступит в Большом зале Московской консерватории в рамках XIV Международного фестиваля Мстислава Ростроповича под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева и итальянского дирижера Франческо Оммассини. Концерты на фестивале – традиция, начавшаяся вместе с самой фестивальной историей, обусловленная близкими отношениями Мстислава Ростроповича и Юрия Темирканова.
15 ноября в фойе Большого зала Московской консерватории, перед концертом Заслуженного коллектива России, состоится открытие масштабной выставки «Юрий Темирканов. Петербург – Москва. Непрошедшее время»: ее организаторами выступают Петербургская филармония и Московская консерватория, в июне 2024 года подписавшие Соглашение о сотрудничестве. Участие в формировании экспозиции также приняли Российский национальный музей музыки, Фонд культурных и гуманитарных программ имени М.Л. Ростроповича, Мариинский театр.
15 ноября в Большом зале Московской консерватории Заслуженный коллектив России исполнит под управлением итальянского дирижера Франческо Оммассини шедевры эпохи романтизма: симфоническую поэму «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса и Концерт для скрипки и виолончели с оркестром Брамса, солисты – лауреат XVII Международного конкурса имени Чайковского (2023 год, I премия), южнокорейская скрипачка Ким Ке Хи и один из самых ярких российских виолончелистов, также лауреат многочисленных конкурсов Александр Рамм. 13 ноября эту же программу оркестр и дирижер исполнят в Большом зале Петербургской филармонии, солистами в Двойном концерте Брамса станут Ким Ке Хи и артист Заслуженного коллектива России, лауреат международных конкурсов, виолончелист Дмитрий Хрычев.
16 ноября в Большом зале Московской консерватории Заслуженный коллектив России выступит под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева, солист – лауреат Международного конкурса имени Чайковского, пианист Илья Папоян. Прозвучат Второй фортепианный концерт Прокофьева и знаменитая Пятая симфония Шостаковича, чью знаковую мировую премьеру этот же оркестр (тогда – Заслуженный коллектив Республики) осуществил в Большом зале Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского в присутствии автора в 1937 году.
15 ноября, перед концертом Заслуженного коллектива России, в фойе Большого зала Московской консерватории откроется выставка «Юрий Темирканов. Петербург – Москва. Непрошедшее время», основу которой составили экспонаты Музыкальной библиотеки Петербургской филармонии. В частности, филармония предоставляет для выставки партитуры с пометками дирижера, уникальные артефакты из его филармонического кабинета – среди них книга основоположника отечественной дирижерской школы Ильи Мусина с дарственной надписью автора, литография «Петербургское Губернское земское собрание», сувенирная дирижерская палочка с факсимильным автографом Юрия Темирканова, а также буклеты фестиваля «Площадь Искусств», уникальные фото, многие из которых прежде не публиковались, официальные документы, передающие реалии времени, и, конечно, афиши, отражающие ключевые периоды творческого пути дирижера.
Большинство выступлений маэстро Темирканова состоялось в Большом зале Ленинградской – Петербургской филармонии, при этом значительной вехой его творческого пути стала работа в Мариинском (в советское время – Кировском) театре: для выставки театр предоставил программки легендарных спектаклей, поставленных маэстро Темиркановым, а также фотографии Юрия Хатуевича этого периода.
При этом одним из любимых залов дирижера за пределами Петербурга оставался Большой зал Московской консерватории. Именно здесь в последние годы он выступал с Заслуженным коллективом России ежегодно – 27 марта, в день рождения Мстислава Ростроповича, на фестивале, учрежденном в 2010 году в память о великом музыканте. Афиши и фотографии с этих концертов из коллекции Фонда имени М.Л. Ростроповича будут представлены на выставке.
Здесь же разместятся экспонаты из фондов Московской консерватории, связанные с одной из ярких страниц ее истории, когда в 2016 году, в связи с празднованием 150-летия учебного заведения, Юрий Темирканов откликнулся на приглашение ректора Александра Соколова выступить с одним из консерваторских симфонических коллективов. В том же году дирижеру было присвоено звание Почетного профессора Московской консерватории.
Также посетители выставки увидят фотографии из фондов Российского национального музея музыки, запечатлевшие выступления маэстро Темирканова в рамках фестиваля «Русская зима», организованного Московской консерваторией в 1980-е годы.
Один из лейтмотивов экспозиции – «перекличка» между столицами: на представленных афишах – выступления Юрия Темирканова с московскими музыкантами, профессорами Московской консерватории, и диалог поколений – работа со студентами.
Выставка продлится до 30 ноября и будет доступна к посещению слушателям концертов в Большом зале Московской консерватории.
3 ноября в Большом зале Петербургской филармонии прозвучала Десятая симфония Дмитрия Шостаковича – одна из ключевых партитур в наследии композитора, мировая премьера которой состоялась в этом же зале 17 декабря 1953 года под управлением Евгения Мравинского.
Симфонию исполнил Академический симфонический оркестр филармонии под управлением художественного руководителя и главного дирижера Димитриса Ботиниса. Также в программу вошел Концерт № 20 для фортепиано с оркестром Моцарта, солистом выступил один из самых ярких пианистов нового поколения Дмитрий Шишкин.
Десятая симфония прозвучала в рамках абонемента «Легендарные ленинградские премьеры Шостаковича», представляющего сочинения, чьи мировые премьеры прошли в Большом зале Ленинградской – Петербургской филармонии. Абонемент посвящен 50-летию присвоения филармонии имени композитора, чья судьба неотделима от судеб филармонии и города на Неве. Подробная статья о биографических и творческих связях Дмитрия Шостаковича и Ленинградской филармонии размещена на сайте «Столетие филармонии».
Концерт транслировался онлайн в социальных сетях филармонии, над трансляцией работала съемочная группа телеканала «Культура». Позже концерт будет показан в эфире телеканала.
2 ноября исполнился год с даты ухода из жизни Юрия Темирканова – выдающегося дирижера, более 35 лет возглавлявшего Петербургскую филармонию и входящий в ее состав Заслуженный коллектив России – старейший в стране и один из лучших мировых оркестров.
В день памяти Юрия Темирканова в Большом зале филармонии выступил Заслуженный коллектив России, чье имя на протяжении десятилетий для всего мира было неотделимо от имени маэстро. Под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева, прозвучали сочинения Шуберта, Шумана и Брамса. Сольную партию исполнила Елизавета Леонская – прославленная пианистка, неоднократно выступавшая с Юрием Темиркановым на лучших сценах мира.
В этот же день в Малом зале филармонии открылась выставка «Юрий Темирканов. Мгновения…»: 3 ноября в ее пространстве прошла открытая встреча с концертмейстером ЗКР Львом Клычковым, получившая название «Юрий Темирканов. Непрошедшее время».
2 ноября в Большом зале филармонии на концерте, посвященном памяти маэстро Юрия Темирканова, прозвучали шедевры романтической эпохи: антракт из музыки к драме В. фон Чези «Розамунда» Шуберта, Фортепианный концерт Шумана и Вторая симфония Брамса – самая безмятежная и гармоничная в наследии композитора, партитура, будто бы сотканная из света.
Заслуженный коллектив России выступил под управлением народного артиста России, главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева: творческая судьба музыканта неразрывно связана с судьбой Юрия Темирканова – по его приглашению в 2000 году Николай Алексеев занял пост дирижера Заслуженного коллектива России, по решению Маэстро в 2022 году был назначен главным дирижером оркестра.
Сольную партию в Концерте Шумана исполнила Елизавета Леонская – прославленная пианистка, неоднократно выступавшая с Юрием Темиркановым на лучших сценах мира. Исполнительница признавалась, что помнит все концерты, на которых выступала с Юрием Темиркановым, да и все его концерты, которые она слушала из зала, памятны ей не меньше. Самый первый из них состоялся в Большом зале Ленинградской филармонии: в партере – Елизавета Леонская, еще студентка Московской консерватории, на сцене – совсем молодой Юрий Темирканов. Звучала Седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича.
«Главное открытие, которое я сделала благодаря Юрию Хатуевичу – поняла, какая колоссальная преобразующая сила заключена в дирижерском жесте. Его сила воздействия на оркестр была необыкновенной, это была магия, настоящее волшебство. Вот он появляется на репетиции – всегда в костюме, в галстуке, – сухо всех приветствует, деловито надевает очки, делает первый жест – и оркестр сразу звучит так, что я думаю: “А зачем, собственно, репетировать?” – вспоминала Елизавета Леонская, – Не раз я была свидетелем тому, как Юрий Хатуевич вставал за пульт знакомых мне оркестров, и под его руками, с первых же нот они преображались до неузнаваемости, звучали так, будто бы на сцене находился совершенно другой коллектив. Объяснить это иначе как магическим излучением, которым обладал Юрий Темирканов, я не могу».
В стремлении объединить чествованием маэстро Темирканова все филармонические пространства, 2 ноября филармония открыла выставку «Юрий Темирканов. Мгновения…» в фойе Малого зала. Документальную часть экспозиции составили афиши избранных концертов музыканта – от первого выступления двадцативосьмилетнего Юрия Темирканова в Большом зале, в рамках абонемента «Дебюты молодых дирижеров», 15 января 1967 года, до последнего концерта 12 января 2020 года. Также на выставке представлены фото Юрия Темирканова разных лет – знаменитая серия портретов, выполненная в 1970-е годы Валерием Плотниковым, а также разнохарактерные фотомгновения, запечатленные такими фотохудожниками, как Валентин Барановский, Павел Маркин, Виктор Самсонов, Анна Флегонтова.
Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, посетивший открытие выставки в день памяти дирижера, поделился впечатлениями: «Филармонические афиши на выставке не только рассказывают о Маэстро Юрии Темриканове, о его творческом пути, но и дают возможность узнать об истории нашего города. А фото интересно рассматривать, погружаясь в атмосферу творчества Мастера и в воспоминания о встречах с ним... Юрий Темирканов прожил яркую насыщенную жизнь, умел ей радоваться, но умел и держать удар. Он как-то сказал: "Зло можно победить только добром". И это очень много говорит о нем и как о музыканте, и как о человеке».
Открытие выставки также посетили вице-губернатор Борис Пиотровский и председатель комитета по культуре администрации Санкт-Петербурга Федор Болтин.
«Выставка условно поделена на три пространства памяти, образующих единое целое. В первом вы видите человека, увлеченного городом, его архитектурой и его природой. Здесь есть чудесная фотография, сделанная на берегу Финского залива, где „есть покой и воля“, — рассказывает Юлия Кантор, заместитель директора филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям, — Вообще, Юрий Хатуевич всегда говорил о том, что Петербург его создал как творческую личность. И он очень любил русскую классику — достаточно вспомнить легендарные постановки, сделанные в Мариинском театре: „Евгения Онегина“ или „Пиковую даму“, например, и то, с каким пиететом, с каким глубоким знанием русской литературы и поэзии он работал над произведениями уже наших современников. Здесь мы показываем разные этапы жизни Темирканова, от молодости до творческой зрелости через пространство залов Филармонии, Мариинского театра.
Следующий зал полностью посвящен афишам, и по ним можно реконструировать творческую биографию: здесь — афиши филармонических залов, афиши-свидетели творческих союзов Юрия Темирканова с крупнейшими музыкантами современности, афиши важнейших зарубежных гастролей, например, в легендарном театре Ла Скала.
Третий зал, очень камерный по интонации, — это пространство дирижерского жеста. Там все говорит жест — и о человеке, и о произведении. Иногда по фотографиям даже видно, какое произведение сейчас репетируется. И мы показываем это пространство от первого до последнего концерта, последнего ухода из зала и ухода из жизни. Но уход из жизни не означает уход из исторической и культурной памяти».
3 ноября в пространстве выставки «Юрий Темирканов. Мгновения…» в Малом зале филармонии прошла открытая встреча с концертмейстером Заслуженного коллектива России, народным артистом России Львом Клычковым – в беседе с Юлией Кантор музыкант поделился воспоминаниями о маэстро, с которым работал теснейшим образом более 35 лет.
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
+7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»