Новости
Согласие на использование cookies

26 декабря в Малом зале филармонии откроется выставочно-музыкальный проект «Звезда пленительного счастья», который Петербургская филармония подготовила в партнерстве с киностудией «Ленфильм» 50-летию одноименного фильма и к 200-летию событий на Сенатской площади. Участниками выставки стали крупнейшие музеи, архивы и библиотеки. Наряду с выставкой проект включает музыкально-литературный концерт, в котором примет участие Академический симфонический оркестр филармонии, в 1975 году записавший под управлением Юрия Темирканова музыку для легендарного фильма.
«Историческая связь Петербургской филармонии с темой выставки многомерна. Ведь Малый зал находится в Доме Энгельгардта, одной из известнейших в ХIХ столетии светских «точек» столицы, где на балах и концертах бывали и декабристы, и те, кто участвовал в суде над ними. Музыку к знаменитому фильму Владимира Мотыля, без которой кинокартину представить невозможно, записал филармонический Академический симфонический оркестр под управлением молодого Юрия Темирканова, в тот период возглавлявшего этот коллектив. А в Музыкальной библиотеке филармонии хранится практически вся антология музыкальной декабристики — от Глинки, посвятившего кантату восшествию на престол Николая I, до Шостаковича, использовавшего стихи Кюхельбекера в Четырнадцатой симфонии», — говорит куратор проекта, заместитель директора Филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям Юлия Кантор.
Выставка «Звезда пленительного счастья», которая откроется 26 декабря (14 по старому стилю), разместится в пяти залах Невской анфилады Малого зала филармонии. Особенно значимыми ее экспонатами станут уникальные предметы, принадлежавшие декабристам: чернильный прибор Николая Бестужева (предоставлен Центральным Военно-морским музеем), книга (французский роман), принадлежавшая Кондратию Рылееву (из музея-усадьбы «Рождествено»), выкованная из сегмента кандальной цепи брошь Василия Тизенгаузена — из личной коллекции его потомков.
Значительная часть экспонатов — это костюмы героев фильма «Звезда пленительного счастья» и реквизит, использованный в кинокартине. Эти предметы предоставлены киностудией «Ленфильм», ставшей официальным партнером проекта. Также на выставке будут представлены экземпляры нотных текстов первой половины XIX века из Музыкальной библиотеки филармонии — те произведения, которые декабристы не только слушали, но и исполняли. Здесь же разместятся клавиры и маршей полков, вышедших на Сенатскую площадь, и тех, кто восстание не поддержал. Особое место на выставке займут первые издания сочинений русских и зарубежных композиторов, посвященные императорам Александру I, Николаю I и Александру II, а также отражающие рефлексию композиторов ХХ века, включая Шостаковича и Шапорина, на события 14 декабря 1825 года и их последствия.
В выставочном повествовании будут представлены — в том числе и визуально — две площади: Сенатская и Дворцовая. На одной разворачивались события восстания, другая стала локусом для проявления мужества и дальновидности молодого императора, восшествие на престол которого сопровождалось фатально драматическими событиями.
Среди участников выставки — крупнейшие российские музеи и архивы. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга предоставил документы из фонда Канцелярии губернатора — от детальных материалов следствия по делу декабристов до писем осужденных из Петропавловской крепости. Важное место в экспозиции займет женская тема: жёнам декабристов посвящен обширный материал. В частности, на выставке можно будет увидеть портреты Марии Волконской и Александры Муравьевой, цифровые образы которых предоставил Государственный Эрмитаж. О «сибирской» главе истории расскажут письма декабристов из ссылки (цифровые образы предоставил Красноярский краевой краеведческий музей) и копиями рисунков, иллюстрирующих жизнь осужденных и приехавших к ним жён в Сибири (предоставлены Государственным историческим музеем). Участниками проекта также стали Российская национальная библиотека, Городская публичная библиотека имени В.В. Маяковского и Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
В программе концерта 26 декабря — музыка из фильма «Звезда пленительного счастья» и другие сочинения, связанные с темой выставки. Среди них — «Вальс-фантазия» Михаила Глинки, который, хоть и случайно, но был на Сенатской площади и оставил яркие воспоминания об увиденном, также прозвучит музыка Арама Хачатуряна из драмы Лермонтова «Маскарад» (действие которой происходит в доме Энгельгардта), Военный марш Георгия Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель», который напомнит о героях 1812 года.
Дирижер — Павел Бубельников (в 1975 году также работавший над записью музыки фильму), солисты — сопрано Елизавета Майданова и баритон Владимир Целебровский. Композицию дополнят стихотворения Пушкина, Лермонтова, Одоевского, Некрасова, Кюхельбекера Тютчева, Агнивцева в исполнении известных актеров — Александра Галибина и Ирины Савицковой.
Третий компонент проекта — просветительский. С 12 января в выставочном пространстве начнутся тематические экскурсии, здесь же пройдут лекции и камерные концерты.
Выставка продлится до 26 марта.
16 и 17 декабря в Малом зале Петербургской филармонии в рамках XXV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» известный петербургский пианист Пётр Лаул совершит пианистический подвиг — исполнит цикл из 24 прелюдий и фуг Дмитрия Шостаковича в два вечера. Именно в этом зале в декабре 1952 года Татьяна Николаева осуществила мировую премьеру цикла. Спустя 34 года, в 1986 году, она вновь исполнила все прелюдии и фуги в Малом зале — и с тех пор, в течение 40 лет, цикл полностью в Петербурге не исполнялся.
«Я всю жизнь шел к исполнению 24 прелюдий и фуг Шостаковича. Я очень люблю это произведение и считаю, что оно неоправданно редко исполняется. Шостакович написал этот цикл в то время, когда уже двести лет почти никто не обращался к подобным сочинениям. Он сумел создать новое отношение к жанру фуги в своем цикле — написал разнообразное, глубокое произведение, которое можно считать его лирическим дневником, — говорит Пётр Лаул. — Мой дед, советский музыковед Александр Наумович Должанский, написал фундаментальную книгу о 24 прелюдиях и фугах, поэтому исполнение цикла для меня — семейное дело чести. Но больше всего я хочу, чтобы это сочинение звучало чаще».

Евгений Петровский, заместитель директора филармонии по творческой деятельности, художественный руководитель Большого зала, отметил: «Цикл создавался в расчете на Татьяну Николаеву, которая и осуществила его премьеру в декабре 1952 года в Малом зале Ленинградской филармонии. Теперь этот исполнительский подвиг готовится совершить петербургский пианист Пётр Лаул. По своей манере он — музыкант энциклопедического склада, тяготеющий к большим концептуальным программам и к исполнению “собраний сочинений”. Так, в январе 2022 года он сыграл в одном концерте фортепианные сочинения Скрябина — от самого первого до последнего опуса, а в этом сезоне у него запланирована большая программа из музыки Шостаковича».
Пётр Лаул — лауреат международных конкурсов в Бремене и конкурса имени Скрябина в Москве. Пианист активно выступает с сольными концертами — его имя можно увидеть на афишах концертных залов в России и за рубежом. Особое внимание музыкант уделяет камерному музицированию.

16 декабря, в 255-летнюю годовщину со дня рождения Людвига ван Бетховена, в Большом зале Петербургской филармонии выступит Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета. В программе — Пятая симфония и Концерт для скрипки, виолончели и фортепиано c оркестром Бетховена. Солисты — звезды мировой классической музыки: скрипач Вадим Репин, виолончелист Александр Рамм, пианистка Екатерина Мечетина. Концерт пройдет в рамках XXV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств».
Откроет вечер Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром — единственный концерт Бетховена, написанный для более чем одного солирующего инструмента. Композитор посвятил его своему ученику, эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому, для него же предназначалась фортепианная партия Концерта. Во втором отделении прозвучит знаменитая Симфония № 5.
Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», учрежденный в 1990 году указом Правительства Российской Федерации, считается одним из самых динамичных и востребованных коллективов страны. Переломным моментом в биографии оркестра стал 2002 год, когда его художественным руководителем и главным дирижером стал Юрий Башмет. Под его руководством оркестр «приобрел свою, неповторимую манеру исполнения, которую отличает творческая раскрепощенность, смелость интерпретации в сочетании с поразительной одухотворенностью исполнения, глубокое, насыщенное звучание».

13 декабря в Большом зале Петербургской филармонии концерт Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева открыл программу XXV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств». Солистом выступил народный артист России, пианист Денис Мацуев: с оркестром он исполнил Первый фортепианный концерт Бетховена. Прозвучала также Четвертая симфония Брамса. Со следующего года фестиваль будет открываться в день рождения своего основателя — дирижера Юрия Темирканова.
«Это дань памяти моему великому другу Юрию Хатуевичу Темирканову. Всегда этот зал и этот оркестр будут ассоциироваться у меня с ним, потому что всё время, что мы проводили как на сцене, так и вне сцены, я считаю уникальным мастер-классом, — отмечает Денис Мацуев. — Я бесконечно благодарен за то, что у меня была замечательная возможность общаться с этим гениальнейшим музыкантом и добрейшим человеком. Поэтому каждое моё выступление на этой сцене, тем более с Заслуженным коллективом России, я всегда посвящаю и буду посвящать именно Темирканову. Фестиваль "Площадь Искусств" стал одним из главных музыкальных событий не только в Петербурге, но и в целом в России. Его отличает высочайший уровень участников и организации. А то, что Фестиваль так близок к новогодним праздникам по времени и ауре каждый год создает ощущение чуда и сказки».
«Международный зимний фестиваль „Площадь Искусств“ основан в 1999 году Юрием Хатуевичем Темиркановым, с именем которого фестиваль будет связан всегда. Более того, начиная со следующего года, „Площадь Искусств“ будет открываться в День рождения Маэстро — 10 декабря», — сообщил Евгений Петровский, заместитель директора филармонии по творческой деятельности, художественный руководитель Большого зала.
На закрытии фестиваля 25 декабря в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева прозвучит Симфония № 2 «Воскресение» Густава Малера. Солистки — сопрано Валентина Феденёва и меццо-сопрано Софья Файнберг. Участие в исполнении примет Симфонический хор Свердловской филармонии, художественный руководитель — заслуженный деятель искусств России Андрей Петренко.
В музее-заповеднике «Гатчина» стартовал выставочно-музыкальный проект «Александр III и Чайковский. Царь и Композитор». Его официальным партнером стала Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича, предоставившая уникальные нотные материалы из фондов ее Музыкальной библиотеки. В их числе — партитура из личной библиотеки императора Александра III, клавир оперы «Евгений Онегин» с автографом автора. Благодаря участию филармонии в рамках проекта произойдет историческое событие: спустя более 130 лет в Гатчинском дворце вновь выступит легендарный Придворный оркестр, созданный Повелением императора в 1882 году, — ныне Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Петербургской филармонии. В январе он вернется в Гатчину в лице Молодежного камерного оркестра ЗКР. В рамках проекта также пройдут лекции музыковедов-сотрудников Филармонии.
«Санкт-Петербургская академическая филармония имени Дмитрия Шостаковича — не только старейшая концертная организация России, но и обладатель старейшего в нашей стране музыкального собрания — это Музыкальная библиотека бывшего Придворного оркестра. Уникальные экспонаты, которые находятся сейчас здесь, в частности клавир оперы “Евгений Онегин” с автографом Чайковского, подносной экземпляр партитуры оперы “Князь Игорь” Бородина из личной библиотеки Александра III и многое другое, что прибыло в Гатчину, никогда не покидало стен этой библиотеки», — отметила на открытии выставки Юлия Кантор, заместитель директора филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям. Благодаря выставке произошло и научное открытие. Сюда приехала «Книга для господ капельмейстеров» (одна из тех, в которых велась летопись работы Придворного оркестра), изучая которую специалисты выяснили, какое произведение исполнил Придворный оркестр в Гатчинском дворце накануне кончины великого композитора — ариозо Наташи из оперы «Опричник».


Юлия Кантор подчеркнула, что участие филармонии в проекте было бы неполным, если бы он не получил музыкального измерения.
«Редко бывает в истории, прошедшей через войны, революции, смены режимов, чтобы что-то оставалось неизменным, чья-то биография не была прервана. Так вот Придворный оркестр, основанный императором Александром III в 1882 году, не прерывал своего существования. В 1917 году получил статус Государственного, а позже, уже после организации первой в стране Петроградской филармонии, — почетное звание и имя Заслуженный коллектив Республики, ныне — Заслуженный коллектив России. В рамках нашего совместного проекта произойдет очень интересное, в прямом смысле полифоническое историческое событие: впервые с александровской эпохи этот оркестр выступит в Гатчинском дворце 25 января 2026 года. Музыка Чайковского вновь зазвучит в этих стенах в исполнении коллектива, который выступал здесь по приглашению и по велению основавшего его императора. Таким образом работает историческое просвещение и не прекращается связь времен».
В экспозицию «Александр III и Чайковский. Царь и Композитор» вошли более 200 мемориальных предметов из 21 одного учреждения — музеев, архивов, библиотек, театров. Среди наиболее значимых экспонатов — личные вещи главных героев: мундир императора Александра III, платье императрицы Марии Федоровны, костюм, принадлежавший Петру Чайковскому.
Экспозиция построена вокруг «пересечений судеб» императора и композитора: заказ музыки к приезду в Россию невесты великого князя Александра Александровича, позже – создание музыки для его коронации, вслед за заочным — очное знакомство, музыкальные пристрастия императора (по его словам, особенно дорога ему была опера «Опричник»), история постановок ключевых сочинений Чайковского на сцене Императорского Мариинского театра.
Выставка приурочена к двум значимым датам — 185-летию со дня рождения Петра Чайковского и 180-летию со дня рождения императора Александра III.
Партнером выставки стал Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского (Клин), участниками — музеи-заповедники «Павловск», «Петергоф» и «Царское Село», ГА РФ, ЦГАКФФД и ЦГИА СПб, Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского» (Воткинск), Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, Музей театрального и музыкального искусства, Александринский театр и Театральная библиотека.
Выставка продлится до 12 апреля 2026 года.

18 декабря в Большом зале Петербургской филармонии прозвучит опера Моцарта «Волшебная флейта» в концертном исполнении, последний завершенный шедевр гения. На сцену выйдут Симфонический оркестр, хор и солисты Московского театра Новая Опера имени Е.В. Колобова, а также приглашенные солисты под управлением Филиппа Чижевского. Разговорные диалоги исполнят актеры театров Ленком и РАМТ. Опера прозвучит на немецком языке и будет сопровождаться субтитрами: новый перевод специально для премьеры на сцене театра Новая Опера в июле 2025 года сделал Егор Перегудов, профессиональный переводчик и художественный руководитель Московского академического театра имени Вл. Маяковского. Событие входит в афишу XXV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств».
Музыкальный руководитель и дирижер исполнения Филипп Чижевский подчеркивает, что музыка Моцарта сразу выявляет уровень музыкантов — и уровень владения инструментом, и чувство стиля. Дирижер считает, что в исполнении «должен быть азарт, интерес и опасность»: «Если ты обычно едешь 100 км/ч, то здесь должно быть 300 км/ч».
Для вступления в Петербурге состав оркестра театра Новая Опера будет дополнен аутентичными инструментами: натуральными трубами, сакбутами (предшественниками тромбона) и хаммерклавиром.

«Нарастания и спады звучности, контрасты брутальности и прозрачности подавались как шалости гения и обещания приключений, то есть в высшей степени театрально, — писала Майя Крылова (ClassicalMusicNews) после исполнений оперы в Москве в июле 2025. — Чижевский буйными танцевальными жестами не просто дирижировал, но подначивал музыкантов играть, а солистов и хор — петь. И “привкус” аутентизма в лице натуральных труб и сакбутов пошел исполнению на пользу».
Основные партии исполнят солисты Новой Оперы: Ярослав Абаимов (Тамино), Кристина Пономарёва, Екатерина Мирзоянц, Анастасия Лепешинская (три дамы), Кристина Бикмаева (Папагена), Антон Бочкарёв (Моностатос), Борис Жуков (Оратор, Жрец, Воин), Георгий Фараджев (Жрец, Воин), а также приглашенные артисты: солистка Мариинского театра Антонина Весенина (Царица ночи), солисты Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина Галина Круч (Памина) и Константин Сучков (Папагено), приглашенный солист Большого и Мариинского театров, лауреат премии «Грэмми» Николай Диденко (Зарастро). Разговорные диалоги прозвучат в исполнении приглашенных драматических артистов: Дмитрия Гизбрехта (Московский театр «Ленком Марка Захарова») и Анастасии Волынской (РАМТ).
Филипп Чижевский — основатель ансамбля Questa Musica, художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова, художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического камерного оркестра России.
Сотрудничество Московского театра Новая Опера имени Е.В. Колобова и Петербургской филармонии, обусловленное дружбой Юрия Темирканова и Евгения Колобова, активно развивается в последние годы. В октябре 2023 года в Большом зале солисты, хор оркестр театра под управлением Яна Латама-Кёнига исполнили Вторую симфонию Малера («Воскресение»), в ноябре 2024 года — сочинения Брукнера и Ротта под управлением Фёдора Леднёва.
Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств» – один из крупнейших российских фестивальных проектов. Он был основан Юрием Темиркановым в 1999 году. В этом году фестиваль соберет в Петербурге звезд мировой классической музыки и ведущие российские коллективы с 13 по 25 декабря.
«Площадь Искусств» откроется концертом Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева, солист — народный артист России Денис Мацуев. Петербургскую публику также ждут выступления Николая Луганского, Аиды Гарифуллиной, Вадима Репина, Ильдара Абдразакова, Валерия Гергиева, Александра Лазарева, Юрия Башмета, Александра Сладковского, Филиппа Чижевского и других известных музыкантов.
На закрытии фестиваля 25 декабря в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева прозвучит Симфония № 2 «Воскресение» Густава Малера. Солистки — сопрано Валентина Феденёва и меццо-сопрано Софья Файнберг. Участие в исполнении примет Симфонический хор Свердловской филармонии, художественный руководитель — Андрей Петренко.
Основа фестивальной программы — концерты в залах Петербургской филармонии. Традиционно в фестивальную афишу также входят спектакли Михайловского театра и Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, хоровой концерт в Храме Воскресения Христова, выставки Государственного Русского музея.
Одним из важных акцентов фестивальной программы в этом году станет музыка Дмитрия Шостаковича — одного из крупнейших композиторов XX века, чье имя Ленинградская-Петербургская филармония носит уже полвека.
20 декабря в Большом зале Петербургской филармонии с Заслуженным коллективом России впервые выступит двадцатидвухлетний американский пианист Энджел Вонг. Лауреат XVII Международного конкурса имени Чайковского (II премия) вместе со старейшим симфоническим оркестром России исполнит Фортепианный концерт Бенджамина Бриттена — одно из самых виртуозных сочинений композитора. За дирижерским пультом в этот вечер — Александр Сладковский, художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан, народный артист России. В программе также прозвучит увертюра к опере «Дон Жуан» Моцарта и симфоническая поэма «Жизнь героя» Рихарда Штрауса. Концерт пройдет в рамках XXV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств».
«Концерт Бриттена — произведение, которое изменило мою жизнь. Именно с ним два года назад я выступил на Международном конкурсе имени Чайковского и получил вторую премию. С тех пор я ждал возможности исполнить его вновь. Несколько дней назад это произошло в Новосибирске, а теперь с огромной радостью я исполню его в Петербурге. Каждый приезд в этот город — настоящий подарок для меня», — говорит Энджел Вонг.
«С Энджелом Вонгом Концерт Бриттена мы исполним впервые. Мне будет приятно выйти на сцену с этим молодым, очень талантливым и даровитым пианистом, обладающим репутацией яркого, благородного, тонкого исполнителя не только классической, но и современной музыки. Я рад за петербургскую публику, которая услышит его в концерте с моим любимым Заслуженным коллективом России» — отмечает Александр Сладковский.
Энджел Вонг — победитель более 35 международных конкурсов. Студент Московской государственной консерватории, в 2023 году, в 20 лет, он стал лауреатом XVII Международного конкурса имени П.И. Чайковского, завоевав II премию и серебряную медаль. В 2025 году стал самым молодым финалистом XVII Международного конкурса пианистов имени Вана Клиберна в возрасте 22 лет.
Пианист выступает с ведущими российскими и зарубежными оркестрами и дирижерами. В его планах на этот концертный сезон — американское сольное турне, оркестровые дебюты в США, Италии, Сербии, Китае, сольный концерт в Большом зале Московской консерватории, дебют на фестивале Aspen Music Festival (Колорадо, США).
Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств» – один из крупнейших российских фестивальных проектов. Он был основан Юрием Темиркановым в 1999 году. В этом году фестиваль соберет в Петербурге звезд мировой классической музыки и ведущие российские коллективы с 13 по 25 декабря.
«Площадь Искусств» откроется концертом Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева, солист — народный артист России Денис Мацуев. Петербургскую публику также ждут выступления Николая Луганского, Аиды Гарифуллиной, Вадима Репина, Ильдара Абдразакова, Валерия Гергиева, Александра Лазарева, Юрия Башмета, Александра Сладковского, Филиппа Чижевского и других известных музыкантов.
На закрытии фестиваля 25 декабря в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева прозвучит Симфония № 2 «Воскресение» Густава Малера. Солистки — сопрано Валентина Феденёва и меццо-сопрано Софья Файнберг. Участие в исполнении примет Симфонический хор Свердловской филармонии, художественный руководитель — Андрей Петренко.
Основа фестивальной программы — концерты в залах Петербургской филармонии. Традиционно в фестивальную афишу также входят спектакли Михайловского театра и Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, хоровой концерт в Храме Воскресения Христова, выставки Государственного Русского музея.
Одним из важных акцентов фестивальной программы в этом году станет музыка Дмитрия Шостаковича — одного из крупнейших композиторов XX века, чье имя Ленинградская-Петербургская филармония носит уже полвека.

О планах установить мемориальную доску с именем Юрия Темирканова на здании Большого зала Петербургской филармонии сообщил директор концертной организации Илья Черкасов 9 декабря на пресс-конференции, посвященной открытию XXV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств».
По его словам, в ближайшее время будет опубликовано Положение о конкурсе и начнется прием заявок на проект. Подготовительная работа ведется в координации с Советом по мемориальным доскам при Правительстве Санкт-Петербурга. По итогам конкурсного отбора будет объявлен победитель. Мемориальную доску предполагается установить на здании Большого зала филармонии к следующему дню рождения Юрия Темирканова.
Сегодня, 10 декабря, в день рождения Юрия Темирканова, в Большом зале Петербургской филармонии прозвучат сочинения из его репертуара. Симфонические картины Лядова, Рапсодию на тему Паганини для фортепиано с оркестром Рахманинова и Пятую симфонию Чайковского исполнит Заслуженный коллектив России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева. Солист — пианист Вадим Руденко.
13 декабря в Большом зале Петербургской филармонии откроется XXV Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств», основанный Юрием Темиркановым в 1999 году. На концерте-открытии выступит Заслуженный коллектив России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева, солист — Денис Мацуев.
На закрытии фестиваля 25 декабря в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева прозвучит Симфония № 2 «Воскресение» Густава Малера. Солистки — сопрано Валентина Феденёва и меццо-сопрано Софья Файнберг. Участие в исполнении примет Симфонический хор Свердловской филармонии, художественный руководитель — Андрей Петренко.
На фестивале петербургскую публику ждут выступления Николая Луганского, Аиды Гарифуллиной, Вадима Репина, Ильдара Абдразакова, Валерия Гергиева, Александра Лазарева, Юрия Башмета, Димитриса Ботиниса, Александра Сладковского, Филиппа Чижевского и других известных музыкантов.
Основа программы — концерты в залах Петербургской филармонии. Традиционно в фестивальную афишу также входят спектакли Михайловского театра и Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, хоровой концерт в Храме Воскресения Христова, также выставки Государственного Русского музея.
Одним из важных акцентов фестивальной программы в этом году станет музыка Дмитрия Шостаковича — одного из крупнейших композиторов XX века, чье имя Ленинградская-Петербургская филармония носит уже полвека.

10 декабря, в день рождения Юрия Хатуевича Темирканова, в Большом зале Петербургской филармонии прозвучат сочинения из его репертуара. Симфонические картины Лядова, Рапсодию на тему Паганини для фортепиано с оркестром Рахманинова и Пятую симфонию Чайковского исполнит Заслуженный коллектив России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева. Солист – пианист Вадим Руденко.
Юрий Хатуевич Темирканов с 1988 по 2023 год возглавлял Заслуженный коллектив России – один из лучших мировых симфонических оркестров. В 1999 году Маэстро основал Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств», художественным руководителем которого являлся больше двух десятилетий. В 2025 году фестиваль «Площадь Искусств» пройдет в 25-й раз – с 13 по 25 декабря. Он откроется концертом Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева, солист – Денис Мацуев.
«Это дань памяти моему великому другу Юрию Хатуевичу Темирканову. Всегда этот зал и этот оркестр будут ассоциироваться у меня с ним, потому что всё время, что мы проводили как на сцене, так и вне сцены, я считаю уникальным мастер-классом. Я бесконечно благодарен за то, что у меня была замечательная возможность общаться с этим гениальнейшим музыкантом и добрейшим человеком. Поэтому каждое моё выступление на этой сцене, тем более с Заслуженным коллективом России, я всегда посвящаю и буду посвящать именно Темирканову, – отмечает Денис Мацуев, – Фестиваль "Площадь искусств" стал одним из главных музыкальных событий не только в Петербурге, но и в целом в России. Его отличает высочайший уровень участников и организации. А то, что Фестиваль так близок к новогодним праздникам по времени и ауре каждый год создаёт ощущение чуда и сказки».
12 декабря в Малом зале филармонии также пройдет концерт «Ко дню рождения Маэстро», на котором выступят артисты Заслуженного коллектива России.
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»