Новости
Петербургская филармония презентовала уникальную систему для комфорта незрячих слушателей, размещенную в своих залах
6 июня Петербургская филармония провела презентацию обновленной системы «Говорящий город», обеспечивающей комфорт слепых и слабовидящих посетителей в обоих филармонических залах.
Филармония – единственное учреждение культуры в Петербурге, обеспечившее работу системы «Говорящий город» не только снаружи, но и внутри своих помещений в таком серьезном объеме.
При этом Филармония – единственный партнер системы «Говорящий город», который предоставляет ее пользователям не только информацию, необходимую для навигации, но и справочную информацию об истории и жизни Филармонии сегодня.
Программу по развитию доступной среды Петербургская филармония реализует при поддержке Банка ВТБ.
После пресс-конференции, на которой речь шла как об уникальных возможностях установленной в Филармонии обновленной системы «Говорящий город», так и о работе Филармонии по созданию доступной среды в целом, работа системы была продемонстрирована слепым человеком – Максимом Озеровым, библиотекарем Издательского отдела Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих. Ориентируясь на сигналы радиомаяков, установленных снаружи и внутри здания Большого зала филармонии, а также на инструкции приложения «Говорящий город» в своем смартфоне (для удобства участников пресс-тура они передавались не в наушники пользователя, а в портативную колонку и были слышны всем), он без посторонней помощи прошел по маршруту от входа в здание Большого зала филармонии через гардероб, вверх по центральной лестнице – до зоны контроля билетов и далее ко входу непосредственно в концертный зал, сориентировался относительно расположения и прошел в направлении туалетных комнат, зрительского фойе и буфетов.
Уникальная система, позволяющая незрячим посетителям ориентироваться внутри помещений, а также узнать об истории и актуальной жизни Филармонии заработала в Большом и Малом залах в мае.
При этом специальные радиоинформаторы и звуковые маяки, помогающие незрячим людям найти основной вход, а также кассовое фойе Большого зала филармонии, были установлены на здании еще в 2016 году, когда Петербургская филармония только присоединилась к проекту «Говорящий город».
В 2023 году Большой зал, а вместе с ним и Малый зал Петербургской филармонии были оснащены дополнительным оборудованием – радиоинформаторами и звуковыми маяками, размещенными внутри зданий: теперь незрячие и слабовидящие посетители могут не только найти вход в здания филармонических залов и получить информацию, о том, как безопасно подойти к ним, но и имеют возможность самостоятельно сориентироваться внутри помещений – представить, где расположены гардеробы, кассы, лестницы, буфеты, туалетные комнаты.
Филармония – единственное учреждение культуры в Петербурге, обеспечившее работу системы «Говорящий город» не только снаружи, но и внутри своих помещений в таком серьезном объеме.
При этом Филармония – единственный партнер системы «Говорящий город», который предоставляет ее пользователям не только информацию, необходимую для навигации, но и справочную информацию об истории и жизни Филармонии сегодня.
Справочно-информационные блоки, подготовленные Петербургской филармонией для системы «Говорящий город», посвящены истории организации, выступавшим в филармонических залах великим артистам, знаменитым симфоническим оркестрам Филармонии, архитектурным особенностям и внутреннем убранстве ее зданий.
«Филармонические залы во многом были адаптированы для визита слушателей с ограниченными возможностями и ранее, большую работу в этом направлении мы ведем достаточно давно, но в последний год Филармония выбрала работу по созданию доступной среды одним из принципиальных своих приоритетов – и успела сделать в этом направлении достаточно много, – рассказала Мария Угрюмова, специалист по доступной среде Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича, – Мы провели два круглых стола – с врачами и с представителями учреждений культуры, имеющих соответствующий опыт – чтобы понять, как грамотно построить свою работу. В результате мы достаточно предсказуемо удостоверились в том, что люди с нарушением слуха в визите в филармонию не заинтересованы: кроме того, установка индукционных петель – специальных устройств, купирующих посторонние звуки и позволяющих пользователям сосредоточиться на главном источнике звука, в наших залах невозможна в силу большого объема помещений. Сложно обеспечить комфорт и при посещении филармонии и слушателей с ментальными особенностями: в этом случае очень высока индивидуальность нарушений, учесть все их варианты – если, например, человек не готов к громкому звуку, яркому свету или боится скоплений людей – невозможно. Получается, основные две группы слушателей с особенностями здоровья, на обеспечении чьего комфорта мы сосредоточены – это слушатели с нарушением опорно-двигательного аппарата и слушатели с нарушением зрения».
Мария Угрюмова рассказала, что для комфорта слушателей с нарушением опорно-двигательного аппарата Большой зал филармонии уже более 15 лет оборудован подъемной платформой и лифтом, – это большая редкость для исторического здания. Малый зал филармонии в скором времени будет оборудован аппарелями, возможность размещения в здании лифта находится в стадии согласования.
Для комфорта слушателей с нарушением зрения Большой зал оборудован табличками с шрифтом Брайля (от обеспечения здания мнемосхемами после интервью с потенциальными их пользователями Филармония сознательно отказалась), в гардеробе таким слушателям выдаются тактильно-рельефные альбомы, содержащие информацию как о конфигурации помещения, так и об истории филармонии, составе симфонического оркестра, установленном в Большом зале филармонии органе. Установка и обновление системы «Говорящий город» – одно из важнейших и технологически самых сложных направлений в этой работе.
«Наш проект зародился более 10 лет назад и первой нашей задачей было повышение безопасности людей с нарушениями зрения при переходе улиц, в итоге получились «говорящие» светофоры. Сейчас помимо «говорящих» светофоров у нас есть «говорящий» транспорт, метро, здания, – правда для всех нас они молчат, но при этом неслышно для окружающих общаются с нашими пользователями через специальные устройства, – рассказала Мария Ромашова, генеральный директор компании «Говорящий город», – Классическая музыка доступна для всех, но вот места, где к ней можно прикоснуться в массе своей – к сожалению, нет. Таблички со шрифтом Брайля не помогут найти входную дверь, не подскажут, какие препятствия находятся рядом – и эти задачи успешно решает система радиоинформирования и звукового ориентирования.
Ряд объектов культуры уже подключился к нашему проекту, но в Филармонии он работает в уникальном формате: здесь объединяются как его функция обеспечения ориентирования в пространстве, так и возможность получения информационно-исторической справки, позволяющей погрузиться в атмосферу особенного места перед прослушиванием концерта. Эта идея – инициатива специалистов Филармонии: от себя, и от лица наших пользователей мы благодарим коллег не только за инициативу, но и за понимание существующих проблем, за креативный подход и за социальную ответственность.
Задача нашего проекта в целом – создавать доступную среду с помощью умных технологий, которые помогают людям с ограниченными возможностями передвигаться более безопасно, комфортно и при этом самостоятельно в сложных условиях города. Проект, который мы сегодня демонстрируем – прекрасный пример для построения доступной среды».
«Для меня как для пользователя cистема «Говорящий город» в Филармонии впервые стала аудиогидом – предоставила возможность интересно и познавательно провести время в ожидании начала концерта. Как в детском стишке: ”Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять – И почитать!”» – рассказал Максим Озеров, библиотекарь Издательского отдела Санкт-Петербургской государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих.
Юрий Левченко, старший вице-президент Банка ВТБ, при поддержке которого Филармония реализует программу по развитию доступной среды, рассказал о том, как банк обеспечивает комфорт своим клиентам с особенностями здоровья: делает офисы физически доступными для людей с ограниченными возможностями, оснащает банкоматы специальными программами для слабовидящих, совместно с Всероссийским обществом инвалидов реализует программы финансовой грамотности.
«У нас обширная программа поддержки учреждений культуры по всей стране, и несколько лет назад мы, осуществляя тот или иной совместный проект, начали обращать внимание на то, как этим учреждением решаются вопросы инклюзивности. Это не жесткое требование для оказания поддержки банком, но желательное, – отметил Юрий Левченко, – Музей-заповедник «Петергоф», Театральный музей, музей-заповедник «Павловск», Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Пушкинский музей – это навскидку те партнеры, с которыми мы уже прошли значительный совместный путь, в работе с кем есть результаты.
Петербургскую филармонию я хотел бы назвать в этом ряду особо – конечно, она как организация должна была сделать что-то в смысле обеспечения доступной среды в соответствии с требованиями, но коллеги подошли к реализации проекта совсем не формально: они вкладывают душу, силы, средства – и являются своего рода паровозом этого процесса, показывая хороший пример всему нашему обществу, как нужно жить».
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
+7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»