Афиша
«Заклинание времени»
6+
Новый абонемент Петербургской филармонии «Классика. Новое» – точка входа в мир академической музыки, и одновременно подарок всем ценителям не часто звучащих в филармонических залах сочинений XX и XXI веков. Четыре концерта абонемента – это увлекательный маршрут сквозь время по главным музыкальным стилям, знакомство (или новая встреча) с шедеврами великой классики. Надежным попутчиком в этом путешествии станет Ярослав Тимофеев – один из самых ярких и востребованных российский музыковедов нового поколения, обладающий талантом говорить о музыке ярко и интересно, глубоко и емко.
Первый концерт абонемента – посвящение столетию со дня рождения одного из важнейших композиторов XX века – Дьёрдя Лигети. Широкой публике он известен в первую очередь как автор музыки, звучащей в культовых фильмах Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» и «Сияние», но его наследие, конечно, несоизмеримо шире. На сцене в этот вечер – Заслуженный коллектив России под управлением петербургского дирижера Алексея Ньяги и известный российский пианист Александр Гиндин – «не просто виртуоз, каких немного на современной сцене. Он — личность, поэт и певец фортепиано, вдохновенный лирик и драматург, тонко чувствующий музыку и передающий авторский замысел» («Музыкальное обозрение», 2008).
Прозвучит Фортепианный концерт Лигети – партитура, впервые исполненная в 1988 году, по меркам музыкальной истории – буквально вчера. Работа над концертом была долгой и мучительной: сохранилось больше двадцати набросков первой страницы партитуры, сначала Концерт существовал в трехчастной версии, позже Лигети расширил его до пяти.
В этой музыке композитор экспериментирует с мелодическими и ритмическими структурами, которые создают своего рода иллюзии – то, что невозможно увидеть в нотах, но возможно воспринять только во время звучания. «Музыка как “застывшее” время, как объект воображаемого пространства <...>. Заклинание времени, претерпевание его хода, замыкание его в моменте настоящего – вот мой главный замысел как композитора», – писал сам Лигети. Несмотря на описания, зачастую отсылающие к технологической и математической логике построения формы, музыка концерта эмоциональна, ярка, поэтична и увлекательна.
Также в этот вечер прозвучат два сочинения, созданные в XX веке, но обладающие статусом безусловных шедевров: знаменитое Болеро Равеля, к которому, кстати, также вполне применимо определение Лигети «заклинание времени» и «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина – мастерски выполненная транскрипция музыки бессмертной оперы.
Дьёрдь Лигети – одна из самых значительных фигур в музыке ХХ столетия. Композитор родился в Румынии, окончил Высшую музыкальную школу в Будапеште, в 1956 году эмигрировал в Австрию. Начав как верный адепт Бартока и сохранив пиетет к композитору на всю жизнь, Лигети прошел увлечение электронной музыкой, но позднее полностью отказался от компьютерной техники; пришел к сонористике и «микрополифонии» – так сам композитор называл собственную технику письма, затем и к «новому романтизму». При жизни он получил признание и славу, став обладателем медалей Гете и Золотого кольца Вены, почетным доктором престижных музыкальных академий и университетов. Его музыку публикуют крупнейшие издательства. Среди сочинений Дьёрдя Лигети опера Grand Macabre, “Atmosphères” и “Lontano” для большого оркестра, инструментальные концерты, два струнных квартета, Lux aeterna для хора и Реквием для хора и оркестра, “Ramifications” для струнного оркестра. Лигети остается одним из самых исполняемых композиторов ХХ века.
2 часа 00 минут с одним антрактом
100 лет назад
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»