Войти
Регистрация
Войти / Зарегистрироваться
↵
Афиша
Шедевры немецкого барокко
6+
6+
Немецкое барокко – по сей день мы приобщаемся к наследию этой ярчайшего явления в истории музыки. Букстехуде, Пахельбель, Шютц… Если даже столь несчастливый для страны XVII век принес такие щедрые плоды, то что говорить о веке XVIII-м. Только дав миру Баха и Генделя (их искусство порой выводят за рамки самого барокко), Германия уже выполнила бы свою музыкальную миссию. Однако современникам Баха и Генделя не меньше говорило имя Георга Филиппа Телемана.
В эпоху барокко без Телемана трудно было представить любую область немецкой музыкальной культуры. Он организовал collegii musici в Лейпциге и Гамбурге, содействовал открытию первого в Германии публичного концертного зала, основал один из первых музыкальных журналов страны. Талантливый, плодовитый, энергичный, композитор живо интересовался самыми разными жанрами, умел улавливать «модное», имевшее успех, не впадая при этом в крайности и дурной вкус. Создавая простые, поэтичные немецкие песни, он писал и оперы, кантаты, пассионы, концерты в итальянской манере, увертюры – во французской.
О Телемане говорят, что его перу принадлежит столько произведений, сколько Баху и Генделю вместе взятым. Оба знали композитора лично (он был к тому же крестным одного из баховских сыновей). Бах высоко ценил его сочинения, изучал их, переписывал.
Прижизненная слава Телемана, большую часть жизни проведшего в Германии, шагнула далеко за пределы страны. Но в дальнейшем его музыка была предана забвению. Настоящее возрождение началось, пожалуй, лишь с 1960-х годов, свидетельством чему стала неутомимая деятельность Телемановского общества в Магдебурге. Искусство Иоганна Себастьяна Баха, также забытое следующими поколениями и возрожденное к жизни в середине XIX века навсегда останется Библией для музыкантов. Светской инструментальной музыке композитор уделял особое внимание в 1717 – 1723 годах, будучи капельмейстером в Кётене. Именно тогда были созданы почти все его оркестровые произведения и среди них целая серия концертов.
«Бах мало написал для оркестра… Но это малое принадлежит к самому прекрасному, что мне довелось пережить на этой земле» (С.Челибидаке).
Шесть Бранденбургских концертов А.Швейцер назвал «чистейшим откровением баховского полифонического стиля». Как и другие концерты Баха, они засвидетельствовали его увлечение концертами Вивальди (им благоволил и адресат сборника Бранденбург-Шведтский маркграф). Считается, что Пятый концерт появился на свет после покупки нового клавесина для кётенского ансамбля – сочинение давало массу возможностей продемонстрировать качество инструмента. По наблюдению того же А.Швейцера, произведения Баха зачастую созданы для идеального инструмента. Это подтверждает и Ми-мажорный скрипичный концерт, позднее переработанный автором в концерт для клавира.
Немецкие энциклопедии называют Георга Фридриха Генделя «великим немецким композитором, долгие годы проведшим в Англии». Великим британским композитором, «рожденным в Галле, Германия», именуют Генделя английские издания. Не стоит забывать и о его успехе в Италии.
«Гендель – первый музыкант в мире, который в равной степени чувствовал себя дома сразу в трех странах, – находит компромисс директор дома-музея Генделя в Галле Ф.Адлунг, – Он владел всеми музыкальными стилями своей эпохи, он в совершенстве говорил на трех языках. Это был настоящий европеец».
Хотя известнейшие оратории Генделя написаны на библейские сюжеты, в целом композитор отдавал предпочтение светской музыке, в частности светским инструментальным концертам. Их вершина – concerti grossi, основанные на соревновании ансамбля солистов (в op. 6 солируют только струнные) и оркестра. Гендель, в отличие от Баха, следовал образцам другого итальянца, Корелли. Опубликованные при жизни автора, концерты эти предназначались им для антрактов во время исполнения своих ораторий.
В эпоху барокко без Телемана трудно было представить любую область немецкой музыкальной культуры. Он организовал collegii musici в Лейпциге и Гамбурге, содействовал открытию первого в Германии публичного концертного зала, основал один из первых музыкальных журналов страны. Талантливый, плодовитый, энергичный, композитор живо интересовался самыми разными жанрами, умел улавливать «модное», имевшее успех, не впадая при этом в крайности и дурной вкус. Создавая простые, поэтичные немецкие песни, он писал и оперы, кантаты, пассионы, концерты в итальянской манере, увертюры – во французской.
О Телемане говорят, что его перу принадлежит столько произведений, сколько Баху и Генделю вместе взятым. Оба знали композитора лично (он был к тому же крестным одного из баховских сыновей). Бах высоко ценил его сочинения, изучал их, переписывал.
Прижизненная слава Телемана, большую часть жизни проведшего в Германии, шагнула далеко за пределы страны. Но в дальнейшем его музыка была предана забвению. Настоящее возрождение началось, пожалуй, лишь с 1960-х годов, свидетельством чему стала неутомимая деятельность Телемановского общества в Магдебурге. Искусство Иоганна Себастьяна Баха, также забытое следующими поколениями и возрожденное к жизни в середине XIX века навсегда останется Библией для музыкантов. Светской инструментальной музыке композитор уделял особое внимание в 1717 – 1723 годах, будучи капельмейстером в Кётене. Именно тогда были созданы почти все его оркестровые произведения и среди них целая серия концертов.
«Бах мало написал для оркестра… Но это малое принадлежит к самому прекрасному, что мне довелось пережить на этой земле» (С.Челибидаке).
Шесть Бранденбургских концертов А.Швейцер назвал «чистейшим откровением баховского полифонического стиля». Как и другие концерты Баха, они засвидетельствовали его увлечение концертами Вивальди (им благоволил и адресат сборника Бранденбург-Шведтский маркграф). Считается, что Пятый концерт появился на свет после покупки нового клавесина для кётенского ансамбля – сочинение давало массу возможностей продемонстрировать качество инструмента. По наблюдению того же А.Швейцера, произведения Баха зачастую созданы для идеального инструмента. Это подтверждает и Ми-мажорный скрипичный концерт, позднее переработанный автором в концерт для клавира.
Немецкие энциклопедии называют Георга Фридриха Генделя «великим немецким композитором, долгие годы проведшим в Англии». Великим британским композитором, «рожденным в Галле, Германия», именуют Генделя английские издания. Не стоит забывать и о его успехе в Италии.
«Гендель – первый музыкант в мире, который в равной степени чувствовал себя дома сразу в трех странах, – находит компромисс директор дома-музея Генделя в Галле Ф.Адлунг, – Он владел всеми музыкальными стилями своей эпохи, он в совершенстве говорил на трех языках. Это был настоящий европеец».
Хотя известнейшие оратории Генделя написаны на библейские сюжеты, в целом композитор отдавал предпочтение светской музыке, в частности светским инструментальным концертам. Их вершина – concerti grossi, основанные на соревновании ансамбля солистов (в op. 6 солируют только струнные) и оркестра. Гендель, в отличие от Баха, следовал образцам другого итальянца, Корелли. Опубликованные при жизни автора, концерты эти предназначались им для антрактов во время исполнения своих ораторий.
При поддержке
Фонд Ладога
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»
Создание сайта — Интернет-Технологии, 2016 год