Войти
Регистрация
Персоны
Максимилиан Осеевич Штейнберг
Композитор
Биография
Максимилиан Осеевич Штейнберг (1883–1946) — композитор, педагог, дирижер. Доктор искусствоведения (1943). Профессор (1915). Народный артист Узбекской ССР (1944). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1934). Член Художественно-политического совета Филармонии (1929), член Художественно-политического совета ГАТОБ (1932), член правления Союза композиторов (1933, 1941), член правления Ленинградского Общества камерной музыки (1931). Награжден Орденом Трудового Красного Знамени (1938). Зять Н. А. Римского-Корсакова, муж Н. Н. Штейнберг.
Родился в семье ученого-семитолога О. Н. Штейнберга, инспектора Виленского Учительского института. <...> В 1901 приехал в Санкт-Петербург и поступил одновременно в консерваторию и университет. Окончил физико-математический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета (1901–1907) по естествоиспытательскому разряду — по специальности «Гистология»; удостоен премии Общества естествоиспытателей. Окончил Консерваторию (1901–1908), обучался у Н. А. Римского-Корсакова (классы композиции и контрапункта), А. К. Лядова (гармония), А. К. Глазунова (инструментовка), также некоторое время продолжал обучение игре на скрипке в классе Л. Ауэра. Удостоен малой золотой медали (1908) и премии Михайловского дворца (Премии имени А. Г. Рубинштейна, 1908).
Штейнберг - профессор Консерватории, декан композиторского факультета (1917–1931), заведующий дирижерским отделом (1931–1934), заведующий кафедры композиции (1941–1946). Заведовал концертной деятельностью Консерватории (1923–1929), был заместителем директора Консерватории по художественной части (1934–1939).
За годы преподавания в Санкт-Петербургской (Ленинградской) и Ташкентской (1941–1944) консерваториях воспитал выдающихся учеников — В. В. Щербачёва (композиция), Ю. А. Шапорина (инструментовка), Д. Д. Шостаковича (композиция), а также многих музыкантов — композиторов, музыковедов и исполнителей, занимавших видное положение в отечественной культуре XX в. Среди учеников — композиторы Ю. Л. Карнавичюс (1912), Л. Л. Штрейхер (1913), В. М. Дешевов (1914), М. А. Мильнер (1915), Н. А. Малаховский (1925), Г. М. Римский-Корсаков (1926), Е. Г. Брусиловский (1931), Б. И. Зейдман (1931), М. А. Ашрафи (1944), Д. А. Толстой (1947), композиторы и музыковеды В. А. Успенский (1913), С. С. Богатырев (1916), М. К. Михайлов (1927), Е. В. Гиппиус (1928), Б. Я. Шнитке (1929), Ф. А. Рубцов (1931), пианисты М. А. Бихтер (1910), М. В. Юдина (1921), В. В. Софроницкий (1921), И. М. Рензин (1923), дирижеры В. А. Дранишников (1916) и Т. Рейтерс (1917), флейтист В. Н. Цыбин (1914).
В творческих и педагогических принципах придерживался академических взглядов на искусство, был близок Н. А. Римскому-Корсакову, А. К. Лядову и А. К. Глазунову. На творчество Штейнберга (особенно дореволюционного периода) оказали влияние такие художественные направления рубежа XIX–XX веков как символизм, импрессионизм. В советский период деятельности активно участвовал в развитии национальной музыки союзных республик (Узбекистана, Армении и др.). Наиболее яркие стороны творческого дарования Штейнберга — оркестровое письмо, чувство гармонического колорита.
Штейнберг — автор многих произведений: сценических (в том числе драм. поэма «Небо и земля» (1916) по Д. Байрону, пост. в Оперной студии Конс. в 1925 п/у автора), симфонических (5 симфоний и др.), вокально-симфонических (циклы песен народов СССР в обработке для голоса с оркестром (1930–1938); хоровых — цикл «Страстная седмица древних распевов» (1921–1927), Кантата памяти А. С. Пушкина (1937) и др., камерных инструментальных и вокальных сочинений; транскрипций сочинений композиторов XVI–XVIII вв. В 1914 участвовал в Русских сезонах С. П. Дягилева в Париже и Лондоне (премьера балета «Мидас» — 2-й части музыкально-мимического триптиха «Метаморфозы», 1913). Занимая должность заведующего музыкальной частью Гос. театра драмы (Александринского театра, 1920–1922), писал музыку к спектаклям театра, в том числе «Фауст и город» по пьесе А. В. Луначарского (пост. в 1920), «Царь Федор Иоаннович» по драме А. К. Толстого (пост. в 1921). Начиная с 1930-х уделял большое внимание фольклору народов СССР, находя новые формы его претворения в разных жанрах. Этапным сочинением явилась Симфония № 4 «Турксиб» на казахские и киргизские темы (1933). В Ташкенте, в годы эвакуации Консерватории, Штейнберг активно изучал музыкальную культуру Узбекской ССР, написал 5-ю симфонию — Симфонию-рапсодию на узбекские темы (1942), увертюру к узбекской музыкальной драме «Тохир и Зухра» (1942), работал над одноименной оперой, а также балетом «Сарай Мульк Ханум», оставшимися незавершенными.
Штейнбергу принадлежит заслуга завершения и издания неоконченных работ Н. А. Римского-Корсакова. Совместно с Глазуновым завершил оркестровую сюиту из оперы «Золотой петушок» (1912), симфоническую сюиту «Антар» (3-я ред., 1911), подготовил к изданию партитуры опер «Боярыня Вера Шелога» и «Майская ночь», полное собрание романсов Римского-Корсакова. Под редакцией Штейнберга вышел в свет учебник «Основы оркестровки» и новое издание «Практического учебника гармонии» Римского-Корсакова. По поручению дирекции Московского Большого театра Штейнберг завершил и отредактировал оперу А. А. Спендиарова «Алмаст» (1930), затем выполнил 2-ю редакцию оперы по просьбе правительства Армении для подготовки декады Армянского искусства в Москве (1938), за что был награжден почетной грамотой Верховного Совета Армянской ССР (1939).
Заметный вклад внес Штейнберг в подготовку музыковедческих кадров. Был одним из основоположников музыкального сектора Государственного института истории искусств, где вел занятия по музыкально-теоретическим предметам на Высших музыковедческих курсах. Был действительным членом института (1919–1924), с 1920 — научным сотрудником. В 1943 удостоен степени доктора искусствоведения без защиты диссертации.
Выступал как дирижер в Риге (1925), Амстердаме (1925), Москве (1925/1926, по приглашению Московской ассоциации современной музыки) и др. городах.
Обучавшийся недолгое время у Штейнберга композитор Д. А. Толстой посвятил его памяти Сонату №10 для фортепиано. На месте захоронения Штейнберга установлен обелиск с барельефным портретом (скульптор Л. Ю. Эйдлин, 1947, 1955).
Энциклопедический словарь "Санкт-Петербургская консерватория"
Родился в семье ученого-семитолога О. Н. Штейнберга, инспектора Виленского Учительского института. <...> В 1901 приехал в Санкт-Петербург и поступил одновременно в консерваторию и университет. Окончил физико-математический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета (1901–1907) по естествоиспытательскому разряду — по специальности «Гистология»; удостоен премии Общества естествоиспытателей. Окончил Консерваторию (1901–1908), обучался у Н. А. Римского-Корсакова (классы композиции и контрапункта), А. К. Лядова (гармония), А. К. Глазунова (инструментовка), также некоторое время продолжал обучение игре на скрипке в классе Л. Ауэра. Удостоен малой золотой медали (1908) и премии Михайловского дворца (Премии имени А. Г. Рубинштейна, 1908).
Штейнберг - профессор Консерватории, декан композиторского факультета (1917–1931), заведующий дирижерским отделом (1931–1934), заведующий кафедры композиции (1941–1946). Заведовал концертной деятельностью Консерватории (1923–1929), был заместителем директора Консерватории по художественной части (1934–1939).
За годы преподавания в Санкт-Петербургской (Ленинградской) и Ташкентской (1941–1944) консерваториях воспитал выдающихся учеников — В. В. Щербачёва (композиция), Ю. А. Шапорина (инструментовка), Д. Д. Шостаковича (композиция), а также многих музыкантов — композиторов, музыковедов и исполнителей, занимавших видное положение в отечественной культуре XX в. Среди учеников — композиторы Ю. Л. Карнавичюс (1912), Л. Л. Штрейхер (1913), В. М. Дешевов (1914), М. А. Мильнер (1915), Н. А. Малаховский (1925), Г. М. Римский-Корсаков (1926), Е. Г. Брусиловский (1931), Б. И. Зейдман (1931), М. А. Ашрафи (1944), Д. А. Толстой (1947), композиторы и музыковеды В. А. Успенский (1913), С. С. Богатырев (1916), М. К. Михайлов (1927), Е. В. Гиппиус (1928), Б. Я. Шнитке (1929), Ф. А. Рубцов (1931), пианисты М. А. Бихтер (1910), М. В. Юдина (1921), В. В. Софроницкий (1921), И. М. Рензин (1923), дирижеры В. А. Дранишников (1916) и Т. Рейтерс (1917), флейтист В. Н. Цыбин (1914).
В творческих и педагогических принципах придерживался академических взглядов на искусство, был близок Н. А. Римскому-Корсакову, А. К. Лядову и А. К. Глазунову. На творчество Штейнберга (особенно дореволюционного периода) оказали влияние такие художественные направления рубежа XIX–XX веков как символизм, импрессионизм. В советский период деятельности активно участвовал в развитии национальной музыки союзных республик (Узбекистана, Армении и др.). Наиболее яркие стороны творческого дарования Штейнберга — оркестровое письмо, чувство гармонического колорита.
Штейнберг — автор многих произведений: сценических (в том числе драм. поэма «Небо и земля» (1916) по Д. Байрону, пост. в Оперной студии Конс. в 1925 п/у автора), симфонических (5 симфоний и др.), вокально-симфонических (циклы песен народов СССР в обработке для голоса с оркестром (1930–1938); хоровых — цикл «Страстная седмица древних распевов» (1921–1927), Кантата памяти А. С. Пушкина (1937) и др., камерных инструментальных и вокальных сочинений; транскрипций сочинений композиторов XVI–XVIII вв. В 1914 участвовал в Русских сезонах С. П. Дягилева в Париже и Лондоне (премьера балета «Мидас» — 2-й части музыкально-мимического триптиха «Метаморфозы», 1913). Занимая должность заведующего музыкальной частью Гос. театра драмы (Александринского театра, 1920–1922), писал музыку к спектаклям театра, в том числе «Фауст и город» по пьесе А. В. Луначарского (пост. в 1920), «Царь Федор Иоаннович» по драме А. К. Толстого (пост. в 1921). Начиная с 1930-х уделял большое внимание фольклору народов СССР, находя новые формы его претворения в разных жанрах. Этапным сочинением явилась Симфония № 4 «Турксиб» на казахские и киргизские темы (1933). В Ташкенте, в годы эвакуации Консерватории, Штейнберг активно изучал музыкальную культуру Узбекской ССР, написал 5-ю симфонию — Симфонию-рапсодию на узбекские темы (1942), увертюру к узбекской музыкальной драме «Тохир и Зухра» (1942), работал над одноименной оперой, а также балетом «Сарай Мульк Ханум», оставшимися незавершенными.
Штейнбергу принадлежит заслуга завершения и издания неоконченных работ Н. А. Римского-Корсакова. Совместно с Глазуновым завершил оркестровую сюиту из оперы «Золотой петушок» (1912), симфоническую сюиту «Антар» (3-я ред., 1911), подготовил к изданию партитуры опер «Боярыня Вера Шелога» и «Майская ночь», полное собрание романсов Римского-Корсакова. Под редакцией Штейнберга вышел в свет учебник «Основы оркестровки» и новое издание «Практического учебника гармонии» Римского-Корсакова. По поручению дирекции Московского Большого театра Штейнберг завершил и отредактировал оперу А. А. Спендиарова «Алмаст» (1930), затем выполнил 2-ю редакцию оперы по просьбе правительства Армении для подготовки декады Армянского искусства в Москве (1938), за что был награжден почетной грамотой Верховного Совета Армянской ССР (1939).
Заметный вклад внес Штейнберг в подготовку музыковедческих кадров. Был одним из основоположников музыкального сектора Государственного института истории искусств, где вел занятия по музыкально-теоретическим предметам на Высших музыковедческих курсах. Был действительным членом института (1919–1924), с 1920 — научным сотрудником. В 1943 удостоен степени доктора искусствоведения без защиты диссертации.
Выступал как дирижер в Риге (1925), Амстердаме (1925), Москве (1925/1926, по приглашению Московской ассоциации современной музыки) и др. городах.
Обучавшийся недолгое время у Штейнберга композитор Д. А. Толстой посвятил его памяти Сонату №10 для фортепиано. На месте захоронения Штейнберга установлен обелиск с барельефным портретом (скульптор Л. Ю. Эйдлин, 1947, 1955).
Энциклопедический словарь "Санкт-Петербургская консерватория"
Концерты
25
октября, 2016
20:00
07
января, 2020
15:00
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»
Создание сайта — Интернет-Технологии, 2016 год