Новости

В пресс-центре ТАСС прошла пресс-конференция в формате телемоста между Санкт-Петербургом и Новосибирском, которая была посвящена совместным проектам Петербургской и Новосибирской филармоний, приуроченным к 80-летию Великой Победы. Знаменитые концертные организации планируют провести обменные гастроли, концерты и тематические выставки в двух городах.
О совместных планах рассказали представители двух регионов – заместитель директора Петербургской филармонии по творческой деятельности Евгений Петровский и заместитель директора Петербургской филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям Юлия Кантор поделились информацией о петербургских проектах. Заместитель министра культуры Новосибирской области Юрий Зимняков, генеральный директор Новосибирской филармонии Анна Терешкова, художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии и Новосибирского академического симфонического оркестра Димитрис Ботинис присоединились к конференции по видеосвязи.
Ключевым событием гастролей оркестра Новосибирской филармонии в Санкт-Петербурге станет концерт 10 мая, во время которого прозвучит одно из самых знаковых произведений в истории нашей страны – Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича. В этот день великую симфонию исполнит коллектив, впервые представивший ее в блокадном Ленинграде: сегодня он носит имя Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии. Выступая под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Димитриса Ботиниса, оркестр будет дополнен музыкантами Новосибирского академического симфонического оркестра. В Большом зале Петербургской филармонии в этот вечер разместится подготовленная новосибирской стороной выставка, посвященная связям Ленинграда и Новосибирска.
Культурные связи двух городов восходят к военному времени, когда в молодой сибирский город в числе других творческих коллективов был эвакуирован оркестр Ленинградской филармонии – Заслуженный коллектив Республики во главе с дирижером Евгением Мравинским. В Новосибирске 9 июля 1942 года они осуществили одно из первых исполнений Седьмой симфонии Шостаковича – в присутствии автора, чья творческая и личная биография была теснейшим образом связана с оркестром и дирижером.
Ответный визит петербургских музыкантов в Новосибирск состоится в июне. Среди множества запланированных совместных мероприятий – открытие выставки, подготовленной сотрудниками Петербургской филармонии, на основе материалов из собственных архивов. «Мы привезем в Новосибирск уникальные подлинные артефакты, которые у нас бережно сохранились со времен эвакуации, например, афиши концертов ленинградского оркестра, и многие другие свидетельства нашей общей истории», – рассказала Юлия Кантор.
Совместную программу двух филармоний, посвященную 80-летию Победы, 22 июня завершит концерт «Мост через время: Ленинград – Новосибирск» в Новосибирской филармонии, где Седьмую «Ленинградскую» симфонию Шостаковича исполнит сводный коллектив, объединивший музыкантов Новосибирского академического симфонического оркестра и Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии под управлением Димитриса Ботиниса.

Ленинградская – Петербургская филармония, в историю которой в годы Великой Отечественной войны были вписаны как трагические, так и героические страницы, отразившие эпохальные события общественно-политической и музыкальной истории, посвящает 80-летию Победы ряд масштабных проектов.
Концерты
Главным концертом, посвященным юбилею Победы, станет исполнение 10 мая в Большом зале филармонии Седьмой «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича сводным оркестром под управлением Димитриса Ботиниса.
Блокадная премьера симфонии 9 августа 1942 года стала символом мужества и непобежденной воли жителей осажденного города. В Большом зале Ленинградской филармонии эта музыка прозвучала в исполнении Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга.
10 мая в Большом зале филармонии великая партитура вновь прозвучит в исполнении того самого оркестра – ныне он носит имя Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии, в этот вечер он будет дополнен музыкантами Новосибирского академического симфонического оркестра.
В Новосибирске состоялось одно из важнейших исполнений симфонии: в присутствии Дмитрия Шостаковича 9 июля 1942 ее исполнил эвакуированный из Ленинграда Заслуженный коллектив Республики (ныне – Заслуженный коллектив России) под управлением Евгения Мравинского.
Символично, что Димитрис Ботинис сегодня возглавляет оба коллектива, музыканты которых будут заняты в исполнении Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича.
Совместное выступление петербургских и новосибирских музыкантов в Большом зале Петербургской филармонии станет началом совместного проекта Петербургской и Новосибирской филармоний, который продолжится в июне 2025 года в Новосибирске. Большой музыкально-исторический проект, раскрывающий связи двух городов, возникшие во время Великой Отечественной, также включит концерт сводного оркестра, выставку уникальных материалов, сохранившихся в Петербургской филармонии и другие мероприятия.
Исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича 10 мая в Большом зале Петербургской филармонии завершит посвященный 80-летию Победы абонемент «Великие симфонии военных лет»: в его программу вошли знаменитые партитуры, созданные во время Великой Отечественной войны ведущими отечественными композиторами. В исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии Николая Алексеева прозвучала Восьмая симфония Дмитрия Шостаковича, также оркестр исполнил Симфонию № 2 «С колоколом» Арама Хачатуряна (дирижер – Карен Дургарян), Пятую симфонию Сергея Прокофьева (дирижер – Феликс Коробов), Симфонию № 24 Николая Мясковского (дирижер – Александр Соловьев), в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Андрея Аниханова прозвучала посвященная Красной Армии Первая симфония Мечислава Вайнберга
8 мая под знаком 80-летия Победы звезды мировой классической музыки, сопрано Хибла Герзмава и Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова исполнят в Большом зале филармонии программу «Я люблю тебя, жизнь!», объединившую песни военных лет и песни о войне, написанные в послевоенные годы.
До концерта в Музитории филармонии пройдет лекция Надежды Веденяпиной «”Над светлою Невой”: музыка ленинградской весны 1945-го», основанная на уникальных исторических материалах, хранящихся в Российской национальной библиотеке.
Под знаком 80-летия Победы 9 мая в Большом зале пройдет традиционный Праздничный благотворительный концерт, организатором которого более двадцати лет выступает Международный фонд культурных инициатив Маэстро Темирканова, билеты на него распространяются через ветеранские организации Петербурга. В исполнении Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика», Концертного хора Санкт-Петербурга, Хора мальчиков Хорового училища, дирижера Владимира Беглецова и актера Виталия Гордиенко прозвучит программа, объединившая фрагменты кантат Сергея Прокофьева «Александр Невский» и «На страже мира», песни и стихи о войне.
Выставка
26 апреля в фойе Большого зала Петербургской филармонии откроется масштабная выставка «Возвращение».
«Победа. Одна на всех. На передовой, в тылу, в городе-фронте Ленинграде – она стала точкой отсчета для миллионов возвращений в родные города и дома, к семьям, к работе, к мирной жизни. Возвращение – счастливое слово, неразрывно связанное с Победой. Путь к ней оказался долгим и драматическим – то было время выживания на пределе и за пределами человеческих сил, время скорби и потерь, время голода, холода и смерти, время беспрецедентного героизма – когда мужество, надежда и искусство одержали Победу над варварством», – говорится в аннотации к выставке.
Выставочный проект объединит два больших сюжета: концертная жизнь Ленинградской филармонии и оркестра Радиокомитета в блокаду и работа Заслуженного коллектива Республики в эвакуации в Новосибирске. И к великому, исторически одному из важнейших концертных залов страны, и к старейшему ее симфоническому оркестру в равной мере применима метафора «ковчег культуры»: все военные годы, за исключением нескольких самых страшных месяцев, в Большом зале Ленинградской филармонии шли концерты – в расчеловечивающей повседневности блокады здесь каждый день спасали человеческие души; выступления эвакуированных в Сибирь ленинградских музыкантов, которые при выборе репертуара не делали скидок на неопытность новой публики, необратимо изменили культурный ландшафт Сибири; полмиллиона человек, посетившие более 500 концертов, спустя десять с небольшим лет составили публику основанного в Новосибирске симфонического оркестра, ныне – одного из ведущих коллективов страны.
На выставке будут представлены документы из архива филармонической Музыкальной библиотеки, в том числе – афиши и программки военного времени, записная книжка директора Ленинградской филармонии Бориса Хаиса, отреставрированные в рамках масштабного проекта «Военная летопись филармонии», документы и артефакты из музеев и архивов Петербурга и личных коллекций, а также реликвии тех, кто в годы войны выступал на сцене Большого зала филармонии: военный дневник прима-балерины Кировского театра Нонны Ястребовой, личные вещи певицы, солистки Кировского театра Софьи Преображенской и пианиста, ректора Ленинградской консерватории Павла Серебрякова, письма из Ленинграда участника блокадной премьеры Седьмой симфонии Шостаковича Жавдета Айдарова.
Конференция
26 апреля в Бетховенском фойе Большого зала филармонии откроется Международная научная конференция «Будни и подвиги: музыкальная жизнь во время Великой Отечественной войны», организованная Петербургской филармонией и Московской консерваторией в рамках Соглашения о сотрудничестве. 26 и 27 апреля события конференции пройдут в Петербурге, 28 и 29 апреля работа конференции продолжится в Московской консерватории. Программа конференции доступна на официальном сайте филармонии. Для посещения событий конференции в Петербурге необходимо пройти онлайн-регистрацию на официальном сайте Петербургской филармонии, для посещения конференции в Москве необходимо обратиться к организаторам по официальному электронному адресу.

26 апреля в Бетховенском фойе Большого зала Петербургской филармонии откроется Международная научная конференция «Будни и подвиги: музыкальная жизнь во время Великой Отечественной войны», организованная Петербургской филармонией и Московской консерваторией в рамках Соглашения о сотрудничестве. 26 и 27 апреля события конференции пройдут в Петербурге, 28 и 29 апреля ее работа продолжится в Московской консерватории.
Полная информация о программе конференции доступна по ссылке.
Вход на события конференции в Петербурге - по онлайн-регистрации:
26 апреля, Бетховенское фойе Большого зала, Пленарное заседание
27 апреля, Музиторий Большого зала филармонии, Секция «Новые источники»
Для посещения событий конференции в Москве необходимо написать на электронную почту: budni1945podvigi2025@yandex.ru

15 апреля в продажу поступили абонементы Малого зала филармонии на концертный сезон 2025-2026, приобрести их можно в кассах и на официальном сайте филармонии. Первыми о начале продаж абонементов узнали подписчики филармонической рассылки, подписаться на нее и узнавать главные новости первыми можно по ссылке.
«Придерживаясь классической абонементной системы, мы подготовили на следующий концертный сезон 15 абонементов – 12 вечерних и 3 дневных, “детских”, – рассказывает Ирина Смукул, художественный руководитель Малого зала филармонии, – Среди вечерних абонементов прежде всего стоит выделить сольные концерты – “Вокальные вечера”, “Фортепианные вечера”, абонемент “Смычку волшебному послушна”, в котором выступают выдающиеся скрипачи и виолончелисты нашей страны».
В числе ярких абонементных концертов абонемента «Вокальные вечера» Ирина Смукул называет выступления певцов Василия Герелло, Олеси Петровой, Бориса Пинхасовича, молодой исполнительницы Эльнары Мамедовой, лауреатов Международного конкурса Хиблы Герзмава, концерт-встречу, посвященную 80-летию Сергея Лейферкуса.
«В фортепианном абонементе публику наряду с программами известных, любимых исполнителей, в числе которых, например, Мирослав Култышев и Илья Папоян, ждет выступление необычного формата – фортепианный “батл”, соревнование, в котором примут участие совсем молодые пианисты, ученики Александра Сандлера, однофамильцы Игорь Петров и Виталий Петров. Наряду с абонементом “Фортепианные вечера” мы также предлагаем слушателям абонемент “Вечера популярных фортепианных программ”, на концертах которого выступают молодые пианисты, в частности в следующем сезоне в нем дебютирует Юлиан Семенов-Брайди, внук известного писателя Юлиана Семенова», – отмечает Ирина Смукул.
В числе исполнителей абонемента «Смычку волшебному послушна» художественный руководитель Малого зала наряду с Александром Раммом, Равилем Ислямовым, Гайком Казазяном особенно отмечает виолончелиста, руководителя известного коллектива Rastrelli Cello Quartet Кирилла Кравцова и скрипача, артиста оркестра musicAeterna Андрея Росцика, который, дебютируя в абонементе Малого зала, исполнит программу «Музыка слов».
«Отдельный и всегда увлекательный сюжет в наших абонементных планах – абонемент камерного оркестра “Дивертисмент”, в новом сезоне он называется “PRO музыка” и объединяет великие шедевры прошлого с музыкой современных композиторов. В программе абонемента “Я люблю оркестр!” хочется обратить внимание на то, что в нем дважды выступит Молодежный камерный оркестр Заслуженного коллектива России под управлением Ярослава Забояркина: один концерт – чисто оркестровый, второй – “Парад солистов”, сольные партии исполнят артисты ЗКР, – рассказывает Ирина Смукул, – Наряду с камерными оркестрами классического состава в этом абонементе также представлены оркестры русских народных инструментов: Русский концертный оркестр под управлением Александра Чернобаева исполнит программу “Танцы народов мира”, а оркестр русских народных оркестров “Метелица”, который очень давно у нас не выступал, представит оригинальную программу вместе с исполнительницей на гуслях Ольгой Алексеевой».
Концерты абонемента «В кругу великих имен» в новом сезоне будут посвящены юбилеям Людвига ван Бетховена, Сергея Танеева, Антона Аренского, Вольфганга Амадея Моцарта, Ференца Листа. «Мы обязательно отметим такой впечатляющий юбилей как 500-летие со дня рождения Джованни Пьерлуиджи Палестрины: камерный хор “Festino” исполнит мотеты композитора вместе с мотетами Иоганна Себастьяна Баха, у которого в этом году тоже юбилейная дата – 340 лет со дня рождения. Отдельные программы будут посвящены 95-летию со дня рождения таких творческих непохожих, но очень значимых композиторов, как София Губайдулина и Андрей Петров».
Три дневных абонемента Малого зала адресованы детской аудитории: «Сказки о музыке» (ведущая абонемента – Ирина Смукул) – самым маленьким слушателям, «О гениях с восхищением и улыбкой» (ведущая – Наталия Энтелис) – «школьникам и не только», «Великие вдохновители и великие вдохновленные» (ведущий – Александр Галицкий) – всей семье.
Информация обо всех абонементах Малого зала доступна в разделе абонементов.
15 апреля в 18:30 в Музитории Петербургской филармонии прошла творческая встреча с известным музыкантом, педагогом, вторым концертмейстером Заслуженного коллектива России Павлом Поповым. В этот день скрипач отметил 50-летие. Цикл юбилейных событий продолжат концерты с участием звезд мировой музыки, на которых Павел Попов выступит в качестве солиста.
Павел Попов – известный музыкант, лауреат премии Президента России, скрипач, выступающий как с камерными программами, так и в качестве солиста в содружестве с ведущими симфоническими оркестрами и дирижерами страны, второй концертмейстер Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии. Музыкант преподает в Петербургской консерватории и Санкт-Петербургском государственном университете, его ученики – победители престижных международных конкурсов.
Во время праздничной встречи Павел Попов рассказал о творческом пути, ответил на вопросы слушателей, а также поделился планами на будущее. Уже 18 апреля в Малом зале филармонии пройдет концерт, на котором Павел Попов исполнит вместе со звездой мировой академической сцены, пианистом Николаем Луганским Скрипичные сонаты Брамса, в первом отделении в исполнении музыкантов, к которым присоединятся скрипачка Полина Красовская, альтистка Антонина Попрас и виолончелист Тарас Трепель, прозвучит Фортепианный квинтет Франка.
9 июня в Большом зале филармонии Павел Попов выступит солистом в программе Заслуженного коллектива России: под управлением известного дирижера Андрея Аниханова прозвучит Концертная сюита для скрипки с оркестром Танеева, в программе также – посвященная Танееву Вторая симфония Рахманинова.
2 марта в программе камерной музыки вместе с Павлом Поповым выступил один из крупнейших современных пианистов Борис Березовский: участие в концерте в Малом зале филармонии приняли также скрипачка Полина Красовская и виолончелист Дмитрий Хрычев.

9 апреля главный дирижер Петербургской филармонии Николай Алексеев выступил в Казани за пультом Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан: сочинения Брамса и Равеля в их исполнении прозвучали на открытии XIV Международного фестиваля «Рахлинские сезоны». Солистом выступил лауреат Международного конкурса имени Чайковского, известный петербургский пианист Илья Папоян.
На концерте-открытии фестиваля прозвучали сочинения французского композитора Мориса Равеля, 150-летие со дня рождения которого отмечает весь музыкальный мир: сюита «Моя Матушка-Гусыня», написанная на сюжеты французского фольклора, и Первый фортепианный концерт, солист – известный петербургский пианист Илья Папоян, регулярно выступающий с Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Петербургской филармонии под управлением Николая Алексеева как в Большом зале Петербургской филармонии, так и во время гастрольных туров оркестра по России и за рубежом. В этот вечер также прозвучала Вторая симфония Брамса.
Международный фестиваль «Рахлинские сезоны» проходит в Казани с 9 по 19 апреля, на сцене ГБКЗ им. Сайдашева. Основанный художественным руководителем и главным дирижером Госоркестра Республики Татарстан Александром Сладковским в 2011 году, фестиваль создан как дань памяти первому дирижеру оркестра Натану Рахлину.
«Натан Григорьевич в сердце нашего оркестра, он всегда с нами, мы его всегда помним. Мы очень дорожим тем, что он создавал Госоркестр. Вокруг всего того, что он делал, и получаются интересные программы, исполняемые на этом фестивале», – говорит Александр Сладковский.
Биография дирижера Натана Рахлина тесным образом связана с историей Ленинградской филармонии: в Большом зале он дирижировал в течение почти сорока лет – выступал здесь и с Симфоническим оркестром Татарской АССР (ныне – Госоркестром Республики Татарстан), а также с Госоркестром СССР, Госоркестром УССР, Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио. «Всего с гастрольными коллективами Рахлин дает [в Большом зале Ленинградской филармонии] 17 концертов. Еще 134 проходит с филармоническими оркестрами – до 1953-го с Заслуженным коллективом Республики (88 концертов), а после – и с Симфоническим оркестром (46 программ)», – сообщает автор статьи о Натане Рахлине, размещенной на сайте исторического Digital-проекта «Столетие филармонии».





Выставка «Площадь милосердия», посвященная 110-летию организации госпиталя Красного Креста и Петроградского дворянства в доме Дворянского собрания, представленная в фойе Большого зала со 2 декабря 2024 года по 11 марта 2025 года, вызвала большой резонанс. Публикуем полную видеоэкскурсию по выставке с комментариями руководителя проекта, доктора исторических наук Юлии Кантор, куратора выставки Маргариты Самойловой и фрагментами концерта-реконструкции выступления в госпитале.
В день завершения работы выставки в здании Большого зала была открыта мемориальная доска, посвященная периоду работы в нем госпиталя, а также был презентован альбом-каталог, содержащий авторские статьи и прежде неизвестные текстовые и фотодокументы, выявленные при подготовке к выставке. Приобрести каталог можно в кассах филармонии, а также у капельдинеров Большого зала перед концертами или в антрактах.
5 апреля по всему миру прошла масштабная акция «Тотальный диктант», одной из площадок которой по традиции стала Петербургская филармония. 40 человек пришли в Музиторий, чтобы написать текст, созданный знаменитой писательницей Мариной Москвиной. Диктующим второй год выступил известный музыкант, педагог, второй концертмейстер Заслуженного коллектива России Павел Попов.
Тотальный диктант — общественный проект, который проводится силами активистов и волонтеров. Участвовать в Тотальном диктанте может любой желающий. В этом году к акции присоединились более миллиона человек по всему миру. Петербургская филармония приняла участие в проекте уже в четвертый раз. В Музитории текст диктанта прочел Павел Попов – скрипач, педагог, лауреат многочисленных конкурсов.
Ежегодно организаторы проекта знакомят тысячи человек с текстами современных писателей, которые создаются специально для проекта. В этом году участники написали образный и остроумный текст «В поисках чудесного» писательницы Марины Москвиной. В Санкт-Петербурге была продиктована третья часть под названием «Дорога лебедей».
Результаты будут опубликованы после 11 апреля на сайте totaldict.ru. Проверенные работы также можно забрать на очной выдаче, которая будет проходить 12, 13, 18, 19 и 20 апреля с 12 до 20:00 в книжном магазине «Буквоед» по адресу: Невский проспект, д. 46.







1 апреля в Тамбове был дан старт программе 43-го Международного музыкального фестиваля имени С.В. Рахманинова: он открылся выступлением Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии под управлением Димитриса Ботиниса. Солистом в программе выступил художественный руководитель фестиваля, звезда мировой музыки, пианист Николай Луганский.
«Николай Луганский пригласил нас выступить вместе с ним на открытии 43-го Рахманиновского фестиваля в Тамбове, художественным руководителем которого он является. Для нас это важный знак внимания, свидетельствующий о высокой оценке творческого потенциала Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии, – рассказал Димитрис Ботинис, художественный руководитель и главный дирижер коллектива. – Совместно с Николаем Львовичем мы исполнили Четвертый концерт для фортепиано Бетховена. Во втором отделении прозвучала Первая симфония Рахманинова, премьера которой состоялась в Санкт-Петербурге, в Зале Дворянского собрания в 1897 году. Ее последствия оказали страшное психологическое давление на композитора. Во многом, как мне кажется, именно эти последствия определили и сформировали эмоционально-психологический настрой в дальнейшем творчестве Сергея Васильевича. Пройдя интересный и длинный путь с этой симфонией, с разными оркестрами в разных странах мира, я был рад приехать именно с ней на Тамбовскую землю, представить ее местной публике и побывать в музее-заповеднике С.В. Рахманинова «Ивановка», с которой так тесно связана жизнь и творческое наследие великого художника».

Международный фестиваль, посвящённый жизни и творчеству великого композитора, пианиста и дирижёра, проходит в Тамбове в 43-й раз – с 31 марта по 9 апреля. Место проведения фестиваля выбрано неслучайно: история жизни Рахманинова тесно связана с Тамбовской областью – в период с 1890 по 1917 годы композитор почти ежегодно по несколько месяцев жил и работал в имении Ивановка. В период революции и гражданской войны все строения имения были уничтожены. В 1968 году было принято решение о воссоздании имения и открытии дома-музея, который начал работу в 1982 году. Позднее, в 1987 году, Дом-музей С.В. Рахманинова был преобразован в Музей-усадьбу С.В. Рахманинова, позже он получил статус заповедника.
Ежегодно в Тамбов съезжаются ведущие коллективы страны, чтобы принять участие в фестивальной программе. В этом году участниками фестиваля наряду с тамбовскими Академическим симфоническим оркестром имени С. В. Рахманинова и Камерным хором имени С. В. Рахманинова станут Джазовое трио Александра Маслова, солисты Московского театра «Новая опера», Академический оркестр русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова телерадиоцентра «Орфей».
Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии ведет свою историю с 1931 года, с 1953 года он входит в состав Ленинградской филармонии. Один из самых значимых эпизодов в биографии оркестра – блокадная премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича под управлением Карла Элиасберга в Большом зале Ленинградской филармонии 9 августа 1942 года. Коллектив принимает участие в престижных международных фестивалях и гастролирует по всему миру. В разные годы оркестр возглавляли Николай Рабинович, Карл Элиасберг, Арвид Янсонс, Юрий Темирканов, Александр Дмитриев. В сентябре 2024 года художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал один из самых ярких дирижеров своего поколения Димитрис Ботинис.








31 марта в Большом зале Петербургской филармонии выступил один из самых ярких коллективов нашей страны – Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. Сольную партию исполнила звезда мировой оперной сцены, меццо-сопрано Екатерина Семенчук. Две «Шехеразады» – Римского-Корсакова и Равеля – составили основу программы-кульминации абонемента «Оркестровая география России», представляющего на сцене Большого зала выступления ключевых симфонических и камерных коллективов. Концерт также стал финальным аккордом цикла «Парад оркестров», объединившего выступления шести известных оркестров в Большом зале.
«Я очень рад, что Санкт-Петербургская филармония пригласила нас с этой программой, огромная честь для нашего коллектива завершать «Парад оркестров». Я очень надеюсь, что постепенно мы сможем так же, как и в Москве, где оркестр выступает в рамках собственного абонемента, завоевывать сердца петербургских слушателей», – поделился художественный руководитель и главный дирижёр Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан Александр Сладковский.
Концерт ознаменовал возвращение на сцену Большого зала филармонии звезды мировой оперы Екатерины Семенчук. Певица выступает на сценах крупнейших театров мира – в Метрополитен-опере, Королевской опере Ковент-Гарден, Парижской национальной опере, Венской государственной опере, театре Ла Скала, на Зальцбургском, Эдинбургском и других престижных фестивалях.
«Мы учились вместе с Екатериной и знаем друг друга очень давно. Я только начинал карьеру, а она уже блистала в Мариинском театре. Я очень горжусь, что у меня есть такой друг из альма-матер. Конечно, мы не в первый раз выступаем вместе – мне посчастливилось приглашать ее в Татарстан, она была на нашем большом оперном фестивале. Мы всегда чувствуем и понимаем друг друга, впереди у нас много совместных планов», – рассказал Александр Сладковский.
Екатерина Семенчук исполнила сольную партию в «Шехеразаде» Мориса Равеля, жанр сочинения автор определил как три поэмы для голоса с оркестром. В этот вечер также прозвучала знаменитая симфоническая сюита «Шехеразада» Римского-Корсакова. Оба композитора вдохновлялись образами загадочного, роскошного Востока, при этом известно, что важную роль в интерпретации этой темы Равелем сыграла русская музыкальная традиция. В программу также вошла знаменитая хореографическая поэма Равеля «Вальс» – не просто дань жанру, в конце XIX века завоевавшего Старый Свет, но и выстроенная на его основе фантасмагорическая картина разрушения устоев прежнего мира.
Госоркестр Республики Татарстан, основанный в 1966 году, открыл новую страницу истории в 2010 году, с приходом Александра Сладковского. Сегодня этот коллектив – первый российский региональный оркестр, записанный телеканалами Medici.tv и Mezzo. В его биографии – выступления на знаменитых европейских концертных площадках (в их числе – венский Музикферайн) и в программах престижных европейских фестивалей, сотрудничество с ведущими солистами и дирижерами.
Госоркестр Республики Татарстан выступал на сцене Большого зала год назад – в марте 2024 года. Тогда коллектив представил сочинения Прокофьева и Берлиоза, солистом выступил Денис Мацуев.
Цикл «Парад оркестров» открылся 15 марта выступлением Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии под управлением главного дирижера Петербургского филармонии Николая Алексеева, прозвучала Восьмая симфония Шостаковича. 17 марта Симфонический оркестр musicAeterna, Хор musicAeterna и Государственный академический русский хор им. А.В. Свешникова исполнил Вторую симфонию Малера, дирижер – Теодор Курентзис. 19 марта в Большом зале Петербургской филармонии выступил Российский национальный оркестр под управлением главного дирижера коллектива Александра Рудина. 22 марта – Уральский академический филармонический оркестр: под управлением Дмитрия Лисса прозвучали сочинения Грига и Брамса, солист – Борис Березовский. 28 марта Академический симфонический оркестр филармонии под управлением Эйюба Кулиева исполнил Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Чайковского (солист – Андрей Коробейников) и Симфонию № 1 Сибелиуса.






+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»