Максим Алексеев. Фото: Стас Левшин

15 апреля в Большом зале филармонии в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением Максима Алексеева прозвучит программа «в итальянском стиле»: вместе с сочинениями Франца Шуберта и Феликса Мендельсона будет представлена партитура одного из крупнейших композиторов XX века Лучано Берио, ставшая своеобразной доработкой и переосмыслением недописанной симфонии Шуберта. Концерт завершит абонемент «Классика. Новое», в программах которого шедевры академической музыки сочетаются с сочинениями композиторов XX и XXI веков. Ведущий абонемента – Ярослав Тимофеев, один из самых ярких и востребованных российский музыковедов нового поколения, обладающий талантом говорить о музыке ярко и интересно, глубоко и емко.

Лучано Берио – итальянский композитор, дирижёр и педагог, принадлежащий к числу важнейших композиторов-авангардистов послевоенного поколения. Его пьеса Rendering, название которой переводится как «Симфоническое толкование», создана по эскизам Шуберта к ненаписанной Симфонии № 10, над которой 31-летний композитор работал в последний год своей трагически краткой жизни. Rendering Берио – это и диалог с Францем Шубертом (точнее, с созданным им текстом), и своего рода «игра в стиль».

«Это не завершение и не реконструкция. Эта реставрация наподобие современной реставрации фресок, которая возрождает старые цвета, но не пытается замаскировать причиненный ущерб, оставляя неизбежные пустые пятна, – писал композитор. – В пустых пространствах между одним наброском и следующим я сочинил своего рода соединительную ткань, постоянно разную и меняющуюся, всегда звучащую в нюансе pianissimo и “отдаленно”, перемежающуюся с реминисценциями на поздние сочинения Шуберта и пересекаемую полифоническими построениями, основанными на фрагментах тех же набросков. Этот хрупкий музыкальный цемент, отмечающий разрывы и пробелы между одним наброском и другим, всегда отмечен тембром челесты».

Пьеса, написанная для Королевского оркестра Концертгебау, впервые прозвучала в 1989 году под управлением Николауса Арнонкура.

На концерте в Большом зале Петербургской филармонии 15 апреля партитура Берио будет исполнена в сочетании с произведениями композиторов-романтиков, вдохновленных образами Италии: Увертюрой в итальянском стиле Шуберта и Симфонией № 4 «Итальянской» Мендельсона.

Абонемент Петербургской филармонии «Классика. Новое» – точка входа в мир академической музыки. В четырех концертах этого абонемента — известная музыка прошлого сочетается с музыкой современности: от Моцарта, Римского-Корсакова, Рахманинова, Шуберта и Мендельсона до Альфреда Шнитке, Кшиштофа Пендерецкого, Лучано Берио и нашего современника, петербургского композитора Александра Радвиловича.

Фото: Стас Левшин

9 апреля главный дирижер Петербургской филармонии Николай Алексеев выступит в Казани за пультом Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан: сочинения Брамса и Равеля в их исполнении прозвучат на открытии XIV Международного фестиваля «Рахлинские сезоны». Солистом выступит лауреат Международного конкурса имени Чайковского, известный петербургский пианист Илья Папоян.

На концерте-открытии фестиваля прозвучат сочинения французского композитора Мориса Равеля, 150-летие со дня рождения которого отмечает весь музыкальный мир: сюита «Моя Матушка-Гусыня», написанная на сюжеты французского фольклора, и Первый фортепианный концерт, солист – известный петербургский пианист Илья Папоян, регулярно выступающий с Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Петербургской филармонии под управлением Николая Алексеева как в Большом зале Петербургской филармонии, так и во время гастрольных туров оркестра по России и за рубежом. В программе также – Вторая симфония Брамса.

Международный фестиваль «Рахлинские сезоны» пройдет в Казани с 9 по 19 апреля, на сцене ГБКЗ им. Сайдашева. Основанный художественным руководителем и главным дирижером Госоркестра Республики Татарстан Александром Сладковским в 2011 году фестиваль создан как дань памяти первому дирижеру оркестра Натану Рахлину.

«Натан Григорьевич в сердце нашего оркестра, он всегда с нами, мы его всегда помним. Мы очень дорожим тем, что он создавал Госоркестр. Вокруг всего того, что он делал, и получаются интересные программы, исполняемые на этом фестивале», – говорит Александр Сладковский. 

Биография дирижера Натана Рахлина тесным образом связана с историей Ленинградской филармонии: в Большом зале Натан Рахлин дирижировал в течение почти сорока лет – выступал здесь и с Симфоническим оркестром Татарской АССР (ныне – Госоркестром Республики Татарстан), а также с Госоркестром СССР, Госоркестром УССР, Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио. «Всего с гастрольными коллективами Рахлин дает [в Большом зале Ленинградской филармонии] 17 концертов. Еще 134 проходит с филармоническими оркестрами – до 1953-го с Заслуженным коллективом Республики (88 концертов), а после – и с Симфоническим оркестром (46 программ)», – сообщает автор статьи о Натане Рахлине, размещенной на сайте исторического  Digital-проекта «Столетие филармонии».

Андрей Аниханов. Фото: Анна Флегонтова

11 апреля в Большом зале филармонии абонемент «Великие симфонии военных лет», объединивший партитуры, созданные во время Великой Отечественной войны, продолжится исполнением Первой симфонии Мечислава Вайнберга – одного из крупнейших отечественных авторов, чье имя несколько десятилетий пребывало в забвении. Симфония, которую автор посвятил Красной армии, прозвучит в исполнении Академического симфонического оркестра под управлением одного из самых известных российских дирижеров Андрея Аниханова. «Смысловой рифмой» симфонии XX века станут бессмертные сочинения Чайковского – торжественная увертюра «1812 год», написанная к 70-летию той славной победы, и знаменитые Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, сольную партию исполнит солист Санкт-Петербургского Дома музыки, виолончелист Богдан Ефремов.

Музыку Вайнберга высоко ценили коллеги, в их числе – Дмитрий Шостакович, посвятивший композитору свой Десятый квартет. Первая симфония, написанная в 1942 году, стала первым шагом на большом пути: Вайнберг написал 22 симфонии, 17 квартетов, несколько опер, множество камерных сочинений. Симфония создавалась в Ташкенте, в эвакуации. Для композитора, многое пережившего в эти годы, потерявшего родных, война стала сквозной темой, отразившись во всех основных жанрах его творчества. В партитуре Первой симфонии он написал: «Так как из-за болезни я не имел возможности находиться в рядах Красной армии, то я хотел в меру своих человеческих, гражданских и моральных сил принять участие в священной борьбе за победу над гитлеризмом».

Андрей Аниханов – выдающийся дирижер, чье имя регулярно появляется в филармонической афише. В конце 2024 года Академический симфонический оркестр под управлением Андрея Аниханова исполнил Реквием Моцарта и оперу Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». В июне прославленный дирижер вместе с Заслуженным коллективом России представит программу из произведений Танеева и Рахманинова, сольную партию исполнит знаменитый скрипач Павел Попов.

Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии ведет свою историю с 1931 года, с 1953 года он входит в состав Ленинградской филармонии. Один из самых значимых эпизодов в биографии оркестра – блокадная премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича под управлением Карла Элиасберга в Большом зале Ленинградской филармонии 9 августа 1942 года. Коллектив принимает участие в престижных международных фестивалях и гастролирует по всему миру. В разные годы оркестр возглавляли Николай Рабинович, Карл Элиасберг, Арвид Янсонс, Юрий Темирканов, Александр Дмитриев. В сентябре 2024 года художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал Димитрис Ботинис.

Фото: Анна Флегонтова

1 апреля выступление Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии под управлением художественного руководителя и главного дирижера коллектива Димитриса Ботиниса откроет 43-й Международный музыкальный фестиваль имени С.В. Рахманинова в Тамбове. Художественный руководитель фестиваля – звезда мировой музыки, пианист Николай Луганский выступит солистом на концерте-открытии.

Прозвучат Первая симфония Рахманинова, премьера которой состоялась в 1897 году в зале Санкт-Петербургского Дворянского собрания, ныне – Большом зале Петербургской филармонии. В программе также – Концерт № 4 для фортепиано с оркестром Бетховена, солист – Николай Луганский.

Международный фестиваль, посвящённый жизни и творчеству великого композитора, пианиста и дирижёра, пройдет в Тамбове в 43-й раз – с 31 марта по 9 апреля. Место проведения фестиваля выбрано неслучайно: история жизни Рахманинова тесно связана с Тамбовской областью – в период с 1890 по 1917 годы композитор почти ежегодно по несколько месяцев жил и работал в имении Ивановка. В период революции и Гражданской войны все строения имения были уничтожены. В 1968 году было принято решение о воссоздании имения и открытии дома-музея, который начал работу в 1982 году. Позднее, в 1987 году, Дом-музей С.В. Рахманинова был преобразован в Музей-усадьбу С.В. Рахманинова, позже он получил статус заповедника.

Ежегодно в Тамбов съезжаются ведущие коллективы страны, чтобы принять участие в фестивальной программе. В этом году участниками фестиваля наряду с тамбовскими Академическим симфоническим оркестром имени С.В. Рахманинова и Камерным хором имени С.В. Рахманинова станут Джазовое трио Александра Маслова, солисты Московского театра «Новая опера», Академический оркестр русских народных инструментов имени Н.Н. Некрасова телерадиоцентра «Орфей».

Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии ведет свою историю с 1931 года, с 1953 года он входит в состав Ленинградской филармонии. Один из самых значимых эпизодов в биографии оркестра – блокадная премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича под управлением Карла Элиасберга в Большом зале Ленинградской филармонии 9 августа 1942 года. Коллектив принимает участие в престижных международных фестивалях и гастролирует по всему миру. В разные годы оркестр возглавляли Николай Рабинович, Карл Элиасберг, Арвид Янсонс, Юрий Темирканов, Александр Дмитриев. В сентябре 2024 года художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал один из самых ярких дирижеров своего поколения Димитрис Ботинис.

Александр Сладковский. Фото: Стас Левшин

31 марта в Большом зале Петербургской филармонии выступит один из ведущих оркестров страны – Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. Солирует звезда мировой оперной сцены, меццо-сопрано Екатерина Семенчук. Программа, в центре которой – две «Шехеразады»: Римского-Корсакова и Равеля – станет кульминацией абонемента «Оркестровая география России», представляющего на сцене Большого зала выступления ключевых симфонических и камерных коллективов страны. Концерт также завершит цикл «Парад оркестров», объединивший выступления шести известных оркестров в мартовской филармонической афише.

Концерт 31 марта ознаменует возвращение на сцену Большого зала филармонии звезды мировой оперы Екатерины Семенчук. «Мы учились примерно в одно время в Петербургской консерватории, и я был свидетелем ее первых дебютов в Мариинском театре. Для меня Екатерина – дорогой друг и сценический партнер, и я рад, что мы сохраняем наши творческие контакты. Уверен, что участие такой артистки, которая много внимания уделяет французской музыке, станет особой краской в этом концерте», – отмечает Александр Сладковский, художественный руководитель и главный дирижер Госоркестра Республики Татарстан.

Екатерина Семенчук исполнит сольную партию в «Шехеразаде» Мориса Равеля, жанр сочинения автор определил как три поэмы для голоса с оркестром. В программе также – знаменитая симфоническая сюита «Шехеразада» Римского-Корсакова. Оба композитора вдохновлялись образами загадочного, роскошного Востока, при этом известно, что важную роль в интерпретации этой темы Равелем сыграла русская музыкальная традиция. В программу также вошла знаменитая хореографическая поэма Равеля «Вальс» – не просто дань жанру, в конце XIX века завоевавшего Старый Свет, но и выстроенная на его основе фантасмагорическая картина разрушения устоев прежнего мира.

Екатерина Семенчук – звезда мировой оперы, певица выступает на сценах крупнейших театров мира – в Метрополитен-опере (Нью-Йорк), Королевской опере Ковент-Гарден (Лондон), Парижской национальной опере, Венской государственной опере, театре Ла Скала (Милан), Опере Сан-Франциско, Немецкой опере в Берлине, Баварской государственной опере, Королевском театре Мадрид. Поет на Зальцбургском и Эдинбургском фестивалях, музыкальных фестивалях в Вербье (Швейцария) и Баден-Бадене (Германия).

Госоркестр Республики Татарстан, основанный в 1966 году, открыл новую страницу истории в 2010 году, с приходом Александра Сладковского. Сегодня этот коллектив – первый российский региональный оркестр, записанный телеканалаами Medici.tv и Mezzo. В его биографии – выступления на знаменитых европейских концертных площадках (в их числе – венский Музикферайн) и в программах престижных европейских фестивалей, сотрудничество с ведущими солистами и дирижерами.

Госоркестр Республики Татарстан выступал на сцене Большого зала год назад – в марте 2024 года. Тогда коллектив представил сочинения Прокофьева и Берлиоза, солистом выступил Денис Мацуев.

Фото: Анна Флегонтова

23 марта в Большом зале филармонии прозвучат страсти «Иуда» современного петербургского композитора Александра Радвиловича. В этот вечер Академический симфонический оркестр филармонии под управлением Федора Леднева также исполнит сочинения Рахманинова и Римского-Корсакова. Концерт входит в абонемент «Классика. Новое», в программах которого новейшая музыка концептуально сочетается с великими шедеврами классики. Ведущий абонемента – один из самых ярких молодых российских музыковедов Ярослав Тимофеев. В преддверии концерта, 21 марта, в Музитории пройдет встреча с Александром Радвиловичем, который расскажет о своем сочинении.  Посетить мероприятие можно бесплатно, по регистрации.

Исполнение в одной из программ абонемента «Классика. Новое» сочинения петербургского композитора – традиция: в прошлом сезоне абонемент завершился мировой премьерой произведения Настасьи Хрущевой, в этом сезоне в мартовской программе звучит музыка Александра Радвиловича.

«Манускрипт 3-4 веков нашей эры “Евангелие Иуды” найденный, расшифрованный и опубликованный в начале XXI века, долгое время считался навсегда утерянным. Историческая подлинность рукописи доказана учеными, но вряд ли когда-либо будет принята христианской церковью и останется апокрифом из-за нетрадиционной трактовки личности Иуды, – говорится в аннотации к сочинению Александра Радвиловича. – В “Евангелии Иуды” он – любимый ученик Христа, видящий и любящий его больше других. Иуда предает своего учителя по его же просьбе и тем самым выполняет Божескую волю, обрекая себя на вечное одиночество и проклятье. Эта тема впервые получила музыкальное воплощение в «Страстях» Александра Радвиловича».

Содержание страстей (или пассионов) – жанра религиозной музыки, история которого длится больше тысячи лет, – последние события земной жизни Христа, рассказанные средствами музыки и слова. В основе – текст одного из Евангелий. Самыми известными сочинениями в этом жанре считаются «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну» Иоганна Себастьяна Баха.

Страсти «Иуда» Александра Радвиловича прозвучат в исполнении Академического симфонического оркестра филармонии под управлением Федора Леднева, Хора Санкт-Петербургской консерватории и солистов – тенора Александра Тимченко (Иуда), баритона Ивана Васильева (Иисус), баса Петра Мигунова (Евангелист). В «классическом» отделении программы – увертюра «Светлый праздник» Римского-Корсакова и знаменитая Рапсодия на тему Паганини Рахманинова, сольную партию в которой исполнит солист Санкт-Петербургского Дома музыки, известный пианист Алексей Мельников.

Творческий путь известного композитора, педагога, профессора Санкт-Петербургской консерватории тесно связан с Ленинградской – Петербургской филармонией. Александр Радвилович – основатель (1989) и на протяжении более 30 лет художественный руководитель Международного фестиваля новой музыки «Звуковые пути», концерты которого за эти годы стали неотъемлемой частью филармонической афиши (по решению Александра Радвиловича с 2023 года фестивалем руководит Артур Зобнин).

Сочинение «Иуда» и произведения Римского-Корсакова и Рахманинова будут представлены Академическим симфоническим оркестром филармонии – известным коллективом, который ведет свою историю с 1931 года. Оркестр принимает участие в престижных международных фестивалях, гастролирует в странах Европы, в его программах – классические, современные и редко исполняемые произведения. С сентября 2024 года художественный руководитель и главный дирижер оркестра – Димитрис Ботинис.

Абонемент Петербургской филармонии «Классика. Новое» – точка входа в мир академической музыки. В четырех концертах этого абонемента — известная музыка прошлого сочетается с музыкой современности: от Моцарта, Римского-Корсакова, Рахманинова, Шуберта и Мендельсона до Альфреда Шнитке, Кшиштофа Пендерецкого, Лучано Берио и нашего современника, петербургского композитора Александра Радвиловича

В этом сезоне абонемент завершится 15 апреля программой «Симфоническое толкование в итальянском стиле», в которой сочинение Rendering Лучано Берио прозвучит вместе с Увертюрой Шуберта и Четвертой «Итальянской» симфонией Мендельсона.

Дмитрий Лисс

22 марта в Большом зале Петербургской филармонии пройдет концерт Уральского академического филармонического оркестра под управлением народного артиста России, художественного руководителя и главного дирижера коллектива Дмитрия Лисса. В этот вечер прозвучат шедевры эпохи романтизма, солист – звезда мировой академической музыки, пианист Борис Березовский.  Концерт входит в Цикл «Парад оркестров», представляющий в марте на сцене Большого зала выступления ведущих симфонических коллективов страны, также программа включена в абонемент «Оркестровая география России».

В Большом зале вместе с Первой симфонией Иоганнеса Брамса прозвучит знаменитая сюита из музыки к драме «Пер Гюнт» и знаменитый Фортепианный концерт Эдварда Грига, сольную партию в последнем исполнит Борис Березовский.

По словам Дмитрия Лисса, знакомство с Борисом Березовским состоялось именно в Большом зале Петербургской филармонии. «Я тогда сидел и своим ушам не верил, насколько здорово играл оркестр, как это было замечательно, — вспоминал Борис Березовский перед концертом в Екатеринбурге, с которого начинается его совместный с Уральским академическим филармоническим оркестром тур. — Я всегда думал, что у нас есть только столичные оркестры, но когда услышал этот, понял, что очень хочу с ним играть. И вот сейчас в очередной раз услышал, какого невероятного качества этот коллектив, благодаря дирижёру, — строгий, но совершенно блестящий. Работать с ним – одно удовольствие!».

Высочайший исполнительский уровень Уральского академического филармонического оркестра признан как в России, так и за рубежом: коллектив концертирует в таких крупнейших залах, как Берлинская филармония, Эльбская филармония, венский Концертхаус, Концертгебау, парижский зал «Плейель», цюрихский Тонхаллле. Оркестр – инициатор и основной участник международных проектов федерального масштаба, проходящих в Свердловской филармонии: Симфонический форум России в Екатеринбурге, фестивали «Евразия», «Безумные дни», Bach-fest; коллектив участвует в крупных зарубежных фестивалях.

Борис Березовский – один из самых востребованных пианистов мира, чья игра отличается феноменальной виртуозностью. Музыкант отмечен сотрудничеством с крупнейшими оркестрами, среди которых Нью-Йоркский и Берлинский филармонические, Филадельфийский симфонический, Лондонская «Филармония» и Симфонический оркестр Би-Би-Си, Мюнхенский филармонический оркестр и Симфонический оркестр радио Франкфурта, Национальный оркестр Датского радио и Филармонический оркестр Осло, Оркестр Амстердамского Концертгебау, Национальный оркестр Франции и многие другие.  Борис Березовский регулярно выступает в залах Петербургской филармонии: в феврале он представил сольную программу из музыки Клода Дебюсси и фортепианных сонат Людвига ван Бетховена, а в начале марта принял участие в вечере камерной музыки.

Борис Березовский и Уральский филармонический оркестр сотрудничают около четверти века. За эти годы у музыкантов сложилась совместная история, связанная с европейскими фестивалями (Beethovenfest, La Folle Journee, Radio France, La Roque d‘Anthéron) и совместными записями. Последняя из них — с музыкой Рахманинова, была удостоена Первой Всероссийской оркестровой премии «440 герц» в номинации «Симфонический концерт» (2022). Выпущенный впоследствии альбом с Третьей симфонией из этой программы был номинирован на Международную премию в области классической музыки (ICMA) 2025 года в категории «Симфоническая музыка». И когда-то именно это произведение, которое Борис Березовский услышал в исполнении Уральского филармонического оркестра, навсегда расположило его к коллективу и дирижёру.

 

Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2025
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»