Произведения
«Фатум», увертюра-фантазия
Симфоническая фантазия «Фатум» была сочинена осенью 1968 года. 28-летний
композитор, недавно окончивший курс Санкт-Петербургской консерватории с большой серебряной медалью, впервые в своей жизни обращается к идее фатума, столь важной для его дальнейшего творчества. Сочинению предпослан довольно мрачный эпиграф из поэзии Константина Батюшкова:
...Ты знаешь, что изрек,
Прощаясь с жизнью, седой Мельхиседек:
"Рабом родился человек,
Рабом в могилу ляжет,
И Смерть ему едва ли скажет,
Зачем он шел долиной скудных слез,
Страдал, терпел, рыдал, исчез.
Милий Балакирев, которому посвящена фантазия, нашел, что "стихи по своей фактуре весьма жалки..., содержание их - весьма дешевого свойства байронизм". Замысел и стихотворный текст также раскритиковали видные критики Герман Ларош и Цезарь Кюи. Все это настолько смутило Чайковского, что он после первых исполнений уничтожил партитуру; она была восстановлена после смерти Чайковского библиотекарем Московской консерватории Р.Р.Шорнингом по сохранившимся оркестровым голосам и издана в Лейпциге в 1896 году. В своей ранней фантазии Чайковский сумел отразить основные темы, которые впоследствии он раскрыл в своих симфониях и операх. Жизнь человека, как учит нас музыка Чайковского, имеет светлые стороны, ему свойственно иметь радужные мечты и идеалы, которые вступают в жестокое противоречие с неумолимым роком, сметающим все на своем пути.
Концерты
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»