Войти
Регистрация
Персоны
Хачатурян Арам Ильич
Композитор
Биография
Арам Ильич Хачатурян – один из самых известных и любимых слушателями советских композиторов -- по праву относится и к выдающимся деятелям мирового музыкального искусства ХХ века.
Являясь одновременно и российским, и армянским композитором, он сумел объединить в своем творчестве самобытную мелодику армянских народных песен и танцев с конструктивной четкостью европейских музыкальных форм. Восточная же ладовость и ритмическая импульсивность его мелодизма органично вплелись в тональную систему европейского музыкального языка, а созданный композитором -- весьма колоритный, а главное: узнаваемый – собственный интонационный словарь щедро оплодотворил самые разные жанры, избранные им для отражения личностного слышания окружающего мира.
Автор трех симфоний и трех балетов, шести инструментальных концертов, многих отдельных сочинений для оркестра и различных камерных ансамблей, разнообразных пьес для скрипки, виолончели и фортепиано и музыки к театральным постановкам и кинофильмам, а также учитель таких композиторов, как М. Таривердиев, А. Эшпай, А. Рыбников, В. Дашкевич, Э. Оганесян, Э. Хагагортян, М. Минков, В. Екимовский, И. Якушенко, В. Рябов, Арам Ильич Хачатурян внес бесценный вклад в сокровищницу и российского, и армянского музыкального искусства.
Родившись в многодетной семье небогатого тифлисского переплетчика, маленький Арам довольно рано проявил свое неравнодушное отношение к музыке – во всяком случае, он часто подбирал по слуху на фортепиано и русские, и армянские, и грузинские песни, и с удовольствием импровизировал как в европейской, так и в восточной манере.
Однако, профессионально заниматься музыкой юноша стал лишь в 19 лет, когда, переехав в Москву, он поступил одновременно на биологический факультет Университета и в Музыкальное училище имени Гнесиных, где стал заниматься как виолончелист и, параллельно, как композитор у М.Ф. Гнесина. В 1929 году Хачатурян поступил в Московскую консерваторию, в класс Н.Я. Мясковского, у которого блестяще закончил и консерваторию, и аспирантуру.
Первые же профессиональные композиторские опыты (фортепианная «Токката», соната для скрипки и фортепиано, трио для кларнета, скрипки и фортепиано), датируемые концом 20-х – началом 30-х годов, обнаружили в молодом авторе истинного художника со стихийным мелодическим даром, и принесли ему вполне заслуженную известность.
Самый плодотворный период биографии композитора пришелся на 30-е – 40-е годы. Первая симфония, балет «Счастье», а также фортепианный и скрипичный концерты дали повод говорить о Хачатуряне как о ведущем композиторе советского Востока. Среди крупных партитур 40-х годов – балет «Гаянэ», частично основанный на музыке балета «Счастье», сюита из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад», концерт для виолончели с оркестром, Третья симфония.
В 50-е годы рождается одна из вершин творчества композитора – балет «Спартак», принесший Хачатуряну поистине мировую славу. В эти же годы он начинает преподавать композицию в Институте имени Гнесиных и в Московской консерватории, а также выступать как дирижер, исполняя собственные сочинения.
С 1939 года А.И. Хачатурян входил в состав руководства Союза композиторов СССР. Однако, в 1948 году, в так называемый период «ждановщины», он, как и многие его коллеги, подвергся необоснованным нападкам за формализм и «отрыв от народа». В отношении Хачатуряна эти нападки выглядели совершенно абсурдными, так как его музыка в целом всегда пользовалась, и продолжает пользоваться сегодня, самой широкой популярностью, не говоря уже о таких «хитах», как Вальс из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад», или Танец с саблями из балета «Гаянэ».
В конечном же итоге, государство высоко оценило заслуги А.И. Хачатуряна и его вклад в развитие отечественной музыкальной культуры. В 1954 году композитору было присвоено почетное звание Народного артиста СССР, а в 1959 году, будучи лауреатом уже четырех Государственных премий, он удостаивается и Ленинской премии. В 1963 году Хачатурян становится Академиком АН Армении, в 1971-м он получает пятую Государственную премию, а в 1973-м ему присваивают звание Героя социалистического труда.
А.И. Хачатурян умер 1 мая 1978 года в Москве, в возрасте 75 лет.
Являясь одновременно и российским, и армянским композитором, он сумел объединить в своем творчестве самобытную мелодику армянских народных песен и танцев с конструктивной четкостью европейских музыкальных форм. Восточная же ладовость и ритмическая импульсивность его мелодизма органично вплелись в тональную систему европейского музыкального языка, а созданный композитором -- весьма колоритный, а главное: узнаваемый – собственный интонационный словарь щедро оплодотворил самые разные жанры, избранные им для отражения личностного слышания окружающего мира.
Автор трех симфоний и трех балетов, шести инструментальных концертов, многих отдельных сочинений для оркестра и различных камерных ансамблей, разнообразных пьес для скрипки, виолончели и фортепиано и музыки к театральным постановкам и кинофильмам, а также учитель таких композиторов, как М. Таривердиев, А. Эшпай, А. Рыбников, В. Дашкевич, Э. Оганесян, Э. Хагагортян, М. Минков, В. Екимовский, И. Якушенко, В. Рябов, Арам Ильич Хачатурян внес бесценный вклад в сокровищницу и российского, и армянского музыкального искусства.
Родившись в многодетной семье небогатого тифлисского переплетчика, маленький Арам довольно рано проявил свое неравнодушное отношение к музыке – во всяком случае, он часто подбирал по слуху на фортепиано и русские, и армянские, и грузинские песни, и с удовольствием импровизировал как в европейской, так и в восточной манере.
Однако, профессионально заниматься музыкой юноша стал лишь в 19 лет, когда, переехав в Москву, он поступил одновременно на биологический факультет Университета и в Музыкальное училище имени Гнесиных, где стал заниматься как виолончелист и, параллельно, как композитор у М.Ф. Гнесина. В 1929 году Хачатурян поступил в Московскую консерваторию, в класс Н.Я. Мясковского, у которого блестяще закончил и консерваторию, и аспирантуру.
Первые же профессиональные композиторские опыты (фортепианная «Токката», соната для скрипки и фортепиано, трио для кларнета, скрипки и фортепиано), датируемые концом 20-х – началом 30-х годов, обнаружили в молодом авторе истинного художника со стихийным мелодическим даром, и принесли ему вполне заслуженную известность.
Самый плодотворный период биографии композитора пришелся на 30-е – 40-е годы. Первая симфония, балет «Счастье», а также фортепианный и скрипичный концерты дали повод говорить о Хачатуряне как о ведущем композиторе советского Востока. Среди крупных партитур 40-х годов – балет «Гаянэ», частично основанный на музыке балета «Счастье», сюита из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад», концерт для виолончели с оркестром, Третья симфония.
В 50-е годы рождается одна из вершин творчества композитора – балет «Спартак», принесший Хачатуряну поистине мировую славу. В эти же годы он начинает преподавать композицию в Институте имени Гнесиных и в Московской консерватории, а также выступать как дирижер, исполняя собственные сочинения.
С 1939 года А.И. Хачатурян входил в состав руководства Союза композиторов СССР. Однако, в 1948 году, в так называемый период «ждановщины», он, как и многие его коллеги, подвергся необоснованным нападкам за формализм и «отрыв от народа». В отношении Хачатуряна эти нападки выглядели совершенно абсурдными, так как его музыка в целом всегда пользовалась, и продолжает пользоваться сегодня, самой широкой популярностью, не говоря уже о таких «хитах», как Вальс из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад», или Танец с саблями из балета «Гаянэ».
В конечном же итоге, государство высоко оценило заслуги А.И. Хачатуряна и его вклад в развитие отечественной музыкальной культуры. В 1954 году композитору было присвоено почетное звание Народного артиста СССР, а в 1959 году, будучи лауреатом уже четырех Государственных премий, он удостаивается и Ленинской премии. В 1963 году Хачатурян становится Академиком АН Армении, в 1971-м он получает пятую Государственную премию, а в 1973-м ему присваивают звание Героя социалистического труда.
А.И. Хачатурян умер 1 мая 1978 года в Москве, в возрасте 75 лет.
Концерты
23
февраля,2025
15:00
07
декабря, 2024
19:00
13
декабря, 2024
20:00
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»
Создание сайта — Интернет-Технологии, 2016 год