Персоны

Николай Малько

Биография

Малько Николай Андреевич (1883–1861) – дирижер, педагог, директор Ленинградской филармонии в 1927 – 1929. Выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета в 1906 году, Малько уже в 1909 окончил Петербургскую консерваторию, где учился у Римского-Корсакова и Черепнина. Его сразу же приглашают в Мариинский театр – сначала в балет, а затем и в оперу. С 1918 до 1925 Малько работает в Витебске, в Москве, Киеве и Харькове, а в 1925 становится профессором Ленинградской консерватории. Среди его учеников – будущий цвет отечественной дирижерской школы – Евгений Мравинский, Илья Мусин, Николай Рабинович (в связи с отъездом Малько все завершили учебу у Гаука). В эти же годы он тесно сотрудничает с Ленинградским филармоническим оркестром, а в 1927 Малько приглашают на пост директора Ленинградской филармонии. Фактически он становится и главным дирижером оркестра и возглавит и Президиум Художественного совета, определявший художественную политику Филармонии. В 1929 году Малько оставляет и свой консерваторский класс, и Филармонию. Он уезжает сначала в Данию, где несколько лет является главным приглашенным дирижером Оркестра Датского радио, с 1940 живет и работает в США, затем в Англии, там продолжает преподавать и недолго руководит Лидским оркестром, а в 1956 уезжает в Сидней на должность главного дирижера Сиднейского симфонического оркестра. С Оркестром Петроградской филармонии Малько начал сотрудничать уже в первом сезоне, а с 1926 работал с ним регулярно. 12 мая 1926 года в концерте, который состоял полностью из первых исполнений, Малько представил сегодня уже историческую премьеру Первой симфонии 19-летнего Дмитрия Шостаковича. Позже он исполнит и другие его сочинения – симфоническую поэму «Октябрь», сюиту из оперы «Нос» и, с автором, Фортепианный концерт. Премьеры станут частыми в его программах дирижера – Онеггер, Кшенек, Стравинский, Хиндемит, Мосолов, Прокофьев - его авторским концертом Малько будет дирижировать 19 февраля 1927 года. Важнейшим событием стало первое в России исполнение грандиозного опуса Шенберга – «Песен Гурре» для шести солистов, хора и оркестра 30 ноября и 7 декабря 1927 года, а уже 12 февраля 1928 Малько представляет еще одну премьеру Шенберга – Пять песен для голоса с оркестром, соч. 8, солирует Лидия Вырлан. В его программах музыка 20 столетия, едва перешедшего свой четвертьвековой рубеж, занимает основное место: Скрябин, Рахманинов, Глазунов, Лядов, Стравинский, Прокофьев, Шостакович, Дешевов, Берг, Рих.Штраус. Среди русских классиков чаще всего Малько исполняет Римского-Корсакова и Чайковского (Шестую симфонию – ни разу), но есть и Глинка, Бородин, Мусоргский. Он играет много Бетховена и Вагнера (титульных авторов первых сезонов), есть Шуберт, Шуман, Лист, Григ, Моцарт. Привлекает Малько и старая музыка: в концертах звучат клавирный концерт ре-минор Баха (солирует Мария Юдина) и Concerto grosso Корелли, а у Рих.Штрауса он выбирает не популярные симфонические поэмы, а недавно написанную «Сюиту танцев Франсуа Куперена». На закрытии восьмого филармонического сезона 26 мая 1929 года Малько исполняет сочинения Бетховена, Римского–Корсакова, Чайковского и Шостаковича. Его следующая встреча с Филармоническим оркестром состоится лишь спустя 30 лет. 12 и 14 марта 1959 года они сыграют на сцене Большого зала Филармонии, которую он когда-то возглавлял, Вагнера и Чайковского, на афише и в программке будет написано: дирижер Николай Малько (Австралия).

Концерты

14
мая, 1928
20:00
22
мая, 1928
20:00
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-80, +7 (812) 240-01-00
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы: с 11:00 до 20:00 (в дни концертов до 20:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
Часы работы кассы: с 11:00 до 19:00 (в дни концертов до 19:30)
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»