Персоны

Михаил Климов

Биография

Михаил Георгиевич Климов (1881 – 1937) - хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. В 1925 – 1927 - директор и художественный руководитель Филармонии. После окончания Московского Синодального училища поступил в Петербургскую консерваторию в класс композиции Н.А. Римского-Корсакова и дирижерский класс Н. Черепнина. Впоследствии преподавал теоретические предметы, оперный ансамбль, хоровое дирижирование в Консерватории и Оперной студии. Но основная деятельность М. Климова была связана с Капеллой. Начав работу там в 1904 году в качестве педагога по пению, он в 1917 - 1935 был главным дирижером Хора Капеллы, а в 1922 – 1930 – ее директором. С Филармонией Климов был связан со дня ее основания: возглавляемый им Хор Капеллы вместе с детской школой, вошел, как Хоровая Академия, в состав Филармонии. И, хотя уже в сентябре того же года ее переподчинили Комитету Петроградского профессионального образования при Наркомате Просвещения, на протяжении всего первого сезона Капелла оставалась постоянным участником филармонических концертов. Этот сезон так и остается для Климова самым насыщенным. Он, чаще других дирижеров, за исключением Эмиля Купера, проведшего почти все симфонические концерты, становится за пульт Филармонического оркестра, исполняет многократно Реквиемы Моцарта и Листа, Торжественную мессу Бетховена. Еще чаще Климов выступает с хором a cappella. В концертах по случаю – «Памяти Урицкого», «Неделе III Коммунистического интернационала» - хор поет революционные песни. Но главные пристрастия дирижера отражают его сольные хоровые программы. Под его управлением Хор исполняет Всенощную и Литургию Иоанна Златоуста Рахманинова, монографическую программу Танеева, дает серию исторических концертов русской и западно-европейской музыки XV–XVII веков.

После 1922 года выступления Климова в Филармонии единичны. Не смотря на то, что в 1925 – 1927 он, параллельно работе в Капелле, становится директором и художественным руководителем Ленинградской филармонии, за пультом оркестра появляется редко: дирижирует ораториями «Самсон» Генделя (1923), «Рай и Пери» Шумана (1924), вновь Торжественной мессой Бетховена (1923), Реквиемом Моцарта (1924, 1932). В программе единственного сольного отделения Капеллы 7 ноября 1929 года коллектив исполняет светские хоры русских и советских авторов, в том числе, Андрея Пащенко. Этот композитор, когда-то много лет заведовавший музыкальной библиотекой Придворного оркестра, тесно сотрудничал с Климовым. В Большом зале дирижер исполнил его оперу «Царь Максимилиан» и, в день годовщины смерти Ленина 21 января 1933 года, Траурно-Триумфальную симфонию. Это было последнее выступление Климова в Большом зале.

 

Концерты

21
января, 1926
20:00
29
октября, 1927
20:00
Большой зал:
191186, Санкт-Петербург, Михайловская ул., 2
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
Малый зал:
191011, Санкт-Петербург, Невский пр., 30
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Напишите нам:
Часы работы кассы Большого зала: с 11:00 до 20:30
Перерыв с 15:00 до 16:00
Часы работы кассы Малого зала: с 11:00 до 19:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
© 2000—2024
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»