Новости
Согласие на использование cookies
Большой зал
12 мая 1926 г.
Шостакович. Симфония № 1 для большого оркестра
Дирижер – Николай Малько
5 и 6 ноября 1927 г.
Шостакович. «Октябрю» [Симфония № 2], симфоническое посвящение для оркестра с заключительным хором на слова А. Безыменского (1927) (1-е исполнение, хотя ремарка отсутствует)
Исп. Хор Государственной Академической Капеллы
Дирижер – Николай Малько
26 мая 1929 г. (день)
Шостакович. Сюита из оперы «Нос», соч. 15а (1-е исполнение, хотя ремарка отсутствует)
Дирижер – Николай Малько
22 января 1930 г. (рукопись)
Концерт для комсомольского актива
Шостакович. Первомайская симфония [Симфония № 3] (1-е исполнение, хотя ремарка отсутствует)
Исп. Хор Государственной Академической Капеллы
Дирижер – А. В. Гаук
19 марта 1930 г.
Шостакович. Сюита из балета «Золотой век» («Динамиада») (1929)
Дирижер – А.В. Гаук
17 января 1933 г. (анонс)
Шостакович. [Первый авторский концерт]
Сюита из балета «Болт»
4 симфонических отрывка из оперы «Леди Макбет Мценского уезда»
Партия органа И. А. Браудо
Дирижер – А.В. Гаук
(В I отделении звучали: Симфония № 1 соч. 10, а также 8 прелюдий для фортепиано, соч. 34 и фортепианная транскрипция из музыки к к/ф «Златые горы» в исполнении автора)
15 и 17 октября 1933 г.
Шостакович. Концерт для фортепиано с оркестром [№ 1], соч. 35 (1933)
Солист – автор, соло трубы – Александр Шмидт
Дирижер – Ф. Штидри
1 июня 1935 г.
Открытие фестиваля искусств
Шостакович. «Сказка о попе и работнике его Балде», сюита из музыки к мультипликационному фильму (1-е исполнение, хотя ремарки об этом нет)
Дирижер – А. Ш. Мелик-Пашаев
21 ноября 1937 г.
Шостакович. Симфония № 5
Дирижер – Е.А. Мравинский
21 ноября 1939 г.
Шостакович. Симфония № 6
Дирижер – Е.А. Мравинский
14 ноября 1944 г.
Шостакович. Струнный квартет № 2, соч. 68 (1944)
Исп. квартет имени Бетховена
14 ноября 1944 г.
Шостакович. Фортепианное трио № 2, соч. 67, «Памяти И. И. Соллертинского» (1944)
Исп. Д. Цыганов (скрипка), С. Ширинский (виолончель) и Д. Шостакович (фортепиано)
3 ноября 1945 г.
Шостакович. Симфония № 9
Дирижер – Е.А. Мравинский
15 ноября 1949 г.
Шостакович. «Песнь о лесах», оратория для тенора, баса, хора мальчиков, смешанного хора и оркестра, соч. 81 (1949). Текст Е. Долматовского
Исп. Хор Капеллы, Хор мальчиков Хорового училища Капеллы
Солисты: В.В. Ивановский, тенор и И.Н. Тятов, бас
Дирижер – Е.А. Мравинский
17 декабря 1953 г.
Шостакович. Симфония № 10
Дирижер – Е.А. Мравинский
29 октября 1955 г.
Шостакович. Концерт для скрипки с оркестром № 1
Солист – Давид Ойстрах
Дирижер – Е.А. Мравинский
25 июня 1956 г.
Шостакович. Цикл романсов на слова Долматовского
Исп. Борис Гмыря и Лев Острин
4 октября 1959 г.
Шостакович. Концерт для виолончели с оркестром № 1
Солист – Мстислав Ростропович
Дирижер – Е.А. Мравинский
1 октября 1961 г.
Шостакович. Симфония № 12 «1917 год»
Дирижер – Е. А. Мравинский
26 апреля 1965 г. СО
Фестиваль «Ленинградская музыкальная весна»
Пять фрагментов для оркестра, соч. 42 (1935)
Дирижер – Игорь Блажков
30 октября 1973 г.
Шостакович. Шесть стихотворений Марины Цветаевой для контральто и фортепиано, соч. 143 (1973)
Исп. Ирина Богачева и Софья Вакман
18 сентября 1978 г. СО
Шостакович. Опера «Игроки» по Н. Гоголю (незавершенная), ор. 63а (1941–1942), концертное исполнение
Исп. артисты Московского камерного музыкального театра: Борис Тархов, тенор; Николай Курпе, тенор; Ярослав Радивоник, баритон; Валерий Белых, бас; Ашот Саркисов, бас, Владимир Рыбасенко, бас
Соло на басовой балалайке – В. Судак
Дирижер – Г.Н. Рождественский
11 февраля 1981 г.
Шостакович.
«Одна», сюита из музыки к к/ф, соч. 26. Редакция Г. Рождественского (1-е исп.)
Финал (с хором) из оперы Э. Дресселя «Колумб», соч. 19 (1-е исп.)
Скерцо ми-бемоль мажор, соч. 7 (1-е исп.)
Тема с вариациями ми-бемоль мажор, соч. 3 (1-е исп.)
«Большая молния», комическая опера (неоконченная) (1931–1932)
Исп. солисты Ленинградского академического Малого театра оперы и балета: Сергей Сафенин (Управляющий, фабрикант); Виктор Лукьянов (Архитектор); Валерий Кочкин (Семен); Валерий Корженский (Томми)
Хор института культуры имени Н. К. Крупской
Дирижер – Геннадий Рождественский
Малый зал
Бетховенское фойе
2 декабря 1926 г.
Ленинградская ассоциация современной музыки при Ленинградской академической филармонии
Шостакович. Соната для фортепиано, соч. 12 (1926)
Исп. автор
Малый зал имени М. И. Глинки
23 и 28 декабря 1952 г.
Шостакович. Двадцать четыре прелюдии и фуги, соч. 87 (1950—1951) (1-е исполнение, хотя ремарки об этом нет)
Исп. Татьяна Николаева
23 декабря 1953 г.
2-й концерт 1-го абонемента
Д. Д. Шостакович. Творческий вечер
Квартет № 5 си-бемоль мажор, соч. 92 (исп. в 1-й раз)
Исп. квартет имени Бетховена в составе: Д. Цыганов, В. Ширинский, В. Борисовский, С. Ширинский
15 января 1955 г.
Творческий вечер Д. Шостаковича
Концертино для двух фортепиано (1954) (указано, как 1-е исполнение; премьера была в Москве 20.01.1954, а это 1-е исполнение в Ленинграде)
Исп. Алла Малолеткова и Максим Шостакович
Из еврейской народной поэзии. Вокальный цикл для сопрано, контральто и тенора в сопровождении фортепиано
Исп. Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Алексей Масленников и Д.Д. Шостакович
7 октября 1956 г.
Творческий вечер Д. Шостаковича
Государственный квартет имени Бетховена (Д. Цыганов, В. Борисовский, В. Ширинский, С. Ширинский). Вступительное слово А.А. Должанский
Струнный квартет № 6 соль мажор, соч. 101 (1956)
Исп. квартет имени Бетховена
15 мая 1960 г.
Шостакович. Струнный квартет № 7 фа-диез минор, соч. 108 (1960)
Исп. квартет имени Бетховена
2 октября 1960 г.
Шостакович. Струнный квартет № 8 до минор, соч. 110 (1960)
Исп. квартет имени Бетховена
21 и 22 ноября 1964 г.
Творческий вечер Дмитрия Дмитриевича Шостаковича
Струнный квартет № 9 ми-бемоль мажор, соч. 117 (1-е исполнение)
Струнный квартет № 10 ля-бемоль мажор, соч. 118 (1-е исполнение)
Исп. Квартет имени Бетховена
28 мая 1966 г.
Шостакович. Струнный квартет № 11 фа минор, соч. 122 (1966) (памяти Василия Петровича Ширинского)
Исп. квартет имени Бетховена
Пять романсов для голоса и фортепиано, на тексты из журнала «Крокодил», соч. 121 (1965) (1-е исполнение, хотя ремарки об этом нет)
Предисловие к полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия, для баса и фортепиано (слова автора), соч. 123 (1966) (1-е исполнение, хотя ремарки об этом нет)
Исп. Евгений Нестеренко и Дмитрий Шостакович
12 ноября 1973 г.
4-й концерт 8-го абонемента сезона 1972–72 гг.
Авторский вечер
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Шесть стихотворений Марины Цветаевой, вокальная сюита, соч. 143
Исп. Ирина Богачева
Партия фортепиано – Софья Вакман
Шостакович. Струнный квартет № 14 фа-диез мажор. Соч. 142 (1973) (посвящается С.П. Ширинскому)
Исп. квартет имени Бетховена в составе: Д.М. Цыганов, Н.Н. Забавников, Ф.С. Дружинин, С.П. Ширинский
15 ноября 1974 г. (25 октября состоялось исполнение в Ленинградском Союзе композиторов)
Шостакович. Струнный квартет № 15 ми-бемоль минор, соч. 144 (1974), памяти Сергея Петровича Ширинского
Исп. Квартет имени Танеева
23 декабря 1974 г.
Шостакович. Вокальная сюита на стихи Микеланджело Буонарроти, для баса и фортепиано, соч. 145 (1974)
Исп. Евгений Нестеренко и Евгений Шендерович
1 октября 1975 г.
Шостакович. Соната для альта и фортепиано, соч. 147 (1975), посвящается Федору Серафимовичу Дружинину
Исп. Федор Дружинин и Михаил Мунтян
Большой зал
11 марта 1927 г.
Концерт пианистов школы Л. В. Николаева
Участники (в алфавитном порядке): А. Д. Каменский, И. М. Рензин, В. В. Софроницкий, И. З. Шварц, К. Г. Шмидт, Д. Д. Шостакович, М. В. Юдина
Николаев – Вариации на тему из четырех нот для двух фортепиано
Исп. И. Рензин, Д. Шостакович
Шопен – Два ноктюрна, Два этюда, Баллада № 3
Исп. Д. Шостакович
20 ноября 1927 г.
Концерт Лидии Яковлевны Липковской
С участием Д. Д. Шостаковича
Лист – Гондольера, Канцона, Тарантелла
Исп. Д. Шостакович
23 ноября 1927 г.
2-й концерт 5-го абонемента
С участием Дмитрия Шостаковича и Г. Н. Попова
Моцарт. Концерт для двух фортепиано с оркестром, соч. 83 (1780)
Исп. Д. Шостакович и Г. Попов
Дирижер – Фриц Штидри
26 ноября 1927 г.
2-й симфонический концерт для рабочей молодежи
Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром (без уточнения, очевидно № 1)
Исп. Д. Д. Шостакович
Дирижер – Николай Малько
3 февраля 1929 г. (день)
6-й концерт 6-го (утреннего) абонемента
Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 1, соч. 10
Исп. Д.Д. Шостакович
Дирижер – Г.Г. Шейдлер
25 марта 1930 г.
Концерт класса Л. Николаева
Шостакович – Фрагменты из балета «Золотой век» («Динамиада»)
Исп. Д.Д. Шостакович
17 января 1933 г. [Первый авторский концерт]
Шостакович.
8 прелюдий для фортепиано, соч. 34
Фортепианная транскрипция из музыки к к/ф «Златые горы»
Исп. автор
(в I отделении оркестр под управлением А. Гаука исполнил Симфонию № 1, во II отделении, впервые, - сюиту из балета «Болт» и четыре симфонических отрывка из оперы «Леди Макбет Мценского уезда»)
19 февраля 1933 г.
Шостакович. Фортепианные произведения (без уточнений)
Исп. автор
Дирижер – А.В. Гаук
15 и 17 октября 1933 г.
Шостакович. Концерт для фортепиано с оркестром [№ 1] до минор, соч. 35 (1933) (в 1-й раз)
Солист – автор, соло трубы – Александр Шмидт
Дирижер – Ф. Штидри
23 марта 1934 г.
Шостакович. Концерт для фортепиано с оркестром
Солист – автор
Дирижер – В. Дранишников
1 ноября 1937 г.
Концерт из произведений советских композиторов при участии авторов
Шостакович. Концерт для фортепиано с оркестром
Исп. автор
Дирижер – А.А. Пономаренко
16 ноября 1937 г.
Шостакович. Концерт для фортепиано с оркестром
Солист – автор
Дирижер – Н. Рабинович
15 апреля 1938 г.
Концерт пианистов школы Л.В. Николаева (35 лет художественной деятельности)
Участники (в порядке выхода на сцену): Александр Геронимус, Натан Перельман, Вера Разумовская, С.И. Савшинский, И.М. Рензин, И.З. Шварц, Г.М. Бузе, Татьяна Рябова, Павел Серебряков, Т.Л. Фидлер, К.Г. Шмидт, В.В. Софроницкий и Д.Д. Шостакович
Николаев – Вариации на тему из четырех нот для двух фортепиано
Исп. В.В. Софроницкий и Д.Д. Шостакович
20 апреля 1938 г.
Шостакович. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Солист – автор
Дирижер – К. Элиасберг
2 января 1939 г. (день) (рукопись)
Смешанный закрытый концерт. Новогодняя ёлка для учащихся средних школ
Шостакович. Отрывки из произведений (без уточнений)
Исп. автор
18 марта 1939 г.
Шостакович. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Исп. автор
Соло на трубе – И.А. Воловик
Дирижер – Э.П. Грикуров
12 октября 1940 г.
Концерт школы нараодного артиста РСФСР, профессора, орденоносца Л.В. Николаева
В концерте участвуют (в порядке выхода на сцену): И. Рензин и Д. Шостакович, В. Софроницкий, П. Серебряков, К. Шмидт, Н. Перельман, Г. Бузе, А. Геронимус, Т. Фидлер
Рахманинов. Соната № 2 для двух фортепиано
Исп. И. Рензин и Д. Шостакович
2 января 1941 г.
I отделение
Шостакович. Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели
Исп. Квартет имени А. К. Глазунова, партия фортепиано – автор
(во II отделении Е. Мравинский дирижировал Пятой симфонией Шостаковича)
5 января 1941 г. (вечер)
Заключительный концерт Декады советской музыки
Шостакович. Квинтет
Исп. Квартет имени Глазунова
Партия фортепиано – автор
Эвакуация. Новосибирск
4 июля 1942 г.
Шостакович. Квинтет
Исп. Квартет имени Глазунова
Партия фортепиано — автор
(Шостакович в это время был в Новосибирске на репетициях Седьмой симфонии, премьера которой состоялась 9 июля)
Большой зал
14 ноября 1944 г.
Авторский вечер Дмитрия Дмитриевича Шостаковича
Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано, соч. 57
Исп. Квартет имени Бетховена (Москва) в составе: Д. Цыганов (скрипка), В. Ширинский (скрипка), В. Борисовский (альт), С. Ширинский (виолончель), и автор (фортепиано)
Трио, соч. 68 (исп. в 1-й раз)
Исп. Д. Цыганов (скрипка), С. Ширинский (виолончель) и автор (фортепиано)
6 февраля 1947 г.
(машинопись и рукописная книга)
Встреча кандидата в депутаты Верховного Совета РСФСР Д.Д. Шостаковича с избирателями Дзержинского округа
Шостакович. Квинтет (I и II части)
Исп. Д.Д. Шостакович и Квартет им. Глазунова
Симфония № 7 (I часть)
Дирижер – Е.А. Мравинский
Камерные залы
Малый зал (Бетховенское фойе)
2 декабря 1926 г.
Ленинградская ассоциация современной музыки при Ленинградской академической филармонии
Шостакович. Соната для фортепиано, соч.12 (1926) в 1-й раз
Исп. автор
6 января 1928 г.
Вечер песни
Лидия Вырлан
Римский-Корсаков. В царстве розы и винограда (Фет)
На холмах Грузии (Пушкин)
Штейнберг. Из персидской лирики (Хайям)
Я не знаю покоя (Тагор)
Штрейхер. Подражание персидскому (Гумилев)
Не жду, что мой земной удел (рукопись) (По)
Вейсберг (рукопись, 1-й раз). Последняя песня (Ахматова)
Тихо плачу (Парнок)
Цыганская (Сельвинский)
Дзегеленок. Из Сафо (Майков)
Зачем сидишь ты здесь (Тагор)
Александров. Из «Александрийских песен» (Кузмин):
Ты – как у гадателя отрок
Весною листья меняет тополь
Как песня матери
Солнце
Мясковский. Луна и туман (Гиппиус)
Заклинание (Гиппиус)
У рояля Дмитрий Шостакович
Зал Глазунова в Консерватории, концерт Филармонии
30 октября 1939 г.
Концертное бюро Филармонии
Творческий вечер Дмитрия Шостаковича
При участии: Квартета имени Глазунова, Квартета им. Ауэра, Арнольда Феркельмана и автора
24 прелюдии для фортепиано
Исп. Д. Шостакович
Соната для виолончели и фортепиано
Исп. А. Феркельман и Д. Шостакович
Малый зал имени Глинки
5 января 1950 г.
Шостакович. Квинтет
Исп. автор, композитор Д.Д. Шостакович и квартет Московской филармонии: Ростислав Дубинский (1-я скрипка), Нина Баршай (2-я скрипка), Рудольф Баршай (альт), Валентин Берлинский (виолончель)
15 января 1950 г.
4-й концерт 2-го абонемента
Шостакович. Фортепианный квинтет
Исп. автор, композитор Д.Д. Шостакович и квартет имени Бетховена: Д. Цыганов, В. Борисовский, В. Ширинский, С. Ширинский
18 ноября 1951 г.
1 концерт 1-го абонемента
Исполнители: Д. Д. Шостакович и Государственный Квартет имени Бетховена (Д. Цыганов, В. Ширинский, В. Борисовский, С. Ширинский)
Шостакович. Четыре прелюдии и фуги (1951)
Исп. автор
Трио (1944)
Исп. Д. Шостакович, Д. Цыганов, С. Ширинский
24 апреля 1952 г.
Творческий вечер Д. Д. Шостаковича
Шостакович. Соната для виолончели и фортепиано (1934)
Исп. С. Кнушевицкий и Д. Шостакович
Трио (1944)
Исп. Д. Шостакович, Д. Ойстрах и С. Кнушевицкий
Четыре прелюдии и фуги (1951)
Исп. автор, Д. Шостакович
25 января 1953 г.
2-й концерт 1-го абонемента
Творческий вечер Д.Д. Шостаковича
Участвуют Д.Д. Шостакович, Д.Ф. Ойстрах, С.Н. Кнушевицкий
Шостакович. Соната для виолончели и фортепиано (1934)
Исп. С. Кнушевицкий и Д. Шостакович
Трио (1944)
Исп. Д. Шостакович, Д. Ойстрах и С. Кнушевицкий
Прелюдии и фуги (1951)
Исп. автор, Д. Шостакович
23 декабря 1953 г.
2-й концерт 1-го абонемента
Д. Д. Шостакович. Творческий вечер
При участии Квартета имени Бетховена в составе: Д. Цыганов, В. Ширинский, В. Борисовский, С. Ширинский
Шостакович. Квинтет для струнного квартета и фортепиано, соч. 57
Исп. автор, Д. Шостакович и квартет
Прелюдии и фуги, соч. 8: ре мажор, ля мажор, ми минор
Исп. автор, Д. Шостакович
Квартет № 5 си-бемоль мажор, соч. 92 (исп. в 1-й раз)
Исп. квартет
15 января 1955 г.
Творческий вечер Д. Шостаковича
Шостакович. Фортепианный квинтет (1940)
Исп. Д. Шостакович и Квартет имени Бетховена (Д. Цыганов, В. Борисовский, В. Ширинский, С. Ширинский)
Из еврейской народной поэзии. Вокальный цикл для сопрано, контральто и тенора в сопровождении фортепиано (В 1-й раз):
1. Плач об умершем младенце
2. Заботливая мама и тетя
3. Колыбельная
4. Перед долгой разлукой
5. Предостережение
6. Брошенный отец
7. Песня о нужде
8. Зима
9. Песня о хорошей жизни
10. Песня девушки
11. Счастье
Исп. Н. Дорлиак, З. Долуханова, А. Масленников, партия фортепиано – автор, Д. Шостакович
2 октября 1955 г.
Шостакович. Фортепианный квинтет, соч. 57
Исп. автор, Д. Шостакович, Квартет имени Глазунова
14 и 15 декабря 1955 г.
2-й концерт 1-го абонемента
Творческий вечер Д. Шостаковича
Исполнители: автор, Д. Д. Шостакович, Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Алексей Масленников, Государственный квартет имени Бетховена (Д. Цыганов, В. Ширинский, В. Борисовский, С. Ширинский)
Шостакович. Фортепианный квинтет, соч. 57
Исп. автор, Д. Шостакович и Квартет имени Бетховена
Прелюдии и фуги. Соч. 87
Исп. автор, Д. Шостакович
Из еврейской народной поэзии. Вокальный цикл для сопрано, контральто и тенора в сопровождении фортепиано, соч. 79:
1. Плач об умершем младенце
2. Заботливая мама и тетя
3. Колыбельная
4. Перед долгой разлукой
5. Предостережение
6. Брошенный отец
7. Песня о нужде
8. Зима
9. Песня о хорошей жизни
10. Песня девушки
11. Счастье
Исп. Н. Дорлиак, З. Долуханова, А. Масленников, партия фортепиано – автор, Д. Шостакович
6 октября 1956 г.
Открытие сезона
Шостакович. Фортепианный квинтет, соч. 57
Исп. автор, Д. Шостакович и Квартет имени Бетховена: Д. Цыганов, В. Ширинский, В. Борисовский, С. Ширинский
7 октября 1956 г.
Творческий вечер Д. Шостаковича
Шостакович. Прелюдии и фуги, соч. 87
Исп. автор, Д. Шостакович
Из еврейской народной поэзии. Вокальный цикл для сопрано, контральто и тенора в сопровождении фортепиано, соч. 79:
1. Плач об умершем младенце
2. Заботливая мама и тетя
3. Колыбельная
4. Перед долгой разлукой
5. Предостережение
6. Брошенный отец
7. Песня о нужде
8. Зима
9. Песня о хорошей жизни
10. Песня девушки
11. Счастье
Исп. Н. Дорлиак, Т. Антипова, А. Масленников, партия фортепиано – автор, Д. Шостакович
24 февраля 1957 г.
5 концерт 6-го абонемента
Принимают участие: Д. Д. Шостакович, Государственный квартет имени Бетховена: Д. Цыганов, В. Ширинский, В. Борисовский, С. Ширинский
Шостакович. Фортепианный квинтет. Соч. 57
Исп. автор, Д. Шостакович и Квартет имени Бетховена
15 июня 1957 г.
7-й концерт 2-го абонемента
Творческий вечер Д. Д. Шостаковича
Исполнители: автор, Дмитрий Шостакович, Нина Дорлиак, Зара Долуханова, С. Кнушевицкий, солист Малого театра Михаил Довенман.
Шостакович. Прелюдии и фуги, соч. 87
Исп. автор, Д. Шостакович
Соната для виолончели и фортепиано, соч. 40
Исп. С. Кнушевицкий и автор, Д. Шостакович
Из еврейской народной поэзии. Вокальный цикл для сопрано, контральто и тенора в сопровождении фортепиано, соч. 79:
1. Плач об умершем младенце
2. Заботливая мама и тетя
3. Колыбельная
4. Перед долгой разлукой
5. Предостережение
6. Брошенный отец
7. Песня о нужде
8. Зима
9. Песня о хорошей жизни
10. Песня девушки
11. Счастье
Исп. Нина Дорлиак, Зара Долуханова, М. Довенман, партия фортепиано – автор, Д. Шостакович
28 и 29 мая 1966 г.
Творческий вечер народного артиста СССР, лауреата Ленинской и государственных премий Дмитрия Дмитриевича Шостаковича
Шостакович. Пять романсов для голоса и фортепиано, на тексты из журнала «Крокодил», соч. 121 (1965) (1-е исполнение, хотя ремарки об этом нет)
Предисловие к полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия, для баса и фортепиано (слова автора), соч. 123 (1966) (1-е исполнение, хотя ремарки об этом нет)
Исп. Евгений Нестеренко и Дмитрий Шостакович

28 ноября в Великом Новгороде открылась организованная Новгородским музеем-заповедником выставка «Пророк вечной красоты», посвященная 170-летию со дня рождения композитора Анатолия Лядова. Партнером проекта выступает Санкт-Петербургская академическая филармония имени Д.Д. Шостаковича: для выставки она предоставила уникальные экспонаты из собрания Музыкальной библиотеки; в рамках проекта в Великом Новгороде c сольным концертом выступит артист филармонии, известный пианист Николай Мажара, лекции прочтут музыковеды-сотрудники филармонии. Выставка размещена в Музее изобразительных искусств, входящем в структуру Новгородского музея-заповедника, она продлится до 16 апреля 2026 года. Новгородский музей-заповедник — один из ведущих федеральных музеев страны, в этом году отмечающий 160-летие со дня основания.
«Эта выставка — приношение Новгородского музея к юбилею композитора. Она получилась камерной, тихой, по-домашнему уютной; здесь раскрывается личное пространство Лядова, то, что он сам скрывал от друзей и коллег. Мы хотели показать его не только как выдающегося музыканта, но и как семейного человека. Надеемся, нам удалось показать, как эти два мира сосуществовали в нём», — отметила Олеся Рудь, заместитель генерального директора Новгородского музея-заповедника по экспозиционно-выставочной работе. Она подчеркнула, что важной частью проекта стала поддержка Петербургской филармонии: сотрудники Музыкальной библиотеки отобрали замечательные, редкие материалы, заметно обогатившие выставку.
Уникальные экспонаты из собрания Музыкальной библиотеки Петербургской филармонии иллюстрируют «петербургоцентричность» жизни Анатолия Лядова. Среди них — первые издания сказочной картины для оркестра «Волшебное озеро», Восьми русских народных песен для оркестра, фортепианных сочинений («Куколки», «Музыкальная табакерка»), опубликованные издательствами Василия Бесселя и Митрофана Беляева; программы Русских симфонических концертов, которыми композитор дирижировал в Зале Дворянского собрания (ныне — Большой зал филармонии); программы состоявшихся здесь же Концертов Александра Зилоти, на которых звучали первые исполнения сочинений Лядова, и другие экспонаты, например, рисунок композитора «Зеленый чертяка».
«Мы предоставили подлинные материалы исключительной ценности. Выбранные артефакты позволяют рассмотреть антологию его творчества, которая разделяется на три взаимодополняющих вектора, во всей ее полноте: фортепианная, симфоническая и вокальная музыка. Также представлены свидетельства его работы как дирижера, вставшего за пульт оркестра Императорской русской оперы в Зале Дворянского собрания, — отметила Юлия Кантор, заместитель директора Петербургской филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям. — Особую историческую рифму создают и сами пространства: выставка расположена в здании Новгородского дворянского собрания, и Большой зал Петербургской филармонии находится в здании Дворянского собрания».
Музыкальной доминантой проекта «Пророк вечной красоты» в Великом Новгороде станет сольный концерт артиста Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и профессора Санкт-Петербургской консерватории, известного пианиста Николая Мажары. Также пройдут лекции сотрудников филармонии, музыковедов, кандидатов искусствоведения Михаила Алейникова и Марины Монаховой.
Документальную основу выставки составили экспонаты фондов Новгородского музея-заповедника и Народного музея Антона Аренского, Анатолия Лядова, Сергея Рахманинова. «После смерти Анатолия Лядова его жена, Надежда Ивановна, не сразу стала передавать вещи композитора в государственные музеи — это происходило постепенно, на протяжении многих лет. В результате предметы оказались в самых разных собраниях. Сегодня значительную часть этих ценностей мы объединяем и представляем вместе. Нам удалось соединить в одном пространстве Боровичский документальный фонд и Санкт-Петербургский. В экспозиции на первый план вынесены мемориальные вещи Лядова — почти все они подлинные, не копии. Это дает возможность прикоснуться к наследию композитора и его семьи — его жены, сыновей и тех, кто окружал его в разные годы», — рассказала Марина Мазилкина, куратор выставки, сотрудник отдела формирования и реализации выставочных программ Новгородского музея-заповедника. Наибольший интерес вызывают артефакты из личных архивов родственников композитора. Уникальная часть экспозиции — сохраненные Валерием Васильевичем Демидовым мемориальные предметы Лядова: неопубликованные письма, дирижерская палочка, письмо о принятии отставки композитора, нотный альбом, лампа, предметы мебели из петербургской квартиры Лядовых на ул. Николаевской (ныне ул. Марата, 52) и многое другое.

30 ноября в Большом зале Петербургской филармонии прозвучит сюита Владимира Дашкевича из музыки к кинофильму «Приключения Шерлока Холмса». Идея вновь исполнить это сочинение возникла в 2023 году, когда филармония приняла на хранение оркестровые партии, найденные на территории киностудии «Ленфильм». Этот комплект представляет для филармонии безусловную историческую ценность: музыку к большинству фильмов знаменитой серии записал Симфонический оркестр Ленинградской филармонии (сейчас — Академический симфонический оркестр филармонии), с высокой вероятностью, артисты тогда играли по этим самым нотам. 30 ноября этот оркестр исполнит знаменитые мелодии Владимира Дашкевича, дирижер — Павел Петренко. И хотя в этот раз музыканты будут играть по современным партиям, исполнение вдохновлено историей спасения нот. В программе также — киномузыка Альфреда Шнитке и Исаака Шварца, ведущий концерта — Александр Малич.
В ноябре 2023 года среди вещей, утилизированных при расчистке одного из павильонов киностудии «Ленфильм», были найдены коробки с нотами. Тогда папку с рукописными партиями музыки Владимира Дашкевича к циклу фильмов о Шерлоке Холмсе обнаружила жительница Петербурга. Филармония обратилась к спасительнице нот с предложением принять их на хранение, та с радостью согласилась. Инициативу филармония согласовала с руководством киностудии «Ленфильм» и получила одобрение.
«Для филармонии передача найденных оркестровых партий стала большим событием. Сразу после обнаружения нот мы пришли к выводу, что обретение таких исторически важных экземпляров — хороший повод запланировать исполнение музыки Владимира Дашкевича тем самым симфоническим коллективом, который записывал музыку к фильмам о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, что мы и осуществили. Однако в процессе изучения материала стало ясно, что рукописные партии отдельных фрагментов, предназначенные для записи, неудобны для исполнения на концертной эстраде, поэтому оркестр на концерте будет пользоваться печатной версией. Тем не менее именно эта находка непосредственно повлияла на формирование программы вечера», — рассказал Евгений Петровский, заместитель директора по творческой деятельности, художественный руководитель Большого зала.
«Концерты во фраках и в джинсах» — один из самых популярных абонементов Петербургской филармонии. В каждом его концерте классика звучит рядом с музыкой популярного жанра: зарифмованные по смыслу, они создают друг для друга необычный контекст, добавляют восприятию объем. В каждом абонементном вечере участвует Александр Малич — известный телеведущий и продюсер, который выходит на сцену вместе с филармоническими оркестрами, звёздами‑солистами и дирижёрами.

2 декабря Петербургская филармония отметит 50-летие присвоения имени Дмитрия Шостаковича: соответствующее Постановление Совета Министров СССР вышло 2 декабря 1975 года. В эту дату в Большом зале филармонии Заслуженный коллектив России — оркестр, осуществивший первые исполнения большинства симфонических сочинений композитора, — исполнит его музыку: прозвучат Праздничная увертюра, сюита из балета «Болт» и пять антрактов из оперы «Катерина Измайлова». В программе также — знаменитая «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина. За пультом — главный дирижер Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Феликс Коробов. Концерт входит в программу абонемента «(Не)Знакомый Шостакович», посвященного 50-летию присвоения филармонии имени композитора.
История Петербургской филармонии и двух ее оркестров тесно связаны с личной и творческой биографией Дмитрия Шостаковича. Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр филармонии, в советское время носивший имя Заслуженный коллектив Республики, осуществил мировые премьеры большинства его симфонических сочинений, в том числе — Первой симфонии, с которой началась мировая слава композитора. Под управлением Евгения Мравинского, возглавлявшего оркестр на протяжении полувека, ЗКР создал эталонные интерпретации сочинений Шостаковича. Выдающемуся дирижеру он посвятил Восьмую симфонию. В июле 1942 года композитор специально прилетел в Новосибирск, куда были эвакуированы Заслуженный коллектив Республики и Евгений Мравинский, чтобы присутствовать на первом исполнении ими Седьмой симфонии.
В истории Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии самый яркий эпизод, связанный с именем Шостаковича, — это блокадная премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии 9 августа 1942 года под управлением Карла Элиасберга. Единственный оставшийся в осажденном Ленинграде симфонический оркестр, он тогда еще не входил в состав филармонии и был известен под именем Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета.
В нынешнем Большом зале филармонии двенадцатилетний Шостакович услышал первый в жизни симфонический концерт. Здесь во многом сформировались его кругозор и вкус: в 1920‑е годы он слушал выступления ведущих мировых дирижёров и знакомился с музыкой крупнейших современных композиторов. Филармония подарила ему круг профессионального общения — именно здесь он познакомился с Иваном Соллертинским и Евгением Мравинским.
Начиная с 1932 года музыка Шостаковича периодически звучала на самых важных концертах филармонии — в том числе на открывающих сезон. Постепенно это стало традицией, которая сегодня обрела совершенную форму. Ныне каждый концертный сезон Петербургской филармонии открывается исполнением музыки Дмитрия Шостаковича; дата начала неизменна — 25 сентября, в день рождения композитора.
Музыка Дмитрия Шостаковича, занимающая важное место в филармонической афише, станет одним из ключевых смысловых акцентов программы крупнейшего проекта Петербургской филармонии — XXV Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств», который пройдёт в Петербурге с 13 по 25 декабря.
22 ноября всемирно известный Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением бессменного руководителя, народного артиста России Владимира Спивакова исполнил в Большом зале Петербургской филармонии программу из шедевров венских классиков: прозвучали знаменитая «Маленькая ночная серенада», Дивертисмент ре мажор, Концерт № 12 для фортепиано с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта, а также Симфония № 85 «Королева» (La Reine) Йозефа Гайдна Солировал четырнадцатилетний швейцарский пианист Лукас Шиш, для которого это выступление стало дебютом в Петербурге.
«Эта программа действительно трудная, ведь при исполнении Моцарта и Гайдна лучше всего виден класс оркестра и солиста. Мы очень волнуемся перед выступлением в Большом зале Петербургской филармонии, особенном для Владимира Теодоровича», — поделился концертмейстер оркестра, заслуженный артист РФ Алексей Лундин.
«Этот Концерт Моцарта мы уже исполняли вместе с оркестром “Виртуозы Москвы” 1 октября прошлого года на концерте-открытии XXI Международного фестиваля “Москва встречает друзей”, затем ещё несколько раз в Москве. Это непростое произведение, но мне очень нравится его исполнять. Для меня честь выступать с этим оркестром и маэстро Владимиром Теодоровичем, я счастлив, что могу учиться новому, глубже понимать музыку, — рассказал Лукас Шиш, финалист Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition, стипендиат и участник концертных программ Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, участник проектов Дениса Мацуева. — Я впервые приехал в Петербург — мне сразу понравился этот город, очень красивый! Большой зал филармонии прекрасно подходит для звучания музыки Моцарта!»
Концерт завершился чередой известных пьес Боккерини, Брамса, Иоганна и Эдуарда Штраусов и Астора Пьяццоллы. Заключительный бис стал, по словам Владимира Спивакова, «признанием в любви великому городу Ленинграду — Санкт-Петербургу».

19 ноября прославленный Заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича выступил под управлением главного дирижера филармонии, народного артиста России Николая Алексеева в Большом зале Московской консерватории в программе XV Международного фестиваля Мстислава Ростроповича. В исполнении петербургских музыкантов прозвучали два симфонических шедевра XX века: Третья «Литургическая» симфония Артура Онеггера и Четвертая симфония Дмитрия Шостаковича. Московская публика благодарила оркестр продолжительными овациями, очевидно оценив изысканную и сложную программу концерта.
XV Международный фестиваль Мстислава Ростроповича проходит с 25 октября по 29 ноября 2025 года в Москве. Его программа, открывшаяся в день рождения Галины Вишневской, наряду с выступлением Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича включает также концерты Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова под управлением Димитриса Ботиниса (солист — Александр Рамм), Филармонического оркестра Джоаккино Россини под управлением Луки Марии Тесты, Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского под управлением Дэвида дель Пино Клинге (солист — Себастьян Монтес).
«Международный фестиваль Мстислава Ростроповича, впервые состоявшийся в Москве в 2010 году, был учрежден в память величайшего музыканта, без которого невозможно представить современное искусство. Организаторами Фестиваля стали Правительство Москвы и Фонд культурных и гуманитарных программ М.Л. Ростроповича. Художественный руководитель Фестиваля — заслуженный деятель искусств Российской Федерации Ольга Ростропович. По признанию общественности и средств массовой информации, Фестиваль стремительно получил международную известность, став одним из центральных событий музыкального мира», — говорится на официальном сайте Фестиваля.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ имени Д.Д. ШОСТАКОВИЧА объявляет конкурс в Академический симфонический оркестр филармонии на замещение следующих вакантных должностей:
Первые скрипки – 3 места в группе
Вторые скрипки – 1 место в группе
Альты – заместитель концертмейстера, 1 место в группе
Английский рожок
Трубы – концертмейстер группы; регулятор группы; 4-я труба (регулятор 2-й, 3-й трубы)
Валторны – 2-я валторна; регулятор 2-й, 4-й валторн
Тромбоны – концертмейстер группы
Ударные инструменты – Большой барабан (мелкие ударные инструменты)
Конкурс проводится с 27 по 31 января 2026 года в Большом зале филармонии
Конкурсная программа на замещение вакантных должностей включает обязательное произведение и произведение по выбору участника, а также исполнение оркестровых партий из репертуара оркестра.
По специальности «первые скрипки» и «вторые скрипки»:
- Моцарт. Концерт № 3 для скрипки с оркестром (I часть с каденцией) или
Моцарт. Концерт № 4 для скрипки с оркестром (I часть с каденцией) или
Моцарт. Концерт № 5 для скрипки с оркестром (I часть с каденцией) - Произведение по выбору участника (часть или части концерта, либо развернутая пьеса)
По специальности «альты»
- Стамиц. Концерт для альта с оркестром (I часть с каденцией) или
Хоффмайстер. Концерт для альта с оркестром (I часть с каденцией) - Произведение по выбору участника
По специальности «английский рожок»:
- Боцца. Дивертисмент для английского рожка и фортепиано
- Произведение по выбору участника, не более 10 минут
По специальности «труба»:
- Гайдн. Концерт для трубы с оркестром (I, II части; на трубе in B)
- Щелоков. Этюд № 1
По специальности «валторна»:
- Моцарт. Концерт № 2 для валторны с оркестром (I часть с каденцией) или
Моцарт. Концерт № 4 для валторны с оркестром (I часть с каденцией) - Р. Штраус. Концерт № 1 для валторны с оркестром (I часть)
По специальности «тромбон»:
- Давид. Концертино (I часть)
- Гильман. «Симфоническая пьеса»
По специальности «ударные»:
- Шостакович. Танец из балета «Золотой Век» (ксилофон)
- Балисса. Концертино для ударных инструментов с фортепиано (II часть) загрузить ноты, или
В. Гришин. "To Li Biao" загрузить ноты
Список документов для участия в конкурсе:
Автобиография
Характеристика с места работы/учебы или заверенная копия трудовой книжки
Фотография (для документов, 3х4 см)
Согласие на обработку персональных данных
Аудиозапись или видеозапись сольного исполнения длительностью от пяти минут на цифровом носителе (цифровой носитель остается у администрации оркестра до конца конкурса).
Обязательное произведение для аудио/видео записи специальность скрипка – Бах 3,4 части из сонаты соло соль минор или ля минор или до мажор, либо 3,4 части из партиты ре минор.
Приём документов производится с 24 ноября по 30 декабря 2025 года по рабочим дням с 11:00 до 13:00; 14:00-17:00 и с 12 января по 19 января 2026 года по рабочим дням с 11:00 до 13:00; 14:00-17:00 в администрации Академического симфонического оркестра филармонии по адресу: Санкт-Петербург, Михайловская ул. 2, отдел кадров каб. № 411.
Результаты предварительного отбора и список участников, допущенных к конкурсному прослушиванию, будут опубликованы 23 января 2026 года.
Обращаем внимание, что филармония не предоставляет аккомпаниатора.
Справки по телефонам: (812) 314-90-50, (812) 318-69-35 с 11:00 до 13:00 и с 14:00 до 17:00.
Концерт Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Петербургской филармонии и Петербургского камерного хора под управлением главного дирижера филармонии, народного артиста России Николая Алексеева прошел в Малом зале филармонии 16 ноября. В программу вошли сочинения австро-немецких композиторов трех веков: Йозефа Гайдна, Франца Шуберта и Пауля Хиндемита.
Прозвучали два произведения немецкого композитора Пауля Хиндемита — признанного классика музыки XX столетия: цикл «Шесть песен на стихи Рильке» для смешанного хора a capella (1939), написанный на французские тексты поэта, и кантата "Apparebit repentina dies" («Внезапно настанет день») для смешанного хора и медных духовых инструментов, написанная в 1947 году на анонимный средневековый латинский текст, описывающий события Страшного суда.
«Я был уже на четвертом курсе, и мы с Авениром Васильевичем Михайловым, моим профессором, решили, что исполнение кантаты Хиндемита “Apparebit repentina dies” для 10 медных инструментов и хора будет моим государственным выпускным экзаменом. В ходе нашей работы возник план исполнить Кантату в Малом зале филармонии. К сожалению, за месяц до назначенной даты в Малый зал позвонили из ленинградского обкома партии и настоятельно рекомендовали отменить этот концерт, намекая на «клерикальность» текста и неоднозначные смыслы Кантаты о конце света. Конечно, концерт пришлось перенести, он состоялся в Малом зале консерватории» — вспоминает Николай Алексеев. — «Все годы, прошедшие с того времени, меня не оставляло желание вернуться к этому произведению Хиндемита и исполнить “Apparebit repentina dies” в память о моих учителях, в память о замечательных музыкантах, всей своей жизнью показавших мне пример беззаветного и благородного служения музыке».
Программа продолжилась исполнением Шести немецких танцев Франца Шуберта в оркестровой версии Антона Веберна и Симфонии № 60 «Рассеянный» (Il Distratto) Йозефа Гайдна, написанной по одноименной пьесе французского драматурга Жана Франсуа Реньяра. Изначально музыка создавалась композитором для театрального представления. Не соответствуя канону, она состоит из шести частей, которые напоминают увертюру, четыре действия и финал.
Следующий концерт Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Петербургской филармонии, народного артиста России Николая Алексеева состоится в Большом зале Петербургской филармонии 10 декабря в день рождения маэстро Юрия Хатуевича Темирканова. Прозвучат оркестровые пьесы Лядова, Пятая симфония Чайковского и Рапсодия на тему Паганини Рахманинова, солист — Вадим Руденко.
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»