Произведения
«Иуда», страсти для солистов, хора и оркестра на тексты из Евангелия Иуды и рассказа Л.Андреева «Иуда Искариот»
Манускрипт III-IV в. н.э. «Евангелие Иуды», найденный, расшифрованный и опубликованный в начале XXI века, долгое время считался навсегда утерянным. Историческая подлинность рукописи доказана учеными, но вряд ли когда-либо будет принята христианской церковью и останется апокрифом из-за нетрадиционной трактовки личности Иуды.
Интерпретировать поведение Иуды пытались Эрнест Ренан, Хорхе Луис Борхес, Михаил Булгаков, Леонид Андреев. Литераторов привлекал в Иуде «человек страдающий», отличающийся от прочих учеников. В «Евангелии Иуды» он – любимый ученик Христа, видящий и любящий его больше других. Иуда предает своего учителя по его же просьбе и тем самым выполняет Божескую волю, обрекая себя на вечное одиночество и проклятье. Эта тема впервые получила музыкальное воплощение в «Страстях» А. Радвиловича, основанных на подлинных текстах.
Поскольку финальный фрагмент текста «Евангелия Иуды» в манускрипте утерян, композитор использовал в финале своего произведения фрагмент знаменитого рассказа Леонида Андреева «Иуда Искариот».
По мнению композитора, название древнего текстового первоисточника – «Евангелие от Иуды» – не вполне корректно, поскольку повествование в нем идет не от лица Иуды, а от имени анонимного евангелиста, в отличие от канонических евангельских текстов (Евангелий от Матфея, Марка, Луки, Иоанна). Именно поэтому музыкальную интерпретацию апокрифического текста «Евангелия от Иуды» композитор назвал – «Иуда», страсти.
По жанру в этом сочинении соблюдены основные каноны классических «Страстей». Среди действующих лиц – Иисус, Иуда, анонимный Евангелист. Хор выступает в роли учеников Иисуса, а также – народа. Большую роль играют оркестровые средства. В древнем тексте нет упоминания о событиях, происходивших после предательства. Нет упоминания о бичевании, несении креста, распятии и воскрешении. Эти важные составные элементы Страстей переданы средствами оркестра и, оставаясь не очерченными текстом, присутствуют в музыкальном контексте произведения А. Радвиловича.
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»