Произведения
Симфония № 24
Есть композиторы, чей нетерпеливый и звонкий гений с первых же шагов мощно утверждает себя, ломая сложившиеся каноны, властно захватывая и публику, и музыкантов, «мир огромив мощью голоса». И есть художники, творческие силы которых разворачиваются неспешно, чьи произведения не ошеломляют аудиторию новациями, не вызывают бурных споров. Их сокровенная глубина не сразу находит ответный отклик – столь скромна и непритязательна авторская манера высказывания. Таков Николай Яковлевич Мясковский, быть может, наименее оцененный из больших русских композиторов ХХ века. Академик Б.В. Асафьев особенно выделял в его творчестве «гармоническое сочетание вдумчивости и аскетизма с тонким душевно чутким лиризмом как проявлением нервной впечатлительности, сочувствия людям и личной жажды ласки, тепла и участия».
На протяжении всей жизни симфония была для композитора излюбленным жанром, средоточием его самых заветных помыслов, самых смелых исканий. Двадцать семь симфоний (цифра со времен Гайдна и Моцарта уникальная!) – поистине книга жизни Мясковского. 27 симфоний и 13 оркестровых сочинений других жанров – вот огромный итог титанического труда этого композитора-симфониста.
Однако прежде всего привлекает не объем симфонического творчества Мясковского, а его суть: высокий интеллектуализм, волевая художественная дисциплина, с которой композитор воплощал в своем творчестве разнообразные жизненные впечатления, в первую очередь острые конфликты, трагические коллизии, полные напряженной внутренней борьбы сложные процессы внутреннего мира человека. В то же время в своих развернутых, подчас суровых композициях Мясковский, продолжая линию философско-драматического симфонизма Бетховена и Чайковского, тяготел и к лирической сфере, берущей свое начало в произведениях Римского-Корсакова и Глазунова, лирике сдержанной, эпически объективной, всегда целомудренной и благородной.
Тревожная, суровая 24-я Симфония создавалась в 1943 году и была навеяна мыслями о покойном друге композитора В. Держановском, известиями о смерти Рахманинова, и, конечно, событиями Великой Отечественной войны. Отсюда и героико-трагический пафос этого произведения, которое можно назвать симфонией больших и напряженных мыслей и чувств. «Война сильно обогатила запас моих внутренних и внешних впечатлений, и вместе с тем почему-то повлияла на некоторое просветление музыкальных мыслей», – вспоминал в своих «Автобиографических заметках» Мясковский.
Основная линия развития 24-й Симфонии связана с активными мужественными темами. Одна из них – экспрессивная и динамичная – появляется уже в кратком вступлении-эпиграфе, властно провозглашаемая медной группой оркестра. К ней примыкает резко очерченная главная тема первой части Allegro non troppo. Сдержанная и сосредоточенная, она окрашена в суровые тона, и звучит как мужественный марш. И, наконец, в первой части рождается еще одна драматическая тема, исполненная широты и размаха, мужественно-пламенная. Она вторгается в захватывающую широким мелодическим разливом побочную партию и становится лейттемой всей симфонии, появляясь в последующих ее частях.
Разработка первой части, как и ее экспозиция, отличаются большим лаконизмом. Тема вступления сближается здесь с главной темой, обе они динамизируются, тема вступления звучит более настойчиво, становясь призывной, неустойчивой, подготавливая широкое проведение лейттемы – кульминацию первой части. В наступающей следом репризе проходят основные темы, теперь еще более строгие.
Вторая часть Molto sostenuto начинается спокойно-сосредоточенным, неторопливо развертывающимся вступлением, которое приводит к ее основному разделу – скорбному хору-реквиему. Неоднократно звучит его неподвижно-скованная, словно оцепенелая тема, в то же время изобилующая тембровыми и динамическими контрастами. Она ширится, растет, достигает большой напряженности, приближаясь по характеру к траурному шествию. Внезапно вторгающийся настороженно-тревожный прерывистый ритм подготавливает появление решительной лейттемы симфонии. Олицетворяя ее мужественно-волевое начало, эта тема своим активным, устремленным движением и действенным призывом противостоит скорбному реквиему, вновь появляющемуся в еще более трагической окраске.
Финал – Allegro appassionato – наиболее насыщенная драматическими событиями часть симфонии, ее кульминация. Главная тема, которую предваряют фанфарные сигналы вступления, исполнена ораторского пафоса и патетики. Ее активное развитие определяет весь эмоциональный строй финала, который изобилует динамическими нарастаниями, стремительными подъемами, завершающимися всякий раз кульминацией. Самая значительная из них основана на лейттеме симфонии и звучит особенно торжественно и мощно. При этом, в отличие от первой части симфонии, большую роль в финале играет лирическое начало, в свою очередь преобразившее лейттему симфонии. В последний раз звучит она в медленном умиротворенном заключении вместе с темами второй части и финала, завершая симфонию мягким лирическим просветлением.
Премьеру 24-й Симфонии Мясковского 8 декабря 1943 года в Большом зале Московской консерватории представил Е. Мравинский. А 16 февраля 1944 года под его управлением симфония (вместе с фрагментами балета Чайковского «Щелкунчик») прозвучала в исполнении Заслуженного коллектива Республики в Новосибирске.
С использованием статьи И. Райскина
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-80
+7 (812) 240-01-00, +7 (812) 240-01-70
Перерыв с 15:00 до 16:00
Перерыв с 15:00 до 16:00
Вопросы направляйте на ticket@philharmonia.spb.ru
«Санкт-Петербургская филармония им. Д.Д.Шостаковича»